Статья "Секреты эффективности урока (использование ментальных карт в учебной деятельности младших школьников)"
Секреты эффективности урока
(использование ментальных карт в учебной деятельности
младших школьников)
Гулакова Н.А.,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 103 г. Краснодара
«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя –
все, что может сделать учитель, это указать дорогу».
Р.Олдингтон
Сегодня динамичные изменения в образовании приводят к тому, что объем учебной информации молниеносно возрастает. Какими бы значительными ни были знания ученика, он обязательно станет бессильным перед трудностями, если не научится учиться, если не способствовать формированию его способности к самоизменению. Именно эти ценности, необходимые для формирования младшего школьника, четко определены ФГОС.
Встает вопрос: как научить учиться всех обучающихся? И кинестетиков, и визуалов, и учеников с развитыми пространственными или музыкальными способностями. Личный опыт показывает, что любому ученику легче усваивать информацию, если обучающийся проявил к ней личностный интерес (т.е. мотивирован). Информацию легче анализировать и запоминать, если она воспринята продуктивно (т.е. через деятельность). Поиск ответа на вопрос привел меня к такому способу, который помогает не только овладеть определенными знаниями и умениями, но и содействует развитию и проявлению личностных качеств обучающихся, способности к творческой реализации своих возможностей. Этот способ, созданный еще в 60-е годы двадцатого столетия Тони Бьюзеном (хотя в том или ином варианте существовал ранее, а сегодня его изучением в России занимается профессор СПб университета Бершадская Е.А.), универсально сочетая в себе компоненты образного и логического мышления, является прекрасным способом формирования УУД младших школьников, и называется «картами ума» (Mindmaps), «ментальными картами», «ассоциативными картами», «интеллект-картами», «диаграммами связей».
В чем эффективность использования интеллект-карт в учебной деятельности младших школьников?
Во-первых, интеллект-карты доступны, наглядны и являются привлекательной формой работы для младшего школьника (учитываем возрастные особенности младших школьников).
Во-вторых, интеллект-карты помогают не только погрузиться в изучаемый материал, но и достигнуть целостности его восприятия (увидеть все и сразу!).
В-третьих, карты позволяют определить пробелы и понять, какой информации не хватает, т.е. осуществить актуализацию имеющихся знаний и зафиксировать затруднения.
В-четвертых, интеллект-карты – это хорошая возможность оценки собственной деятельности, возможность вернуться к пересмотру своей работы и увидеть новые идеи (рефлексия деятельности).
И наконец, карты – результат творческой и продуктивной самостоятельной деятельности младшего школьника, основой которого является его личностный интерес (мотивация учебной деятельности).
Кроме того, процесс составления карт младшими школьниками стимулирует детское творчество и воображение, способствует развитию мышления, различных видов памяти, речи. Интеллект-карты, ускоряя процесс образования, позволяют в процессе работы в парах и группе формировать коммуникативную компетентность. Карты помогают эффективно обрабатывать и записывать учебную информацию таким образом, чтобы сосредоточиться на деталях и обеспечить перспективу.
В древности, на Востоке, наставления учителя к своим ученикам были выражены тремя словами, которые объясняли стадии обучения: «повинуйся», т.е. копируй и повторяй, прося разъяснений, «помогай», т.е. получив базовые знания, умения и навыки, ученик начинал обобщать учебный материал, определял для себя вопросы и отвечал на них с помощью учителя-наставника, и наконец, «спорь», т.е. используя полученные ЗУНы как основу, совершенствуй себя, строй новые доказательства, становясь учителем для последующих поколений. Тони Бьюзен в теории интеллект-карт тоже давал указания тремя словами: «принимай» (строго соблюдай рекомендации и законы интеллект-карт), «применяй» (используя полученный опыт, создав не менее 100 карт, совершенствуя себя, экспериментируй) и «приспосабливай» (непрерывно совершенствуя себя, используй карты в различных областях жизни). Главными принципами в работе над созданиями интеллект-карт в нашем классе мы тоже выразили в трех словах: Думай, Действуй, Добивайся.
П о своей форме интеллект-карта напоминает разветвленную (развернутую, многосложную, многоцветную) диаграмму, построенную на основе личных бесконечных ассоциаций, и по мнению автора Тони Бьюзена, трехмерна: в пространстве, времени и цвете. Интеллект-карты можно рисовать от руки, а можно составлять с помощью компьютерных программ.
На начальном этапе знакомства с интеллект-картами было много трудностей, так как дети не проявляли к ним интереса, не понимали практической направленности. Постепенно работа по составлению интеллект-карт стала для них увлекательной, ведь по своей сути, интеллект карты – это мысли ученика, изложенные на бумаге с помощью схем. Интеллект-карты позволяли лучше запомнить и осознать учебный материал, помогали в обосновании своей точки зрения.
Этими картами удобно пользоваться на различных типах и этапах уроков. На уроках «открытия» нового знания как демонстрационный материал или как раздаточный - на уроках рефлексии. Они универсальные помощники при пересказе и при написании сочинений и изложений. Помогут в работе над созданием презентаций, являясь результатом индивидуальной или групповой работы.
Н апример, учитель на уроках рефлексии в домашней работе предлагает детям заполнить интеллект-карту и раскрасить ее (при этом карта содержит только остов).
Такое домашнее задание увлекает, позволяет младшим школьникам не только повторить, но и лучше запомнить учебный материал, при этом обучающийся самостоятельно работает с информацией, учится обобщать и анализировать ее. Часто ребята, проявляя творчество, совершенствуют полученную карту, пользуясь дополнительными источниками информации.
Урок, в котором используются такие интеллект-карты, дают учителю большое преимущество. Все как на ладони! Учитель (достаточно быстро!) сможет отследить глубину изучения учебного материала и умения, сформировавшиеся в процессе деятельности каждого ученика. Интеллект-карты помогут эффективно планировать свою деятельность и деятельность ученика на уроке, точно определить те моменты, которые требуют обсуждения.
Метод интеллект-карт может стать еще одним секретом эффективности уроков развития речи. Составляя карту, используя в полной мере деятельностный принцип, ученик глубоко вникает в прочитанный текст, останавливаясь на деталях, видит образы, раскрывает тему и главную мысль.
Изложение. 3 класс.
Ёлочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли свои листву.
Прошло много лет. На каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клён роняет оранжевые звёзды. Ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки. Н. Сладков
А вот так выглядит карта:
Поэтому, чтобы достичь наибольшего успеха, нужно знать основы построения карт:
Карта должна быть яркой, красочной (постарайтесь использовать не менее трех цветов!) оригинальной, пространственной, тогда она становится привлекательной для мозга и органов чувств, а ее информацию легче запомнить.
Пишите только печатными буквами.
Не ограничивайте себя, используйте как можно больше рисунков. Если нарисовать сложно, тогда напишите слово так, чтобы оно было динамичным благодаря цвету и объему (такое изображение обязательно привлечет ваше внимание и вызовет разнообразные ассоциации).
Позволяйте себе свободу мышления, прыгайте от одной мысли к другой, фиксируйте любую мысль по мере того, как рождаются ассоциации. Необязательно завершать составление одной ветви, чтобы перейти к оформлению другой.
Линии-ветви, которые расположены ближе к центру, должны быть толстыми у своего основания и тонкими на конце, указывая на их важность. Для лучшего запоминания информации рисуйте линии естественно изогнутыми, делая их более привлекательными.
Для построения взаимосвязи между идеями помимо линий-ветвей можно использовать стрелки, петли, цепочки, которые могут быть различными по форме, размеру, объемности.
Если зашли в тупик, остановитесь, отдохните. Работайте над картой периодически: по 15-20 минут.
Какой бы идеальной ваша карта ни была, всегда! нужно еще раз, спустя некоторое время, вернуться к ней и пересмотреть.
Как создать интеллект-карту?
Сначала определите цели и идеи, которые помогают раскрыть выбранную тему: Какие знания и какая информация необходимы? Какие из них вы считаете наиболее важными? На какие из вопросов (что? кто? где? когда? как? какой?) необходимо ответить, чтобы полностью раскрыть предмет изучения.
Памятка.
Шаг 1.
П
X
V
Шаг 2.
В центр листа поместите предмет вашего изучения - «центральный образ»: слово или рисунок. Он должен быть самым ярким и запоминающимся объектом, центром вашего внимания в карте.
Шаг 3.
Найдите темы и идеи, которые раскрывают, связаны и ассоциируются с «центральным образом». Если сложно, то сначала подберите первые несколько слов и образов (около 10), которые пришли в голову, а потом сгруппируйте их, подобрав общие заголовки (ключевые слова).
Шаг 4.
Н арисуйте столько толстых линий-ветвей, отходящих от «центрального образа», сколько ключевых слов вы подобрали.Каждую такую линию поясните рисунком или ключевым словом.
Двигаясь по часовой стрелке, читаем и заполняем карту, начиная от центра к верхнему правому углу.
Шаг 5.
Продолжайте раскрывать «центральный образ» в «подтемах», используя связующие линии. Чтобы карта легко читалась, ее структура должна содержать не более 5-7 ответвлений.
Шаг 6.
Творите и совершенствуйте!
Делайте карту привлекательной, добавляйте различные символы, рисунки, которые ассоциируются с ключевыми словами.
Главное правило: НИКАКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ.
Итак, при регулярном и системном включении в процесс образования метода интеллект-карт можно качественно повысить эффективность современного урока, в полной мере реализуя деятельностный принцип. Данный метод не только отвечает реальным запросам младших школьников и соответствует их возрастным особенностям, но и позволяет всем обучающимся обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков, с одной стороны, а с другой – способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей. Помогает ученику уметь понять, что он знает, чему надо ему научиться, самому найти необходимые знания, что позволит ему в дальнейшем уверенно себя чувствовать в веке технологий, интеллекта и информаций.
Список литературы
1. Тони Бьюзен. Карты памяти. Используй свою память на 100 % - Росмэн-Пресс, 2007.
2. Тони и Барри Бьюзен. Супермышление - Попурри, 2007.
3. В. И. Копыл. Карты ума – Минск: Харвест, 2007. (Серия «Какие кнопки нажимать»)
4. Тони Бьюзен, Барри Бьюзен, Интеллект-карты. Практическое руководство - Попурри, 2010.
5. http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32 - Михаил Евгеньевич Бершадский. О методе интеллект-карт.
6. http://www.improvement.ru/zametki/mindmap/- Тимур Василенко. Mind Maps – опыт использования.
7. http://www.mind-map.ru/?s=33 - Как рисовать карты (от Сергея Шипунова).
8. https://constructorus.ru/uspex/intellekt-karty.html - Конструктор успеха.
9. Фетисова А.А. Ассоциограмма как способ расширения объема словарного запаса учащихся. Вестник Московского городского университета. № 2. 2008.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гулакова Наталья Анатольевна
→ Публикатор 18.09.2024 0 318 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.