Статья "Организация проектной деятельности во внеурочное время во 2 классе"
Автор: Тюрина Татьяна Львовна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 1225 с углублённым изучением французского языка
Организация проектной деятельности во внеурочное время во 2 классе
В организации образовательного процесса в начальной школе особое значение приобретает проектная деятельность. Я хочу поделиться опытом своей работы проектной деятельности во внеурочное время.
Я считаю, что необходимо вовлекать младших школьников в проектную деятельность, так как она является эффективным способом развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания их мотивации к учению.
Проектная деятельность дает возможность ученику творчески раскрыть себя, реализовать свои стремления индивидуально или в коллективе. Участвуя в проектной деятельности, учащийся приобретает исследовательский опыт, он не впитывает готовые понятия, а сам занимается исследовательской деятельностью, отбирает необходимую информацию из множества впечатлений и знаний.
С целью создания необходимых условий для реализации проектной деятельности учащихся 2 класса мною был разработан внеурочный курс «Я – юный исследователь». Курс рассчитан на 34 часа, по 1 часу в неделю.
В моем проекте есть возможность для реализации следующих важных для образовательного и воспитательного процесса принципов:
Системность и целостность организации учебно-воспитательного процесса;
Развитие индивидуальности каждого ученика во внеурочной деятельности;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
В данном проекте мною были осуществлены практические занятия, призванные помочь второклассникам исследовать окружающий мир. Формы практических занятий были достаточно разнообразны – это и занятия в форме экскурсий, лабораторные исследования, и различные творческие проекты.
Хотела бы привести примеры некоторых проектных работ из разработанного курса «Я – юный исследователь».
Проект «Птицы нашего края».
Основными целями данного проекта являлись:
1. Развитие общеучебных навыков и активизация познавательной деятельности учеников;
2. Развитие социальных и коммуникативных навыков – умение работать в группе, выстраивать отношения внутри группы;
3. Развивать исследовательские и творческие способности – уметь наблюдать, выявлять главное, выполнять творческую работу.
4. Уважительно относиться к природе, любить и беречь живые существа.
Работа над проектом велась 3 месяца. Мы с детьми собирались один раз в неделю и под моим руководством дети работали с полученными материалами, делились своими идеями и строили дальнейшие планы по выполнению проекта.
Проект проводился в четыре этапа:
Первый этап: Знакомство учащихся с проектом, определение целей и задачи проекта, создание групп (по 5-6 учеников) с распределением внутри групп обязанностей между учащимися.
Этот этап работы очень важен, так как именно здесь необходимо эмоционально заинтересовать учащихся в работе над проектом. Я прибегла к помощи демонстрации красочных слайдов разнообразия существующих птиц и вопросом, встречали ли они подобных птиц в нашем краю? Дети загорелись желанием выяснить, какие птицы живут в нашем крае. Что стало первым продуктивным шагом в нашем проекте.
Второй этап: Это поиск информации, подбор иллюстраций, теоретического материала, занимательного материала (библиотека, Интернет, опрос взрослых). Также дети проводили наблюдение за птицами и в школе и дома. Например, дети выяснили, чем питаются встреченные ими птицы, определили их вид, название и т.д. На практических занятиях проводили экскурсии в парк, клеили кормушки для птиц и развешивали их в школьном саду и дворах детей.
Третий этап – оформление результатов работы в виде книги «Птицы нашего края», в котором мы собрали иллюстративный и информативный материал о птицах, творчество второклассников – рисунки, стихи, рассказы и собственные наблюдения о птицах.
Четвертый этап (заключительный) – защита коллективного творческого проекта. Здесь мы подвели итоги работы. Защита проводилась в форме игры с награждением медалями «за проявленную смекалку», «за творческий подход», «за помощь в исследовании» и т.п.
Продолжением проекта «Я – юный исследователь» стала следующая в ней тема «Моя малая родина», которая носила уже не групповой, а индивидуальный проект. Этапы работы строились по такому же принципу, как и в предыдущем проекте.
На первом этапе мы с ребятами поставили цель работы и выяснили задачи для реализации проекта. С каждым учеником была проведена работа по усвоению задачи и пониманию цели проекта. Ребят также увлекла идея рассказать о своей малой родине.
На втором этапе дети активно занимались поиском информации о своей малой родине – с помощью интернета, включили в работу своих родителей, которые активно помогали на протяжении всего проекта.
На третьем этапе – составляли и сортировали полученный детьми результат их работы: отбирали фотографии, интересные заметки, рассказы и воспоминания детей о местах, которые ими запечатлелись в памяти и создали красочную и веселую презентацию.
На заключительном этапе, мы провели презентацию работ, на которую пригласили и родителей второклассников. Детям были вручены дипломы и благодарности за проделанную работу.
Все материалы, собранные в ходе всей исследовательской деятельности мы заносим в отдельную папку-проект «Я - юный исследователь». В конце года мы планируем с детьми провести итоговый урок-презентацию по нашим исследованиям.
Я лишь привела пару примеров своей проектной деятельности во внеурочное время. Курс проекта «Я – юный исследователь» продолжается.
В заключение своего доклада, мне хочется сказать, что проектная внеурочная деятельность помогает организовать для детей такую атмосферу обучения, в которой бы они полнее раскрыли свой внутренний мир в процессе общения друг с другом, были бы индивидуально свободны в процессе коллективного сотворчества. Вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся, их самостоятельности на всех этапах познавательного процесса: от постановки целей и задач выполнения учебного задания до применения и использования знаний на практике. Я заметила, что те ребята, которые проявили интерес к наблюдению, поиску информации в ходе исследовательской работы, легче адаптируются к обучению в начальной школе и показывают высокую успеваемость на уроках.
Список литературы
1.Засоркина Н.В. Метод проектов в начальной школе. – М.: Учитель, 2010. – 135 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тюрина Татьяна Львовна
→ avast 09.03.2013 0 4918 1082 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.