Игровые технологии на уроках русского языка.«Грамматические тропинки» дидактические игры на тему «Словообразование»
на тему «Словообразование»
План путешествия по тропинкам:
1. Выбрать домик (по щелчку на рисунок домика)
2. В каждом домике учащиеся принимают участие в игре (озвучить задание)
3. Вернуться к старту (по гиперссылке)
4. Выбрать новый домик...
Игра «Слово - родственник»
Слайд 4 - 6
Практические учения и навыки: уметь среди слов с одинаковым написанием корня найти однокоренные слова, объяснять правильность выбора.
Учащимся предлагается из трёх вариантов ответа выбрать один верный: к двум словам подобрать однокоренное. При нажатии на слово, неверно подобранное однокоренное слово исчезнет, а верный вариант, после вращения, останется на карточке.
Лук – лучок – луковый
Речь – изречение – речевой
Горе – горевать - огорчение
Игра «Две группы слов»
Слайд 7
Практические учения и навыки: различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Распределить представленные ниже слова на 2 группы; однокоренные слова и формы слова.
Словоизменение: окно – окна – окном – окне – окну.
Словообразование: окно – оконце – подоконник – оконная – окошко.
Игра «Назови профессии, музыкантов, спортсменов» Слайд 8 – 9 - 10
Практические учения и навыки: уметь образовывать родственные слова определённой формы, выделять два однокоренных слова.
Например, профессии: пишет книги – писатель, чинит часы – часовщик;
музыканты: играет на пианино – пианист, играет на гитаре – гитарист;
спортсмены: играет в футбол – футболист, играет в теннис – теннисист.
Игра «Собери новое слово»
Слайд 11 – 12 - 13
Практические учения и навыки: уметь вычленять из слова части слова и составлять новое слово, состоящее из всех частей.
1. Приставка в слове ПОХОД,
Корень в слове ДОРОЖКА,
Суффикс в слове ПАРНИК,
Окончание в слове ВАГОН. ПОДОРОЖНИК
2. Приставка в слове РАСПУСТИТЬ,
Корень в слове ЦВЕТНИК,
Суффикс в слове ТУЧКА,
Окончание в слове РАБОТА. РАСЦВЕТКА
3. Приставка в слове ОБЛЕТЕТЬ,
Корень в слове ЛЕПКА,
Суффикс в слове СЛОНИХА,
Окончание в слове РЕЧУШКА. ОБЛЕПИХА
Игра « Тайны словаря»
Слайд 14 – 15 - 16
Практические учения и навыки: понимать принцип замены части слова тильдой, уметь подбирать корень к данным словам.
Учитель знакомит учащихся с понятием «тильда» и обозначением на письме, приводит пример замены корня тильдой. Учащимся предлагается подобрать корень к данным частям слов.
Берёза: ~ а, ~ ка, ~ онька, ~ овый, ~ няк, ~ нячок, под ~ овик.
Соль: ~ инка, ~ ёный, за ~ ка, пере ~ енный, про ~ ился, ~ онка
Город: ~ ок, ~ ской, ~ анин, при ~ , за ~ ный, при, ~ няя,~ ничий
Масло: ~ ице, ~ ёнка, ~ янистый, ~ ёнок, про ~ енный, за ~ ил
Игра «Ступеньки»
Слайд 17 – 18 - 19
Практические учения и навыки: уметь называть однокоренные слова по грамматическим признакам.
Учитель называет слово с определёнными грамматическими признаками, а учащиеся должны узнать это слово, чтобы опуститься на ступеньку.
Начальное слово: лис.
Существительное ж. рода, ед. числа: лиса
Прилагательное м. рода, ед. числа: лисий.
Существительное ж. рода, ед. числа: лисица.
Существительное м. рода, ед. числа с уменьшительно – ласкательным суффиксом: лисёнок
Существительное ж. рода, ед. числа с уменьшительно – ласкательным суффиксом: лисонька.
Существительное м. рода, ед. числа с уменьшительно – ласкательным суффиксом: лисёночек
Начальное слово: река.
Существительное ж. рода, ед. числа: речка.
Существительное м. рода, ед. числа, одуш.: речник.
Прилагательное м. рода, ед. числа: речной.
Существительное ж. рода, ед. числа с уменьшительно – ласкательным суффиксом: речонка.
Существительное ж. рода, ед. числа с уменьшительно – ласкательным суффиксом: речушка.
Существительное ж. рода, ед. числа с уменьшительно – ласкательным суффиксом: реченька.
Начальное слово: груз.
Наречие, отвечающее на вопрос как? грузно.
Существительное м. рода, ед. числа, одуш.: грузчик.
Существительное ср. рода, ед. числа, неодуш.: грузило.
Прилагательное м. рода, ед. числа: грузовой.
Существительное мн. числа, неодуш.: грузовики.
Существительное м. рода, ед. числа, неодуш. с уменьшительно – ласкательным суффиксом: грузовичок.
Игра «Новая приставка»
Слайд 20 – 21 - 22
Практические учения и навыки: уметь образовывать новые слова при помощи приставок и объяснять смысл каждой приставки.
Запись слов осуществляется по ходу стрелки, а справа появляется новое слово.
Научить, подучить, переучить, проучить, заучить, приучить, отучить, разучить.
Повязать, увязать, перевязать, связать, завязать, привязать, отвязать, развязать.
Покрасить, перекрасить, окрасить, прокрасить, закрасить, выкрасить, украсить, раскрасить.
Список использованной литературы
1. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова. Москва. Просвещение. 2011 г.
2. В.Волина, Весёлая грамматика, - Москва: «Знание»,1995
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каменева Татьяна Анатольевна
→ KTAa 28.01.2012 2 12730 2197 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК