Статья "Формирование ценностей младших школьников в процессе воспитания по В.А. Сухомлинскому"



ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ПО В. А. СУХОМЛИНСКОМУ


В статье рассматриваются вопросы формирования моральных ценностей школьников на основе литературных произведений В.А. Сухомлинского

Ключевые слова: воспитание духовности, моральные ценности, младший школьник, педагог, литературное наследие В.А. Сухомлинского

Постановка проблемы.

Сейчас, когда выбран курс на построение гуманного демократического общества, предусматривающий культ человека и народа, гуманные и демократические отношения между людьми во всех сферах жизни, вопросы нравственного воспитания выходят на одно из первых мест в системе воспитания. Приоритетными направлениями реформирования воспитания в нашем обществе являются:

* утверждение принципов общечеловеческой морали – правды, справедливости, патриотизма, доброты, трудолюбия, других благотворностей;

* привитие уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям всех народов, населяющих страну;

* воспитание духовной культуры личности; создание условий для выбора ею своей мировоззренческой позиции;

* формирование глубокого осознания взаимосвязи между идеями свободы, правами человека и его гражданской ответственностью.

Наше общество нуждается в подготовке образованных людей, обладающих не только знаниями, но и хорошими чертами личности. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

Анализ научных исследований по проблеме

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека". А Ф.В. Ницше считал: « быть нравственным, этичным - значит делать повиновение издревле установленному закону обычаю». В формировании личности младшего школьника, с точки зрения Л.С. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу обращения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знания в поступках и действиях окружающих, собственных поступках. А что же говорить о детях? Еще В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».






Цель статьи

На основе анализа литературного наследия В. А. Сухомлинского раскрыть содержание духовно-нравственного и этического воспитания младших школьников .

Изложение основного материала.

В. А. Сухомлинский писал: "Воспитатель творит величайшее богатство общества — человека. В этом творении самым главным является умение найти в нравственных ценностях нашего Отечества и всего человечества то, что надо вложить в юные души. Определив, что надо вложить в юные души, воспитатель задумывается над тем, как настроить своих воспитанников на восприятие нравственных ценностей».

Выражение известного педагога является актуальным в настоящее время, потому что раскрывает одну из основных задач современной школы, а именно, формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров.

Главной целью нравственного воспитания на современном этапе является целенаправленный сознательный процесс формирования гармоничной личности, включающий гуманность, трудолюбие, честность, правдивость, дисциплинированность, чувство ответственности, собственного достоинства, воспитание патриотизма, любви к Родине. На этой основе формируются личностные черты человека, которые включают в себя национальное самосознание, развитую духовность, нравственную, художественно-эстетическую, правовую, трудовую, физическую, экологическую культуру, развитие индивидуальных способностей и таланта.

Еще В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Он считал, что « стойкая основа нравственного убеждения закладывается в детстве, когда добро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка – лишь при условии яркой наглядности, очевидности нравственного смысла того, что он видит, делает, наблюдает".

Сами моральные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам. Важным элементом формирования культуры личности В. А. Сухомлинский считает усвоение требований, правил, норм поведения, в которых раскрывается «азбука нравственной культуры».

1.Ты живешь среди людей. Каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на людях, которые тебя окружают. Есть четкая граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно…

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радость жизни создаются трудом... своим трудолюбием ты приумножаешь честь семьи, рода и создаешь свое имя…

4. Будьте добры и отзывчивы к людям. Помогай слабым и беззащитным. Непосредственность порождает безразличие, безразличие порождает самолюбие, а самолюбие – источник жестокости.

5. Не будь равнодушным ко злу. Борись против зла, обмана, несправедливости... величайшее зло – отступничество, предательство высоких идеалов.



Добро и зло – основные понятия нравственности. Они известны всем с раннего детства, когда ребенок узнает, что такое « хорошо» и что « плохо» на основе сказок, где добро всегда побеждает зло. В отношениях между детьми возникают и негативные черты: зависть, злость, хитрость, злорадство, несправедливость. Ведь дети воспитываются не только на хороших примерах, но и на негативных чертах характера. В младшем школьном возрасте дети могут одного и того же человека сегодня считать недобрым, злым, а завтра – добрым, в зависимости от его конкретных действий. Именно педагогу необходимо акцентировать внимание на понимании возможного нравственного поведения, на отношении ребенка к доброму и недоброму, на формировании правильных нравственных оценок. Уметь видеть и выделять в любой деятельности школьников нравственность, связанную с характером их отношений с другими людьми.

Вопросы нравственного воспитания присутствуют в трудах многих педагогов классиков: А. С. Макаренко, С. Ф. Русовой, К. Д. Успенского. Но неоценимый вклад в искусство формирования нравственных ценностей младших школьников сделал великий ученый, теоретик и практик учебно-воспитательной работы В. А. Сухомлинский. На основе анализа его литературного наследия попытаемся выявить ведущие механизмы влияния и формирования нравственных ценностей младших школьников.

Рассмотрим содержание морально-этического воспитания младших школьников на основе произведений В. А. Сухомлинского :

  1. «Человек должен не придумывать свои представления о добре, а искать и открывать его в себе как объективно существующее» В. А. Сухомлинский

Одним из важнейших дел жизни В. А. Сухомлинский считал благотворительность. Благотворительная деятельность начинается с ежедневного общения с людьми, с нашего умения понимать их, чувствовать их хлопоты, видеть, что у них на душе, уметь ставить себя на их место. Большая воспитательная сила благотворительной деятельности заключается в том, что, совершая практически каждый добрый поступок, человек вынужден делать над собой активные усилия, заставлять себя чем-то жертвовать, что-то терять. Таким образом человек особенно активно преодолевает в себе черствость, равнодушие, безвольность и тому подобное.


Название произведения

Цитата из произведения

«Почти волшебный разговор»

« Как мило и красиво, когда кто-то осушит слезы на глазах другого человека и пробудит у него улыбку» .

«У кого радость, а у кого и горе»

«Понимать чужое горе-великая человеческая красота".

«Каменное сердце»

« Что же юноша жил только собственными нуждами. Никогда и ничего не сделал хорошего для людей. И вырос человеком с каменным сердцем".






  1. " Патриотическое воспитание - это сфера духовной жизни, которая проникает во все, что познает, узнает, делает, к чему стремится, что любит и ненавидит человек, который формируется» В. А. Сухомлинский

В чем суть патриотического воспитания? В. А. Сухомлинский считал, что задача воспитателя состоит в том, чтобы открыть перед каждым воспитанником все источники, которыми питается могучее чувство любви к Родине. Это и природа родного края, и мать с отцом, и родное село, и город – все это должно слиться в душе в образ великой святыни – материнской колыбели, ивы, склонившейся над прудом, плодородного поля – такими источниками должна питаться душа каждого нашего питомца, чтобы в ней, как в капле воды, в миниатюре отобразился портрет народа нашего Отечества. Все эти источники должны быть открыты перед ребенком постоянно-с первых шагов его сознательной жизни.


Название произведения

Цитата из произведения

«Дедушкина заповедь»

« - Будь патриотом, - услышал я голос дедушки. - Это самое главное»

«Журавль и попугай»

« - Хорошо то, что я там родился. Там моя родина»

«Колыбель дедушки»

« А наша колыбель-это наше родное село, родной дом, мать и отец. С родного дома начинается для меня Родина»


  1. " Семья-это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» В. А. Сухомлинский

По В. А. Сухомлинскому, могучая сила воспитания положена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей, учатся у отца уважать мать, бабушку, женщину, человека. В правилах этикета заложена глубокая внутренняя суть-уважение к человеческому достоинству. Именно семья, считает В.А. Сухомлинский, должна донести до ребенка, что нельзя смеяться над старостью и старыми людьми; нельзя заходить в спор с уважаемыми и взрослыми людьми; нельзя оставлять старшего родного человека одиноким; нельзя садиться к столу, не пригласив старшего; нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек. Дети должны быть добрыми сыновьями и дочерьми, беречь здоровье родителей, чтить мудрость бабушек и дедушек, помнить, что в мире есть три вещи, над которыми никогда нельзя смеяться – патриотизм, настоящая любовь к женщине и старость. Главное-научить детей беречь семейные обычаи и традиции, ведь Память поколений - это живая история народа .


