Статья "Методика проведения контрольных и проверочных работ по русскому языку (на примере тестов и диктантов)"


Методика проведения контрольных и проверочных работ по русскому языку

(на примере тестов и диктантов)

А.В.Трубицина

В системе общего среднего образования русский язык занимает ведущее место, так как, являясь самостоятельным учебным предметом, он в то же время служит средством приобретения знаний по всем другим дисциплинам школьного цикла. Язык как средство общения формирует понятийно-категориальный аппарат, реализует память, абстрактное мышление, то есть обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка.

Обучение русскому языку требует как можно более объективной оценки знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в ходе изучения программного материале, а значит, контроля качества усвоения материала. Поэтому проблема измерения результатов обучения и контроля над достижениями этих результатов- одна из ключевых в педагогике.

Систематический учет знаний, умений и навыков по русскому языку является неотъемлемой частью всего учебного процесса в начальной школе. Он проводится в целях проверки уровня достигнутых обязательных результатов обучения, основательности усвоения знаний и прочности формирования навыков.

Учитель использует в процессе обучения различные формы проверки усвоения знаний, умений и навыков: индивидуальные и фронтальные опросы, регулярная проверка текущих письменных классных и домашних работ учащимися, контрольные работы, диктанты и тестирование.

Как показывают наши наблюдения за деятельностью учителя и учащимся в условиях школьного урока, в качестве контрольных и проверочных работ используются разного рода диктанты.

Диктанты являются традиционной формой проверки знаний, умений и навыков учащихся, они не утратили своей актуальности, и сегодня очень часто используются учителями-предметниками.

В методической литературе известны следующие типы диктантов: контрольный, словарный, выборочный, зрительный, творческий, объяснительный, предупредительный, свободный, немой, обратный.

Другим видом проверочных работ являются тесты. Они актуальны в настоящее время, так как проводятся мониторинговые исследования в 4-х классах.

Тестирование можно использовать на разных этапах урока: при проверки домашнего задания, во время повторения лингвистического материала, при обобщении пройденного материала и т.д. Оно может занимать не более 10-15 минут, а может длиться и целый урок. 45-минутная работа с тестовыми заданиями обычно проводится в конце четверти или учебного года.

Тестовые задания могут иметь различное лингвистическое наполнение в зависимости от класса, уровня подготовленности детей, типа урока, но все они должны ориентироваться на образовательный стандарт начального общего образования.

В условиях современного обучения используются дидактические тесты различных типов. Так, например, в тестах, требующих репродуктивных ответов, проверяются знания различных определений и правил. Другой тип тестов необходим для проверки умения выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. Третий – предусматривает включение заданий на умение решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений.

Другой тип тестов – тесты – алгоритмы. Этот вид тестов позволяет не только проверить знания, умения и навыки учащихся, но, прежде всего, выявить причины ошибок, которые наиболее часто допускаются детьми.

Компьютерное тестирование проводится в рамках школьного урока. Все учащиеся выполняют задания одновременно, форма выполнения – индивидуальная. Время выполнения не более 15 минут. Любой ответ предполагает оценку «верно-неверно». Каждый ответ имеет оценочный балл. Отсутствие балла (0 – в столбце «балл») – показатель того, что с данным заданием тестируемый не справился. Ученик, отвечая на вопросы, набирает баллы. Баллы суммируются, и выводится процентное соотношение.

Тесты и диктанты позволяют не только проверить знания учащихся по основным разделам курса «Русский язык», но и выявить причины наиболее часто допускаемых ошибок.




















Приложение


Тесты по русскому языку ( 4 класс )

1. В каком слове букв больше чем звуков?
А) книга
В) письмо
С) ручка
D) юла

2. Укажите количество гласных в слове рюкзак.
А) 2
В) 3
С) 4
D) 5

3. Однокоренные слова
А) река, реки
В) гора, пригорок
С) смотреть, смотрит
D) печаль, печник

4. Укажи существительное во множественном числе в родительном падеже
А) красного шарфа
В) много конфет
С) с шумными ребятами
D) спелые помидоры

5. Буква ч может обозначать звук
А) мягкий
В) твёрдый
С) гласный
D) мягкий и твёрдый

6. Укажи восклицательное предложение
А) Как красиво в лесу!
В) Когда придёт тётя?
С) Котята спали в корзинке.

7. Укажи прилагательное в форме единственного числа творительного падежа
А) красным шарфом
В) красных шарфов
С) о красном шарфе
D) красный шарф

8. Укажи глаголы в неопределённой форме
А) бежишь, бегу
В) читаем, читаете
С) решать, считать
D) танцую, пою

9. Глаголы 1-го спряжения в неопределённой форме имеют суффиксы
А) –ить
В) –ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть.

10. Укажи глагол настоящего времени
А) побежим
В) читаю
С) буду учиться
D) поиграл

11. Укажи слово с безударной гласной, проверяемой ударением
А) письмо
В) мороз
С) багаж
D) помидор

12. Слова, противоположные по значению, называются
А) синонимами
В) антонимами
С) омонимами
D) многозначными

13. Укажи порядковое числительное
А) два
В) двенадцать
С) пятидесятый
D) сто

14. Укажи слово с парной согласной на конце
А) уехал
В) жук
С) пенал
D) дом

15. Укажи сложное числительное
А) сорок
В) семьсот
С) первый
D) два

16. В каких словах пишется ь
А) с…ешь
В) об…езд
С) сем…я
D) под…ём

17. Определи падеж существительных «устроиться на диване, гулять в парке»
А) дательный, В) винительный, С) предложный

18. Выбери верное утверждение:
Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает…
А) действие предмета, В) предмет, С) признак предмета

19. Укажи словосочетания, где в окончаниях существительных пишется буква «Е»
А) шагать по дорог… С) готовить урок…
В) подарить дочер… D) нуждаться в помощ…

20. В каких глаголах не пишется «Ь»
А) собираеш…ся
В) не надо боят…ся
С) Солнце садит…ся.
D) надо хорошо учит…ся

Ключ ответов

1-в
2-а
3-в
4-в
5-а
6-а
7-а
8-с
9-в
10-в
11-а
12-в
13-с
14-в
15-в
16-с
17-с
18-с
19-а
20-с


















Тест по теме: "Имя существительное”. 3 класс

1. Напиши существительные, которые относятся:

к 1-му скл.

ко 2-му скл.

к 3-му скл.

____________________

________________________

________________________

____________________

________________________

________________________

____________________

________________________

________________________

____________________

________________________

________________________

2. Запиши слова в три столбика.

Печь, деревня, небо, конь, помидор, радость, крыши, дядя, старость, лагерь, рыба, сноп, капля, облако, рожь, честь, дороги, полночь, букварь, сеть.

____________________

________________________

________________________

____________________

________________________

________________________

____________________

________________________

________________________

____________________

________________________

________________________

____________________

________________________

________________________

3. Просклоняй существительные: беседка, окно, отец, осень.

И.п.____________________

________________________

________________________

Р.п.____________________

________________________

________________________

Д.п.____________________

________________________

________________________

В.п.____________________

________________________

________________________

Т.п.____________________

________________________

________________________

П.п.____________________

________________________

________________________

4. Прочитай текст, вставь пропущенные буквы. Укажи склонение и падеж всех имен существительных.

Прошло знойное лето. Наступила з__л__тая осень. Загл__ни в лес. По __пушкам р__стут гр__бы. Среди пожухлой тр__вы кр__снеют под__синовики. По краю ельника можно найти сколь__кие грузди, душ__стые рыж__ки. Старые пни покрыты __пёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На п__ляне горят грозд__я р__бины.

Дни ст__ят погож__е. Небо высокое и прозрачное. На дне руч__я в__дна каждая тр__винка. Ум__лкают птич__и г__л__са. В л__су тиш__на и покой.

5. Вставь (если нужно) на конце существительных мягкий знак.

Реч__, врач__, вещ__, луч__, сторож__, ноч__, мыш__, лож__, багаж__, чертёж__, глуш__, плащ__, товарищ__.

















































ТЕСТ 1. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС

Как правильно?

1. Корень - это ...

2. Приставка - это ...

3. Суффикс - это ...

4. Окончание - это ...

5. Основа - это...

1) часть слова, которая стоит после корня и служит для
образования новых слов;

2) изменяемая часть слова, которая служит для связи слов
в предложении;

3) часть слова, которая является общей для родственных слов;

4) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования
новых слов;

5) часть слова без окончания.



ТЕСТ 2. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС



Какое слово - “лишнее”?

