Разработка уроков экологической направленности во 2 классе в Зимовий день (12 ноября)


Автор: Смирнова Валентина Алексеевна

Место работы: МОУ-средняя общеобразовательная школа №7 г Альметьевск РТ

Должность: учитель начальных классов

Дополнительные сведения: Зимовий день-день синички. Все уроки в этот день (русский язык, математика, окружающий мир и ОБЖ, технология и т.д.) проходят в экологическом направлении. Именно такие уроки помогают развивать экологическую культуру, воспитать бережное отношение к природе, учат детей любить и беречь родную землю. На переменах в этот день так же проходили игры, посвященные Синичкиному дню.




Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы
не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы.
Джон Рёскин



«Невелика птичка-синичка, а и та свой праздник помнит», «Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной», - говорили в народе, встречая день Зиновии и Зиновия, что приходится в календаре на 12 ноября. Еще день называют Синичкиным праздником. Прилетают птицы-зимники: синицы, щеглы, снегири, сойки, чечетки, свиристели.

Примечали, если синиц около домов много – жди наступления больших холодов: «Синичка пищит – зиму вещит, холод накликает». В этот день дети мастерили кормушки для птиц, а девицы устраивали вечерки. Ведь Зиновий и Зиновия считался еще и девичьим праздником. Непременное угощение на празднике были каша и курица. Праздничный день и для охотников и рыбаков - открывался на Зиновия пушной сезон и сезон зимней рыбалки.

Синицу в народе называют девятисловой, она хранительница вещего слова. Синица может сообщить, сбыться задуманному или нет. Она даст знать, придёт беда в твой дом или обойдёт стороной. Но прежде надо приветить эту птицу: накрошить хлеба, привязать к ветке кусочек сала.

Развивать экологическую культуру, воспитать бережное отношение к природе, научить детей любить и беречь родную землю поможет тематический день в школе. Все уроки в Синичкин день можно провести в экологическом направлении. Предлагаю вашему вниманию уроки: русский язык, математика, технология во 2 классе. Задания, используемые на уроках, можно включать на уроках в других классах. На переменах в этот день так же проходят игры, посвященные Синичкиному дню.

Игра, которую можно провести на переменах в начальной школе

«Синички и вороны»

Ход игры. Участники игры делятся на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренги (горизонтально) друг против друга на расстоянии 4-6 м. Необходимо провести центральную (разделительную)   черту между командами. Позади команд в 4-6 м также отметить место чертой, за которой находятся "гнезда".

Синички любят правду, они боятся лживых утверждений, вороны наоборот любят ложь, но боятся правды. Если ведущий говорит правдивое утверждение, то вороны убегают в свои гнезда, если ведущий лжет, то синички убегают от ворон. Пойманного забирают в свою команду. Пойманным считается тот участник, который не успел добежать до своего гнезда.

Урок русского языка

Тема: Синичкин день. Правописание безударных гласных в корне слова.

Цель:

  • продолжить работу над правописанием безударной гласной в корне слова;

  • формировать умения находить в тексте слова с безударной гласной и проверять орфограмму;

  • работать над развитием связной речи;

  • развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся;

  • воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам.

Ход урока:

  1. Организация класса

Звучит аудиозапись с голосами птиц, на экране появляются фотокартины с изображением природы родного края.

У. Как прекрасен наш мир, мир полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы. Необычно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

2. Актуализация опорных знаний

2.1 У. Сегодня день одной очень знакомой нам всем птицы, попробуйте её угадать. Я хочу вам описать её портрет.

«У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи. Летом живет в лесах. Это оседлая птица. А к зиме она из леса перебираются к жилью человека, она совершенно его не боится».

Д. Это синица

У. С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

2.2 Словарная работа

На доске записана следующая запись:

3…16…18…16…15…1… (ворона)

19…10…15…10…24…1…( ?)

У. Определите способ кодирования слова ворона. С его помощью найдете новое слово из словарика, с которым познакомимся на уроке

Д. В первом ряду написаны числа 3,16,18,16,15,1 и слово ворона. Каждое число обозначает порядковый номер букв в алфавите: 3 соответствует букве В, 16 – букве О, 18 –Р, 16-О, 15-Н, 1- А. Значит, числа второго ряда обозначают буквы с, и, н, и, ц, а. Получилось слово синица.

У. Найдите в толковом словаре толкование этого слова.

Д. Синица - небольшая пестрая птица отряда воробьиных.

У. Напишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Прочитайте и объясните значение пословиц.

Напишите одну из пословиц по памяти.

    1. Минутка чистописания.

У. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Эта буква обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного в слове синица. Какая это буква?

Д. Сегодня мы будем писать букву и. В слове синица эта буква обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласных /с,/ и /н,/.

Письмо букв Ии.

3. Усвоение новых знаний.

3.1 На доске написано предложение: -

Синица строит гн.здо в дупле д.ревьев, в н.ре, в щелях гн.лых ств.лов и пней.

У. Сегодня мы будем совершенствовать свои знания в облас­ти применения очень важного правила. Напишите дан­ное предложение, вставьте пропущенные буквы. Скажи­те, какое правило вы использовали при написании всех слов предложения?

Д. При написании всех слов данного предложения мы ис­пользовали правило о правописании безударных гласных.

У. В какой части слова находится безударная гласная?

Д. Безударная гласная находится в корне слова.

У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?

Д. Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне, надо найти проверочное слово, в кото­ром безударный гласный стал бы ударным

Физкультминутка для глаз

У. Подберите проверочные слова к словам, написанным в предложении.

Д. гнездо – гнёзда

деревьев – дерево

норе – норка

гнилых - гниль

стволов- ствол

У. Сравните гласные в корне проверяемых и проверочный слов. Что вы заметили?

Д. В последних четырех парах слов одинаковые гласные в проверяемых и проверочных словах, а в первой паре — разные.

У. Назовите гласные в корне проверяемого и проверочного слова первой пары.

Д. В корне проверяемого слова гнездо — безударная гласная е. В корне проверочного слова гнёзда пишется гласная ё.

У. Подберите проверочные слова к словам тепло, стекло

Д. Теплое тёплый, стекло стёкла.

У. Сделайте вывод о том, какую гласную букву нужно писать в корне проверяемого слова, если в корне проверочного слова пишется буква ё.

Д. Если в корне проверочного слова пишется буква ё, то в корне проверяемого слова нужно писать гласную е.

У. Найдите наиболее важные моменты в нашем рассуждении и обобщите их.

Д. Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне, надо найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным. Если в корн е проверочного слова пишется буква ё, то в корне проверяемого слова нужно писать гласную е.

    1. Формирование умений, навыков.

4.1. Прочитайте стихотворение Виктора Графа.
Ты, синичка - невеличка,
Прилетай скорей сюда,
Хлеба крошки на окошке
Оставляю я всегда.
Ты, малютка - желтогрудка,
Жизни радость принеси,
Хлеба мало - будет сало,
Будет, только попроси.
Ты, вертушка - говорушка,
Хорошо с тобой вдвоём,
Сквозь метели до капели
До весны мы доживём.

Найдите в стихотворении слова с безударной гласной

Физкультминутка

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)

И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора.

4.2. Спишите предложения, корректируя текст.

Синицы дружные и вежливые птицы. Ж(и,е)вут с(е,и)мейными гру(пп,п)ами. К(а,о)рмушки (по)сещают (по)очереди. Взрослые птицы охр(а,о)няют и не пускают (к)ней птиц из другой ста(?)ки. М(а,о)лодые синички всегда уступают право взять семечку старшим.

    1. Итог урока

Что нужно помнить, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?

Если буква гласная
Вызвала сомнение, -
Ты ее немедленно
Поставь под ударение!

Сегодня на уроке я :
научился…..
было интересно…
было трудно ….
мои ощущения….

Что нового ты узнал на уроке?

Что мне этот урок дал для жизни?

Над чем еще нужно поработать?

