Проверочная работа (3 уровня) по русскому языку по теме "Имя существительное". 4 класс.


Уровни формирования знаний.

Автор: Эктова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов, МОУ лицей №7

г. Солнечногорска.

Хочу поделиться с коллегами знаниями, полученными на курсах повышения квалификации, на лекции, которую читала Р. Ш. Мошнина.

Различают 4 уровня формирования знаний учащихся:

  • фактологический;

  • описательный;

  • доказательный;

  • творческий.

На фактологическом уровне дети учатся узнавать, называть предметы, выделять

из ряда однородных и разнородных, давать определение по памяти. В основе этих навыков лежит запоминание. Этот уровень усвоения знаний является фундаментом для формирования всех следующих уровней, является обязательным для всех учащихся.

На базе фактологического формируется описательный. К ранее приобретённым навыкам добавляется умение выделить части объектов и этапы процессов (анализ), сравнение объектов и процессов по частям и этапам, ученик устанавливает ассоциации и аналогии, приводит собственные примеры.

На доказательном уровне, который базируется на двух предыдущих, ученик выделяет существенные признаки, устанавливает причинно-следственные связи, прогнозирует изменения в процессах при изменении условий, пытается дать своё определение.

Самый высокий уровень усвоения - творческий. Этого уровня достигают, конечно, не все учащиеся, но стремиться к нему необходимо. Для этого нужно создать специальные условия: освободить ребёнка от рамок правильности.

Выявить уровень знаний на конкретном уровне помогут специальные вопросы и задания.

На фактологическом уровне:

  • Кто это? Что это?

  • Выпиши.

  • Выдели.

  • Подчеркни.

  • Дай определение по памяти.

На описательном уровне:

  • Из чего состоит?

  • Как происходит?

  • Опиши. Сравни.

  • На что похоже?

  • Приведи свои примеры.

На доказательном уровне:

  • Выдели главное.

  • Назови главные (существенные) признаки.

  • Почему?

  • От чего зависит?

  • Что произойдёт, если …?

  • Докажи.

  • Дай своё определение.

На творческом уровне:

  • Изобрази, как ты понимаешь.

Учащиеся могут выбрать любой способ изображения: словесный, в виде схем, таблиц, рисунков и т.д.

Приведу пример проверочной работы, которую я составила для проверки уровня знаний учащихся 4 класса по русскому языку по теме «Имя существительное».


Задания № 1 – 5 (1-й фактологический уровень), №6 – 7(2-й описательный уровень, №8(3-й доказательный уровень)

Проверочная работа по теме «Имя существительное». (Вар. 1.)

  1. Подчеркни правильный ответ.

Имена существительные изменяются по

родам, склонениям, числам, падежам, лицам.

  1. Соедини стрелками начало и конец верных утвер­ждений.

Имена существительные женского рода

с нулевым окончанием относятся к 1-му склонению



Имена существительные женского и мужского

рода с окончаниями -а, -я относятся к 2-му склонению



Имена существительные среднего рода

с окончаниями –о, -е и мужского рода

с нулевым окончанием относятся к 3-му склонению

  1. Подчеркни существительные, у которых ты будешь сомневаться в написании окончаний.

На чужбине, к сосне, у деревни, на закате, в глуши, на корабле, о командире.

  1. Вставь окончания, подчеркни имена существительные, которые употреблены в родительном падеже.

Из жизн... девочк... , по глупост... Ан... , в радост... и печал... , без помощ...

подруг... , в честност... Саш... , на концерт... артистк... , на ветв... яблон... , о мудрост... Кол... , на мяс... без косточк...

5.Спиши, раскрывая скобки, определи падеж имён существительных.

Стучит по (скамейки и крыши), нести в (ладони), дружить с (девочки и мальчики), пять (граммы), нет (носки), шесть (ящики) (помидоры).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6*. Запиши слова, исключив «лишнее» слово. Найди при­знак, общий для оставшихся слов. Какие есть ещё общие грамматические признаки у оставшихся слов?

Трость, корысть, весть, есть, месть.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7*. Запиши три предложения со словом море в разных паде­жах, но с одинаковым окончанием.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8**. Представь, что тебе надо просклонять «инопланетные» слова кверчь и кверчка, подчиняющиеся законам русского языка.

  1. От чего будет зависеть окончание этих существительных в родительном, дательном и предложном падежах?

  2. Запиши словосочетания с данными существительными в указанных падежах и докажи правильность выбора окончания.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Проверочная работа по теме «Имя существительное». (Вар. 2.)

  1. Подчеркни правильный ответ.

Имена существительные имеют следующие грамматиче­ские признаки:

род, склонение, время, число, падеж, лицо.

  1. Соедини стрелками начало и конец верных утвер­ждений.

Имена существительные женского и мужского

рода с окончаниями -а, -я относятся к 3-му склонению



Имена существительные женского рода

с нулевым окончанием относятся к 2-му склонению



Имена существительные среднего рода

с окончаниями –о, -е и мужского рода

с нулевым окончанием относятся к 1-му склонению

  1. Подчеркни существительные, у которых ты будешь сомневаться в написании окончаний.

У земляники, без собаки, по реке, с вершины, к колокольне, в стране, в армии, к берёзке.

  1. Вставь окончания, подчеркни имена существительные, которые употреблены в предложном падеже.

на родин... у матер... , в клетк... без крышк... , от веточк... к веточк... , на

крыш... избушк... , по ошибк... на строчк... , от радост... к печал... , о краса-

виц... из сказк... , на грядк... у дорожк... , на верхушк... сирен...

5.Спиши, раскрывая скобки, определи падеж имён существительных.

Плыть по (реки и озёра), пара (чулки), восемь (килограмм), ехать на (велосипеды), увидеть (родители),букет (колокольчики).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6*. Запиши слова, исключив «лишнее» слово. Найди при­знак, общий для оставшихся слов. Какие есть ещё общие грамматические признаки у оставшихся слов?

Метель, капель, лечь, речь, вещь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7*. Запиши три предложения со словом поле в разных паде­жах, но с одинаковым окончанием.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8**. Представь, что тебе надо просклонять «инопланетные» слова скружка и скружь, подчиняющиеся законам русского языка.

  1. От чего будет зависеть окончание этих существительных в родительном, дательном и предложном падежах?

  2. Запиши словосочетания с данными существительными в указанных падежах и докажи правильность выбора окончания.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список литературы.

  1. Материалы лекций Мошниной Р. Ш.

  2. Карточки по русскому языку. Составитель Н. Петрова. Приложение к газете «Начальная школа».



Полный текст материала Проверочная работа (3 уровня) по русскому языку по теме "Имя существительное". 4 класс. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Эктова Наталья Алексеевна  nata1968
26.09.2011 1 15011 2204

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК