Презентация "Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе"


Слайд 1
Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе» Скрипкина Елена Михайловна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №14» Сергиев Посад Московской области
Слайд 2
"Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью"- сказал Л.Н.Толстой. Современное образование своим приоритетом определяет обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели "образование-преподавание" пришло "образованиевзаимодействие", когда центром внимания педагога становится личность ученика. Современная школа ставит перед собой задачу помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на мой взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.
Слайд 3
Самыми значимыми мыслительными операциями являются: ► ► ► ► ► ► Анализ – это мысленное разделение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации. Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.
Слайд 4
Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе. Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, полезно разнообразить воздействие на различные органы чувств обучающихся.
Слайд 5
Активизация органов зрения: ► карточки с цепочками примеров, которые демонстрирует учитель или ребята определённое время (мелькающие карточки) 67 + □ = 90 х : 6 = 42 23 + 14 – 25 + 28 – 40 = ► использование ИКТ; ► демонстрация ярких таблиц, графиков, чертежей.
Слайд 6
Активизация органов слуха: ► выполнение заданий на слух (математические диктанты, блицтурниры); ► учитель даёт задания по вариантам разным голосом (тихим и громким, высоким и низким); ► задания с дисков; ► высказывания ответов на ушко.
Слайд 7
Активизация моторики и двигательной активности: ► ► ► ► ► выполнение чертежей, схем, таблиц; моделирование из бумаги; лепка из пластичных материалов. Задание способствует развитию нагляднодейственного мышления. Сначала учащиеся выполняют все действия практически, затем производят перестановку палочек мысленно. Постепенно количество палочек и перестановок увеличивается. Переложить 1 палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону:
Слайд 8
Особо интересны детям игры, связанные с двигательной активностью: «Лови мяч», «Живые цифры», «Решето».  Игра "Решето"  Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения, например на 3. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т. е. остаётся в "решете"
Слайд 9
Активизации мыслительной деятельности обучающихся способствует применение учителем на уроках и во внеурочной деятельности различных технологий.
Слайд 10
Использование технологии проблемного обучения. На этапе самоопределения к деятельности учащиеся при решении предложенных заданий подходят к проблеме урока и пытаются найти возможные пути решения на основе уже имеющихся знаний, умений и универсальных учебных действий.
Слайд 11
– Из примеров на умножение составьте все возможные примеры на делени 4 • 7 = 28 6 • 1 = 6 8•0=8 – Какие примеры вы составили к первому выражению? ( 28 : 7 = 4 , 28 : 4 = 7 ) – Какие примеры вы составили ко второму выражению? (6:1=6,6:6=1) – Какие примеры вы составили к третьему выражению? (0:8) – Почему вы составили только один пример? ( На ноль делить нельзя) – Почему вы не смогли вычислить ответ в примере 0 : 8 ? (Не изучали правила деления нуля на число.) – Сформулируйте тему и задачи урока. ( Умножение и деление с числами 1,0 . Деление нуля на число. Научиться решить примеры и задачи по теме урока.)
Слайд 12
Использование поискового метода. ► Найти несколько решений одной задачи. – Брат и сестра хотят купить несколько карандашей по цене 3 р. за карандаш. У брата есть 6 р., а у сестры – 9 р. Сколько карандашей они могут купить на все деньги? ( (6 : 3) + ( 9 : 3 ) и (6 + 9) : 3 ) ► Найти периметр прямоугольника разными способами. ► Найти сторону прямоугольника, зная периметр и длину второй стороны.
Слайд 13
Использование метода сотрудничества. ► Работа в парах; ► Работа в группах; ► Работа в коллективно.
Слайд 14
Использование метода проектов. ► Проект: «Числа в загадках, стихах, пословицах и поговорках» ► Проект: « Весёлый счёт. Число и цифра 9» ► Проект: «Узоры и орнаменты на посуде» ► Проект: «Математическая сказка», «Меры длины» ► Проект «Мир в движении»
Слайд 15
Использование игровых методов ► ► ► ► ► ► ► ► Разнообразные игровые приёмы, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливают интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира, активизируют мыслительную деятельность обучающихся. Игры при закреплении приемов сложения и вычитания. В классе, при закреплении приемов прибавления и вычитания в пределах 10 эффективны такие дидактические игры, как "Математическая рыбалка", "Лучший лётчик", "Самый лучший почтальон", "Математический футбол" и другие. При изучении нумерации чисел в пределах 20 - игра "Лучший следопыт", "Математическая эстафета". При закреплении приемов вычитания в пределах 20 "Определи маршрут самолета", "Путешествие по городам". Исследовательские задания в игровой форме: фокусы с разгадыванием задуманных чисел; задания с занимательными рамками и магическими квадратами; игры типа: "Кто первым получит 10;
Слайд 16
Использование нетрадиционных уроков Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного материала. 
Слайд 17
Урок-путешествие  Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования.  Урок-путешествие по математике в 1 классе по теме: « Сложение и вычитание в пределах 10»  (по мотивам произведения «Айболит» К. И.Чуковского) 
Слайд 18
Урок-сказка  Как и в любой сказке, на таком уроке есть положительные и отрицательные герои (Баба Яга, Кощей, Буратино, КарабасБарабас).  В сказке есть завязка (проблемный вопрос, необычная ситуация), кульминация, развитие сюжета, где присутствуют борьба добра и зла, преодоление трудностей. Заканчивается урок развязкой — победой добра над злом. 
Слайд 19
Урок-игра  Названный вид урока может быть проведен в форме игр «Что? Где? Когда?», «Крестики-нолики» и т.д. Класс при этом делится на команды. 
Слайд 20
В процессе обучения математике перед нами состоит задача не только обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. 
Слайд 21
Слайд 22
Литература. ► ► ► ► ► ► ► ► 1. «Современные образовательные технологии» Учебное пособие. Селевко Г.К. - М.: 1998г. 2. «Веселые задачи», Перельман Я.И., М., АСТ*Астрель, 2005. 3. Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В., В., 2005. 4. «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», Волина В.,М.,2002. 5. Безручко, Л. В. Развитие и изучение мыслительной деятельности на уроках математики [Текст] / Л.В. Безручко. // Начальная школа, №8, 2007.С. 50-53

Полный текст материала Презентация "Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Скрипкина Елена Михайловна  Муравейник
13.11.2013 0 7645 1332

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК