Рабочая программа учебного курса "Грамотейка"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №217»
|
СОГЛАСОВАНО Заместителем директора по УВР ___________________ Никифорова М.В. |
УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ №217 __________Е.Н.Третьякова Приказ от__.20__№__-од
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Грамотейка» (обучение грамоте и развитие речи)
для групп предшкольной подготовки
на 2023-2027 учебный год
Разработано:
МО учителей начальной школы
Принято на заседании педагогического совета
Протокол № ______ от _______
г. Новосибирск
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии требованиями федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 с изменениями и дополнениями; федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 № 286; Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; на основе авторской программы Н.А. Федосовой, Москва «Преемственность» 2018 г. программа допущена Министерством образования Российской Федерации и адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по курсу «Грамотейка» разработана на основе программы Н.А.Федосовой «Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет. Авторской программы Н.А.Федосовой «От слова к букве», программы предшкольной подготовки.
Рабочая программа рассчитана на 29 часов в год (по одному занятию в неделю продолжительностью 25 минут)
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
Н. А. Федосова. «От слова к букве». Учебное пособие для подготовки детей к школе. В двух частях. М.: Просвещение, 2015.
Курс «Развитие речи и подготовка к обучению чтению и письму» представлен программой «От слова к букве».
Программа «От слова к букве» нацелена на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связанной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведет подготовку к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.
Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
формирование грамматического строя речи ребенка;
совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, рассказов, словесное рисование и т.д.);
создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? и т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
внутренняя позиция дошкольника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
понимание личностного смысла учения, определение дальнейшего образовательного маршрута;
положительного отношения к урокам обучения грамоте;
осознание своей гражданской и национальной принадлежности;
восприятия русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности своего народа, семейных отношений;
осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи;
развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям;
установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
планировать (совместно с учителем) свои действия для реализации задач, прогнозирование результата выполнения задания;
осмысление в выборе способов и приемов действий при решении языковых задач;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи, в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
внесение необходимых коррективов в процесс решения языковых задач, редактирование устных и письменных высказываний;
осуществление итогового и пошагового контроля по результату изучения темы;
оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи.
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
осуществлять частичный поиск необходимой информации для выполнения заданий использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения учебных задач;
построение модели слов, словосочетаний, предложений;
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
понимать текстов, определять главную мысль, уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;
умение точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;
владеть диалоговой формой речи;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения;
формулировать собственное мнение и позицию;
аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
контролировать действия партнера;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты:
осознават письмо, как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственныхпредложений, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков;
в результате изучения курса у обучающихся, освоивших программу дошкольного образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса «Обучение грамоте» на следующем уровне образования.
Содержание программы
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);
чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства - эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
разучивание наизусть и выразительное чтение.
Речевое
общение.
Понятие об устной и письменной речи.
Речевой этикет.
Жесты, мимика.
Громкость, тон, темп устной речи.
Подготовка к чтению. Текст, предложение, слово – средства языка и речи, проводники мыслей и чувств.
Членение
устных текстов на предложения, предложений
на слова.
Слово, слог, ударение.
Наблюдение над значением слов и их
звуковой структурой. Деление слов на
слоги, слогов на звуки. Использование
графических опор-схем для слогового
анализа слов. Упражнение в составление
слов из слогов, в дополнении слогов до
слов с разным количеством слов, с
ударением на разных слогах. Звуки и
буквы. Гласные и согласные звуки.
Звуковая
структура. Слогообразующая роль гласных.
Ударные и безударные слоги, ударные и
безударные гласные.
Слого - звуковой анализ слов. Буквы как
значки звуков.
Подготовка к письму. Рисование декоративных узоров разных форм. Ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки. Раскрашивание внутри и снаружи предметов, дорисовывание и т.д. Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице, на рабочей строке, в развитии мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки.
Планируемые результаты:
ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
знать устойчивые формулы речевого этикета - приветствие, прощание, благодарность, просьба;
осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко - тихо, быстро - медленно, весело - грустно и т. д.;
артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре;
смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное;
сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
правильно произносить все звуки;
отчетливо и ясно произносить слова;
выделять из слов звуки;
находить слова с определенным звуком;
определять место звука в слове;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
составлять предложения, по опорным словам, по заданной теме;
составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
соблюдать элементарные гигиенические правила;
ориентироваться на странице тетради.
Дошкольники должны знать:
отличие буквы от звука;
конфигурацию печатных букв;
назначение прописной и строчной буквы;
отличие прописных букв от печатных.
Дошкольники должны уметь:
ориентироваться на странице тетради;
перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д;
печатать буквы;
отличать заглавные и строчные буквы.
Тематическое планирование по учебному курсу «Грамотейка»
№ п/п |
№ зан. |
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
|
Буквы, обозначающие гласные звуки ( 7 ч ) |
|||
1 |
1 |
Вводное занятие. «Осенние странички» |
1 |
|
2 |
2 |
«Осенние странички». Звук [о]. Буквы О, о. Звук [а]. Буквы А, а. Предложение |
1 |
|
3 |
3 |
«Осенние странички». Звук [у]. Буквы У, у. Звук [ы]. Буква ы . Слово |
1 |
|
4 |
4 |
Звук [и]. Буквы И, и. Звук [э]. Буквы Э, э. Ударение. Схема слова |
1 |
|
5 |
5 |
«Осенние странички».Буквы, обозначающие два звука. Звуки [а], [й’а]. Буквы Я, я |
1 |
|
6 |
6 |
«Осенние странички».Звуки [у], [й’у]. Буквы Ю, ю |
1 |
|
7 |
7 |
Звуки [э], [й’э]. Буквы Е, е.Звуки [о], [й’о]. Буквы Ё, ё |
1 |
|
|
Буквы, обозначающие согласные звуки (20 ч) |
|||
8 |
1 |
«Зимние странички». Звуки [л], [л’]. Буквы Л, л. Согласные звуки. Твёрдые, мягкие согласные звуки |
1 |
|
9 |
2 |
Согласные звуки. Звуки [м], [м’]. Буквы М, м. |
1 |
|
10 |
3 |
Согласные звуки. Звуки [н], [н’]. Буквы Н, н |
1 |
|
11 |
4 |
«Зимние странички». Звуки [р], [р’]. Буквы Р, р |
1 |
|
12 |
5 |
Звуки [в], [в’]. Буквы В, в. Звонкие согласные звуки |
1 |
|
13 |
6 |
Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. Глухие согласные звуки |
1 |
|
14 |
7 |
«Зимние странички». Звуки [з], [з’]. Буквы З, з |
1 |
|
15 |
8 |
Звуки [с], [с’]. Буквы С, с |
1 |
|
16 |
9 |
Звук [ш]. Буквы Ш, ш. Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Шипящие согласные звуки |
1 |
|
17 |
10 |
Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б |
1 |
|
18 |
11 |
Звуки [п], [п’]. Буквы П, п |
1 |
|
19 |
12 |
«Зимние странички». Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д |
1 |
|
20 |
13 |
Звуки [т], [т’]. Буквы Т, т |
1 |
|
21 |
14 |
Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г |
1 |
|
22 |
15 |
Звуки [к], [к’]. Буквы К, к |
1 |
|
23 |
16 |
«Весенние странички». Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х |
1 |
|
24 |
17 |
«Весенние странички». Звук [ц]. Буквы Ц, ц |
1 |
|
25 |
18 |
«Весенние странички». Звук [щ’]. Буквы Щ, щ |
1 |
|
26 |
19 |
«Весенние странички». Звук [ч’]. Буквы Ч, ч |
1 |
|
27 |
20 |
«Весенние странички». Звук [й’]. Буквы Й, й. Буквы ь, ъ. Буква, обозначающая мягкость согласного |
1 |
|
|
Литературная страна (2 ч) |
|||
28 |
1 |
«Летние странички». Потешки. Сказки. Скороговорки, пословицы, поговорки |
1 |
|
29 |
2 |
«Летние странички». Были. Загадки. Викторина |
1 |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фогель Елена Александровна
→ fogelhelen 23.08.2024 0 317 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.