Пригласим в гости Волшебников. Творческая работа с иллюстративным материалом
Пригласим в гости Волшебников
Творческая работа с иллюстративным материалом
Все люди разные. А дети это тоже люди. В школу приходят не «чистые листы бумаги», приходят маленькие личности. Традиционно в школе желание, цели ребёнка просто не принимались в расчёт. Между тем отдельные дерзкие умы давно изобрели прием под названием «цель — в средство». Установлено, что с использованием адаптированных методов РТВ и элементов ТРИЗ появляется гарантированный результат: умение ТВОРЧЕСКИ работать с иллюстрацией. Это происходит на фоне устойчивого интереса ребенка к данной речевой деятельности. Чтобы ребёнок САМ захотел выполнять предложенную ему работу, надо сделать педагогическую ЦЕЛЬ — СРЕДСТВОМ решения ЗНАЧИМОЙ для ребёнка задачи. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является обучение детей работе с иллюстративным материалом, основанное на алгоритмах мышления, в результате освоения которых у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки. Такие задания это веселая игра и серьезная интеллектуальная работа. Творческие задания помогают сделать урок ближе и понятнее ребенку, а значит, вселяют уверенность и желание работать дальше, преодолевать любые трудности.
За основу взяты иллюстрации учебника «Букварь» Андриановой Т.М. УМК «Планета знаний», но применение заданий возможно по любым учебникам, любому иллюстрационному материалу.
Для обучения творческому рассказу используем игровой прием «Пригласим в гости Волшебников» (Более подробно с тризовскими волшебниками можно познакомиться в работе «Когда я стану волшебником» [1].)
С Волшебником Великаном-Крохой познакомимся на стр.17 «Букваря», стихотворение «Кит и Кот». Теперь сможем осуществлять преобразования изменения размера любого предмета. На стр.28 медведь становится маленьким, а ягоды большими. Решаем творческую задачу: что медвежонок будет делать с огромной ягодой, как положить ее в маленькую корзинку. Можно увеличить и корзину тоже, а можно разделить ягоду на крошечные части и здесь появляется Волшебник Дели-Собери, он дробит объекты на части и объединяет все в целое. На стр. 36: мишка, книжка, машина, мяч. Перечисляем признаки объектов, а затем перепутываем их. Как теперь будут выглядеть объекты с новыми признаками и как их можно использовать. (На книжке с мягкими страницами можно спать. Машина умеет прыгать как мяч, теперь она спокойно перепрыгнет любые канавы). Полезно в таких заданиях выяснить, что здесь «хорошо», а что «плохо» (канавы не страшны – хорошо, машина в небе самолетам помешает – плохо). На стр. 39: Осьмирог – осьминог с рогами, Носоног – носорог с ногой вместо рога. Придумаем своих животных: Рыбоух – рыба с ушами, Популин – пони с хвостом павлина. А как выглядит конерыбапетукоз? И вновь определим «Хорошо – Плохо». Обсудим место обитания, характер, способ питания, защиту от врагов. Очень полезны аппликации, лепка, рисование к заданию. Уже здесь может появиться Волшебник Могувсе, любой объект наделяется неограниченными возможностями, либо ограничивается в своих свойствах. На стр. 29 табуретка сама сможет ходить (у нее же есть ножки), решим проблему – как сидеть на двигающейся табуретке, уточним «хорошо» это или «плохо». У лодки есть нос, а что делать, если вдруг начался насморк. Волшебный Капитан Отставай-Забегай, многофункционален и предполагает преобразование временных процессов. От него мы узнаем, что было с нашей лодкой раньше и от чего начались проблемы, дадим советы на будущее.
На стр. 40 полетели в небо воздушные шары, а Кроха увидел розовых птиц с огромными крыльями, Великан уверен, что это маленькие пушистые ватные шарики кружатся в небе. Волшебник Наоборот убедит нас что это тяжеленные гири и они сейчас вот-вот упадут нам на голову. Подумаем, как спасаться…
Детской фантазии нет границ. Ребята быстро запоминают возможности каждого Волшебника. Первоначально фантастические рассказы-зарисовки составляются коллективно, в дальнейшем можно дифференцировать задания, распределив Волшебников между группами или отдельными детьми. Интересно проходят инсценировки придуманных рассказов.
Где Волшебники, там всегда удивительные открытия, на стр. 83 рисунок с изображением Бабы Яги. Для большей наглядности представим детям картину Васнецова «Баба Яга», внимательно рассмотрим картину, назовем все предметы и связи на ней, а теперь «шагнем» в нее сами. Что мы слышим?.. Что чувствуем?.. Какое настроение картины?.. А теперь…Закроем глазки и послушаем звуковое оформление (музыка Эдварда Грига «Утро»). Дети сразу почувствуют чудеса Волшебников, изменение характера героини (У нее хорошее настроение, она влюбилась, она только делает вид что злая и сердитая…). Стоит внимательно попутешествовать вместе с Капитаном Отставай-Забегай, чтобы найти причину изменений. Это могут быть смена погоды, появление нового персонажа, новые события, изменение самочувствия героя. Если есть причина изменить настроение, то разные точки зрения тоже найдутся. Представим себя Бабой Ягой, ребенком в ее руках и от первого лица расскажем обо всех событиях, а что расскажет нам ступа, метла, маленький прутик в ней или место происходящего (лес).
Так в игре дети учатся прогнозировать ситуацию, строить планы, искать пути и способы решения противоречий. Картинка изменилась на глазах, заиграла контрастами. И стала еще ближе детям, они там были, все слушали, трогали, нюхали, пережили различные состояния и высказывали свое мнение.
Не секрет что желание детей высказаться натыкается на недостаток слов. Необходимо пополнять словарный запас и здесь у нас есть верные помощники – посланцы Королевы Красивой речи: сравнения, антонимы, синонимы, метафоры, фразеологизмы и т.д.
Младший школьник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание там, где ему интересно, а интерес сопровождается положительными эмоциями. Дети активно выполняют задания, решают проблемные ситуации, сами предлагают варианты работы.
Уверена, что такая работа ведет ребенка навстречу открытиям, дает возможность учителю построить урок с учетом потребностей детства, сделать шаг навстречу ребенку.
Тогузова А.
г. Заволжье
Использованная литература:
Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником. – Рига, изд-во «Эксперимент», 1994.
Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине. – Челябинск, ИИЦ «ТРИЗ-ИНФО», 2000.
Сидорчук Т.А. Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. – Ульяновск, ИПКПРО, 2004.
Материалы сайта www.trizminsk.org
На странице приведен фрагмент.
Автор: Августина Тогузова
→ Августина 21.12.2008 3 5497 1314 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.