Проверочная работа (3 уровня) по русскому языку по теме "Имя существительное". 4 класс.
Уровни формирования знаний.
Автор: Эктова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов, МОУ лицей №7
г. Солнечногорска.
Хочу поделиться с коллегами знаниями, полученными на курсах повышения квалификации, на лекции, которую читала Р. Ш. Мошнина.
Различают 4 уровня формирования знаний учащихся:
фактологический;
описательный;
доказательный;
творческий.
На фактологическом уровне дети учатся узнавать, называть предметы, выделять
из ряда однородных и разнородных, давать определение по памяти. В основе этих навыков лежит запоминание. Этот уровень усвоения знаний является фундаментом для формирования всех следующих уровней, является обязательным для всех учащихся.
На базе фактологического формируется описательный. К ранее приобретённым навыкам добавляется умение выделить части объектов и этапы процессов (анализ), сравнение объектов и процессов по частям и этапам, ученик устанавливает ассоциации и аналогии, приводит собственные примеры.
На доказательном уровне, который базируется на двух предыдущих, ученик выделяет существенные признаки, устанавливает причинно-следственные связи, прогнозирует изменения в процессах при изменении условий, пытается дать своё определение.
Самый высокий уровень усвоения - творческий. Этого уровня достигают, конечно, не все учащиеся, но стремиться к нему необходимо. Для этого нужно создать специальные условия: освободить ребёнка от рамок правильности.
Выявить уровень знаний на конкретном уровне помогут специальные вопросы и задания.
На фактологическом уровне:
Кто это? Что это?
Выпиши.
Выдели.
Подчеркни.
Дай определение по памяти.
На описательном уровне:
Из чего состоит?
Как происходит?
Опиши. Сравни.
На что похоже?
Приведи свои примеры.
На доказательном уровне:
Выдели главное.
Назови главные (существенные) признаки.
Почему?
От чего зависит?
Что произойдёт, если …?
Докажи.
Дай своё определение.
На творческом уровне:
Изобрази, как ты понимаешь.
Учащиеся могут выбрать любой способ изображения: словесный, в виде схем, таблиц, рисунков и т.д.
Приведу пример проверочной работы, которую я составила для проверки уровня знаний учащихся 4 класса по русскому языку по теме «Имя существительное».
Задания № 1 – 5 (1-й фактологический уровень), №6 – 7(2-й описательный уровень, №8(3-й доказательный уровень)
Проверочная работа по теме «Имя существительное». (Вар. 1.)
Подчеркни правильный ответ.
Имена существительные изменяются по
родам, склонениям, числам, падежам, лицам.
Соедини стрелками начало и конец верных утверждений.
Имена существительные женского рода
с нулевым окончанием относятся к 1-му склонению
Имена существительные женского и мужского
рода с окончаниями -а, -я относятся к 2-му склонению
Имена существительные среднего рода
с окончаниями –о, -е и мужского рода
с нулевым окончанием относятся к 3-му склонению
Подчеркни существительные, у которых ты будешь сомневаться в написании окончаний.
На чужбине, к сосне, у деревни, на закате, в глуши, на корабле, о командире.
Вставь окончания, подчеркни имена существительные, которые употреблены в родительном падеже.
Из жизн... девочк... , по глупост... Ан... , в радост... и печал... , без помощ...
подруг... , в честност... Саш... , на концерт... артистк... , на ветв... яблон... , о мудрост... Кол... , на мяс... без косточк...
5.Спиши, раскрывая скобки, определи падеж имён существительных.
Стучит по (скамейки и крыши), нести в (ладони), дружить с (девочки и мальчики), пять (граммы), нет (носки), шесть (ящики) (помидоры).
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6*. Запиши слова, исключив «лишнее» слово. Найди признак, общий для оставшихся слов. Какие есть ещё общие грамматические признаки у оставшихся слов?
Трость, корысть, весть, есть, месть.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7*. Запиши три предложения со словом море в разных падежах, но с одинаковым окончанием.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8**. Представь, что тебе надо просклонять «инопланетные» слова кверчь и кверчка, подчиняющиеся законам русского языка.
От чего будет зависеть окончание этих существительных в родительном, дательном и предложном падежах?
Запиши словосочетания с данными существительными в указанных падежах и докажи правильность выбора окончания.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверочная работа по теме «Имя существительное». (Вар. 2.)
Подчеркни правильный ответ.
Имена существительные имеют следующие грамматические признаки:
род, склонение, время, число, падеж, лицо.
Соедини стрелками начало и конец верных утверждений.
Имена существительные женского и мужского
рода с окончаниями -а, -я относятся к 3-му склонению
Имена существительные женского рода
с нулевым окончанием относятся к 2-му склонению
Имена существительные среднего рода
с окончаниями –о, -е и мужского рода
с нулевым окончанием относятся к 1-му склонению
Подчеркни существительные, у которых ты будешь сомневаться в написании окончаний.
У земляники, без собаки, по реке, с вершины, к колокольне, в стране, в армии, к берёзке.
Вставь окончания, подчеркни имена существительные, которые употреблены в предложном падеже.
на родин... у матер... , в клетк... без крышк... , от веточк... к веточк... , на
крыш... избушк... , по ошибк... на строчк... , от радост... к печал... , о краса-
виц... из сказк... , на грядк... у дорожк... , на верхушк... сирен...
5.Спиши, раскрывая скобки, определи падеж имён существительных.
Плыть по (реки и озёра), пара (чулки), восемь (килограмм), ехать на (велосипеды), увидеть (родители),букет (колокольчики).
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6*. Запиши слова, исключив «лишнее» слово. Найди признак, общий для оставшихся слов. Какие есть ещё общие грамматические признаки у оставшихся слов?
Метель, капель, лечь, речь, вещь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7*. Запиши три предложения со словом поле в разных падежах, но с одинаковым окончанием.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8**. Представь, что тебе надо просклонять «инопланетные» слова скружка и скружь, подчиняющиеся законам русского языка.
От чего будет зависеть окончание этих существительных в родительном, дательном и предложном падежах?
Запиши словосочетания с данными существительными в указанных падежах и докажи правильность выбора окончания.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список литературы.
Материалы лекций Мошниной Р. Ш.
Карточки по русскому языку. Составитель Н. Петрова. Приложение к газете «Начальная школа».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Эктова Наталья Алексеевна
→ nata1968 26.09.2011 1 14812 2204 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.