Доклад на тему "Способы выявления одаренных детей в начальных классах"
Доклад «Способы выявления одарённых детей в начальных классах»
Учитель начальных классов Бажанова Л.М.
Слайд 1-2.
Одарённый ребенок… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями
Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.
Слайд 3.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Слайд 4.
Одаренность может проявляться:
1. как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;
2. как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
3. как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Слайд 5.
Кого считают одаренным?
Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.
1. дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
2. дети с высоким уровнем творческих способностей;
3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности
4. дети, хорошо обучающиеся в школе
5. дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения - не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс.
Для эффективного выявления одаренных детей необходим комплексный подход к процедуре исследования. Центральные фигуры в педагогическом процессе - педагог и ребенок. Исходя из этого, наблюдения педагога, его критерии выявления одаренных детей наиболее ценны. В педагогическом процессе воз растает роль педагога как диагноста, где самый главный его инструментарий педагогическое чутье, интуиция и опыт.
Слайд 6.
Одаренность бывает:
академической (способность учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью, легко и быстро схватывают школьный материал.
интеллектуальной (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.
художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка и лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства
творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.
психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.
Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие вундеркинды с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Среди основных задач воспитательно-образовательного процесса школы стоит работа с одаренными детьми, имеющих все возможности проявить себя, раскрыться, развивать свои способности в процессе обучения в условиях необязательных занятий, индивидуальной работы с педагогами.
Одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.
Одаренному ребенку нужна и дисциплина, и возможность делать ошибки и брать на себя ответственность. Следует помнить, что одаренный ребенок уже в очень раннем возрасте склонен к очень серьезным размышлениям, интересуется глобальными проблемами, о которых часто говорят взрослые, устанавливает для себя высокие критерии, стремится к совершенству, в любом вопросе доходит до самой сути.
Одаренный ребенок проявляет понимание к другим людям, очень чувствителен несправедливости, крайне критичен к взрослым, которые идут на компромисс с совестью во избежание конфликтов, склонен самонаблюдению и постоянно оценивает, что хорошо и что плохо в нем самом. Одаренный ребенок не выносит глупости, особенно когда она маскируется чьим-то авторитетом. Он стремится быть творческим, изобретательным и, как результат, ищет необычные, новые способы выполнения обычных дел. Такой ребенок, конечно же, проявляет склонности к занятиям наукой и искусством.
Составим портрет одаренного ребенка.
Слайд 7.
Портрет одаренного ребенка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.
Слайд 8.
Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:
• индивидуальный подход на уроках;
• дополнительные занятия с одаренными учащимися;
• участие в школьных и городских олимпиадах;
• психологические консультации, тренинги, тестирование;
• конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
• посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
• использование современных средств информации;
• создание детских портфолио.
Слайд 9.
Академик А.Н. Колмогоров сказал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «искра Божья». Но чтобы из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я стараюсь заниматься развитием и воспитанием одаренных детей. Мною разработана система развивающих задач и упражнений-минуток, которые я предлагаю учащимся в начале урока или во время устного счета. Вот пример одного из заданий (Слайд 10).
2 раза в неделю я провожу дополнительные занятия по занимательной математике и развитию речи, которые способствуют развитию логического мышления, формируют такие качества, как инициатива, самоконтроль и расширяют умственный кругозор.
На занятиях по занимательной математике мы рассматриваем задачи с применением рациональных способов решения повышенной сложности, предполагающих творческое исследование, суждение, решаем нестандартные задачи.
На итоговых занятиях проводим классные олимпиады с присвоением победителю звания «Самый умный».
В программе УМК «Гармония» по математике часто встречаются задачи как повышенной трудности, так и предполагающие рациональные способы решения (Слайд 11). Конечно, многие учащихся решили эту задачу в 5 действиях. А дети, обладающие нестандартным математическим мышлением, сказали, что эта задача с лишними данными, т.к. можно сразу ответить, что площадь увеличится в 6 раз, потому что если длина увеличится в 2 раза, а ширина в 3 раза, то площадь увеличится в 2х3 раза, т.е. в 6 раз.
На дополнительных занятиях по русскому языку чаще всего я учу писать детей сочинения, создавать словесные этюды, делать словесные зарисовки, писать письма, например, Деду Морозу. Особое внимание я уделяю сочинениям-рассуждениям. Для этого подбираю темы, например:
Почему, если лампочка лопнет, она ещё и хлопнет?
Почему ластик стирает?
Почему у кукурузы такое смешное имя?
и т.д.
После обсуждения с классом детям за самые удачные работы присваиваем звание «Талантливый писатель».
Слайд 12.
Творческие способности учеников особенно проявляются при проведении предметных недель, которые регулярно проводятся в нашей школе, при организации литературных гостиных, при участии в математических и лингвистических каруселях.
Слайд 13.
Большинство детей класса принимают активное участие в различных предметных и интеллектуальных конкурсах уже со 2 класса.
Слайд 14, 15, 16.
А вот такие у нас результаты.
Слайд 17.
Дети моего класса также активно участвуют и в исследовательской работе. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Учебная исследовательская деятельность – специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, сознательностью, результатом которых является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
В прошлом учебном году мы подготовили 4 исследовательских проекта. Проект Татариновой Даши «Секреты знакомой таблицы» получил 2 место на окружном конкурсе проектов «Дебют» (Слайд 18).
В этом учебном году мы подготовили уже 7 проектов (Слайд 19), 3 из которых будут представлены на окружном конкурсе (Слайд 20, 21).
В мае 2010 года мы решили принять участие в международном литературном конкурсе «Лицо России» (Слайд 22) и послали туда 3 сочинения: «Подвиг Зои Космодемьянской» Татариновой Дарьи, «Жизнь, посвященная России» (о М.В.Ломоносове) Малоземовой Маши, «Семьдесят «Я» (о настоятеле Николае Стремском) Кирилловой Леры. Совсем недавно Татариновой Даше и Малоземовой Маше прислали сертификаты участников этого международного конкурса (Слайд 23).
Сочинение Кирилловой Леры, к сожалению, не было принято, т.к. настоятель Саракташского монастыря протоиерей Николай Стремский пока не признан лицом России. И тогда мы это сочинение отправили на областной литературный конкурс «Капитанская дочка», результатов ещё нет.
Хочу привести несколько отрывков сочинения Кирилловой Леры:
Вступление: «Однажды меня мама спросила, зачем мне две руки, а я ответила: «Чтобы одной рукой держаться за маму, а другой - за папу». Хорошо, когда есть и папа, и мама, но иногда бывает так, что ребенок становится сиротой при живых родителях. Шанс обрести новую жизнь выпадает не каждому, но некоторым везет, потому что на свете есть хорошие и добрые люди, которые, не боясь трудностей, дарят этим детям семью и свою любовь. Вот об одной такой замечательной семье я узнала, когда вместе с мамой побывала этой весной в Свято-Троицкой обители Милосердия в поселке Саракташ Оренбургской области».
Далее она рассказывает о том, что в этой семье воспитываются 70 детей, о том, как организована их жизнь, чем они занимаются и т.д.
А вот заключение этой работы:
«Время идет, дети растут. Взрослые дети создают свои семьи. По примеру своих приемных родителей, они обязательно будут хорошими мамами и папами, которые никогда не бросят своих детей. Отец Николай и матушка Галина воспитывают своих детей с пониманием того, что какими будут они, такими будут и их дети. Ведь с семьи начинается честность, порядочность, ответственность, любовь, доброта, забота, поддержка и взаимопонимание.
Все взрослые говорят, что дети – это наше будущее. И каким будет это будущее, зависит от того, каким вырастет ребенок! Счастливый ребенок будет гордиться своими родителями, счастливый человек будет гордиться своей страной, на благо которой он живет и трудится. Теперь я знаю точно, что семья, как Родина, должна быть у каждого!»
Ученики моего класса показывают высокие результаты и в творческом развитии:
Кириллова Лера – победитель многих танцевальных конкурсов в городе и области.
Мухаметов Ильдар – победитель городских конкурсов технического моделирования.
Слайд 24:
Карнюшкина Ангелина и Кузнецова Катя увлекаются вязанием крючком. В юношеской библиотеке организованы персональные выставки их работ.
Слайд 25.
Если дети – национальное достояние любят страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бажанова Людмила Михайловна
→ 1955mila 26.03.2011 4 9912 2061 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.