Программа образовательного проекта "Все работы хороши — выбирай на вкус!"; начальные классы
Каждый ребенок с рождения обладает определенными способностями, сильными чертами характера, предрасположен к изучению определенных учебных предметов. При этом успешность и востребованность будущего члена общества во многом зависит от того, насколько полноценно данные способности будут развиваться посредствам семейного воспитания, а также образовательного процесса в школах. Важно создать информационное сопровождение данного развития. При этом все большую актуальность получают вопросы развития профильного образования в современной школе, в частности в начальной.
Необходимо уже в начальной школе создать такие условия образовательного процесса, при которых ребенок сможет сделать осознанный выбор профессии в будущем. Важно реализовать подготовительную функцию для формирования не отрывочных знаний, а полноценного представления о многообразии и особенностях профессий современного общества.
Однако самоопределение в профессии – это не только ее выбор, а сложный творческий процесс развития личности, начинающийся с детства, начало которому закладывают родители, затем – воспитатели дошкольных образовательных учреждений (рассказ о профессиях воспитателя, нянечки, продавца, парикмахера и др.), педагоги школ и учреждений дополнительного образования (круг профессий расширяется). Роль каждого из них, безусловно, важна. Наибольшей эффективности в данном вопросе можно достичь только путем соединения усилий родителей, учеников, преподавателей и психологов.
В начальной школе можно предложить следующие основные элементы концепции развития профориентационного обучения:
- проведение бесед о том, кем и где работают родители: организация экскурсий;
- проведение психологических профориентационных тестирований (начиная с начальных классов);
- проведение сюжетно-ролевых игр с профессионально-ориентированным характером (с раннего возраста дети стремятся подражать взрослым, в играх исполняют роль врачей, воспитателей, водителей, поваров, продавцов и др.).
Особенностью психологического развития младших школьников (детей 7-11 лет) становится подражание взрослым, поэтому значимыми для них профессиями являются учительская профессия, профессии родителей, родственников, близких знакомых.
Таким образом, ключевым моментом, с точки зрения предпрофильного образования и ознакомления детей с миром профессий, является воздействие через урочную и внеурочную системы. Важно создать образовательную среду, насыщенную возможностями для реализации способностей учащихся через развитие интереса к тому или иному предмету, уже на первой ступени учебного процесса.
Результатом становится «самоопределение» младших школьников на основе умения видеть особенности разных видов труда и сравнения профессий.
В нашей школе мы создаем такую среду, которая позволяет ребенку развиваться в самых разных направлениях, активизирует физические, умственные и эмоциональные ресурсы при взаимодействии с окружающей социальной средой. Именно разностороннее личностное развитие с раннего детства обеспечивает базу, опираясь на которую возможно в дальнейшем выбрать подходящую профессию, получать удовольствие от ее реализации и являться полноценным счастливым членом общества.
Таким образом, был выбран проект в рамках работы с учащимися 3 «б» класса «Все профессии важны – выбирай на вкус!»
Цель проекта: расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых.
Задачи:
- Формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
- Развивать интеллектуальные (расширение кругозора, обогащение словарного запаса, формирование познавательных ууд и т.д.) и творческие возможности (умение нестандартно мыслить, развитие художественных способностей)детей;
- Создать образовательную среду, насыщенную возможностями для реализации способностей учащихся через развитие интереса к той или иной профессии.
На что ориентирован данный проект:
1) на самостоятельную деятельность учащихся;
2) вовлечение родителей в совместную деятельность для наглядно- информационной поддержки;
3) совокупность разнообразных методов и средств обучения;
4) интеграцию знаний и умений из различных областей науки, культуры;
5) создание папки проекта.
Классификация проекта по доминирующей деятельности: информационный.
Основные этапы проекта:
- планирование деятельности участников проекта;
- сбор, анализ, обобщение, редактирование информации;
- подготовка выводов;
- организация презентации;
- оценивание.
Классификация проекта по комплексности (предметно-содержательной области):
- метапредметный. Выполняется в ходе проектной деятельности, связанной с более широкой сферой исследования.
Классификация проекта по характеру контактов между участниками: внутриклассный (коллектив детей и родителей).
Классификация проекта по продолжительности: годичный (34 часа)
Классификация по числу участников: групповой.
Этапы работы над проектом:
1 этап – мотивационный.
Учитель заявляет тему проекта, создает положительный мотивационный настрой.
Ученики обсуждают предложенную тему, предлагают собственные идеи.
2 этап – планирование деятельности по выполнению проекта:
- определяется тема и цели проекта;
- формулируются и уточняются задачи;
- уточняются источники информации;
- вырабатывается план действий;
- согласовываются способы совместной деятельности.
3 этап – информационно-операционный (выполнение проекта).
Ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками информации, оформляют папку проекта, составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты.
Учитель наблюдает за ходом выполнения проекта, координирует действия участников проекта, помогает тем, кому нужна помощь, участвует в коллективном обсуждении, оказывает содействие при затруднениях, сам является источником информации.
4 этап – рефлексивно-оценочный.
Ученики представляют папки проекта на экспертизу, защищают проект, оценивают свои достижения.
Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности, координирует оценку портфолио.
Концепция разработки и внедрения проекта
Внедрение в учебный процесс проектной деятельности позволяет шире реализовывать предпрофильную подготовку.
Известно, что наиболее эффективно усваивается ребенком то, в чем он выступает в качестве активного участника, поэтому применение активных, деятельностных форм познания в проекте обязательно. Проведение уроков, на которых дети становятся исследователями и изучают окружающий мир с позиций географа, историка, эколога, археолога и т.д..
При реализации проекта используются современные технические средства (интерактивная доска, компьютерные программы и т.д..
Важно применение интегративности и информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. Программа начальной школы построена так, что в процессе изучения разнообразных образовательных предметов (русский язык, математика, литературное чтение, москвоведение, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка) уже заложены темы, в которых дети знакомятся с различными профессиями людей. Данный интегративный процесс необходимо применять и в дальнейшем, расширяя тем самым кругозор детей.
Также предусмотрено использование часов школьного компонента и дополнительных занятий, что позволяет выявлять особенности каждого ребенка и раскрывать его творческие способности.
Внеклассная деятельность (проведение экскурсий, мастер классов) дает возможность ребенку не только получить новые знания, но также и попробовать различные виды деятельности, на собственном опыте осознать, что ему интересно, а что нет.
Необходимо также активное развитие творческой деятельности (рисунок, аппликация, сочинение рассказов, сказок, стихов, проигрывание сценок, выпуск газет, проведение исследований и т.д.).
Вывод
Применение основных принципов предпрофильной профориентационной подготовки младших школьников является важнейшим этапом в процессе формирования мировоззренческих основ каждого успешного члена общества. Такого рода деятельность способствует развитию воображения детей, развитию их внутреннего мира и расширению кругозора, помогает обогатить представление об окружающей среде в общем и о профессиональной деятельности членов общества в частности.
Получение такого рода знаний и опыта помогает определиться с дальнейшим выбором интересной профессии. Таким образом, обязательная профориентационная подготовка старших школьников должна базироваться на предпрофильной подготовке учеников начальных классов.
Название темы |
Количество часов |
Цели |
Методы и формы |
Выбор темы проекта, определение целей, задач |
1 |
Определить тему проекта, его цели и задачи |
Коллективное обсуждение |
«Без труда ничего не дается» (пословицы и поговорки о труде) |
1 |
Прививать интерес к устному народному творчеству путем совместной деятельности |
Конкурс работ |
Азбука профессий |
1 |
Подобрать названия профессий на все буквы алфавита |
Презентация работ |
В. Маяковский «Кем быть». Путешествие в страну профессий |
1 |
Познакомиться с профессиями в литературных произведениях |
Анализ литературного произведения |
Профессии в сказках |
1 |
Познакомиться с профессиями, описанными в сказках разных народов |
Конкурс рисунков |
Мои увлечения. Выставка рисунков «Кем я хочу быть» |
1 |
Развивать художественные способности, воображение |
Выставка рисунков |
Профессии в кроссвордах |
1 |
Научиться составлять кроссворд |
Викторина «Самый смекалистый» |
Профессии моей семьи. «Буду, как мама и папа». Встречи с родителями, представителями разных профессий. |
1 |
Познакомиться с профессиями родителей нашего класса |
Классный час. «День семьи» |
Профессии моей семьи. «Буду, как мама и папа». Встречи с родителями, представителями разных профессий |
1 |
Познакомиться с профессиями родителей нашего класса |
Презентация видеороликов «Буду, как папа и мама» |
Сердце отдаю детям (профессия учителя) |
1 |
Знакомство с профессией учителя |
Мастер-класс |
Мои первые уроки. Мастер – класс |
1 |
|
День самоуправления |
«Вкусные» профессии: повар, кондитер |
1 |
Знакомство с профессией повара |
Интервью, экскурсия |
Экскурсия на хлебозавод |
1 |
Приобщать детей к различным профессиям, познакомить с профессией хлебопека, прививать любовь и уважение к людям труда |
Экскурсия |
Искусство народных мастеров( гончары, художники, вышивальщицы) |
1 |
Познакомиться с русскими народными промыслами, их историей |
Презентация. Мастер-класс |
Экскурсия в Измайловский Кремль. Мастер-класс «Народная игрушка» |
1 |
Познакомиться с русскими народными промыслами, их историей |
Экскурсия. Мастер-класс |
Наше здоровье (врачи, мед.сестры, ветеринары, аптекари) |
1 |
Познакомиться с профессией врача |
Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Айболита» |
Кто такой журналист? (корреспондент, репортер, фотокорреспондент) |
1
|
Познакомиться с профессией журналиста. |
Фоторепортаж о школе. Интервью |
Самый красивый город на свете. Кто делает его таким? (строители, монтажники, маляры) |
1 |
Познакомиться с историческим прошлым нашей Родины, с профессией строителя |
Конкурс видеоклипов «Самый красивый уголок Москвы» |
Лего-фестиваль «Мы строим город» |
1 |
Проявить фантазию, смекалку, творческое начало |
Лего-фестиваль |
«Мы едем-едем-едем» (профессия - водитель) |
1 |
Познакомиться с профессией водителя, учиться соблюдать правила дорожного движения |
Конкурс знатоков правил дорожного движения «Светофор» |
Моя профессия – Родину защищать! (военные, пожарные, полицейские) |
1 |
Прививать любовь к Родине, ее защитникам. Познакомиться с профессией военного |
Конкурс «А ну-ка, мальчики!» |
Изучаем правила дорожного движения |
1 |
Учиться соблюдать правила поведения на улицах города |
Конкурс «Безопасное колесо» |
Экскурсия в пожарную часть Новокосино |
1 |
Познакомиться с профессией пожарника |
Экскурсия. |
День дизайнера (парикмахер, швея, дизайнер одежды) |
1 |
Формировать эстетический вкус, воспитывать чувство любви к прекрасному |
Мастер-класс «Модники и модницы» |
Конкурс «Лучшая прическа». |
1 |
Формировать эстетический вкус, воспитывать чувство любви к прекрасному |
конкурс |
День искусства (актеры, гримеры, библиотекарь, музыкант, организатор праздников) |
1 |
Научиться перевоплощаться, актерскому мастерству, выразительному чтению |
Постановка спектакля по мотивам сказки Х. – К. Андерсена «Дюймовочка» |
Конкурс «Праздник своими руками» |
1 |
Учить трудиться, воплощать собственные идеи в вещь, сделанную своими руками |
Выставка-ярмарка поделок, сделанных своими руками |
Экскурсия «За кулисами цирка» (знакомство с профессиями цирка) |
1 |
Познакомиться с цирковыми профессиями |
Экскурсия |
Мир глазами географа, астронома, историка |
1 |
Познакомиться с профессиями географа, астронома |
Классный час совместно со старшеклассниками |
Запишите меня в космонавты! О покорителях космоса |
1 |
Познакомиться с профессией космонавта |
Презентация «Что я знаю об изучении космического пространства?» |
Экскурсия на ВВЦ в Музей космонавтики |
1 |
Познакомиться с интересными фактами из истории космонавтики |
Экскурсия. Фотоотчет |
О режиме труда и отдыха |
1 |
Учиться грамотно работать и отдыхать |
Презентация «Мой режим дня» |
Праздник « Все работы хороши, выбирай на вкус!» |
1 |
Подвести итог проделанной работы, наградить лучших, подвести итоги |
Конкурс портфолио. Праздник |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ларина Светлана Анатольевна
→ Екатерина_Пашкова 12.08.2015 0 5976 533 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.