Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах


Слайд 1
Егорова Юлия Сергеевна учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Козлово
Слайд 2
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Козлово Тема проекта: «Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе». Выполнила: классов учитель начальных Егорова Ю.С.
Слайд 3
Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно В огромном море – море слов Купаться ежечасно!
Слайд 4
Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В «Словаре русского языка» - 57 тысяч слов. В 17 – томном «Словаре современного русского литературного языка» - 130 тысяч слов.
Слайд 5
Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая , хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка». А.В. Текучев
Слайд 6
Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым И.И. Срезневским К.Д.Ушинским Д.И. Тихомировым
Слайд 7
Цель: обучение грамотному письму и пониманию учащимися лексического значения слов. Задачи: 1. Наблюдение над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. 2. Упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников. 3. Развитие языкового мышления, языкового чутья, более глубокое усвоение лексики.
Слайд 8
Актуальность: Неразработанность методики обучения непроверяемым написаниям. 2. Неупорядоченность дидактического материала. 3. Отсутствие научно обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям. 1.
Слайд 9
Слово – могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче и язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов.
Слайд 10
Принципы орфографии.  Морфологический  Традиционный  Смысловой
Слайд 11
В программе по русскому языку Образовательной системы «Школа 2100» предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одна из главных задач учителя – научить детей писать эти слова без ошибок.
Слайд 12
Методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов.        Метод языкового анализа. Зрительное запоминание. Сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов. Сопоставление зрительного и слухового образов слов. Сопоставление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций. Составление предложений с трудными словами. Занимательные формы работы.
Слайд 13
Фрагмент урока к 34 – й группе «словарных» слов. Отгадайте загадки: Словно рубанок, землю строгаю, Делать дороги я помогаю, Где новостройка всюду внимание Славной машине с трудным названием. (Бульдозер) За лесом усатое море лежит, Волна за волною по морю бежит. Пройдёт по волнам великан – пароход. И каждую каплю с собой заберёт. (Комбайн) Я сильней десяти коней. Где в полях пройдут весной Летом хлеб встаёт стеной. (Трактор) Не живой я, но шагаю, Землю рыть я помогаю. Вместо тысячи лопат Я один работать рад. (Экскаватор)
Слайд 14
Чем похожи слова – отгадки? (Это названия транспортных средств, строительных и уборочных машин, имена существительные, единственного числа, мужского рода) К отгадкам добавьте суффиксы так, чтобы вновь получившиеся слова называли профессии людей. Разберите эти слова по составу. Выделите орфограммы. - Что мы называем суффиксом? корнем?
Слайд 15
Записи в тетради: бульдозер - бульдозерист комбайн - комбайнёр трактор - тракторист экскаватор - экскаваторщик А какие ещё профессии вы знаете? Как образованы эти слова? (используйте «Словообразовательный словарь») Какие суффиксы помогли вам образовать названия профессий?
Слайд 16
Словарь 31 – я группа 32 – я группа 33 – я группа 34 – я группа мелькает дорога завтрак трактор сверкает шоссе обед экскаватор порхает шофёр ужин бульдозер чирикает машина полдник комбайн шелестит трамвай чаепитие кипит троллейбус аппетит автобус метро такси
Слайд 17
Для успешного запоминания непроверяемых слов они должны повторяться после первого изучения: - через две недели; - еще через месяц 2 раза; - затем через 2 месяца с целью контроля.
Слайд 18
Причины трудностей при усвоении «словарных слов».  Работа над словарными словами ведется на уроке изолированно в отрыве от всей другой орфографической работы.  При знакомстве со « словарными» словами ребенку отводится пассивная роль.
Слайд 19
Этапы работы со «словарными» словами  Введение нового слова.  Работа над «слуховым» образом слов.  Запись слова с «окошком».  Работа над «зрительным» образом слова.
Слайд 20
Использование «Этимологического словаря» Цель: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим. Этимологическая справка состоит из: 1. Происхождения слова 2. Первоначального значения 3. Исторического состава слова
Слайд 21
Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями. - - Этапы учебной деятельности: Восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов. Развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи. Формирование умения пользоваться словом в речи при построении речевого высказывания.
Слайд 22
Лексико – семантическая работа в начальных классах 1. 2. 3. 4. 5. 6. Готовит учащихся к восприятию систематического курса в среднем звене школы. Способствует развитию у детей лексико – семантического взгляда на слово. Обогащает речь детей. Вызывает познавательный интерес к русскому языку. Формирует орфографическую зоркость. Помогает запомнить правописание и «словарных слов». - родо - видовые связи: 1) мороз-холод; 2) мороз-холодная зимняя погода. родственные связи: мороз, морозец, морозный, морозно, заморозки, морозить. – синонимические связи: мороз, холод, стужа. - антонимические связи: морозжара, мороз-зной. Мороз – сочетаемость слов: сильные, жестокие, лютые, январские…морозы; Мороз ударил, усиливается, крепчает, трещит. - фразеологические сочетания: мороз по коже дерет – возникает неприятное ощущение от холода или от внезапного страха.
Слайд 23
Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями:  Лото  Ребусы  Кроссворды  Загадки  Шуточные вопросы
Слайд 24
Завершающий этап изучения словарных слов. Самостоятельная работа учащихся по закреплению умения правильно писать изученное слово в письменной речи.
Слайд 25
Схема – классификация словарных диктантов. По форме По виду восприятия простые творческие слуховые зрительные
Слайд 26
Использование разнообразных методов, приемов и средств обучения в работе над трудными словами способствует:  активизации деятельности детей;  повышению интереса к овладению богатствами родного языка;  способствует воспитанию внимания к слову;  обогащению словарного запаса слов.
Слайд 27
Спасибо за внимание!

Полный текст материала Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Егорова Юлия Сергеевна  Юленька81
22.01.2013 0 6106 1675

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК