Рабочая программа учебного курса "Грамотейка"


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №217»


РАССМОТРЕНО

На заседании МО

Протокол №1

От «___» _____20__г.

Руководитель МО

_________________


СОГЛАСОВАНО

Заместителем директора по УВР

___________________

Никифорова М.В.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МАОУ СОШ №217

__________Е.Н.Третьякова

Приказ от__­­­.20__№__-од






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Грамотейка» (обучение грамоте и развитие речи)

для групп предшкольной подготовки

на 2023-2027 учебный год











Разработано:

МО учителей начальной школы

Принято на заседании педагогического совета

Протокол № ______ от _______






г. Новосибирск


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии требованиями федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 с изменениями и дополнениями; федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 № 286;  Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; на основе авторской программы Н.А. Федосовой, Москва «Преемственность» 2018 г. программа допущена Министерством образования Российской Федерации и адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по курсу «Грамотейка» разработана на основе программы Н.А.Федосовой «Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет. Авторской программы Н.А.Федосовой «От слова к букве», программы предшкольной подготовки.

Рабочая программа рассчитана на 29 часов в год (по одному занятию в неделю продолжительностью 25 минут)

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

Н. А. Федосова. «От слова к букве». Учебное пособие для подготовки детей к школе. В двух частях. М.: Просвещение, 2015.

Курс «Развитие речи и подготовка к обучению чтению и письму» представлен программой «От слова к букве».

Программа «От слова к букве» нацелена на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связанной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведет подготовку к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.

Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание ориентировано на решение следующих задач:

  • создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;

  • практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;

  • формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.

Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.

Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:

 

  • расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;

  • формирование грамматического строя речи ребенка;

  • совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, рассказов, словесное рисование и т.д.);

  • создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? и т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

  • внутренняя позиция дошкольника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

  • понимание личностного смысла учения, определение дальнейшего образовательного маршрута;

  • положительного отношения к урокам обучения грамоте;

  • осознание своей гражданской и национальной принадлежности;

  • восприятия русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности своего народа, семейных отношений;

  • осознание языка как основного средства мышления и общения людей;

  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи;

  • развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;

  • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям;

  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • планировать (совместно с учителем) свои действия для реализации задач, прогнозирование результата выполнения задания;

  • осмысление в выборе способов и приемов действий при решении языковых задач;

  • понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;

  • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи, в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

  • внесение необходимых коррективов в процесс решения языковых задач, редактирование устных и письменных высказываний;

  • осуществление итогового и пошагового контроля по результату изучения темы;

  • оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи.

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • осуществлять частичный поиск необходимой информации для выполнения заданий использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения учебных задач;

  • построение модели слов, словосочетаний, предложений;

  • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей;

  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);

  • понимать текстов, определять главную мысль, уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;

  • умение точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;

  • владеть диалоговой формой речи;

  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • признавать существование различных точек зрения;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

  • контролировать действия партнера;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты:

  • осознават письмо, как одно из проявлений собственного уровня культуры;

  • сможет применять правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственныхпредложений, овладеет умением проверять написанное;

  • получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков;

  • в результате изучения курса у обучающихся, освоивших программу дошкольного образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса «Обучение грамоте» на следующем уровне образования.

Содержание программы

В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:

  • развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);

  • чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;

  • беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства - эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);

  • разучивание наизусть и выразительное чтение.

Речевое общение. Понятие об устной и письменной речи. Речевой этикет.
Жесты, мимика. Громкость, тон, темп устной речи.

Подготовка к чтению. Текст, предложение, слово – средства языка и речи, проводники мыслей и чувств.

Членение устных текстов на предложения, предложений на слова.
Слово, слог, ударение. Наблюдение над значением слов и их звуковой структурой. Деление слов на слоги, слогов на звуки. Использование графических опор-схем для слогового анализа слов. Упражнение в составление слов из слогов, в дополнении слогов до слов с разным количеством слов, с ударением на разных слогах. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Звуковая структура. Слогообразующая роль гласных. Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные.
Слого - звуковой анализ слов. Буквы как значки звуков.

Подготовка к письму. Рисование декоративных узоров разных форм. Ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки. Раскрашивание внутри и снаружи предметов, дорисовывание и т.д. Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице, на рабочей строке, в развитии мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки.


Планируемые результаты:

  • ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;

  • знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);

  • знать устойчивые формулы речевого этикета - приветствие, прощание, благодарность, просьба;

  • осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко - тихо, быстро - медленно, весело - грустно и т. д.;

  • артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;

  • оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;

  • обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;

  • использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;

  • следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре;

  • смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное;

  • сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;

  • соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;

  • правильно произносить все звуки;

  • отчетливо и ясно произносить слова;

  • выделять из слов звуки;

  • находить слова с определенным звуком;

  • определять место звука в слове;

  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;

  • составлять предложения, по опорным словам, по заданной теме;

  • составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;

  • пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

  • соблюдать элементарные гигиенические правила;

  • ориентироваться на странице тетради.

Дошкольники должны знать:

  • отличие буквы от звука;

  • конфигурацию печатных букв;

  • назначение прописной и строчной буквы;

  • отличие прописных букв от печатных.

Дошкольники должны уметь:

  • ориентироваться на странице тетради;

  • перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д;

  • печатать буквы;

  • отличать заглавные и строчные буквы.


Тематическое планирование по учебному курсу «Грамотейка»


п/п

зан.

Тема занятия

Кол-во часов


Буквы, обозначающие гласные звуки ( 7 ч )

1

1

Вводное занятие. «Осенние странички»

1

2

2

«Осенние странички». Звук [о]. Буквы О, о. Звук [а].

Буквы А, а. Предложение

1

3

3

«Осенние странички». Звук [у]. Буквы У, у. Звук [ы].

Буква ы . Слово

1

4

4

Звук [и]. Буквы И, и. Звук [э]. Буквы Э, э. Ударение.

Схема слова

1

5

5

«Осенние странички».Буквы, обозначающие два звука. Звуки [а], [й’а]. Буквы Я, я

1

6

6

«Осенние странички».Звуки [у], [й’у]. Буквы Ю, ю

1

7

7

Звуки [э], [й’э]. Буквы Е, е.Звуки [о], [й’о]. Буквы Ё, ё

1


Буквы, обозначающие согласные звуки (20 ч)

8

1

«Зимние странички». Звуки [л], [л’]. Буквы Л, л. Согласные звуки. Твёрдые, мягкие согласные звуки

1

9

2

Согласные звуки. Звуки [м], [м’]. Буквы М, м.

1

10

3

Согласные звуки. Звуки [н], [н’]. Буквы Н, н

1

11

4

«Зимние странички». Звуки [р], [р’]. Буквы Р, р

1

12

5

Звуки [в], [в’]. Буквы В, в. Звонкие согласные звуки

1

13

6

Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. Глухие согласные звуки

1

14

7

«Зимние странички». Звуки [з], [з’]. Буквы З, з

1

15

8

Звуки [с], [с’]. Буквы С, с

1

16

9

Звук [ш]. Буквы Ш, ш. Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Шипящие согласные звуки

1

17

10

Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б

1

18

11

Звуки [п], [п’]. Буквы П, п

1

19

12

«Зимние странички». Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д

1

20

13

Звуки [т], [т’]. Буквы Т, т

1

21

14

Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г

1

22

15

Звуки [к], [к’]. Буквы К, к

1

23

16

«Весенние странички». Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х

1

24

17

«Весенние странички». Звук [ц]. Буквы Ц, ц

1

25

18

«Весенние странички». Звук [щ’]. Буквы Щ, щ

1

26

19

«Весенние странички». Звук [ч’]. Буквы Ч, ч

1

27

20

«Весенние странички». Звук [й’]. Буквы Й, й. Буквы ь, ъ. Буква, обозначающая мягкость согласного

1


Литературная страна (2 ч)

28

1

«Летние странички». Потешки. Сказки. Скороговорки, пословицы, поговорки

1

29

2

«Летние странички». Были. Загадки. Викторина

1




Полный текст материала Рабочая программа учебного курса "Грамотейка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фогель Елена Александровна  fogelhelen
23.08.2024 0 317 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК