Примерное планирование по теме "Правовое воспитание"; 1-4 классы


Голева Марина Александровна



Учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №3» Великого Новгорода



Максимова Маргарита Вячеславовна



Учитель начальных классов



МАОУ «Гимназия №3» Великого Новгорода

































Актуальность проблемы правового воспитания детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов правового воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правовоспитательной работы. Эта работа ведется по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно-необходимыми мероприятиями. Новый этап развития отечественной государственности, модернизация образовательной системы диктует необходимость переоценки традиционных форм правового воспитания.

Цель данной работы – показать методы и приемы, используемые в воспитательной работе гимназии по формированию правового сознания младших школьников.
Задачи:
• обосновать задачи правового воспитания;
• показать эффективные формы правового воспитания младших школьников.


Педагогические основы правового воспитания в образовательном учреждении
Наша гимназия работает по программе правового воспитания «Истоки», разработанной в соответствии с требованиями концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

При разработке программы учтены особенности развития ребенка младшего школьного возраста:

  • участие в деятельности, которая носит общественный характер и является социальной по содержанию;

  • расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитие потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • принятие и освоение ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития.


Основными задачами программы являются:

  • Ознакомление учащихся с правовыми актами государства.

  • Воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения.

  • Способствование развития у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.

  • Усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания,  привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке.

  • Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

  • Содействие социализации учащихся.

  • Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям.

  • Приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно – нравственных норм.

  • Формирование правовой культуры, системы ценностей и отношений соответствующих обществу.

Принципы организации работы на занятиях и вне занятий с детьми

  • контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения

  • систематичность и последовательность

  • коллективный анализ и оценка

  • личный пример

  • открытый диалог

  • открытый диалог

  • свобода выбора

  • стимулирование

  • сотрудничество

  • увлечение

  • доверие
































Основные направления работы по правовому воспитанию

I. Работа с нормативными и руководящими документами. Правовой всеобуч (индивидуальная и групповая форма). Включает в себя изучение документов

    • Закона РФ «Об образовании»,

    • Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

    • Конвенции ООН «О правах ребенка»,

    • Семейного кодекса РФ.

II. Работа с учащимися. Включает в себя:

  • Индивидуальные разъяснительные и   профилактические беседы,

  • Классные часы о нравственном воспитании,

  • Классные часы правовой направленности,

  • Индивидуальные и групповые психологические консультации, опросы, семинары, тренинги,

  • Вовлечение во внеурочную учебно-познавательную деятельность (во внеклассные мероприятия, в работу кружков).

III. Организация взаимодействия  классного руководителя с социальным педагогом,  педсоветом. Встречи с работниками МВД.

IV. Наглядная агитация. Включает в себя

1.     Выставки тематической литературы:

  • «Права человека и права ребенка»,

  • «Предупреждение вредных привычек».

2. Оформление тематических стендов:

  • «Молодежный экстремизм: формы проявления, профилактика»,

  • «Телефон доверия»

3.     Конкурсы плакатов:

  • «Я не курю – и мне это нравится!»

  • «Вредным привычкам – НЕТ!»

V. Работа с родителями. Включает в себя

  • Проведение родительских собраний, консультаций, бесед по правовым вопросам

  • Проведение анкет-опросов среди родителей.

  • Открытые показы образовательного процесса

  • Проведение совместных мероприятий

  • Индивидуальное консультирование специалистов.


















Примерное программное содержание по правовому воспитанию

Классы

Содержательные линии

1

Права и обязанности. Малая Родина. Флаг России. Умей учиться, работать, играть вместе с другими. Коллективизм. Справедливость. Я и моя семья.

2

Герб и гимн России. Правовая культура. Неприкосновенность личности. История гимназии. Моя семья – мое богатство.

3

Идея патриотизма в мифах, сказках, легендах. Дружба детей разных национальностей. Символика Новгородской области. Обычаи и традиции жителей Новгородской области. Умение держать слово (ответственность, честность). Органы правовой защиты.

4

Патриоты нашего Отечества. Символы России. Лидеры РФ, областной и районной администрации. История России и родного края. Понятие «соотечественники». Национальные особенности жизни людей. Патриотизм. Семейное древо. Экономика. Личная и общественная собственность в жизни человека. Правонарушения, их последствия для жизни человека.


Система мониторинга качества включает в себя:

  • педагогическое наблюдение;

  • использование методов специальной диагностики;

  • тестирование;

  • микроисследования.

Ожидаемые результаты   целенаправленного  правового воспитания:

должно быть сформировано у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:  

      - активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность; 

     - формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;  

     - позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе,  ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им; 

      - обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;  

      - пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования. 

Критерии отслеживания результатов программы

  • отношения детей в коллективе;

  • самооценка школьника;

  • мотивация поступков;

  • адаптация к школе;

  • психологическая зрелость;

  • притязания;

  • тревожность;

  • творческая активность;

  • агрессивность;

  • общение;

  • взаимодействие.

Реализация программы:

Данный проект реализуется с 2010-2011 учебного года в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на базе МАОУ «Гимназия №3» Великого Новгорода. В гимназии работает клуб «Истоки».

Первые полтора года работы по проекту правового воспитания показали высокий интерес детей и родителей к данной теме.

Уровень сформированности детского коллектива находится на достаточно высоком уровне. Психологическое тестирование показала, что более 70% детей успешно прошли процесс школьной адаптации, у детей нет чувства тревоги или агрессии. Самооценка детей достаточно высокая.



Список ресурсов


  1. http://www.edy.ru/db/portal/obschee/index.htm

  2. Иоффе А.Н. Активная методика- залог успеха. / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб. 2000 - С. 144.

  3. Усачев А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – М., 1992 

  4. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006


  1. Маленкова Л.И.Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М.1999.




Полный текст материала Примерное планирование по теме "Правовое воспитание"; 1-4 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коллектив авторов  ЛедиУчитель
09.04.2012 0 21552 2323

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК