Слайд 1
ЕВСТАФЬЕВА
ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧ. КЛАССОВ
ГБОУ СОШ №262
Г. САНКТ - ПЕТЕРБУРГА
ЕВСТАФЬЕВА
ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧ. КЛАССОВ
ГБОУ СОШ №262
Г. САНКТ - ПЕТЕРБУРГА
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ.
ЦЕЛЬ: воспитание эстетического восприятия, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга.
ЗАДАЧИ:
1.Знакомство с историей взятия шведских крепостей и историей их названий.
2.Знакомство с основными архитектурными памятниками
3.Расширение словарного запаса учащихся: знакомство с архитектурными терминами, историческими названиями.
4. Воспитание любви к родному городу, бережного отношения к его историческому наследию.
1 сл. |
- Пётр Первый твёрдо решил открыть России путь к Балтийскому морю. В 1700 году он начал долгую войну со Швецией за невские берега. В это время Петру было 28 лет, а королю Швеции Карлу Двенадцатому – 18 лет. Война эта продолжалась долгие годы и была названа Северной. Вернуть исконно русские земли, «прорубить окно в Европу» - в этом был смысл Северной войны (1700-1721). |
2 сл. |
«…В19-й день объявили войну против шведов», - узнаем из письма царя Ф.М.Апраксину от 22 августа 1700 года. С этого момента все в государстве и в деятельности царя было подчинено главному – победе над врагом. С северной войной связано и рождение Санкт – Петербурга – морских ворот России на Балтике. Как справедливо заметил один из историков. Россия «вступила в войну сухопутной , отсталой Московией, окончила её в 1721 году могущественной, великой морской державой, с честью отстоявшей своё право на независимое существование и пробившейся в ряды сильнейших и величественных государств мира». |
3 сл. |
В октябре 1702 года русское войско подошло к крепости Нотебург (бывший Орешек). Крепость располагалась у истоков Невы из Ладожского озера, на Ореховом острове. Основана она была новгородцами в 1323 году как форпост для борьбы со шведскими феодалами и до 1612 года называлась Орешек. В мае 1612 года крепостью завладели шведы, перестроили её и переименовали в Нотебург. Крепость защищал гарнизон из 500 человек, а сильная артиллерия насчитывала около 140 орудий. Пётр Первый хорошо осознавал значение Нотебурга – шведам он служил опорой на Ладожском озере и отлично прикрывал вход в Неву. Это был ближайший путь к морю. Вот почему главный удар Пётр направил против небольшой шведской крепости и сам участвовал в её осаде в качестве капитан – бомбардира. Осада крепости началась 1 октября. Русские войска под командованием Бориса Петровича Шереметева расположились на обоих берегах Невы и на отмелях. |
4 сл. |
Осада продолжалась 10 дней. 11 октября царь отдал приказ на штурм. Шведы оказали отчаянное сопротивление, осыпая нападавших гранатами и картечью. Русские несли большие потери. |
5 сл. |
В один из моментов сражения Пётр усомнился в успехе и даже приказал отступать. Но князь Голицын не послушался приказания. Семёновцы и часть преображенцев под предводительством князя продолжили штурм крепости, наконец, на стену со знаменем в руках взбежал князь Голицын. Шведы сдались. Удивлённый иноземец заметил «… поистине удивительно, как русские могли взобраться на такую крепость и взяли её с помощью одних осадных лестниц». Пётр торжествовал, так как «… сей орех… был… счастливо разгрызен», и, осознавая значение древней русской крепости, Пётр Первый приказали её укрепить. |
6 сл. |
На левом берегу Невы напротв крепости находилось поселение. Пётр Первый назвал его Шлиссельбург - ключ- город. Этот ключ должен был открыть России выход к морю. Замком же Пётр считал Ниеншанц, расположенный ниже по течению Невы. |
8 сл |
Следующей преградой была крепость Ниеншанц, которая находилась на мысу между Невой и Охтой. Ниеншанц (новое укрепление) являлся одной из важнейших шведских крепостей на территории земель, захваченных Швецией у России. |
9 сл |
Расположенная на возвышенности, крепость имела пятиугольную форму. Её окружали валы высотой 18 метров и шириной 12 метров. Гарнизон насчитывал 800 солдат. |
10 сл |
В конце апреля 1703 года русская пехота под командованием графа Шереметева подошла к Ниеншанцу. Шведам предложили сдаться, но они ответили отказом. Русская артиллерия начала громить крепость. После длительной бомбардировки Ниеншанц сдался. Всех пленных отпустили в Выборг, а устье Невы вновь стало русским. |
11 сл |
По распоряжению Петра Первого вдоль реки Охты Расселили рабочих корабельных верфей. Эти поселения стали называться Охтинскими слободами. По правому берегу Охты возникла Матросская слобода, которую населяли рабочие пильных мельниц и канатного двора. Пороховые мельницы положили началу пороховому заводу. |
12 сл |
После взятия Ниеншанца Пётр переименовал его в Шлотбург, что по-голландски означало «город – замок». Замок в устье Невы был открыт. За 8 дней была одержана победа, но не окончательная. В море плавали шведские военные суда, в лесах скрывался шведский генерал Крониорт с войсками и ждал удобного момента для нападения. Все отвоёванные русскими солдатами крепости и земли нужно было укреплять, и оборонять. |
13 сл |
Итак появились «ключ и замок» к будущему Петербургу. Место для нового города царь выбрал возле самого моря. На Заячьем острове началось возведение новой крепости. Но шведы по-прежнему грозили с моря. Они могли помешать строительству. Наконец поздней осенью 1703 года шведские корабли ушли зимовать в город Выборг. |
15 сл |
Пётр Первый немедленно вышел в море на яхте, взяв с собой солдат. Он сам измерил глубины между берегом залива и островом Котлин. Там оказалась длинная мель. Она тянулась от берега почти до самого острова. Большие корабли могли пройти только по узкому глубокому проходу возле Котлина. |
16 сл. |
На остров Котлин были высажены русские войска и поставлена пушечная батарея. Другое укрепление – форт царь велел ставить прямо на оконечности мели. Как только спал лёд, солдаты стали возить сюда брёвна и камни. |
17 сл. |
Из брёвен собирали ряжи – огромные ящики. Их заполняли камнями. Затем вокруг ящиков откалывали лёд, и они уходили на дно. Ряжи ставили друг на друга, и наконец надо льдом появился искусственный островок. На нём выстроили деревянную башню. Она имела десять граней и состояла из четырёх ярусов. Стены башни были двойными. В них проделали бойницы и кие поставили пушки. Внутри устроили казармы, склады, кухни и госпиталь. Наверху возвели смотровую башенку. Строился форт по проекту архитектора Доменико Трезини. 7 мая (18 мая по новому стилю) 1704 года под фортом возвели русский флаг. Форт получил имя Кроншлот – «коронный замок». Так пролив возле острова Котлин оказался заперт: с одной стороны батарея на острове Котлин, с другой – форт Кроншлот. |
18 сл. |
Позже на Котлине были построены город и порт. Город получил название Кронштадт – «коронный город».
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Е.В. Дмитриева Санкт-Петербург, пособие по истории города. Выпуск 1. СПб Корона принт 2011 г.
2.И.И. Георгиев, И.Н. Иванова, В.Г. Исаченко, Л.Е. Лавренова, Ю.А. Раков, И.Б. Чижова, О.О. Шарипова
Санкт-Петербург, занимательные вопросы и ответы. Санкт-Петербург «Паритет» 2007 г.
3.Е.В. Дмитриева Санкт-Петербург, пособие по истории города с заданиями и тестами. 12-е издание
Санкт-петербург КОРОНА принт 2006 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор (фамилия, имя, отчество полностью) загружаемого материла |
Евстафьева Елена Анатольевна. |
Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность |
ГБОУ СОШ №262 г. Санкт-Петербурга. учитель начальных классов. |
Предмет |
История СПб, краеведение. |
Класс |
3-4 класс. |
Название материала |
Презентация к уроку. |
Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.) |
Разработка учебного занятия. |
Название темы или раздела учебного курса |
Невские крепости. |
УМК, авторы образовательной программы |
УМК любой. Региональный компонент. Е.В.Дмитриева. История СПб |
Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.) |
ЦЕЛЬ: воспитание эстетического восприятия, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга. ЗАДАЧИ: 1.Знакомство с историей взятия шведских крепостей и историей их названий. 2.Знакомство с основными архитектурными памятниками 3.Расширение словарного запаса учащихся: знакомство с архитектурными терминами, историческими названиями. 4. Воспитание любви к родному городу, бережного отношения к его историческому наследию.
|
Среда, редактор, в котором выполнен продукт |
Microsoft Word, Power Point. |
Необходимое оборудование и материалы для занятия |
Компьютер, мультимедийный проектор, экран. |
Как реализуется на уроке (время и место, форма использования) |
В течение урока. Фронтальная работа. |
Комплектация работы (при наличии дополнительных материалов указать названия файлов, размещенных в загруженной папке) |
1. Пояснительная записка 3.Презентация Power Point 2.Методическое сопровождение к презинтации |
Краткое описание, методические рекомендации по использованию |
Презентацию можно использовать в курсе изучения истории Спб. Второй год изучения курса направлен на формирование у учащихся начального представления об основании Петербурга, о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках. Поэтому ведущее место здесь отводится наглядным методам обучения. Данную презентацию можно использовать и как внеклассное занятие по знакомству с историческими и культурными памятниками России. |
Список используемых источников |
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: 1. Е.В. Дмитриева Санкт-Петербург, пособие по истории города. Выпуск 1. СПб Корона принт 2011 г. 2.И.И. Георгиев, И.Н. Иванова, В.Г. Исаченко, Л.Е. Лавренова, Ю.А. Раков, И.Б. Чижова, О.О. Шарипова Санкт-Петербург, занимательные вопросы и ответы. Санкт-Петербург «Паритет» 2007 г. 3.Е.В. Дмитриева Санкт-Петербург, пособие по истории города с заданиями и тестами. 12-е издание Санкт-петербург КОРОНА принт 2006 г. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ: слайд 1 ://img-fotki.yandex.ru/get/3613/med-yuliya.40/0_2b44f_a36481d5_XL слайд 2 http encspb.ru/image.php?file=big%2f2803979917.jpg слайд 3 http://www.z-rus.ru/images/pic/history/11_11.jpg http://www.mitropolia-spb.ru/eparhialnie-smi/eparchialnie_vedomosti/30-31/txt/images/03_49.jpg слайд 4 http://www.museum.ru/CPIK_katalog_CD-ROM/ImageCD/0444/04442.jpg слайд 5 http://shkolazhizni.ru/img/content/i67/67704_or.jpg слайд 6 http:// http://s012.radikal.ru/i320/1010/6c/042240b4df12t.jpg слайд 7 http://photos.lifeisphoto.ru/97/0/976904.jpg слайд 8 http://www.navy.su/daybyday/may/01/images/01.jpg слайд 9 http://archi.urbanismo.ru/wp-content/uploads/2009/10/ %D0%9D%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%88%D0%B0%D0%BD%D1%86-%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82- %D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.jpg слайд 10 http://www.ljplus.ru/img4/e/d/edv_y/_IMG_0007.jpg слайд 11 http://www.mitropolia-spb.ru/eparhialnie-smi/eparchialnie_vedomosti/30-31/txt/images/03_34.gif слайд 12 http://img12.nnm.ru/7/1/a/2/8/71a282a4e39579bbdb54e17f864d26b1_full.jpg слайд 13 http://s015.radikal.ru/i333/1109/b7/bd401a7fd33c.jpg слайд 14 http://samlib.ru/img/b/burkowa_t_w/vivat-bhtm/1705.jpg http://ruhistory.narod.ru/s-peterburg/petropavl4.jpg слайд 15 http://oknovkultu.ru/wp-content/uploads/2011/04/02.jpg слайд 16 http://architectoram.com/?do=photo&otherpixsize=1181&q=50&w=1&id=01555720110726444.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/51/306/51306886_44krond.jpg слайд 17 http://www.nlr.ru/exib/Kronstadt/imaj/kronhlot.jpg слайд 18 http://savepic.ru/2038925.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4613/62054023.9/0_9bb48_bd09df12_XL |
Если авторский материал был ранее где-то опубликован или размещен, то укажите его местонахождение или адрес сайта (ссылку). Либо сделайте пометку: данный материал ранее нигде не публиковался и не размещался |
Не публиковался. |
Автор: Евстафьева Елена Анатольевна
→ левон 03.03.2012 1 4304 735 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.