Название произведения

Цитата из произведения

"Чей родственник дедушка»

«- Он родственник всех честных людей, - говорит ему женщина. – Только вам-не родственник».

"Как слепому очки»

« Быть добрым, сердечным человеком-это большое умение. Надо видеть в человеке, который живет рядом с вами, его радости и горе. Понимать, о чем он думает с болью и о чем с гордостью».

"Капля воды»

« Тот, кто поспешит выпить каплю воды прежде чем напьется дедушка, бабушка, отец, мать, вырастет негодяем».


  1. " Труд – очень сложное явление, в котором раскрывается идейный, эмоциональный, умственный, эстетический, психологический, творческий смысл человеческой жизни, воспитания и самовоспитания»

В. А. Сухомлинский

В своей деятельности В. А. Сухомлинский отводил труду центральное место в воспитании детей. Его мысли о значении труда в развитии и становлении личности, воспитании любви к труду, отношении к труду, формировании внутренней потребности в труде, радости труда, трудовых традициях школы, формировании трудовой культуры как одной из важных составляющих духовности, представляют собой мощную научную платформу для современных и будущих исследований.


Название произведения

Цитата из произведения

"Ленивое все непутевое»

« Несчастный тот человек , который не любит трудиться. Все, что есть в мире красивого и могучего, - создано трудом.»

"Перед Справедливым Судьей»

« Бездельник умер, и в тот же миг люди о нем забыли.»


  1. " Человек-это то, чем он становится, оставаясь наедине с собой. Истинная человеческая сущность выражается в ней тогда, когда ее поступками руководит не кто-то, а ее собственная совесть». В. А. Сухомлинский

Василий Александрович посвятил свою жизнь воспитанию детей, формированию настоящих личностей. Он считал, что надо давать детям время подумать о своей ошибке, почувствовать стыд, раскаяние. Ведь существует большая вероятность того, что, провинившись и почувствовав колючие угрызения совести, ребенку больше никогда и в голову не придет поступить или подумать так же. Ему захочется как можно скорее заменить это неловкое чувство более гармоничным, приятным, естественным. Важно, чтобы ребенок почувствовал, что внутренний комфорт придет тогда, когда он исправит свою ошибку: извинится, выполнит обещание, признает, что ошибалась, придумает мирное решение ситуации и тому подобное. Именно в такие моменты дети и учатся делать выбор в пользу позитивного высоконравственного образа мышления, которые являются проводниками добра и красоты.


Название произведения

Цитата из произведения

«Стыд»

"А кто имеет чувство стыда, у того праведная-таки душа.»




  1. " Учить человечности - очень сложное и невероятно трудное дело» В. А. Сухомлинский

В. А. Сухомлинский по собственному опыту знал, как много внимания и сил требует воспитание настоящего человека, и вместе с этим он был глубоко убежден в необходимости такого воспитания. Пусть нас не пугает, что придется уделить много времени и приложить максимум усердия для того, чтобы посеять и удобрить зерна человечности в ребенке.


Название произведения

Цитата из произведения

«Делай не то, что хочется, а то, что надо"

"Всю жизнь Юру мучили угрызения совести....»

"Самое красивое и уродливое»

«- Делай не то, что хочется, а то, что надо, - учил Юра своего сына.»

"У кого радость, а у кого горе»

«Самое уродливое, когда человек становится злым, бессердечным


Выводы.

Надо признать, что произведения Василия Александровича Сухомлинского являются прекрасными проводниками добра в нашем мире, поскольку помогают нам стать лучше и менять к лучшему мир. Мудрые слова великого педагога напоминают нам о том, что же значит быть настоящим человеком, вдохновляя нас на добрые мысли и дела: «быть настоящим человеком — значит отдавать силы своей душе во имя того, чтобы люди вокруг тебя были красивее, духовно богаче; чтобы в каждом человеке, с которым ты сталкиваешься в жизни, осталось что-то хорошее от тебя, от труда твоей души!».



Полный текст материала Статья "Формирование ценностей младших школьников в процессе воспитания по В.А. Сухомлинскому" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Арапова Юлия Григорьевна  Публикатор
20.10.2024 0 87 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК