Автор
- учитель начальных классов МОУ СОШ №
5 г. Кстово
Нижегородской
области
Сухова
Ольга Николаевна
Стаж
работы – 21 год
КРУЖОК:
Занимательная геометрия.
КЛАСС:
2
ТЕМА: Закрепление
изученного материала по теме «Круг.
Окружность».
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карточки с заданиями.
Круги
красного и жёлтого цвета (D
3 см и 2 см).
Презентация
урока.
Цель
занятия: расширить знания о геометрических
понятиях.
Задачи
занятия:
закрепит
знания о понятии «окружность», «радиус»,
«центр окружности», «хорда», «диаметр»;
совершенствовать
навыки работы с циркулем;
развивать
конструкторские способности;
развивать
логическое мышление, творческое
воображение, связную речь, используя
геометрические термины;
воспитывать
культуру труда, совершенствовать работу
в парах.
Ход
занятия.
1.
Организационный момент.
-
Прозвенел уже звонок,
Начинается
урок.
На
соседа посмотрели,
Улыбнулись,
тихо сели.
2.Проверка
организации рабочего места.
-
Ребята, к нам на урок пришли старые
друзья: Точка, Карандаш и Циркуль.
*
СЛАЙД 2
Как
вы думаете, чем мы будем заниматься на
уроке?
-
Чертить, рисовать, конструировать.
-
Почему вы так решили?
-
Карандаш помогает нам чертить и
рисовать, а все фигуры, линии состоят
из точек.
-
Что будем чертить? Почему вы так решили?
-
Пришёл Циркуль, будем чертить окружность.
-
Кто верные спутники Карандаша?
-
Линейка, ластик.
-
Где будем выполнять работу?
-
В тетради.
-
Проверьте готовность рабочего места к
уроку.
-
Вы были правы. Сегодня на уроке мы
вспомним и закрепим то, чему научили
нас Точка, Карандаш и Циркуль на прошлых
уроках
3.
Графический диктант.
-
Наши друзья привели к нам на урок своего
друга. А кто он, мы узнаем, когда справимся
с графическим диктантом.
2
→, 7 ↓, 5 →, 2 ↑, 1 ←, 2 ↑, 3 →, 11 ↓, 3 ←, 1 ↑,
1 →, 3 ↑, 4 ←, 4 ↓, 3 ←, 1 ↑, 1 →, 3 ↑,
1
←, 3 ↑, 4 ↑, 1 →, 1 ↑, 3 ←, 2 ↑, 2 →, 2 ↑, 2 →, 1
↑, 1 ←, 1 ↑.
*
Слайд 3
-
Сравните свой рисунок. У кого получилось
также? Молодцы.
4.
Повторение изученного о четырёхугольниках.
– Мы
знаем, что собака – друг человека. На
уроках окружающего мира мы говорили,
как должны себя вести с незнакомыми
собаками, что к ним нельзя подходить
близко и гладить, даже если это собака
твоего друга. Поэтому, чтобы подружиться
с этим щенком, мы должны выполнить
задание «Узнай фигуру по описанию»,
которое он нам предлагает.
/Учащиеся
получают карточку./
Прямоугольник
–
Ромб
–
Параллелограмм
–
Круг
–
Квадрат
-
|
- Я буду описывать фигуру,
а вы цифрой должны пометить о какой
фигуре идёт речь.
1
– фигура, у которой все стороны равны
и противолежащие углы равны;
2
– фигура, у которой противолежащие
стороны равны и параллельны;
3
– фигура, у которой все стороны равны
и углы прямые;
4
- фигура, у которой противолежащие
стороны равны и углы прямые;
5
– фигура, которую ограничивает окружность.
*
Слайд 4
-
Проверьте карточку своего соседа. У
кого всё правильно, в окошечко поставьте
«+», если есть ошибки – «-».
Прямоугольник
– 4
Ромб
– 1
Параллелограмм
– 2
Круг
– 5
Квадрат
– 3
-
Мы выполнили задание щенка и подружились
с ним. А теперь выполним задание Карандаша
и ответим на его вопросы.
-
На какие две группы можно разделить эти
фигуры? Почему?
-
Четырёхугольники и круг. У четырёхугольников
4 стороны и 4 угла, а у круга нет ни сторон,
ни углов.
*
Слайд 5
-
А какой из изученных нами четырёхугольников
не изображён на рисунке?
-
Трапеция.
-
Какая фигура называется трапецией?
*
Слайд 6
-
Трапеция – это четырёхугольник, у
которого две противоположные стороны
параллельны, а две другие нет.
5.Закрепление
изученного по теме «Окружность»
-
Ребята, Циркуль спрашивает вас:
«У
круга есть одна подруга,
Знакома
всем её наружность.
Она
идёт по краю круга
И
называется?»
-
Окружность.
*
Слайд 7
-
А как мы ещё можем сказать, что такое
окружность?
-
Окружность – линия, состоящая из
множества точек равноудалённых от
центра окружности.
-
С помощью какого инструмента мы чертим
окружность?
-
При помощи циркуля.
-
Как называется точка, которая остаётся
от иголки у одной из ножек циркуля?
-
Центр окружности.
-
Что нам необходимо знать, чтобы начертить
окружность заданного размера?
-
Радиус.
-
Что такое радиус?
-
Радиус – это отрезок, соединяющий
центр окружности с точкой окружности.
*
Слайд 8
-
Что можем сказать о радиусе круга и
окружности?
-
Радиус круга и окружности одинаковый.
-
Нам нужно построить окружность. Карандаш
нам предлагает найти отличия на этих
двух рисунках. Сколько найдём отличий,
таков и будет радиус нашей окружности.
*
Слайд 9
-
Из каких фигур состоят эти рисунки?
-
Мы нашли 4 отличия. Начертим окружность
с радиусом 4 см и центром окружности в
точке О.
-
Поставьте на окружности точку С и
проведите радиус ОС.
-
Сколько радиусов можно провести в круге?
-
Бесконечное множество, т. к. окружность
состоит из точек.
-
Проведите ещё один радиус.
-
А этот рисунок и задание к нему предлагает
наша Точка.
*
Слайд10
-
Сравните длины отрезков ОА, ОВ, ОС, ОД,
не используя никаких вспомогательных
средств. Какой отрезок самый маленький?
Самый большой? Почему?
-
Точка Д находится в центре круга, а С
– за пределами окружности.
-
Почему равны отрезки ОА и ОВ?
-
Это радиусы.
-
Соединим точки А и В.
*
Слайд 11
-
Как называется отрезок АВ?
-
Хорда.
-
Что такое хорда?
-
Хорда – отрезок, соединяющий две точки
окружности.
-
Проведите хорду АВ на своей окружности
в тетради.
-
Сколько хорд мы можем провести? Как
называется хорда, которая проходит
через центр окружности?
-
Диаметр.
-
Начертите диаметр окружности.
*
Слайд 12
Физкультурная
пауза.
Конструирование
птички.
-
Пока мы отдыхали, к нам залетела птичка.
Из каких фигур состоит птичка?
*
Слайд 13
-
Дома вы приготовили жёлтый и красный
круги с радиусом 3 см и 2 см.
-
Что вы можете сказать об этих кругах? О
радиусах этих кругов?
-
Возьмите жёлтые круги и сложите туловище
птички.
На
сколько частей надо разделить круг,
чтобы получить крылья?
Как
разделить круг на две равные части,
используя линейку?
-
Провести диаметр.
-
Возьмите большой красный круг и разделите
его на две равные части, используя
линейку.
-
Приложите к туловищу крылья.
-
Чтобы изготовить хвост, надо разделить
маленький красный круг на 3 части.
Как
разделить круг на 3 части, используя
циркуль?
-
Надо разделить окружность на 6 частей.
-
Что надо знать, чтобы разделить окружность
на 6 равных частей?
-
Радиус.
-
Радиус маленького красного круга равен
2 см. Разделите окружность на 6 частей и
изготовьте хвост птички.
-
Клюв равен шестой части круга. Как из
третьей части круга получить шестую
часть?
-
Разделить третью часть пополам.
-
Мы сложили фигурку птички. На уроке
труда мы склеим детали. Уберите детали
на край парты.
Составление
фигур при помощи циркуля.
-
Ребята, наш Циркуль настоящий маг и
волшебник. Посмотрите какие фигуры он
изобразил при помощи окружностей.
*
Слайд 14
-
Выберите любой рисунок и начертите в
тетради.
Обобщение.
-
Мы выполнили последнее задание наших
друзей.
-
Что показалось самым интересным на
уроке?
-
Какое задание вызвало затруднение?
-
Что мы повторили на уроке?
Самооценка
и оценка учащихся.
*
Слайд 15
Домашнее
задание.
-
Начертите с помощью циркуля фигуру
1
вариант – домашнего животного,
2
вариант – дикого животного.
-
Занятие закончено. Благодарю вас за
работу на уроке.
Использованные
материалы и Интернет-ресурсы:
Авторская
разработка
http://nsc.1september.ru/2002/03/6.htm
http://raskraska.ucoz.ru/news/raskraska_veselyj_karandash/2010-01-19-497
http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/111035/Berestov_-_Vitya,_Fityul'ka_i_Lastik.html
http://odinklik.com/blog/363-interesno-chto-znachit-smailik.html
http://userava.ru/diary/paper/smajlik-smushhenie-pridyot-na-pomoshh.html
http://www.rusmayka.ru/gr
oup/znachki/cmajiliki/znachok-grustnyiiji-smajil-9