Примерное планирование по теме "Правовое воспитание"; 1-4 классы
Голева Марина Александровна
Учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №3» Великого Новгорода
Максимова Маргарита Вячеславовна
Учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №3» Великого Новгорода
Актуальность проблемы правового воспитания детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов правового воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правовоспитательной работы. Эта работа ведется по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно-необходимыми мероприятиями. Новый этап развития отечественной государственности, модернизация образовательной системы диктует необходимость переоценки традиционных форм правового воспитания.
Цель
данной работы – показать методы и
приемы, используемые в воспитательной
работе гимназии по формированию
правового сознания младших школьников.
Задачи:
• обосновать задачи
правового воспитания;
• показать
эффективные формы правового воспитания
младших школьников.
Педагогические
основы правового воспитания в
образовательном учреждении
Наша
гимназия работает по программе правового
воспитания «Истоки», разработанной в
соответствии с требованиями концепции
духовно – нравственного развития и
воспитания личности гражданина России,
которая является
методологической основой разработки
и реализации федерального государственного
образовательного стандарта общего
образования.
При разработке программы учтены особенности развития ребенка младшего школьного возраста:
участие в деятельности, которая носит общественный характер и является социальной по содержанию;
расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитие потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
принятие и освоение ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития.
Основными задачами программы являются:
Ознакомление учащихся с правовыми актами государства.
Воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения.
Способствование развития у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
Усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания, привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке.
Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
Содействие социализации учащихся.
Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям.
Приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно – нравственных норм.
Формирование правовой культуры, системы ценностей и отношений соответствующих обществу.
Принципы организации работы на занятиях и вне занятий с детьми
контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения
систематичность и последовательность
коллективный анализ и оценка
личный пример
открытый диалог
открытый диалог
свобода выбора
стимулирование
сотрудничество
увлечение
доверие
Основные направления работы по правовому воспитанию
I. Работа с нормативными и руководящими документами. Правовой всеобуч (индивидуальная и групповая форма). Включает в себя изучение документов
Закона РФ «Об образовании»,
Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
Конвенции ООН «О правах ребенка»,
Семейного кодекса РФ.
II. Работа с учащимися. Включает в себя:
Индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы,
Классные часы о нравственном воспитании,
Классные часы правовой направленности,
Индивидуальные и групповые психологические консультации, опросы, семинары, тренинги,
Вовлечение во внеурочную учебно-познавательную деятельность (во внеклассные мероприятия, в работу кружков).
III. Организация взаимодействия классного руководителя с социальным педагогом, педсоветом. Встречи с работниками МВД.
IV. Наглядная агитация. Включает в себя
1. Выставки тематической литературы:
«Права человека и права ребенка»,
«Предупреждение вредных привычек».
2. Оформление тематических стендов:
«Молодежный экстремизм: формы проявления, профилактика»,
«Телефон доверия»
3. Конкурсы плакатов:
«Я не курю – и мне это нравится!»
«Вредным привычкам – НЕТ!»
V. Работа с родителями. Включает в себя
Проведение родительских собраний, консультаций, бесед по правовым вопросам
Проведение анкет-опросов среди родителей.
Открытые показы образовательного процесса
Проведение совместных мероприятий
Индивидуальное консультирование специалистов.
Примерное программное содержание по правовому воспитанию
Классы |
Содержательные линии |
1 |
Права и обязанности. Малая Родина. Флаг России. Умей учиться, работать, играть вместе с другими. Коллективизм. Справедливость. Я и моя семья. |
2 |
Герб и гимн России. Правовая культура. Неприкосновенность личности. История гимназии. Моя семья – мое богатство. |
3 |
Идея патриотизма в мифах, сказках, легендах. Дружба детей разных национальностей. Символика Новгородской области. Обычаи и традиции жителей Новгородской области. Умение держать слово (ответственность, честность). Органы правовой защиты. |
4 |
Патриоты нашего Отечества. Символы России. Лидеры РФ, областной и районной администрации. История России и родного края. Понятие «соотечественники». Национальные особенности жизни людей. Патриотизм. Семейное древо. Экономика. Личная и общественная собственность в жизни человека. Правонарушения, их последствия для жизни человека. |
Система мониторинга качества включает в себя:
педагогическое наблюдение;
использование методов специальной диагностики;
тестирование;
микроисследования.
Ожидаемые результаты целенаправленного правового воспитания:
должно быть сформировано у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;
- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.
Критерии отслеживания результатов программы
отношения детей в коллективе;
самооценка школьника;
мотивация поступков;
адаптация к школе;
психологическая зрелость;
притязания;
тревожность;
творческая активность;
агрессивность;
общение;
взаимодействие.
Реализация программы:
Данный проект реализуется с 2010-2011 учебного года в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на базе МАОУ «Гимназия №3» Великого Новгорода. В гимназии работает клуб «Истоки».
Первые полтора года работы по проекту правового воспитания показали высокий интерес детей и родителей к данной теме.
Уровень сформированности детского коллектива находится на достаточно высоком уровне. Психологическое тестирование показала, что более 70% детей успешно прошли процесс школьной адаптации, у детей нет чувства тревоги или агрессии. Самооценка детей достаточно высокая.
Список ресурсов
http://www.edy.ru/db/portal/obschee/index.htm
Иоффе А.Н. Активная методика- залог успеха. / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб. 2000 - С. 144.
Усачев А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – М., 1992
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006
Маленкова Л.И.Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М.1999.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коллектив авторов
→ ЛедиУчитель 09.04.2012 0 21552 2323 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.