Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я гражданин России"
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
Я гражданин России
Автор: Великанова В.А
1.Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
- Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка “Операция Поиск”; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Цель программы:
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 им.Е.В. Камышева».
Возраст детей : 6,5 – 11 лет.
Сроки реализации программы :3 года.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- постижение понятий гражданственности, патриотизма обогащение представлений учеников о мире, обнаружение связи и соотношения морального общественного сознания и индивидуального нравственного сознания;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности.
Предлагаемые формы работы по введению понятий о нравственности, морали не новы. Они широко использовались в воспитательном процессе. Теперь пришло время активно обращаться к ним и в учебных предметах.
1. Беседы.
Беседы на темы повседневной жизни и окружающего мира развивают в детях чувство наблюдательности ко всему происходящему вокруг. Строить их можно от ежедневных проблем, возникающих у детей до проблем окружающих людей. Постепенно дети сами начинают замечать, что происходит вокруг них, приносят всевозможные истории и рассказы: «А я видел…, а у нас вчера…». Дети начинают «видеть» окружающий их мир и активно реагировать на него.
При использовании беседы по сюжетному рассказу ребенку предлагается прослушать повествование, содержащее нравственную проблему. Герои рассказа попадают в ситуацию, требующую сделать моральный выбор. После прослушивания текста школьникам задаются вопросы, которые составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях проявлялось отношение к заданной проблеме, знание о способах поведения в создавшейся ситуации и о самой нравственной норме.
2. Чтение сказок.
Чтение сказок – универсальный способ разговора с детьми на духовно-нравственные темы. То, что может понять и почувствовать ребёнок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.
При выборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на смысл, заложенный в ней. Во многих сказках народов мира звучат неповторимые мотивы любви, доброты, милосердия, счастья.
Важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и обсуждений главной мысли. Сказка должна найти отклик в сердце ребёнка. Он должен её «прожить», поставив себя на место любимых героев. При этом ребёнок не должен давать определённых ответов, а лишь размышлять о своей жизни, о своих чувствах, поступках.
3. Музыка, живопись, поэзия.
Невозможно представить духовно-нравственное воспитание без музыки, живописи, поэзии, оставляющей след в сердце каждого ребёнка, независимо от его интеллектуального или духовного развития.
Дети изучают биографии композиторов, художников и поэтов, подробно разбирают их произведения. Однако в ходе уроков почти не уделяется внимание духовной основе искусства. Что думали великие творцы о смысле жизни, о смысле своего дара, о чём мечтали, что хотели высказать своими произведениями?
4. Сочинение стихов, сказок, художественная деятельность.
Души детей чутко реагируют на самостоятельное художественное творчество. С удовольствием дети раскрывают свой внутренний мир в стихах, сказках, рисунках.
5. Незаконченный рассказ.
При использовании метода незаконченных рассказов детям зачитывается текст, в котором герою необходимо принять решение, делая нравственный выбор. Нарушить нравственную норму, или действовать в соответствии с ней. Обучающийся должен закончить рассказ, обосновывая свое решение.
6. Вопросы. Учащимся начальных классов предлагается ответить на вопросы, которые отражают знание о нравственных нормах, ценностях, правилах поведения.
Как вы думаете, что такое ответственность?
Как должен вести себя ответственный человек?
Как ведет себя безответственный человек?
Как вы думаете, что такое доброжелательность?
Как ведет себя доброжелательный человек?
Что такое милосердие?
Видно ли сразу по-настоящему доброго человека?
Как научиться дружить?
7. Игры.
Ребёнок учится, играя. Во время игры он за несколько минут способен выучить столько, что иным способом не постигнет и за час. Большинство игр учит внешним правилам общения и этикета. Кроме этого в игре ребенок может познакомиться и с основными понятиями нравственного и безнравственного. Достаточно вспомнить с каким удовольствием ребенок читает не стареющее «Что такое хорошо и что такое плохо?»
В игре лучше всего проявляются индивидуальные особенности и способность к построению взаимоотношений с окружающими. Через игру педагог может постепенно формировать характер детей, корректировать их поведение, фиксировать те или иные закономерности.
Игра даёт возможность детям раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Однако следует помнить, что игра, как самоцель не действенна, если не несет в себе смысловой нагрузки.
Обучающимся нравится, когда учитель принимает участие в играх. В это время они чувствуют себя равными взрослым, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Педагог в течение игры сам проявляет те качества, которым хочет научить детей. Эффект собственного примера самый действенный.
8.Формирование экологической культуры.
Мы часто не ценим мир вокруг нас: наших родителей, наших учителей и друзей. Чья-то улыбка, добрый взгляд не кажутся нам необыкновенным явлением. Маленькие дети в отличие от взрослых людей интуитивно чувствуют красоту и волшебство в самых обычных явлениях и в повседневных событиях, поэтому так открыто и нежно улыбаются миру.