Для меня было открытием то, что…



Урок математики

Тема урока: Решение задач

Тип урока: Закрепление знаний

Цели урока: - Совершенствовать умения решать задачи, повторить и закрепить умение выполнять сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток, закрепить знания о геометрических фигурах, нумерацию чисел, формировать навык правильного письма цифр и выражений;

- развивать мыслительные операции, навыки логического мышления, математическую речь учащихся, способствовать развитию внимания и смекалки;

- воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам.

Ход урока:

  1. Организация класса.

II. Актуализация опорных знаний

  1. Минутка чистописания.

На доске записан ряд чисел: 5, 7, 12, 8, 1

У. -посмотрите на ряд чисел, найдите лишнее число

Д. –Это число 12 потому, что оно двухзначное

У. Какие цифры использованы для записи этого числа?

Д. 1и 2

У. Что обозначает каждая цифра?

Д. 1-этодесятки, 2-это единицы

У. С какой датой можно связать это число?

Д. 12 ноября - Синичкин день. Прилетают птицы – зимники – синицы, снегири и другие. В этот день развешивают кормушки для птиц.
У. Запишите это число в тетради столько раз, сколько детей сидит на первом ряду.

2. Математический диктант:

-уменьшите число12 на 10

-увеличьте число12 на 5 десятков

-увеличьте число 12 на 5 единиц

-какое число на 60 больше, чем 12

-какое число на 4 десятка больше, чем 12

-найдите разность чисел 20 и 8

-чему равна сумма чисел 12 и 6

Открывается ряд чисел для самопроверки




У. Если вы расставите данные числа в порядке возрастания, то сможете узнать, как называют птиц, которые к нам прилетают зимой.

(Дети располагают числа в правильном порядке, карточки переворачиваются и появляется слово)





3. Задача в стихах

На ветвях, украшенных снежной бахромой.
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки на яблоню сели – посмотри!
Прилетели весело – их десятка три.
Тут, смотри, еще летят.
Их теперь уж пятьдесят.
Вы подумайте о том,
Сколько прилетело птиц потом? (20)

У. Кого в этом стихотворении называют “яблоки румяные”?

Это снегирь. Весной, летом и осенью он живет в лесах, а зимой кочует по садам и паркам, где кормится семенами деревьев, остатками ягод. Снегирь – одна из тех птичек, которые украшают нашу родную природу.

III.Формирование умений и навыков.

1. У. Зимой птицы активно добывают себе пропитание. Некоторые птицы стараются быть поближе к человеку, к его жилищу. В сильные морозы птицам нужно больше корма. Но они не всегда его находят. И нужно помочь пернатым пережить эту трудную, голодную пору.

- Как вы помогаете птицам зимой?

Решите задачу:

2 класс Б решил сделать 25 кормушек для птиц. За неделю они сделали 15 кормушек. Сколько кормушек для птиц ещё осталось смастерить ребятам?

25 к.

_ ______________________________


15 к. ? к.

25-15=10(к.)

Ответ: 10 кормушек для птиц осталось сделать ребятам.

2. Составьте и решите задачу по картинке:


3. Игра «Птичья столовая»

На доске развешаны 3 кормушки для каждого ряда по одной. В кучки карточки с изображением семечек. Ученики по очереди с каждого ряда выходят к доске, берут «семечку», решают пример, записанный на обратной стороне карточки. Затем кладут семечку в свою кормушку. Количество правильных ответов определяет количество «семечек» в кормушке. Побеждает та команда, которая больше всех собрала «семечек».



4. Геометрический материал

Каких фигур и сколько вы насчитали?







5. Игра “День – ночь”

Играя в игру “День-ночь”, будем решать комбинаторную задачу. Днем птицы ищут себе корм, а с приходом ночи прячутся в укромные места. Наши три птички: снегирь, синица и воробей, будут прятаться на ночь от холода.

Учитель вызывает трех учеников, повязывает им нагрудники трех цветов. Желтый, символизирует синицу, красный - снегиря, серый - воробья. Они садятся у доски на стулья. По команде “День!” ребята встают и передвигаются. По команде “Ночь!” они садятся на стулья, но так, чтобы каждый раз порядок расположения их был другой. Все остальные дети записывают в тетради расположение вызванных учеников по первым буквам названий птиц и следят за тем, чтобы играющие выполняли поставленное условие. Игра продолжается до тех пор, пока не обнаружатся все возможные варианты. Их шесть:

  1. Сн. С. В.

  2. СН. В. С.

  3. В. Сн. С.

  4. В. С. Сн

  5. С. В. Сн.

  6. С. Сн. В.

- Можно ли играть без ошибок?

- Как нужно действовать для этого?

- Нужно ввести правило, которого надо придерживаться в игре.

Анализируя полученные расположения, дети замечают, что нужно каждому садиться на первое место дважды, а двум остальным при этом меняться местами.

6. Решение уравнений

У. Синицы очень полезные птицы. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук.

А кто знает: сколько яиц откладывает самка синицы? Если вы правильно найдете корни уравнений, то сможете ответить на этот вопрос.

1 вариант 2 вариант

Х-6=9 Z-8=7

18-У=8 7+Х=17

Ответ: от 10 до 15 яиц.

IV. Итого урока

V. Домашнее задание: придумать по одной задачи на сложение и вычитание про птиц и решить их.



Урок технологии

Тема урока: Изготовление кормушек для птиц.

Цель урока: - научить делать простейшие кормушки для птиц из ненужных вещей;

- развитие экологической культуры;
– воспитание бережного отношения к природе;
– развитие познавательного интереса к природе;
– развитие воображения, мышления;
Оборудование: Пластиковая бутылка из-под газированной воды, коробка из-под сока, ножницы, капроновые нитки


Ход урока

  1. Организация класса

  2. Актуализация опорных знаний

Помочь птицам пережить суровую зиму призывают сейчас биологи и экологи. По свидетельству ученых, из десяти синиц в зимние месяцы погибают девять, причем не от холода, а от голода. Птичий организм устроен так, что в состоянии поддерживать температуру тела и в тридцатиградусный мороз, но для этого ему нужна пища.

Увы, сегодня в редком дворе можно увидеть "столовые" для птиц. Очень немногие горожане вывешивают кормушки на балконах и за окнами, лишая себя при этом бесплатного синичьего цирка с коронными номерами - скок вбок и кувырок вниз головой.


Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна ?
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их ?

не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

- Какой должна быть кормушка и чем нужно кормить птиц?

- Насекомоядных синиц желательно кормить кусочками мяса и несоленым салом. В качестве корма для синичек годятся также тыквенные, дынные, арбузные, подсолнечные семечки. А вот крупы насыпать в кормушки для синиц не стоит, это для них неподходящая еда. Воробьев тоже нужно подкармливать семенами и хлебными крошками.


  1. Объяснение последовательность выполнения кормушек

  1. Берем пластиковую бутылку, отступаем от низа 5 см и делаем с помощью ножниц окошко в виде арки шириной 10-12 см, высотой 13-15 см. В образовавшееся отверстие засыпаем на дно бутылки корм. Под своеобразным куполом верхней части бутылки корм будет защищен от непогоды, а синичка всегда сможет полакомиться в кормушке. В качестве крепления используется обыкновенная нитка или веревка, крепко перевязанная вокруг горлышка бутылки или продернутая в заранее сделанные шилом отверстия (соответственно также в верхней части бутылки).

  2. Берем коробку из-под сока, кладем на стол в горизонтальном положении и срезаем ножом верхнюю стенку. Делаем по углам коробки шилом отверстия и продергиваем в них веревку так, чтобы концы ее соединялись в одной точке над центром коробки. Кормушка готова, осталось только засыпать корм.

  1. Выполнение работ учениками

  1. Итог урока

Скажите, чему вы научились на уроке? Что нового узнали?


После всех занятий дети выходят на улицу и развешивают свои кормушки, не забыв насыпать корм. Когда дети будут сыпать корм, то надо говорить приговорку: «Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки».








Источники материала:




Полный текст материала Разработка уроков экологической направленности во 2 классе в Зимовий день (12 ноября) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Валентина Алексеевна  СВА
26.10.2010 2 5971 651

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК