Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс
Воробьёва Любовь Леонидовна, города Кургана МОУ «Лицей №12»
Рабочая программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312); Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089), примерных программ начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г.) и авторской программы «Литературное чтение» Чураковой Н.А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). Курс рассчитан на 52 часа (4 часа в неделю).
Программа обеспечивается:
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.
Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1 класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2007.
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).
Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе — сформировать за четыре года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму (мы не вводим деления литературы на разные роды — эпос, лирику и драму, но вводим деление на разные типы повествования).
Основная цель отражена в главных идеях, развиваемых на протяжении четырех лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых позволяет осуществить эти идеи и реализовать основную цель обучения — сформировать инструментарий для анализа художественных произведений.
Идея первая. Сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
Идея вторая. Постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа (сам термин не используется).
Идея третья. Учить младших школьников различать жанры — сначала жанры фольклора, потом — жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения. Программные требования 1-го класса определяются:
необходимостью формирования потребности и мотива чтения;
начальными умениями и навыками чтения детей шести лет;
логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам;
актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет.
Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как о созвучных словах, находящихся в конце строк; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема |
Кол-во часов |
В том числе |
|
провер. работ |
контр. работ |
|||
1 |
На огородах Бабы-Яги |
9 |
|
|
2 |
Пещера Эхо |
6 |
|
|
3 |
На пути в Волшебный лес |
2 |
|
|
4 |
Клумба с Колокольчиками |
3 |
|
|
5 |
В лесной школе |
4 |
|
|
6 |
Музей Бабы-Яги. Тайна особого зрения |
4 |
|
|
7 |
На выставке рисунков Юрия Васнецова |
5 |
1 |
|
8 |
Работа по хрестоматии «Литературное чтение» |
19
|
|
1 |
|
Итого |
52 |
1 |
1 |
СОДЕРЖАНИЕ
Программа курса «Литературное чтение» - 52 часа (4 часа в неделю)
с 15.02.2010 г. по 25.05.2010 г. Из них:
На огородах Бабы-яги – 9 часов
Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме.
Обучающиеся должны знать/понимать:
о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);
о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;
Уметь:
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
Пещера Эхо – 6 часов
Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме.
Обучающиеся должны знать/понимать:
об отличии поэтического текста от прозаического;
о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;
о том, что такое рифма.
Уметь:
находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
На пути в Волшебный лес – 2 часа
Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме.
Обучающиеся должны знать/понимать:
о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);
Уметь:
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
Клумба с Колокольчиками – 3 часа
Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме.
Обучающиеся должны знать/понимать:
об отличии фольклорного текста от литературного;
об отличии поэтического текста от прозаического;
наизусть 1 – 2 стихотворения разных авторов;
содержание произведений, прочитанных в классе.
Уметь:
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
отличать монолог от диалога;
задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
В лесной школе – 4 часа
Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме.
Обучающиеся должны знать/понимать:
о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);
о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;
о том, что такое рифма;
наизусть 1 – 2 стихотворения разных авторов;
Уметь:
находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
Музей Бабы-яги. Тайна особого зрения – 4 часа
Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме.
Обучающиеся должны знать/понимать:
отличие поэтического текста от прозаического;
наизусть 1—2 стихотворения разных авторов;
понимать содержание прочитанного;
Уметь:
осознанно выбирать интонацию в соответствии с особенностями текста;
задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
На выставке рисунков Юрия Васнецова – 5 часов
Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме.
Обучающиеся должны знать/понимать:
о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);
об отличии фольклорного текста от литературного;
о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;
содержание произведений, прочитанных в классе.
Уметь:
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
Уроки по хрестоматии «Литературное чтение» – 19 часов
Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме.
Обучающиеся должны знать/понимать:
правила пользования библиотекой и отдельной книгой;
отличие фольклорного текста от литературного;
отличие поэтического текста от прозаического;
содержание произведений, прочитанных в классе.
Уметь:
находить средства художественной выразительности в тексте (звукопись; рифмы);
понимать содержание прочитанного;
осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Обучающиеся к концу первого года обучения должны иметь общее представление:
о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);
об отличии фольклорного текста от литературного;
об отличии поэтического текста от прозаического;
о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;
о том, что такое рифма.
Знать:
наизусть 3—4 стихотворения разных авторов;
содержание произведений, прочитанных в классе.
Уметь:
читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и молча; темп чтения 30—35 слов в минуту вслух; 40— 45 слов в минуту молча;
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);
отличать монолог от диалога;
задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
ЛИТЕРАТУРА
Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32
Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005
Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2006
Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Метод, рекомендации. - 2-е изд., доп. / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2005.
Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1 класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2007.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Литературное чтение 1 класс – 52 часа (4 часа в неделю)
Дата |
№ |
Тема урока |
Страницы |
|
Учеб. |
Тетр. |
|||
|
1
|
На огородах Бабы-яги – 9 часов. Начало пути: волшебные предметы и помощники. |
3-5 |
3-4 |
|
2 |
Законы докучной сказки. |
6-7 |
5 |
|
3 |
Законы докучной сказки. |
8-9 |
6 |
|
4 |
Секреты считалок. |
10-11 |
6-7 |
|
5 |
Древние считалки. |
12-13 |
7-8 |
|
6 |
Тайны загадок. |
14-17 |
9-10 |
|
7 |
Как устроена загадка. |
17-19 |
11-12 |
|
8 |
Заклички: обращение к Природе. |
20-21 |
13-14 |
|
9 |
Трудности скороговорок. |
22-23 |
15-16 |
|
10 |
Пещера Эхо – 6 часов. Хвосты слов. |
24-25 |
17 |
|
11 |
Созвучные концы слов. |
26-27 |
18-19 |
|
12 |
Рифма и смысл. |
28-29 |
19-20 |
|
13 |
Рифма и смысл. |
30-31 |
20-21 |
|
14 |
Шуточные стихи. |
32-33 |
22 |
|
15 |
Шуточные стихи. |
33-34 |
23 |
|
16 |
На пути в Волшебный лес – 2 часа. Сказка-цепочка. |
35-36 |
24-25 |
|
17 |
Сказка-цепочка. |
37-38 |
25-26 |
|
18 |
Клумба с Колокольчиками – 3 часа. Звучащие стихи. |
39-41 |
26-27 |
|
19 |
Звукопись в поэзии и прозе. |
42-43 |
28 |
|
20 |
Звукопись в поэзии и прозе. |
43-44 |
29 |
|
21 |
В лесной школе – 4 часа. Считалка, скороговорка или дразнилка? |
45-47 |
30 |
|
22 |
Чувство юмора в поэзии. |
48-51 |
30-31 |
|
23 |
Стихи про девочек и мальчиков. |
52-53 |
32 (№1) |
|
24 |
Фантазия в поэзии. |
54-55 |
32 |
|
25 |
Музей Бабы-яги. Тайна особого зрения – 4 часа. Особый взгляд на мир. |
56-57 |
33 |
|
26 |
Особый взгляд на мир. |
58-59 |
33 |
|
27 |
Что видит и слышит поэт. |
60-62 |
34-35 |
|
28 |
Что видит и слышит поэт. |
62-64 |
35-36 |
|
29 |
На выставке рисунков Юрия Васнецова – 5 часов. Прибаутка и небылица. |
65-73 |
37-38 |
|
30 |
Дразнилка, прибаутка или небылица? |
67-75 |
38-40 |
|
31 |
Искусство иллюстрации: что видит художник. |
69-70 |
40-41 распевки |
|
32 |
Рифмующиеся слова и изображения. |
71-42 |
41-43 |
|
33 |
Проверочная работа. |
- |
- |
|
34 |
Работа по хрестоматии «Литературное чтение» - 19 часов. В Лесной библиотеке: как не заблудиться в книге. |
3-6 |
|
|
35 |
В читальном зале: сказочные звуки. |
7-10 |
|
|
36 |
В гостях у Колокольчиков: звучащие стихи. |
11-14 |
|
|
37 |
Встреча с Крапивой и Одуванчиками: скороговорки и загадки. |
14-19 |
|
|
38 |
Снова в Библиотеке: воображаемый мир. |
19-25 |
|
|
39 |
Сказка, которая нравится Знайке: Б. Заходер «Серая Звездочка». |
26-30 |
|
|
40 |
Что читает Знайка: стихи о девочках и мальчиках. |
30-35 |
|
|
41 |
Сказка, которая нравится Знайке: Б. Заходер «Серая Звездочка» (продолжение). |
35-39 |
|
|
42 |
Любимые стихи Буратино: Саша Чёрный «Зверюшки». |
39-43 |
|
|
43 |
Разговор с Буратино, Незнайкой и Мальвиной: обсуждаем книгу Саши Чёрного «Песенки». |
43-48 |
|
|
44 |
Сказка, которая нравится Знайке: Б. Заходер «Серая Звездочка» (продолжение). |
48-51 |
|
|
45 |
Рассказ, который заинтересовал Алёнушку: Лев Толстой «Косточка». |
52-53 |
|
|
46 |
Сказка, которая нравится Знайке: Б. Заходер «Серая Звездочка» (окончание). |
53-56 |
|
|
47 |
Любимые рассказы Незнайки: Ю. Коваль «Снегири и коты». |
57 |
|
|
48 |
Любимые рассказы Незнайки: Ю. Коваль «В березах», «Полёт» |
58-60 |
|
|
49 |
Контрольная работа. |
- |
|
|
50 |
Любимые сказки Михаила Потаповича: «Маша и медведь», «Три медведя». |
61-71 |
|
|
51 |
Любимые сказки Михаила Потаповича: «Теремок». |
72-75 |
|
|
52 |
Читаем стихотворение С. Маршака «Багаж» |
75-79 |
|
Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы
Интегрированная проверочная работа для 1 класса (конец года) текст «Сова»
77 |
Обидел однажды старик сову. Ничего не сказала
|
||
113 |
сова старику, но перестала у него
|
||
118 |
на лугу мышей ловить. Старик
|
||
224 |
это поначалу не заметил, а мыши
|
||
228 |
обнаглели. Стали они гнезда
|
||
331 |
шмелей разорять. Улетели |
||
339 |
шмели, перестали клевер опылять. Но и тут ничего
|
||
448 |
не понял старик. А клевер перестал расти на лугу.
|
||
556 |
Голодно стало корове, и перестала она давать молоко.
|
||
662 |
Вот как все в природе связано
|
||
667 |
между собой! Теперь понял это
|
||
773 |
старик и пошел скорее к сове
|
||
775 |
|
прощение просить.
|
Задание 1.
Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.
Задание 2. Соедини рисунки стрелками так, чтобы было легче пересказать текст.
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Составь и запиши цепочку слов так, чтобы показать, как в природе все связано между собой
Ответ:
_______________________________
На странице приведен фрагмент.
Автор: Воробьёва Любовь Леонидовна
→ lubascha 01.08.2010 1 4426 1298 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.