Школьный курс «Окружающий мир», множество прекрасных книг, выполнение проектных заданий, связанных с познанием и сохранением природы родного края дают детям не только информационные знания об окружающем мире, но и формируют эмоциональную отзывчивость, ценностное отношение к природе.
Богатство, красота и разнообразие окружающего нас мира – неисчерпаемый источник средств воспитания души. Ребёнок должен почувствовать себя частицей единого живого организма – нашей планеты Земля, и тогда его рука не поднимется, чтобы уничтожить хоть часть этой красоты.
Духовная инертность – отнюдь не безобидная бездеятельность. Она порождает неразвитую, примитивную духовную позицию. А далее обязательно формируется негативное отношение к другим людям, обществу в целом, окружающему миру, отрицание радости творчества и собственного труда.
Сегодня общество нуждается в добрых, гуманных, неравнодушных гражданах. Задача Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников заключается в формировании такой личности.
2.Общая характеристика.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Ведущим видом деятельности ребенка в начальной школе становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте активно развивается самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому). Усложняется речь, однако память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Внимание младшего школьника недостаточно устойчиво, ограниченно по объему, зато активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.. В младшем школьном возрасте повышена восприимчивость к усвоению нравственных правил и норм. В сознании ребенка преобладают императивные (повелительные) элементы, которые обусловлены указаниями, советами и требованиями педагога. В этом возрасте дети с особенным доверием относятся к взрослым. Взрослея, младшие школьники пытаются активно, самостоятельно разбираться в сложных жизненных ситуациях. При этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Работая над нравственным воспитанием детей нужно учитывать их возрастные, психологические и психо-социальные особенности.
Занятия проводятся в учебном кабинете, после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут. Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
-
Беседы
-
Классный час
-
Сообщения
-
Встречи с интересными людьми
-
Литературно – музыкальные композиции
-
Просмотр и обсуждение видеоматериала
-
Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
-
Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
-
Творческие конкурсы
-
Коллективные творческие дела
-
Соревнования
-
Праздники
-
Викторины
-
Интеллектуально-познавательные игры
-
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
-
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
-
Заочные путешествия
-
Творческие проекты, презентации
-
Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).
Основные направления реализации программы:
Программа “Я – гражданин России” используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
“Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Что такое личность?», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», спортивные мероприятия.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», праздники «Семейные традиции».
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, выставки книг, книжкина неделя, КВН.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Наша школа в будущем», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», трудовой десант «Укрась территорию школы.
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «В гости к зеленой аптеке».
3. Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часа в неделю:
1 класс — 66 часов в год,
2-4 классы -68 часов в год.
Итого: 270 часов.
4.Требования к результатам освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является формирование следующих умений:
-
внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
-
положительная мотивация учебной деятельности;
-
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
-
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
-
сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.
-
формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
-
Регулятивные УУД:
-
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
-
способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
-
совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;
-
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
2. Познавательные УУД:
-
добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
-
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
-
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
-
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
-
овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
-
знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
-
устанавливать причинно-следственные связи.
3.Коммуникативные УУД:
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
-
учиться выполнять различные роли в группе.
4. Личностные УУД:
-
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-
осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
-
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
-
осознание ответственности за общее благополучие;
-
развитие этических чувств;
-
установка на здоровый образ жизни;
-
самооценка.
Планируемые результаты программы внеурочной деятельности:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «я гражданин России» обучающиеся должны знать:
-
ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе;
-
учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним;
-
учащиеся обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Должны уметь:
-
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
-
отвечать за свои поступки;
-
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
-
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
-
учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности:
-
викторины;
-
конкурсы;
-
ролевые игры;
-
результативность участия в конкурсных программах;
-
интеллектуально-познавательные игры;
-
наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
-
обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
-
заочные путешествия;
-
акции благотворительности, милосердия;
-
презентации;
-
сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная);
-
поездки, походы по историческим и памятным местам.
5. Содержание
«Я гражданин России»
Раздел 1. Маленькие Россияне (66 ч.)
1 класс
1.“Я и я”(8ч)
Я, ты, мы. Мой сосед по парте. «Кто я? Какой я? Что такое личность?» Правила поведения в школе.
2.“Я и семья”(24ч)
Моя семья – моя радость. Забота о родителях – дело совести каждого. Семейные традиции. Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Папа, мама, я – дружная семья.
3.“Я и культура”(10ч)
Дары природы. История моего города. Встреча с творческими людьми. Экскурсия в музей. Конкурс поделок из природного материала.
4.“Я и школа”(16ч)
Беседа о школьном уставе. Мои права и обязанности. Конкурс рисунков «Моя школа». Мой школьный дом. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Самое сильное звено. Укрась территорию своей школы.
5.“Я и мое Отечество”(12ч)
Беседа о государственной символике страны, малой родины. Маленькие герои большой войны. Мои родные – защитники Родины. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? Конкурсы стихов и песен.
6.“Я и планета”(8ч).
Планета просит помощи. Маленькая страна. В гости к зеленой аптеке. Я – житель планеты земля.
Итоговый тест №1.
Раздел 2. Моя Малая Родина (68ч.)
2 класс
1.“Я и я”(8ч)
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
2.“Я и семья”(10ч)
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков « Моя семья».
3.“Я и культура”(8ч)
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь. Экскурсия в музей.
4.“Я и школа”(12ч).
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Конкурсы сочинений «Моя школа».
5.“Я и мое Отечество”(18ч)
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Конкурсы рисунков.
6.“Я и планета”(12ч)
Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Итоговый тест №2.
Раздел 3. Россия – Родина моя (68ч.)
3 класс
1.“Я и я”(8ч)
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Что значит, быть человеком!
2.“Я и семья”(10ч)
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мамины помощники.
3.“Я и культура”(8ч)
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Встреча с местными поэтами. Экскурсии в музей.
4.“Я и школа”(12ч)
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.
Вежливая улица. Конкурс рисунков о школе.
5.“Я и мое Отечество”(18ч)
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории. Они служили в Армии. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время. Конкурс рисунков о войне.
6.“Я и планета”(12ч)
Осень в родном городе. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены.
Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба. Конкурсы сочинений, рисунков.
Итоговый тест №3.
Раздел 4. Я – гражданин России (68 ч.)
4 класс
1.“Я и я”(8ч)
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов
2.“Я и семья”(10ч)
День пожилого человека. Забота о родителях – дело совести каждого. Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
3.“Я и культура”(8ч)
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
4.“Я и школа”(12ч)
Продолжаем изучать Школьный Устав. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурс рисунков о школе.
5.“Я и мое Отечество”(18ч)
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети».
Я – гражданин России. Есть такая профессия – Родину защищать. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Города – герои. Конкурс рисунков о войне.
6.“Я и планета”(12ч)
В ответе за тех, кого приучили. Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Конкурс экологических сказок, стихов.
Итоговый тест №4.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс «Маленькие Россияне» - 66ч
Раздел программы |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Тесты |
|
1. |
«Я и я» |
8 |
2 |
6 |
|
2. |
« Я и семья» |
12 |
3 |
9 |
|
3. |
« Я и культура» |
10 |
3 |
7 |
|
4. |
« Я и школа» |
16 |
5 |
11 |
|
5. |
« Я и моё Отечество» |
12 |
3 |
9 |
|
6. |
« Я и планета» |
8 |
2 |
6 |
Итоговый тест |
Итого: |
66 |
18 |
48 |
|
2 класс «Моя Малая Родина» - 68 ч
Раздел программы |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Тесты |
|
1. |
«Я и я» |
8 |
1 |
7 |
|
2. |
« Я и семья» |
10 |
2 |
8 |
|
3. |
« Я и культура» |
8 |
3 |
5 |
|
4. |
« Я и школа» |
12 |
4 |
8 |
|
5. |
« Я и моё Отечество» |
18 |
6 |
12 |
|
6. |
« Я и планета» |
12 |
3 |
9 |
Итоговый тест |
Итого: |
68 |
19 |
49 |
|
3класс «Россия – Родина моя» - 68ч
Раздел программы |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Тесты |
|
1. |
«Я и я» |
4 |
3 |
5 |
|
2. |
« Я и семья» |
10 |
3 |
7 |
|
3. |
« Я и культура» |
8 |
2 |
6 |
|
4. |
« Я и школа» |
12 |
3 |
9 |
|
5. |
« Я и моё Отечество» |
18 |
4 |
14 |
|
6. |
« Я и планета» |
12 |
3 |
9 |
Итоговый тест |
Итого: |
68 |
18 |
50 |
|
4 класс «Я – гражданин России» - 68ч
Раздел программы |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Тесты |
|
1. |
«Я и я» |
8 |
3 |
5 |
|
2. |
« Я и семья» |
10 |
4 |
6 |
|
3. |
« Я и культура» |
8 |
3 |
5 |
|
4. |
« Я и школа» |
12 |
5 |
7 |
|
5. |
« Я и моё Отечество» |
18 |
5 |
13 |
|
6. |
« Я и планета» |
12 |
4 |
8 |
Итоговый тест |
Итого: |
68 |
24 |
44 |
|
7. Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение внеурочной деятельности
Программно - нормативное обеспечение:
1. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы”.
-
Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
-
Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
-
Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
5. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
Методические пособия:
1. Гражданско-правовое воспитание школьников: сборник методических рекомендаций. Смоленск, ГОУ «ДПОС», 2009г.
2. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
3. Максимова Т.Н. Классные часы: 2 класс. – М.: ВАКО, 2009.
4. Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные часы в 1-4 классах. – Волгоград: «Учитель», 2006.
5. Яценко И.Ф., Праздники России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2010.
6. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
Технические средства обучения:
-
компьютер;
-
медиапроектор;
-
экран;
-
мультимедийная доска.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Великанова Вера Александровна
→ wera2018 11.02.2023 0 755 35 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.