Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов через преподавание первичных основ экономики. 1-4 класс


Слайд 1
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ОСНОВ ЭКОНОМИКИ.» Учитель начальных классов I квалификационной категории МБОУ «Лицей №83» Приволжского района г.Казани Валеева Альбина Радиковна.
Слайд 2
Всем известно, что учителя начальной школы учат детей читать, писать, считать, расширяют их представления об окружающем мире. Но происходящие сегодня качественные изменения в экономике, характере труда, интеграция государства в мировую экономическую систему потребовали переосмысление задач, стоящих перед современным образованием. Возникает необходимость уже с младшего школьного возраста знакомить детей с основами экономики, формировать экономические знания, умения и навыки, нравственную устойчивость к негативным экономическим ситуациям.
Слайд 3
Работая по авторской программе «Экономика и развитие познавательных способностей учащихся», уже почти десять лет, пришла к следующему выводу. Предмет экономики помогает детям развивать их познавательные способности, осознанно решать задачи на уроках математики, понимать на уроках литературного чтения и окружающего мира процессы и явления, происходящие в жизни вокруг; способствует воспитанию: бережливости, организованности, ответственности, деловитости, трудолюбия, лидерства, инициативности. Опора на межпредметные связи дает детям возможность воспринимать экономику не как самостоятельный, изолированный предмет, а в тесном единстве со знаниями о человеке, природе, материальной культуре, созданной
Слайд 4
С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАСКРЫВАЕТСЯ СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ЯВЛЕНИЙ. ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ВОЗБУЖДЕНИЯ ИНТЕРЕСА К УСВОЕНИЮ ЭТИХ ПОНЯТИЙ, ЯВЛЕНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ.
Слайд 5
КАК ОТМЕЧАЕТ Г.И. ЩУКИНА, «ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ, ВЫСТУПАЮЩАЯ В КАЧЕСТВЕ СТИМУЛА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И КАК СРЕДСТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ ПРИБЛИЖЕНИЮ НАУЧНЫХ ИСТИН К ПОНИМАНИЮ ЧЕЛОВЕКА (ДЕЛАЕТ НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ ДОСТУПНЫМИ), С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, СПОСОБСТВУЕТ ЛУЧШЕМУ ПРОТЕКАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ЧЕЛОВЕКА, АКТИВИЗАЦИИ ЕГО МЫШЛЕНИЯ, ОБОСТРЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДМЕТУ ПОЗНАНИЯ».
Слайд 6
НАПРИМЕР, ВВОДИТСЯ ПОНЯТИЕ «БАРТЕР».
Слайд 7
ЧИТАЕТСЯ ВСЛУХ ТЕКСТ «ТЫ МНЕ – Я ТЕБЕ». ЗАТЕМ, ЧИТАЯ ЗА АВТОРА, РАЗЫГРЫВАЕТСЯ ДЕТЬМИ ДИАЛОГ И СЦЕНКА ОБМЕНА, ДАЛЕЕ ОБЪЯСНЯЕТСЯ ДЕТЯМ, ЧТО ПОДОБНЫЙ ОБМЕН ЯВЛЯЕТСЯ ПРЯМЫМ (БЕЗ УЧАСТИЯ ДЕНЕГ) И НАЗЫВАЕТСЯ «БАРТЕР». ТЕПЕРЬ ДЕТИ МОГУТ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВУ «БАРТЕР» И ТАКИМ ОБРАЗОМ ЛУЧШЕ ЕГО ЗАПОМНИТЬ. ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ РАЗДЕЛИТЬ КЛАСС НА ПАРЫ, ПРЕДУПРЕДИВ, ЧТО ОБМЕН ИМЕЕТ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР, ПРЕДЛОЖИТЬ ИМ СОВЕРШИТЬ БАРТЕРНЫЕ СДЕЛКИ. НЕОБХОДИМО ПОДЧЕРКНУТЬ, ЧТО В ОБМЕНЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ ОБЕ СТОРОНЫ. СМЫСЛ ПРЯМОГО ОБМЕНА ОДНОГО ПРЕДМЕТА НА ДРУГОЙ В ТОМ, ЧТОБЫ УЧАСТНИКИ ПОЛУЧИЛИ НЕОБХОДИМОЕ ИЛИ ЖЕЛАЕМОЕ БЕЗ ПОСРЕДНИКА.
Слайд 8
Высокий результат понимания дает проблемный характер обучения, способствующий развитию познавательного интереса. Нужно суметь так организовать процесс, чтобы ученики самостоятельно разрешали многие вопросы.
Слайд 9
Приведу пример, небольшого отрывка из занятия, где используется проблемный характер обучения. Занятие на тему «Дерево решений». В ходе занятия ребята смогут на практике изучить процедуру принятия решения; осознать разницу между индивидуальными и коллективными решениями; понять, что все вместе и каждый в отдельности, мы несем ответственность за выбранное решение. У учащихся есть возможность помочь принять решение владельцу здания, которое в настоящее время пустует. Владельцу здания хотелось бы сдать его в аренду. Ему уже было сделано три предложения: ветеринарная клиника, фитнес-клуб и кафе мороженое, - перед владельцем стоит проблема выбора. Детям необходимо ее решить. Дети, разделившись на группы, обсуждают и приходят, к мнению, какому варианту дать предпочтение и почему. Для принятия важных решений,
Слайд 10
Корень обозначает проблему, нижние ветви обозначают варианты решения проблемы, верхние ветви обозначают положительные и отрицательные стороны возможного выбора. Как узнать, правильно ли сделан выбор, одна из возможностей – не принимать решение наобум или второпях, а рассмотреть различные варианты. Взвесив все «за» и «против», тогда решение будет более продуманным, а значит, больше шансов избежать ошибки. У детей развивается способность к принятию решений, ведь оно состоит из умения логически мыслить и анализировать различные ситуации, а также в понимании ответственности за сделанный выбор.
Слайд 11
Содержание учебного предмета не передается детям в виде готовых выводов, им предоставляется возможность самим находить решение, вести научный поиск. Интересу детей к экономическим знаниям способствуют задания поискового характера, привлечение материалов из книг, газет, телепередач, Интернета и других источников, доступных этому возрасту.
Слайд 12
Также необходимо «путешествовать» по странам, изучать историю, применять занимательные, конкурсы, игры разных типов: обучающие, деловые; сочинять рекламные четверостишия. Тема: «Как открыть ресторан?» - необходимо действовать по плану действий.
Слайд 13
Один из пунктов действия – название и реклама. Хотелось бы привести несколько примеров четверостиший, придуманных учениками: «Оливия», «Оливия»Вкуснейшая еда. Отведать приходите к нам. Мы рады вам всегда. (К.Рахимова). В «Птицу счастья» заходите И немного отдохните. Что хотите закажите И счастливым уходите. (А.Кузнецова)
Слайд 14
Особенно хотелось остановиться на решение задач экономического содержания, которые способствуют не только закреплению и углублению экономических знаний, но и развитию математического мышления. Например, при изучении темы «Деньги» учащиеся решают задачи на определение цены, количества, стоимости, а русский купец Фома Усердов знакомит детей с доходами и затратами, прибылью и убытком. Содержательно-логические задания помогают органично соединить теоретические знания с практическими. Помогают совершенствовать познавательные процессы.
Слайд 15
У Фомы есть 100 рублей на товар. Он может купить на эти деньги дорогих книг, и продать их в течение месяца за 200 рублей. А может купить дешевых книг, продать их за 150 рублей, но в течение недели, потом опять купить дешевые книги и т.д. Какие книги принесут больше прибыли за месяц? И другие.
Слайд 16
Практические занятия по экономике, экскурсии на предприятия способствуют воспитанию учащихся начальной школы таких качеств, как трудолюбие, бережливость, ответственность, деловитость, инициативность, лидерство.
Слайд 17
То, что память и внимание детей необходимо развивать, не требует доказательств. Поэтому каждое занятие начинается с игр-упражнений, направленных на их развитие. Детям предлагается несколько методов запоминания: метод Цицерона, метод составления связного рассказа, метод «Матрешки». Со временем дети используют наиболее приемлемый для себя. Дети быстро и легко входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порою выполняют.
Слайд 18
Приемы развития памяти: Прием Цицерона Прием «Матрешки» Прием составления связного рассказа.
Слайд 19
Успешное становление экономической культуры школьников на всех последующих этапах обучения зависит от успешности экономического образования в начальной школе. Мои ученики продолжили свое экономическое образование и в средней школе. Занимают призовые места, поступают в сильнейшие математические школы города. Реализуют себя. Начальное экономическое образование служит повышению качества образования в целом.
Слайд 20
ЛИТЕРАТУРА   Программа экономического образования» Достижения молодых» / Методическое руководство для преподавателей и консультантов. - М.,2005 Соловьева И.Б. Основы предпринимательской деятельности. М., 2006 Бизнес, коммерция, рынок. Словарь-справочник.-М., 2001 Смирнова Е.И.,Милевская М.В. Первые шаги к рынку.М.,1996 Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике.-М.,2007 Ступина Е. «Экономика с первого класса».-Москва, 2004 Ермакова И.В. Начала экономики / Учебно-методическое пособие.- Новосибирск, 2003 Кларина Л.М. Экономика и экология в начальной школе .М.,1997 Кларина Л.М. Экономика и уроки Гнома Эконома и феи Экологии.-М.,2002  

Полный текст материала Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов через преподавание первичных основ экономики. 1-4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Валеева Альбина Радиковна  AlbinaAcid
16.04.2012 0 4500 897

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК