СЕКЦИОННОЕ
ЗАСЕДАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАСОВ
ПО ТЕМЕ
«Требования ФГОС
НОО к профессиональной компетентности
учителя начальных
классов»
Тема доклада
«Планируемые результаты освоения
основных образовательных программ
общего образования»
Докладчик:
Сотникова Н.К.
МОУ ЗСОШ №3
Слайд 1
Актуальность и
необходимость разработки планируемых
результатов обусловлена Концепцией
федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования.
Что же мы понимаем
под планируемыми
результатами начального общего
образования? Они
представляют собой систему обобщенных
личностно ориентированных целей
образования,
допускающих дальнейшее уточнение и
конкретизацию для определения и выявления
всех элементов, подлежащих формированию
и оценке.
Планируемые
результаты отражают общую идеологию
проекта: ориентацию на результаты
образования, подход к стандарту как к
общественному договору, ориентацию
на системнодеятельностный подход и др.
Слайд 2
Планируемые
результаты начального образования
Описывают систему
учебных действий, которые осваиваются
учащимися при изучении учебного
материала.
Они служат
содержательной и критериальной основой
разработки образовательных программ
и программ развития образовательных
учреждений, учебных программ и
учебно-методической литературы,
системы оценки достижения требований
стандарта.
Планируемые
результаты разрабатываются для основных
междисциплинарных программ начального
образования и всех учебных программ,
обеспечивающих реализацию инвариантной
части базисного учебного (образовательного)
плана.
Планируемые
результаты - основа оценки достижения
требований стандарта.
Планируемые
результаты служат нормативной основой
и для различных оценочных процедур,
и для определения содержания и организации
образовательного процесса.
Планируемые
результаты отражают общую идеологию
проекта: ориентацию на результаты
образования,
подход к стандарту как к общественному
договору,
ориентацию на системно-деятельностный
подход и
др.
Они строятся с
учетом основных нормативных документов,
обеспечивающих функционирование
стандарта, — базисного (образовательного)
учебного плана, Фундаментального
ядра содержания общего об образования,
Программы формирования универсальных
учебных действий, системы оценки и
др.
Вывод:
Можно сказать, что ПР уточняют
и конкретизируют Требования
стандарта к результатам освоения
основных образовательных программ для
каждого учебного предмета с учетом
ведущих
целевых установок изучения данного
предмета, а
также с учетом возрастной
специфики учащихся.
Слайд 3
Давайте рассмотрим
место планируемых результатов в
общей системе федерального стандарта
и сопровождающих его документов.
Основными адресатами и пользователями
планируемых результатов являются:
• лица, принимающие
решения о
развитии системы образования на разных
ее уровнях (федеральном, региональном,
муниципальном);
• учащиеся и их
родители;
• профессиональное
педагогическое сообщество.
В профессиональном
педагогическом сообществе
можно условно выделить следующие две
большие группы:
• работники
образования, непосредственно организующие
и осуществляющие образовательную
деятельность, это прежде всего учителя
и школьные психологи;
• работники
образования, осуществляющие общее
планирование и ресурсное обеспечение
образовательного процесса, надзор
(контроль) за ходом и результатами
образовательной деятельности. К ним
в первую очередь можно отнести:
• руководителей
образовательных учреждений;
• авторов программ
и учебников;
• разработчиков
различных измерительных материалов;
• сотрудников
различных служб контроля и оценки
качества образования.
Все эти пользователи
имеют общие интересы и потребности, но
в то же время у каждого из них имеются
и свои приоритеты.
Слайд 4
Дело в том, что
планируемые результаты разным
пользователям нужны для разных целей:
учителю как ориентиры в ожидаемых
учебных достижениях выпускников,
ориентиры в способах
и особенностях организации образовательного
процесса,
направленного на достижение Требований
стандарта к результатам образования,
для авторов программ, разработчиков
контрольных измерительных материалов
(КИМ) планируемые результаты должны
содержать также ориентиры в объеме
изучаемого учебного материала и
глубине его освоения учащимися.
С учетом потребностей
различных пользователей планируемые
результаты представлены в двух
формах, условно названных обобщенной
и технологической.
Каждая из этих форм соответствует одному
из уровней: нормативному или
инструктивно-методическому.
Обобщенная
форма соответствует
нормативному
уровню
представления планируемых результатов.
Она адресована преимущественно лицам,
принимающим решения о развитии системы
образования, авторам программ и учебников,
разработчикам КИМов, руководителям
образовательных учреждений. Эта
форма служит ориентиром в их основной
деятельности (например, при разработке
основных образовательных программ
образовательного учреждения, при
создании примерных и авторских программ
и учебно-методической литературы или
при разработке материалов административного
и итогового контроля, иных оценочных
материалов). Планируемые результаты
в обобщенной форме необходимы (но не
достаточны!) и учителям предметникам,
и иным практическим работникам, например
классным руководителям, школьным
психологам, а также родителям и учащимся.
Технологическая
форма планируемых
результатов соответствует
инструктивно-методическому
уровню их
представления. Она адресована
преимущественно учителям, учащимся и
их родителям. Эта форма содержит более
детализированное описание планируемых
результатов, их проекцию на разные этапы
учебного процесса. С ее помощью возможно
соотнести итоговые и промежуточные
планируемые результаты, например
представив итоговые планируемые
результаты в виде цепочки тематических
планируемых результатов, отражающих
не только логику развертывания
учебного материала курса, но и логику
формирования учебных действий. Поэтому
технологическая форма планируемых
результатов строится с опорой на
представления о целесообразных способах
организации совместной учебной
деятельности учащихся и учителя,
целесообразных формах и способах текущей
и итоговой оценки, самооценки, возможности
и целесообразности использования
различных средств обучения и т. д.
Слайд 5
Содержание и
структура планируемых результатов
определяются их основными функциями:
1) служить
критериальной
основой для оценки выполнения
Требований стандарта к результатам
деятельности системы образования в
целом и к результатам деятельности ее
отдельных субъектов (образовательных
учреждений, педагогов, обучающихся);
2) являться основой
для ресурсного обеспечения и организации
образовательного
процесса.
В содержании
планируемых результатов должны быть
отражены ожидания, связанные с уровнем
достижения системой образования,
образовательными учреждениями,
педагогами, обучающимися следующих
основных
результатов начального общего образования,
сформулированных в Требованиях стандарта:
- формирование
предметных
и универсальных способов действий,
а также опорной
системы знаний,
обеспечивающих возможность продолжения
образования в основной школе;
- воспитание основ
умения учиться
- способности
к самоорганизации с целью решения
учебных задач;
- индивидуальный
прогресс в
основных сферах личностного развития
- эмоциональной, познавательной,
саморегуляции.
В соответствии с
Концепцией и Требованиями стандарта
содержание планируемых результатов
должно позволять осуществлять оценку
предметных,
метапредметных и
личностных
результатов
образования в ходе разнообразных
процедур: от текущей оценки учителем
до различных аттестационных и
неперсонифицированных (анонимных)
процедур, выполняемых внешними службами.
Содержание
планируемых результатов, таким образом,
должно отражать конкретизированную
применительно к ступени общего образования
систему целей:
формирование
обобщенных способов действий с учебным
материалом,
позволяющих учащимся успешно решать
учебно-познавательные и учебно-практические
задачи. При этом выделяемый в системе
планируемых результатов учебный материал
в соответствии с Требованиями стандарта
должен иметь опорный
характер,
т. е. служить основой для последующего
обучения.
В структуре
планируемых результатов должны найти
отражение ожидания, связанные с тем,
какими учебными действиями в отношении
опорной системы знаний, умений и навыков
большинство учащихся овладеют на уровне:
• актуального
развития,
т. е. на уровне актуальных действий,
задающих границы исполнительской
компетенции учащегося (иначе говоря,
на уровне действий, хорошо освоенных и
выполняемых практически автоматически);
• зоны ближайшего
развития,
т. е. на уровне «перспективных действий»,
находящихся еще на стадии формирования
и выполняемых в сотрудничестве с учителем
и сверстниками.
Наконец, планируемые
результаты призваны сориентировать
пользователя и в том, какими освоенными
и/или перспективными учебными действиями,
лежащими в зоне ближайшего развития,
могут овладеть учащиеся в отношении
знаний, расширяющих и углубляющих
систему опорных знаний, а также знаний
и умений, являющихся пропедевтическими
для дальнейшего изучения данного
предмета.
Слайд 7
Структура
планируемых результатов
ориентирует пользователя в средствах
решения поставленной задачи, поэтому
в структуре планируемых результатов
выделены
в особый раздел личностные и метапредметные
результаты, достижение
которых обеспечивается всей совокупностью
учебных предметов. Федеральный
государственный образовательный
стандарт начального общего образования
представляет собой совокупность
требований, обязательных при реализации
основной программы начального общего
образования. К числу планируемых
результатов освоения основной
образовательной программы отнесены:
• личностные
результаты - готовность и способность
обучающихся к саморазвитию, сформированность
мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки выпускников
начальной школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные
качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности;
• метапредметные
результаты - освоенные обучающимися
универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и
коммуникативные);
• предметные
результаты - освоенный обучающимися в
ходе изучения учебных предметов опыт
специфической для каждой предметной
области деятельности по получению
нового знания, его преобразованию и
применению, а также система основополагающих
элементов научного знания, лежащая
в основе современной научной картины
мира.
Личностные
результаты освоения основной
образовательной программы начального
общего образования должны отражать:
1) формирование
основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества;
становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
2) формирование
целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
3) формирование
уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов;
4) овладение
начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и
освоение социальной роли обучающегося,
развитие мотивов учебной деятельности
и формирование личностного смысла
учения;
6) развитие
самостоятельности и личной ответственности
за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование
эстетических потребностей, ценностей
и чувств;
8) развитие этических
чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам
других людей;
9) развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях, умения
не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
10) формирование
установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные
результаты освоения основной
образовательной программы начального
общего образования
должны отражать:
овладение
способностью принимать и сохранять
цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
освоение способов
решения проблем творческого и поискового
характера;
формирование
умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения
результата;
формирование
умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
освоение начальных
форм познавательной и личностной
рефлексии;
использование
знаково-символических средств
представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических
задач;
активное
использование речевых средств и средств
информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных
задач;
использование
различных способов поиска (в справочных
источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том
числе умение вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать)
в цифровой форме измеряемые величины
и анализировать изображения, звуки,
готовить свое выступление и выступать
с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики
и этикета;
овладение навыками
смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами; осознанно строить
речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах;
овладение
логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения
к известным понятиям;
готовность слушать
собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
определение общей
цели и путей ее достижения; умение
договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
готовность
конструктивно разрешать конфликты
посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
овладение начальными
сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета;
овладение базовыми
предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и
отношения между объектами и процессами;
умение работать
в материальной и информационной среде
начального общего образования (в
том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета.
Предметные
результаты освоения основной
образовательной программы начального
общего образования,
в
структуре отражена логика организации
отдельных предметов: планируемые
результаты соотносятся с ведущими
содержательными линиями и разделами
изучаемых курсов. Это позволяет учителю,
авторам программ и учебников соотносить
конечные итоговые результаты с внутренней
логикой развертывания учебного процесса,
реализуемого в рамках той или иной
дидактической или методической схемы;
целенаправленно проектировать на этой
основе постепенное продвижение учащихся
в освоении планируемых результатов,
соотнося его как с этапами формирования
учебных действий и опорного учебного
материала, так и с требованиями системы
оценки.
Слайд
7
На
данном слайде представлены предметные
результаты освоения по основным предметам
начальной школы
Русский
язык. Родной язык:
формирование
первоначальных представлений о единстве
и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
понимание
обучающимися того, что язык представляет
собой явление национальной культуры
и основное средство человеческого
общения, осознание значения русского
языка как государственного языка
Российской Федерации, языка межнационального
общения;
сформированность
позитивного отношения к правильной
устной и письменной речи как показателям
общей культуры и гражданской позиции
человека;
овладение
первоначальными представлениями о
нормах русского и родного литературного
языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого
этикета; умение ориентироваться в
целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые
средства для успешного решения
коммуникативных задач;
овладение учебными
действиями с языковыми единицами и
умение использовать знания для решения
познавательных, практических и
коммуникативных задач.
Литературное
чтение. Литературное чтение на родном
языке:
понимание литературы
как явления национальной и мировой
культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости
чтения для личного развития; формирование
представлений о мире, российской истории
и культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле,
нравственности; успешности обучения
по всем учебным предметам; формирование
потребности в систематическом чтении;
понимание роли
чтения, использование разных видов
чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое); умение осознанно
воспринимать и оценивать содержание
и специфику различных текстов, участвовать
в их обсуждении, давать и обосновывать
нравственную оценку поступков героев;
достижение
необходимого для продолжения образования
уровня читательской компетентности,
общего речевого развития, т.е. овладение
техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приемами интерпретации,
анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов с
использованием элементарных
литературоведческих понятий;
умение самостоятельно
выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками
для понимания и получения дополнительной
информации.
Математика
и информатика:
использование
начальных математических знаний для
описания и объяснения окружающих
предметов, процессов, явлений, а также
оценки их количественных и пространственных
отношений;
овладение основами
логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и
математической речи, измерения,
пересчета, прикидки и оценки, наглядного
представления данных и процессов,
записи и выполнения алгоритмов;
приобретение
начального опыта применения математических
знаний для решения учебно-познавательных
и учебно-практических задач;
умение выполнять
устно и письменно арифметические
действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи,
умение действовать в соответствии с
алгоритмом и строить простейшие
алгоритмы, исследовать, распознавать
и изображать геометрические фигуры,
работать с таблицами, схемами, графиками
и диаграммами, цепочками, совокупностями,
представлять, анализировать и
интерпретировать данные;
приобретение
первоначальных представлений о
компьютерной грамотности.
Обществознание
и естествознание (Окружающий мир):
понимание особой
роли России в мировой истории, воспитание
чувства гордости за национальные
свершения, открытия, победы;
сформированность
уважительного отношения к России,
родному краю, своей семье, истории,
культуре, природе нашей страны, её
современной жизни;
осознание
целостности окружающего мира, освоение
основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного
поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в
природной и социальной среде;
освоение доступных
способов изучения природы и общества
(наблюдение, запись, измерение, опыт,
сравнение, классификация и др., с
получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве);
развитие навыков
устанавливать и выявлять причинно-следственные
связи в окружающем мире.
Слайд 8
На
данном слайде представлена программа-образец,
в которой прописаны все планируемые
результаты по разделам некоторых
предметов.
Слайд 9
А вот
так выглядит технологическая карта
отдельного урока, подробное описание
карт можно посмотреть на
www.prosv.ru/umk/perspektiva
Слайд 10
Структура
планируемых результатов отражает также
основные направления оценочной
деятельности: оценку результатов
деятельности системы образования,
образовательных учреждений, педагогов
и выпускников. Это
достигается посредством
выделения в структуре планируемых
результатов трех уровней описания и
соответственно, трех блоков целей,
конкретизированных
в отношении каждого из субъектов
образовательного процесса и представленных
как ориентиры и ожидаемые результаты.
1. Цели-ориентиры,
определяющие ведущие целевые установки
и основные ожидаемые результаты изучения
данного учебного предмета. Их
включение в структуру планируемых
результатов призвано дать ответ на
вопрос: «Ради
чего необходимо изучать данный предмет
в школе?»
Первый блок результатов описывает
основной, сущностный вклад данного
предмета в развитие личности учащихся,
в развитие их способностей; отражает
такие общие цели образования, как
формирование ценностных и мировоззренческих
установок, развитие интереса, формирование
определенных познавательных потребностей
обучающихся. Таким
образом, если направлением оценки
являются «результаты деятельности
системы образования», то предмет,
содержание и критерии оценки должны
соотноситься в основном с первым блоком
планируемых результатов.
2. Цели,
характеризующие систему учебных действий
в отношении опорного учебного материала.
Планируемые результаты, описывающие
эту группу целей, приводятся в блоках
«Выпускник
научится»,
отражены
цели (представленные как ожидаемые
результаты), характеризующие систему
учебных действий необходимых для
последующего обучения и релевантных
опорной
системе
знаний, умений и компетенций. Именно
этот блок определяет те индивидуальные
достижения, которые сущностно необходимы
для дальнейшего успешного образования,
и потому служит основой при определении
содержания и предмета итоговой
оценки выпускников.
Поэтому при разработке инструментария
итоговой оценки необходимо ориентироваться
на планируемые результаты.
3. Цели,
характеризующие систему учебных действий
в отношении знаний, умений, навыков,
расширяющих и углубляющих опорную
систему или
выступающих как пропедевтика для
дальнейшего изучения данного предмета.
«Выпускник
получит возможность научиться».
Такой уровень достижений могут
продемонстрировать только отдельные
мотивированные и способные учащиеся.
В повседневной практике преподавания
эта группа целей не отрабатывается со
всеми без исключения учащимися как в
силу повышенной сложности учебных
действий для учащихся, так и в связи с
повышенной сложностью учебного материала
и/или его пропедевтического характера
на данной ступени обучения. Основные
цели такого включения - предоставить
возможность обучающимся продемонстрировать
овладение более высокими (по сравнению
с базовым) уровнями достижений и выявить
динамику роста численности группы
наиболее подготовленных учащихся.
Выделение
этого блока планируемых результатов
призвано отразить задачи школы по
опережающему формированию и развитию
интересов и способностей учащихся в
пределах зоны ближайшего развития, по
поддержке разнообразия индивидуальных
познавательных потребностей учащихся
за счет реализации потенциальных
возможностей учебных и междисциплинарных
программ.
Слайд 11
Система
оценки предъявляет ряд требований и к
формулировке планируемых результатов.
Они должны либо однозначно описывать
предмет и критерии оценки, либо допускать
возможность последующего уточнения и
конкретизации при разработке измерителей,
шкал и критериев оценивания, при
определении способов представления
результатов. Такое уточнение и
конкретизация проводится в ходе так
называемого процесса операционализации
планируемых
результатов.
Подводя
итог сказанному, отметим, что структура
и содержание планируемых результатов
соотносятся с общей направленностью,
целями и объектом оценки, а также
процедурами оценки. Содержание оценки
и ее критериальная база уточняются при
разработке операционализированного
перечня планируемых результатов.