1) 1. Гром 2. Громадный 3. Громкость 4. Громкий

2) 1. Мышь 2. Мышка 3. Мышонок 4. Смышлёный

3) 1. Выспаться 2. Сыпь 3. Сыпучий 4. Сыпать

4) 1. Вспоминать 2. Заминка 3. Запоминать 4. Напоминать

5) 1. Легонько 2. Легковой 3. Залегать 4.облегчать

6) 1. Жалость 2. Жалоба 3. Жалкий 4. Жалить

7) 1. Закалка 2. Закапывать 3. Закалить 4. Накал

8) 1. Толкатель 2. Подталкивать 3. Столкнуть 4. Толковый

9) 1. Токарь 2. Приток 3. Токарный 4. Токарничать

10) 1. Нечаянно 2. Чай 3. Чайник 4. Чайный



ТЕСТ 3. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС



Отыщи слова с суффиксом -ИК-:

1. Дворник 6. Пикать

2. Носик 7. Мячик

3. Дикий 8. Облик

4. Крик 9. Столик

5. Сникнуть 10. Мальчик



ТЕСТ 4. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС



Укажи слова с суффиксом -ОК-:

1. Жесток 6. Урок

2. Молоко 7. Дерзок

3. Дружок 8. Петушок

4. Бережок 9. Крокодил

5. Пушок 10. Рынок



ТЕСТ 5. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС



Укажи слова с суффиксом - К-:

1. Побудка 6. Полковой

2. Чайка 7. Внучка

3. Прогулка 8. Кружка

4. Риск 9. Рык

5. Свечка 10. Пекарь

ТЕСТ 6. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС



Найди слова с приставками:

1. Принести 6. Растить

2. Катать 7. Обрадоваться

3. Спрятать 8. Рассмеяться

4. Вести 9. Помогать

5. Печь 10. Научиться

ТЕСТ 7. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС



Укажи приставку, с помощью которой можно придать
слову противоположное значение:

1. Выезд 1) под-

3. Выиграть 2) в-

2. Приезжать 3) за-

4. Отбежать 4) про-

5. Открыть 5) у-



ТЕСТ 8. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС



Укажи слова с приставкой С-:

1. Спелый 6. Сломать

2. Сделать 7. Слово

3. Спрыгнуть 8. Скатать

4. Скользкий 9. Сдать

5. Слепить 10. Смешной



ТЕСТ 9. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС



Укажи слова, в которых ЗА- является частью корня:

1. Забота 6. Завтра

2. Затвердеть 7. Замычать

3. Заря 8. Задний

4. Затрубить 9. Залп

5. Задержать 10. Загадка



ТЕСТ 10. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС



Укажи слова, в которых НА- является частью корня:

1. Надежда 6. Наивный

2. Наломать 7. Наружный

3. Набат 8. Наземный

4. Наглость 9. Напрямик

5. Напоминать 10. Начистить



ТЕСТ 11. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС



Найди слова с приставками:

1. (за)брать 6. (в)окно

2. (у)летать 7. (за)грибами

3. (с)правиться 8. (с)другом

4. (на)правлять 9. (до)бежать

5. (до)дороги 10. (на)родину





ТЕСТ 12. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС



Перечисли слова с окончанием -А(Я):

1. Ёлка 6. Улыбка

2. Солнце 7. Вода

3. Сказка 8. Слово

4. Озеро 9. Гора

5. Волшебство 10. Село



ТЕСТ 13. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС



Укажи слова, построенные по схеме: корень + суффикс + окончание:

1. Зима 6. Румянец

2. Дорожка 7. Весна

3. Картинка 8. Домишко

4. Пригородный 9. Корзинка

5. Лужок 10. Подбородок



ТЕСТ 14. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС



Назови слова, у которых корень совпадает с основой:

1. Хлеб 6. Страна

2. Радуга 7. Подъём

3. Загар 8. Скала

4. Ромашка 9. Орёл

5. Улов 10. Подарок



ТЕСТ 15. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС



Укажи часть слова, без которой не может

существовать слово:

1. Приставка

2. Корень

3. Суффикс

4. Окончание



ТЕСТ 16. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС



К какой части слова относится разделительный
твёрдый знак?

1. К приставке

2. К корню

















Слайд 1
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ Презентацию подготовила : Трубицина А.В. учитель начальных классов ГОУ СОШ №341 г.Москва
Слайд 2
ДИКТАНТ № 1 1.Утро мудро. 2.Будь здоров. 3.Делай добро. 4.Беда ум родит. 5.День – трудень.
Слайд 3
ДИКТАНТ № 2 1.С делом не шути. 2.Первый блин комом. 3.Шути, да оглядывайся. 4.Непоседа портит беседу. 5.Говори меньше – умнее будешь.
Слайд 4
ДИКТАНТ № 3 1.Было да сплыло. 2.Беден, да честен. 3. Ошибка не обман. 4. Умный уступает. 5.Свой хлеб сытнее.
Слайд 5
ДИКТАНТ № 4 1.Век живи, век учись. 2.Один в поле не воин. 3.Секрет не для двоих. 4.Без труда нет добра. 5.Время дороже золота.
Слайд 6
ДИКТАНТ № 5 1.Без ума голова – котёл. 2.Вольного бьют больно. 3.Кто ленив, тот и сонлив. 4.Людей сближает улыбка. 5.В злобе теряется разум.
Слайд 7
ДИКТАНТ № 7 1.Без старых не проживёшь. 2.Бумага терпит, перо пишет. 3.Без терпенья нет ученья. 4.Добро помни, а зло забывай. 5.Спрос не грех, отказ не беда.
Слайд 8
ДИКТАНТ № 8 бело, а делает черно. 1. Говорит 2. Мать плачет, что река течёт. 3. За доброго человека сто рук. 4. В гостях хорошо, а дома лучше. 5. Бранись, а рукам воли не давай.
Слайд 9
ДИКТАНТ № 9 терпит, перо пишет. 1.Бумага 2.Без терпенья нет ученья. 3.Добро помни, а зло забывай. 4.Спрос не грех, отказ не беда. 5.Говори меньше – умнее будешь.
Слайд 10
МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА!
Слайд 11
В презентации были использованы материалы: В.И.Даль «Пословицы русского народа» В.Д.Сысоев «Пословицы и поговорки» И.В.Федосов, А.Н.Лапицкий «Фразеологический словарь русского языка» Метод И.Т.Федоренко
Слайд 1
Автор презентации: Трубицина А.В. учитель начальных классов ГОУ СОШ №341 г.Москва
Слайд 2
ля-гу́ л_гушка ш-ка
Слайд 3
Нас в любое время года Учит мудрая . Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте. при-ро́ пр_рода -да
Слайд 4
Назови одним словом по-су́ п_суда -да
Слайд 5
Как называется игра фут-бо́ фу_болл
Слайд 6
кар-ти́ к_ртина -на
Слайд 7
Часть квартиры между комнатами ко-ри-до́ к_ридорр
Слайд 8
Не огонь, а жжётся, В руки не даётся. Выросла под ивой, Звать её кра-пи́ кр_пи́в-ва а
Слайд 9
Он не лётчик, не пилот, Он ведёт не самолёт, А огромную ракету, Дети, кто скажите это? к_см_на_т ко-смо-на́ вт
Слайд 10
паль-то́ п_льто
Слайд 11
ко-ра́бль к_ра__ь
Слайд 12
квар-ти́ кв_ртира -ра
Слайд 13
ка-лен-да́ к_л_ндарь рь
Слайд 14
ка-ран-да́ к_р_ндашш
Слайд 15
Волшебные слова спа-си-́бо сп_сиб_ по-жа-́ п_жалу_ст_ луй-ста
Слайд 16
Хороший друг не оставит в опасности то-ва́-рищ т_варищ
Слайд 17
к_л_ндарь к_ртина к_ра__ь кв_ртира к_р_дор к_см_на_т кр_пива л_гушка календа́рь карти́на кора́бль кварти́ра коридо́р космона́вт крапи́ва лягу́шка
Слайд 18
п_суда пр_рода п_льто фу_бол сп_сиб_ п_жалу_ст_ т_варищ к_р_ндаш посу́да приро́да пальто́ футбо́л спаси́бо пожа́луйста това́рищ каранда́ш
Слайд 19
Источники http://office.microsoft.com/ru-ru/clipart/results.aspx?qu=%D0%BB%D1%8F %D0%B3%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0&sc=20&CategoryID=CM790019021049 – лягушка http://office.microsoft.com/ru-ru/clipart/results.aspx?qu=%D1%84%D1%83%D1%82%D0%B1%D0%BE %D0%BB&sc=20&CategoryID=CM790019661049-футбол Opera - [Питание - Картинки - Microsoft Office Online]- посудаПитание - Картинки - Microsoft Office Online]- посуда Opera - [Питание - Картинки - Microsoft Office Online]- посуда г. Москва] –картина рыбки Картинки: Microsoft Office Online

Полный текст материала Статья "Методика проведения контрольных и проверочных работ по русскому языку (на примере тестов и диктантов)" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Трубицина Анна Владимировна  Анютик2010
22.12.2010 4 20622 1755

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК