Статья "Безотметочное обучение учащихся в 1-м классе" (из опыта работы)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 170»









Безотметочное обучение учащихся в 1-м классе

(из опыта работы)














Выполнила: Рыбкина Галина Шавкатовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №170

Высшей квалификационной категории





Новосибирск 2010


На современном этапе работы школы, когда главной задачей педагогов является всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности, основным принципом обучения становится внимание, к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, обогащение духовного потенциала воспитанников. На первый план выдвигается проблема обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности, акценты в которой должны быть сделаны на развитие и реализацию всех сил ребёнка.

Изменения, произошедшие в содержании современного образования направлены на формирование общеучебных умений на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания.

Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию. Негативные моменты в обучении, который способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.

Безотметочное обучение строится на трех основных принципах:

  1. отметка отменяется, а содержательная оценка работы предельно дифференцирована

  2. ученики получают от учителя четкие критерии самооценки

  3. самооценка ученика предшествует оценке учителя.

Хочу поделиться опытом работы с учащимися I класса МБОУ СОШ№170 Кировского района по безотметочному обучению. Работаю в контакте с психологом и родителями.

Дети пришли в школу с разным уровнем готовности к обучению, с неодинаковым социальным опытом, отличиями в психологическом развитии. Поэтому начинаю стартовую работу; цель ее - оценка начального уровня подготовки учащихся. (Результат: количество баллов за выполнение каждого задания)

Лист индивидуальных достижений

Ученик – Школа – Класс – Учитель

п/п

Формируемые нвыки и умения

даты

Старт

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Итог

1

Навыки чтения








1.1.

Техника (Чтение слогов)

















В дальнейшем сравниваю результаты стартовой работы с результатом в конце изучения раздела – и вижу «прирост» в умениях каждого ученика.

Текущую оценку учебных достижений фиксирую с помощью особых условных шкал (линеечек). Все шкалы оценивания выстраиваем вместе с учеником (иногда помогают родители).

Этот инструмент самооценки широко используется в психологической диагностике.

Нет ошибок – делай отметку на самом верху, все ошибки – в самом низу, интересно, когда два ребенка отмечают свои достижения на одной линеечке. Если учитель согласен, он обводит достижения ученика, если нет, то учитель ставит там, где заработал ученик. (Отличие линеечек от стандартных оценок в том, что их нельзя накопить, сделав предметом сравнения).





+

Самооценка ученика всегда предшествует оценке учителя. Несовпадение оценок является предметом здорового обсуждения – самооценка ученика дифференцируется. Ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений. В процессе самооценки ребенок учится себя контролировать. Ввожу задания обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.



Постепенно ввожу средства, позволяющие самому ребенку и его родителям видеть динамику учебной успешности (график успешности по навыку чтения, количество ошибок в диктанте, счете и т.д.)

Ребенок имеет право на сомнения и незнание. Это право оформляется не только устно, но и вводятся знаки «сомнения»,которые очень высоко оцениваются. Необходимо учить ребенка отделять известное от неизвестного, иногда возможно давать оценку высших достижений: «самый быстрый», «самый грамотный», но с этой системой нужно быть очень осторожным, так как атмосфера соревновательности иногда выходит во вред.

Лесенка успеха

!





!

отлично (повышенная сложность)


+




+

хорошо, норма



х



х

ниже нормы




?


?

доработать

Работа над лесенкой проходит быстро, весело и с большой пользой для детей. А учитель создает условия для эффективной самооценки работы на уроке


При введении безотметочной системы оценивания пользуюсь советами Г.А.Цукермана:

  1. не скуплюсь на похвалу;

  2. хвалю исполнителя, критикую только исполнение (давай в этом примере найдем две ошибки);

  3. ставлю перед детьми только конкретные цели и не более одной задачи;

Стараюсь не употреблять выражения: «не думал», «не старался», лучше обходится репликами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других».

Соблюдение таких принципов способствует воспитанию таких качеств личности ребенка, как уверенность в своих силах, правильная оценка возможностей, развивается подлинный познавательный интерес к учению.

При работе с учащимися заполняется карта индивидуального развития, лист индивидуальных достижений, индивидуальная карта оценки (самооценки), лист предметной деятельности учащихся.

Все это помогает в работе, отслеживает результат не только учитель, но и большую работу оказывают родители, видят как идет развитие их ребенка и на что следует обратить внимание.

Таблица – «стоимость» каждого умения, необходимого для решения данной задачи, и его принадлежность к определенному кругу умений (субтестам).

Сумма набранных баллов за контрольную работу переводится в единую 100 бальную шкалу, как процентное отношение достигнутого к максимально возможному:

Класс

Ф.И. ученика


Достигнутый уровень

Максимально возможный уровень

Уровень по 100 бальной шкале

К.Р. в целом

60

90

66

Логические навыки

25

30

83

Вычислительные навыки

10

25

40

На основе обобщения результатов строю аналитическую работу, определяю направление корректировки в дальнейшей работе, планирую изучение следующей содержательного блока.

Результативность безотметочного обучения.

  1. дети отличаются заметным уровнем креативности;

  2. более низкий уровень фоновой тревожности как у детей, так и у родителей;

  3. обращает на себя внимание психологический климат в классе, где установка на взаимопомощь, сотрудничество;

  4. отмечается более сплоченный и активный состав родителей

  5. необходимость сопоставления внутренней самооценки с внешней

  6. индивидуализация обучения (фиксация положительных реальных достижений в сравнении с предыдущими результатами)

  7. повышение мотивации обучения.

Правильно организованную оценочную деятельность следует рассматривать как основу для формирования ученической самооценки и саморегуляции.

Сделаем выводы:

  1. Режим развивающего обучения требует отмены школьного балла в традиционном его использовании и переходе на механизм самооценки и самоконтроля.

  2. уровень сформированности действий учащихся в процессе самооценки различен: учитель должен видеть этапы перехода школьников от ориентации на отметки к самооценке и идти в этом направлении.

  3. внимание надо обратить на проектировочную функцию самооценки, позволяющую школьнику самостоятельно определить содержание очередного этапа работы.

  4. формирование навыков самоконтроля и самооценки вызывает необходимость серьезной работы учителя по воспитанию у школьников реалистического уровня притязаний.

Школа и раньше решала такие задачи, но в основе были все же знания. И обучение оценивалось на основе того, овладел ли ученик этими знаниями. Теперь же разработаны механизмы, позволяющие оценивать эффективность обучения на основании личностных результатов. И поэтому логичным становится переход на Безотметочное обучение – иначе сложно оценить результаты по сформированности универсальных учебных действий.

Безотметочная система позволяет ребенку видеть собственное продвижение. Если он «вырос» на три балла, то оценка еще не поменялась, но рост-то заметнее!

Использованная литература:

  1. Информационное письмо Министерства образования от 03.06.2003 №13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях».

  2. Эльконин Д.Б. «Психология обучения младшего школьника», 1974г.

  3. «Новые госстандарты школьного образования», 2004г.

  4. «Информационно-методическое письмо Министерства образования РФ по организации обучения и воспитания начальной школе»

  5. Ксензова Г.Ю. «Оценочная деятельность учителя»


Полный текст материала Статья "Безотметочное обучение учащихся в 1-м классе" (из опыта работы) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рыбкина Галина Шавкатовна  GalinaRybkina
02.07.2010 4 15978 3448

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК