Слайд 1
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
Презентацию подготовила : Трубицина А.В.
учитель начальных классов ГОУ СОШ №341
г.Москва
Методика проведения контрольных и проверочных работ по русскому языку
(на примере тестов и диктантов)
А.В.Трубицина
В системе общего среднего образования русский язык занимает ведущее место, так как, являясь самостоятельным учебным предметом, он в то же время служит средством приобретения знаний по всем другим дисциплинам школьного цикла. Язык как средство общения формирует понятийно-категориальный аппарат, реализует память, абстрактное мышление, то есть обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка.
Обучение русскому языку требует как можно более объективной оценки знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в ходе изучения программного материале, а значит, контроля качества усвоения материала. Поэтому проблема измерения результатов обучения и контроля над достижениями этих результатов- одна из ключевых в педагогике.
Систематический учет знаний, умений и навыков по русскому языку является неотъемлемой частью всего учебного процесса в начальной школе. Он проводится в целях проверки уровня достигнутых обязательных результатов обучения, основательности усвоения знаний и прочности формирования навыков.
Учитель использует в процессе обучения различные формы проверки усвоения знаний, умений и навыков: индивидуальные и фронтальные опросы, регулярная проверка текущих письменных классных и домашних работ учащимися, контрольные работы, диктанты и тестирование.
Как показывают наши наблюдения за деятельностью учителя и учащимся в условиях школьного урока, в качестве контрольных и проверочных работ используются разного рода диктанты.
Диктанты являются традиционной формой проверки знаний, умений и навыков учащихся, они не утратили своей актуальности, и сегодня очень часто используются учителями-предметниками.
В методической литературе известны следующие типы диктантов: контрольный, словарный, выборочный, зрительный, творческий, объяснительный, предупредительный, свободный, немой, обратный.
Другим видом проверочных работ являются тесты. Они актуальны в настоящее время, так как проводятся мониторинговые исследования в 4-х классах.
Тестирование можно использовать на разных этапах урока: при проверки домашнего задания, во время повторения лингвистического материала, при обобщении пройденного материала и т.д. Оно может занимать не более 10-15 минут, а может длиться и целый урок. 45-минутная работа с тестовыми заданиями обычно проводится в конце четверти или учебного года.
Тестовые задания могут иметь различное лингвистическое наполнение в зависимости от класса, уровня подготовленности детей, типа урока, но все они должны ориентироваться на образовательный стандарт начального общего образования.
В условиях современного обучения используются дидактические тесты различных типов. Так, например, в тестах, требующих репродуктивных ответов, проверяются знания различных определений и правил. Другой тип тестов необходим для проверки умения выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. Третий – предусматривает включение заданий на умение решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений.
Другой тип тестов – тесты – алгоритмы. Этот вид тестов позволяет не только проверить знания, умения и навыки учащихся, но, прежде всего, выявить причины ошибок, которые наиболее часто допускаются детьми.
Компьютерное тестирование проводится в рамках школьного урока. Все учащиеся выполняют задания одновременно, форма выполнения – индивидуальная. Время выполнения не более 15 минут. Любой ответ предполагает оценку «верно-неверно». Каждый ответ имеет оценочный балл. Отсутствие балла (0 – в столбце «балл») – показатель того, что с данным заданием тестируемый не справился. Ученик, отвечая на вопросы, набирает баллы. Баллы суммируются, и выводится процентное соотношение.
Тесты и диктанты позволяют не только проверить знания учащихся по основным разделам курса «Русский язык», но и выявить причины наиболее часто допускаемых ошибок.
Приложение
Тесты по русскому языку ( 4 класс )
1.
В каком слове букв больше чем звуков?
2.
Укажите количество гласных в слове
рюкзак.
3.
Однокоренные слова
4.
Укажи существительное во множественном
числе в родительном падеже
5.
Буква ч может обозначать звук
6.
Укажи восклицательное предложение
7.
Укажи прилагательное в форме
единственного числа творительного
падежа
8.
Укажи глаголы в неопределённой форме
9.
Глаголы 1-го спряжения в неопределённой
форме имеют суффиксы
10.
Укажи глагол настоящего времени
11.
Укажи слово с безударной гласной,
проверяемой ударением
12.
Слова, противоположные по значению,
называются
13.
Укажи порядковое числительное
14.
Укажи слово с парной согласной на
конце
15.
Укажи сложное числительное
16.
В каких словах пишется ь
17.
Определи падеж существительных
«устроиться на диване, гулять в парке»
18.
Выбери верное утверждение:
19.
Укажи словосочетания, где в окончаниях
существительных пишется буква «Е»
20.
В каких глаголах не пишется «Ь»
Ключ ответов
1-в
|
Тест по теме: "Имя существительное”. 3 класс
1. Напиши существительные, которые относятся:
к 1-му скл. |
ко 2-му скл. |
к 3-му скл. |
____________________ |
________________________ |
________________________ |
____________________ |
________________________ |
________________________ |
____________________ |
________________________ |
________________________ |
____________________ |
________________________ |
________________________ |
2. Запиши слова в три столбика.
Печь, деревня, небо, конь, помидор, радость, крыши, дядя, старость, лагерь, рыба, сноп, капля, облако, рожь, честь, дороги, полночь, букварь, сеть.
____________________ |
________________________ |
________________________ |
____________________ |
________________________ |
________________________ |
____________________ |
________________________ |
________________________ |
____________________ |
________________________ |
________________________ |
____________________ |
________________________ |
________________________ |
3. Просклоняй существительные: беседка, окно, отец, осень.
И.п.____________________ |
________________________ |
________________________ |
Р.п.____________________ |
________________________ |
________________________ |
Д.п.____________________ |
________________________ |
________________________ |
В.п.____________________ |
________________________ |
________________________ |
Т.п.____________________ |
________________________ |
________________________ |
П.п.____________________ |
________________________ |
________________________ |
4. Прочитай текст, вставь пропущенные буквы. Укажи склонение и падеж всех имен существительных.
Прошло знойное лето. Наступила з__л__тая осень. Загл__ни в лес. По __пушкам р__стут гр__бы. Среди пожухлой тр__вы кр__снеют под__синовики. По краю ельника можно найти сколь__кие грузди, душ__стые рыж__ки. Старые пни покрыты __пёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На п__ляне горят грозд__я р__бины.
Дни ст__ят погож__е. Небо высокое и прозрачное. На дне руч__я в__дна каждая тр__винка. Ум__лкают птич__и г__л__са. В л__су тиш__на и покой.
5. Вставь (если нужно) на конце существительных мягкий знак.
Реч__, врач__, вещ__, луч__, сторож__, ноч__, мыш__, лож__, багаж__, чертёж__, глуш__, плащ__, товарищ__.
ТЕСТ 1. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС
Как правильно?
1. Корень - это ...
2. Приставка - это ...
3. Суффикс - это ...
4. Окончание - это ...
5. Основа - это...
1)
часть слова, которая стоит после корня
и служит для
образования новых
слов;
2)
изменяемая часть слова, которая служит
для связи слов
в предложении;
3) часть слова, которая является общей для родственных слов;
4)
часть слова, которая стоит перед корнем
и служит для образования
новых
слов;
5) часть слова без окончания.
ТЕСТ 2. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС
Какое слово - “лишнее”?
1) 1. Гром 2. Громадный 3. Громкость 4. Громкий
2) 1. Мышь 2. Мышка 3. Мышонок 4. Смышлёный
3) 1. Выспаться 2. Сыпь 3. Сыпучий 4. Сыпать
4) 1. Вспоминать 2. Заминка 3. Запоминать 4. Напоминать
5) 1. Легонько 2. Легковой 3. Залегать 4.облегчать
6) 1. Жалость 2. Жалоба 3. Жалкий 4. Жалить
7) 1. Закалка 2. Закапывать 3. Закалить 4. Накал
8) 1. Толкатель 2. Подталкивать 3. Столкнуть 4. Толковый
9) 1. Токарь 2. Приток 3. Токарный 4. Токарничать
10) 1. Нечаянно 2. Чай 3. Чайник 4. Чайный
ТЕСТ 3. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС
Отыщи слова с суффиксом -ИК-:
1. Дворник 6. Пикать
2. Носик 7. Мячик
3. Дикий 8. Облик
4. Крик 9. Столик
5. Сникнуть 10. Мальчик
ТЕСТ 4. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС
Укажи слова с суффиксом -ОК-:
1. Жесток 6. Урок
2. Молоко 7. Дерзок
3. Дружок 8. Петушок
4. Бережок 9. Крокодил
5. Пушок 10. Рынок
ТЕСТ 5. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС
Укажи слова с суффиксом - К-:
1. Побудка 6. Полковой
2. Чайка 7. Внучка
3. Прогулка 8. Кружка
4. Риск 9. Рык
5. Свечка 10. Пекарь
ТЕСТ 6. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС
Найди слова с приставками:
1. Принести 6. Растить
2. Катать 7. Обрадоваться
3. Спрятать 8. Рассмеяться
4. Вести 9. Помогать
5. Печь 10. Научиться
ТЕСТ 7. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС
Укажи
приставку, с помощью которой можно
придать
слову противоположное
значение:
1. Выезд 1) под-
3. Выиграть 2) в-
2. Приезжать 3) за-
4. Отбежать 4) про-
5. Открыть 5) у-
ТЕСТ 8. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС
Укажи слова с приставкой С-:
1. Спелый 6. Сломать
2. Сделать 7. Слово
3. Спрыгнуть 8. Скатать
4. Скользкий 9. Сдать
5. Слепить 10. Смешной
ТЕСТ 9. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС
Укажи слова, в которых ЗА- является частью корня:
1. Забота 6. Завтра
2. Затвердеть 7. Замычать
3. Заря 8. Задний
4. Затрубить 9. Залп
5. Задержать 10. Загадка
ТЕСТ 10. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС
Укажи слова, в которых НА- является частью корня:
1. Надежда 6. Наивный
2. Наломать 7. Наружный
3. Набат 8. Наземный
4. Наглость 9. Напрямик
5. Напоминать 10. Начистить
ТЕСТ 11. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС
Найди слова с приставками:
1. (за)брать 6. (в)окно
2. (у)летать 7. (за)грибами
3. (с)правиться 8. (с)другом
4. (на)правлять 9. (до)бежать
5. (до)дороги 10. (на)родину
ТЕСТ 12. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС
Перечисли слова с окончанием -А(Я):
1. Ёлка 6. Улыбка
2. Солнце 7. Вода
3. Сказка 8. Слово
4. Озеро 9. Гора
5. Волшебство 10. Село
ТЕСТ 13. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС
Укажи слова, построенные по схеме: корень + суффикс + окончание:
1. Зима 6. Румянец
2. Дорожка 7. Весна
3. Картинка 8. Домишко
4. Пригородный 9. Корзинка
5. Лужок 10. Подбородок
ТЕСТ 14. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС
Назови слова, у которых корень совпадает с основой:
1. Хлеб 6. Страна
2. Радуга 7. Подъём
3. Загар 8. Скала
4. Ромашка 9. Орёл
5. Улов 10. Подарок
ТЕСТ 15. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС
Укажи часть слова, без которой не может
существовать слово:
1. Приставка
2. Корень
3. Суффикс
4. Окончание
ТЕСТ 16. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС
К
какой части слова относится
разделительный
твёрдый знак?
1. К приставке
2. К корню
Автор: Трубицина Анна Владимировна
→ Анютик2010 22.12.2010 4 20622 1755 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.