Презентация по теме "Невские крепости" для 3 класса


ЕВСТАФЬЕВА

ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

УЧИТЕЛЬ НАЧ. КЛАССОВ

ГБОУ СОШ №262

Г. САНКТ - ПЕТЕРБУРГА



МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ.


ЦЕЛЬ: воспитание эстетического восприятия, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга.

ЗАДАЧИ:

1.Знакомство с историей взятия шведских крепостей и историей их названий.

2.Знакомство с основными архитектурными памятниками

3.Расширение словарного запаса учащихся: знакомство с архитектурными терминами, историческими названиями.

4. Воспитание любви к родному городу, бережного отношения к его историческому наследию.


1 сл.

- Пётр Первый твёрдо решил открыть России путь к Балтийскому морю. В 1700 году он начал долгую войну со Швецией за невские берега. В это время Петру было 28 лет, а королю Швеции Карлу Двенадцатому – 18 лет. Война эта продолжалась долгие годы и была названа Северной. Вернуть исконно русские земли, «прорубить окно в Европу» - в этом был смысл Северной войны (1700-1721).

2 сл.

«…В19-й день объявили войну против шведов», - узнаем из письма царя Ф.М.Апраксину от 22 августа 1700 года. С этого момента все в государстве и в деятельности царя было подчинено главному – победе над врагом. С северной войной связано и рождение Санкт – Петербурга – морских ворот России на Балтике. Как справедливо заметил один из историков. Россия «вступила в войну сухопутной , отсталой Московией, окончила её в 1721 году могущественной, великой морской державой, с честью отстоявшей своё право на независимое существование и пробившейся в ряды сильнейших и величественных государств мира».

3 сл.

В октябре 1702 года русское войско подошло к крепости Нотебург (бывший Орешек). Крепость располагалась у истоков Невы из Ладожского озера, на Ореховом острове. Основана она была новгородцами в 1323 году как форпост для борьбы со шведскими феодалами и до 1612 года называлась Орешек. В мае 1612 года крепостью завладели шведы, перестроили её и переименовали в Нотебург. Крепость защищал гарнизон из 500 человек, а сильная артиллерия насчитывала около 140 орудий. Пётр Первый хорошо осознавал значение Нотебурга – шведам он служил опорой на Ладожском озере и отлично прикрывал вход в Неву. Это был ближайший путь к морю. Вот почему главный удар Пётр направил против небольшой шведской крепости и сам участвовал в её осаде в качестве капитан – бомбардира. Осада крепости началась 1 октября.

Русские войска под командованием Бориса Петровича Шереметева расположились на обоих берегах Невы и на отмелях.

4 сл.

Осада продолжалась 10 дней. 11 октября царь отдал приказ на штурм. Шведы оказали отчаянное сопротивление, осыпая нападавших гранатами и картечью. Русские несли большие потери.

5 сл.

В один из моментов сражения Пётр усомнился в успехе и даже приказал отступать. Но князь Голицын не послушался приказания. Семёновцы и часть преображенцев под предводительством князя продолжили штурм крепости, наконец, на стену со знаменем в руках взбежал князь Голицын. Шведы сдались. Удивлённый иноземец заметил «… поистине удивительно, как русские могли взобраться на такую крепость и взяли её с помощью одних осадных лестниц». Пётр торжествовал, так как «… сей орех… был… счастливо разгрызен», и, осознавая значение древней русской крепости, Пётр Первый приказали её укрепить.

6 сл.

На левом берегу Невы напротв крепости находилось поселение. Пётр Первый назвал его Шлиссельбург - ключ- город. Этот ключ должен был открыть России выход к морю. Замком же Пётр считал Ниеншанц, расположенный ниже по течению Невы.

8 сл

Следующей преградой была крепость Ниеншанц, которая находилась на мысу между Невой и Охтой. Ниеншанц (новое укрепление) являлся одной из важнейших шведских крепостей на территории земель, захваченных Швецией у России.

9 сл

Расположенная на возвышенности, крепость имела пятиугольную форму. Её окружали валы высотой 18 метров и шириной 12 метров. Гарнизон насчитывал 800 солдат.

10 сл

В конце апреля 1703 года русская пехота под командованием графа Шереметева подошла к Ниеншанцу. Шведам предложили сдаться, но они ответили отказом. Русская артиллерия начала громить крепость. После длительной бомбардировки Ниеншанц сдался. Всех пленных отпустили в Выборг, а устье Невы вновь стало русским.

11 сл

По распоряжению Петра Первого вдоль реки Охты Расселили рабочих корабельных верфей. Эти поселения стали называться Охтинскими слободами. По правому берегу Охты возникла Матросская слобода, которую населяли рабочие пильных мельниц и канатного двора. Пороховые мельницы положили началу пороховому заводу.

12 сл

После взятия Ниеншанца Пётр переименовал его в Шлотбург, что по-голландски означало «город – замок». Замок в устье Невы был открыт. За 8 дней была одержана победа, но не окончательная. В море плавали шведские военные суда, в лесах скрывался шведский генерал Крониорт с войсками и ждал удобного момента для нападения. Все отвоёванные русскими солдатами крепости и земли нужно было укреплять, и оборонять.

13 сл

Итак появились «ключ и замок» к будущему Петербургу. Место для нового города царь выбрал возле самого моря. На Заячьем острове началось возведение новой крепости.

Но шведы по-прежнему грозили с моря. Они могли помешать строительству. Наконец поздней осенью 1703 года шведские корабли ушли зимовать в город Выборг.

15 сл

Пётр Первый немедленно вышел в море на яхте, взяв с собой солдат. Он сам измерил глубины между берегом залива и островом Котлин. Там оказалась длинная мель. Она тянулась от берега почти до самого острова. Большие корабли могли пройти только по узкому глубокому проходу возле Котлина.

16 сл.

На остров Котлин были высажены русские войска и поставлена пушечная батарея. Другое укрепление – форт царь велел ставить прямо на оконечности мели. Как только спал лёд, солдаты стали возить сюда брёвна и камни.

17 сл.

Из брёвен собирали ряжи – огромные ящики. Их заполняли камнями. Затем вокруг ящиков откалывали лёд, и они уходили на дно. Ряжи ставили друг на друга, и наконец надо льдом появился искусственный островок.

На нём выстроили деревянную башню. Она имела десять граней и состояла из четырёх ярусов. Стены башни были двойными. В них проделали бойницы и кие поставили пушки. Внутри устроили казармы, склады, кухни и госпиталь. Наверху возвели смотровую башенку. Строился форт по проекту архитектора Доменико Трезини.

7 мая (18 мая по новому стилю) 1704 года под фортом возвели русский флаг. Форт получил имя Кроншлот – «коронный замок».

Так пролив возле острова Котлин оказался заперт: с одной стороны батарея на острове Котлин, с другой – форт Кроншлот.

18 сл.

Позже на Котлине были построены город и порт. Город получил название Кронштадт – «коронный город».



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Е.В. Дмитриева Санкт-Петербург, пособие по истории города. Выпуск 1. СПб Корона принт 2011 г.

2.И.И. Георгиев, И.Н. Иванова, В.Г. Исаченко, Л.Е. Лавренова, Ю.А. Раков, И.Б. Чижова, О.О. Шарипова

Санкт-Петербург, занимательные вопросы и ответы. Санкт-Петербург «Паритет» 2007 г.

3.Е.В. Дмитриева Санкт-Петербург, пособие по истории города с заданиями и тестами. 12-е издание

Санкт-петербург КОРОНА принт 2006 г.


3


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Автор (фамилия, имя, отчество полностью) загружаемого материла

Евстафьева Елена Анатольевна.

  1. Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность

ГБОУ СОШ №262 г. Санкт-Петербурга.

учитель начальных классов.

  1. Предмет

История СПб, краеведение.

  1. Класс

3-4 класс.

  1. Название материала

Презентация к уроку.

  1. Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)

Разработка учебного занятия.

  1. Название темы или раздела учебного курса

Невские крепости.

  1. УМК, авторы образовательной программы

УМК любой. Региональный компонент. Е.В.Дмитриева. История СПб

  1. Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.)

ЦЕЛЬ: воспитание эстетического восприятия, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга.

ЗАДАЧИ:

1.Знакомство с историей взятия шведских крепостей и историей их названий.

2.Знакомство с основными архитектурными памятниками

3.Расширение словарного запаса учащихся: знакомство с архитектурными терминами, историческими названиями.

4. Воспитание любви к родному городу, бережного отношения к его историческому наследию.


  1. Среда, редактор, в котором выполнен продукт

Microsoft Word, Power Point.

  1. Необходимое оборудование и материалы для занятия

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

  1. Как реализуется на уроке (время и место, форма использования)

В течение урока. Фронтальная работа.

  1. Комплектация работы (при наличии дополнительных материалов указать названия файлов, размещенных в загруженной папке)

1. Пояснительная записка 3.Презентация Power Point

2.Методическое сопровождение к презинтации

  1. Краткое описание, методические рекомендации по использованию

Презентацию можно использовать в курсе изучения истории Спб. Второй год изучения курса направлен на формирование у учащихся начального представления об основании Петербурга, о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках. Поэтому ведущее место здесь отводится наглядным методам обучения. Данную презентацию можно использовать и как внеклассное занятие по знакомству с историческими и культурными памятниками России.

  1. Список используемых источников

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

1. Е.В. Дмитриева Санкт-Петербург, пособие по истории города. Выпуск 1. СПб Корона принт 2011 г.

2.И.И. Георгиев, И.Н. Иванова, В.Г. Исаченко, Л.Е. Лавренова, Ю.А. Раков, И.Б. Чижова, О.О. Шарипова

Санкт-Петербург, занимательные вопросы и ответы. Санкт-Петербург «Паритет» 2007 г.

3.Е.В. Дмитриева Санкт-Петербург, пособие по истории города с заданиями и тестами. 12-е издание

Санкт-петербург КОРОНА принт 2006 г.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:

слайд 1 ://img-fotki.yandex.ru/get/3613/med-yuliya.40/0_2b44f_a36481d5_XL

слайд 2 http encspb.ru/image.php?file=big%2f2803979917.jpg

слайд 3 http://www.z-rus.ru/images/pic/history/11_11.jpg

http://www.mitropolia-spb.ru/eparhialnie-smi/eparchialnie_vedomosti/30-31/txt/images/03_49.jpg

слайд 4 http://www.museum.ru/CPIK_katalog_CD-ROM/ImageCD/0444/04442.jpg

слайд 5 http://shkolazhizni.ru/img/content/i67/67704_or.jpg

слайд 6 http:// http://s012.radikal.ru/i320/1010/6c/042240b4df12t.jpg

слайд 7 http://photos.lifeisphoto.ru/97/0/976904.jpg

слайд 8 http://www.navy.su/daybyday/may/01/images/01.jpg

слайд 9 http://archi.urbanismo.ru/wp-content/uploads/2009/10/

%D0%9D%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%88%D0%B0%D0%BD%D1%86-%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82-

%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.jpg

слайд 10 http://www.ljplus.ru/img4/e/d/edv_y/_IMG_0007.jpg

слайд 11 http://www.mitropolia-spb.ru/eparhialnie-smi/eparchialnie_vedomosti/30-31/txt/images/03_34.gif

слайд 12 http://img12.nnm.ru/7/1/a/2/8/71a282a4e39579bbdb54e17f864d26b1_full.jpg

слайд 13 http://s015.radikal.ru/i333/1109/b7/bd401a7fd33c.jpg

слайд 14 http://samlib.ru/img/b/burkowa_t_w/vivat-bhtm/1705.jpg

http://ruhistory.narod.ru/s-peterburg/petropavl4.jpg

слайд 15 http://oknovkultu.ru/wp-content/uploads/2011/04/02.jpg

слайд 16 http://architectoram.com/?do=photo&otherpixsize=1181&q=50&w=1&id=01555720110726444.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/51/306/51306886_44krond.jpg

слайд 17 http://www.nlr.ru/exib/Kronstadt/imaj/kronhlot.jpg

слайд 18 http://savepic.ru/2038925.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4613/62054023.9/0_9bb48_bd09df12_XL

  1. Если авторский материал  был ранее где-то опубликован или размещен, то укажите его местонахождение или адрес сайта (ссылку). Либо сделайте пометку: данный материал ранее нигде не публиковался и не размещался

Не публиковался.



Слайд 1
ЕВСТАФЬЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА УЧИТЕЛЬ НАЧ. КЛАССОВ ГБОУ СОШ №262 Г. САНКТ - ПЕТЕРБУРГА
Слайд 2
Слайд 3
ГРАФ БОРИС ПЕТРОВИЧ ШЕРЕМЕТЕВ
Слайд 4
ШТУРМ КРЕПОСТИ НОТЕБУРГ
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Крепость Ниеншанц мыс
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Матросская слобода
Слайд 12
Слайд 13
ЗАЯЧИЙ ОСТРОВ
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ: слайд 1 ://img-fotki.yandex.ru/get/3613/med-yuliya.40/0_2b44f_a36481d5_XL слайд 2 http encspb.ru/image.php?file=big%2f2803979917.jpg слайд 3 http://www.z-rus.ru/images/pic/history/11_11.jpg http://www.mitropolia-spb.ru/eparhialnie-smi/eparchialnie_vedomosti/30-31/txt/images/03_49.jpg слайд 4 http://www.museum.ru/CPIK_katalog_CD-ROM/ImageCD/0444/04442.jpg слайд 5 http://shkolazhizni.ru/img/content/i67/67704_or.jpg слайд 6 http:// http://s012.radikal.ru/i320/1010/6c/042240b4df12t.jpg слайд 7 http://photos.lifeisphoto.ru/97/0/976904.jpg слайд 8 http://www.navy.su/daybyday/may/01/images/01.jpg слайд 9 http://archi.urbanismo.ru/wp-content/uploads/2009/10/ %D0%9D%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%88%D0%B0%D0%BD%D1%86-%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.jpg слайд 10 http://www.ljplus.ru/img4/e/d/edv_y/_IMG_0007.jpg слайд 11 http://www.mitropolia-spb.ru/eparhialnie-smi/eparchialnie_vedomosti/30-31/txt/images/03_34.gif слайд 12 http://img12.nnm.ru/7/1/a/2/8/71a282a4e39579bbdb54e17f864d26b1_full.jpg слайд 13 http://s015.radikal.ru/i333/1109/b7/bd401a7fd33c.jpg слайд 14 http://samlib.ru/img/b/burkowa_t_w/vivat-bhtm/1705.jpg http://ruhistory.narod.ru/s-peterburg/petropavl4.jpg слайд 15 http://oknovkultu.ru/wp-content/uploads/2011/04/02.jpg слайд 16 http://architectoram.com/?do=photo&otherpixsize=1181&q=50&w=1&id=01555720110726444.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/51/306/51306886_44krond.jpg слайд 17 http://www.nlr.ru/exib/Kronstadt/imaj/kronhlot.jpg слайд 18 http://savepic.ru/2038925.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4613/62054023.9/0_9bb48_bd09df12_XL ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: 1. Е.В. Дмитриева Санкт-Петербург, пособие по истории города. Выпуск 1. СПб Корона принт 2011 г. 2.И.И. Георгиев, И.Н. Иванова, В.Г. Исаченко, Л.Е. Лавренова, Ю.А. Раков, И.Б. Чижова, О.О. Шарипова Санкт-Петербург, занимательные вопросы и ответы. Санкт-Петербург «Паритет» 2007 г. 3.Е.В. Дмитриева Санкт-Петербург, пособие по истории города с заданиями и тестами. 12-е издание Санкт-петербург КОРОНА принт 2006 г.

Полный текст материала Презентация по теме "Невские крепости" для 3 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Евстафьева Елена Анатольевна  левон
03.03.2012 1 4304 735

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК