Слайд 1
Я способен!
Я со всем справлюсь!
Мне нравится учиться!
Я — хороший ученик!
Я хочу много знать!
Я буду много знать!
Автор: Сушко М.О.
Место работы: ГОУСОШ №541ЮЗАО
Должность: учитель начальных классов
Статья «Адаптация первоклассников с
помощью коррекционных сказок» 1 класс
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Поступление в школу подвергает малыша серьёзным испытаниям: он становится учеником и начинает заниматься незнакомым видом деятельности, причём в абсолютно новых условиях.
Начало обучения ребенка в школе позволяет ему занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Но в самом начале обучения у первоклассников еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является психологической основой формирования учебной деятельности.
Учебная деятельность ребенка содержит в своем единстве много аспектов, в том числе социальный , логический, педагогический, психологический, физиологический и др., а значит, и механизмы адаптации ребенка к школе имеют то же многообразие аспектов.
Начало обучения ребенка в школе позволяет ему занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Но в самом начале обучения у первоклассников еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является психологической основой формирования учебной деятельности.
В начале учебного года мотивы, связанные с познанием, учением, имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и воля еще недостаточно развиты, только формируются постепенно в процессе самой учебной деятельности. Ценность учения ради знания, потребность постижения нового не ради оценки или избегания наказания (к сожалению, на практике чаще всего формируются именно эти «ради») — вот что должно быть основой учебной деятельности. «Эта потребность возникает у ребенка в процессе реального усвоения им элементарных теоретических знаний при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих задач.
Таким образом, можно сказать, что основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. На всех, вышеперечисленных этапах, ребенка преследует чувство страха, неуверенности, агрессии. Реальную помощь детям в преодолении страхов, эгоизма, агрессии может оказать сказка.
Сказка - это процесс воспитания Внутреннего Ребенка.
В. Даль считал, что “...сказка очень нужна ребенку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства.. ” Важно, чтобы обучение в начальных классах проходило без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки ребят. Ознакомившись трудами отечественных авторов по проблеме сказкотерапии, такими как:Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Бачков И. В., Панфилова М . я решила помочь моим ученикам адаптироваться в школе с помощью сказок. За основу я взяла книгу Марины Панфиловой «Лесная школа».
С помощью коррекционных сказок я окажу детям реальную помощь в преодолении эгоизма, агрессии, страхов и т.п. Сказки М.Панфиловой помогают развитию духовного мира детей, созданию гармонично-развитой личности учащихся. «Лесная школа» - это целая программа, по повышению уровня самосознания, как основного условия развития ученика и учителя, их становления как субъектов саморазвития, способствует к психологическому личностному развитию учащихся. В программе прослеживаются межпредметные связи, а методы и приемы, используемые на занятиях, имеют широкий аспект. Используются практические действия учащихся (перегруппировка текста, пометы и т. д.), изобразительная деятельность (рисование, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами викторинами), речевая деятельность — письмо (дописывание, сочинение) и устная речь — составление различного рода высказываний сравнительного характера, умозаключений.
Сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение, мышление детей, учат использовать позитивные модели поведения в реальной жизни. Исходя из целей и задач программы занятия построены так, чтобы научить первоклассников обращаться со школьными предметами, адекватно относится к ним, проявлять аккуратность и самостоятельность.
В период адаптации к школе у детей бывают сложности с выполнением уроков, домашних заданий. Для одних учеников оценки являются мощными стимулами, а для других — серьезными препятствиями. Данные сказки учат детей адекватно относиться к результатам учебы — позволяют понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда, ли усвоения материала.
Провожу я уроки один час в неделю, что составляет 32 часа в год. Два резервных урока.
Безусловно, вижу положительные результаты. Детишки видят связь между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Дети, с помощью «перекидывания» своих страхов на персонажей из сказки, находят способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. Это помощь в преодолении негативных сторон его формирующейся личности.
Сказки “Лесная школа” раскрывают пять основных тем:
Адаптация детей в школе. 5-6 ч.
Отношение к вещам. 6-7 ч.
Отношение к урокам. 5 ч.
Школьные конфликты. 10 ч.
Отношение к здоровью 5 ч.
Конспект урока, который я привожу для ознакомления, относится к 3
разделу. Цели: Адекватное отношение учеников к результатам учебы, учить
понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от
затраченного труда, или усвоения материала. Прививать интерес к учебной
деятельности, к получению знаний.
Источники материалов:
Панфилова «Лесная школа», Газета «Психолог».
Голубь В. Т. «Графические диктаты», Издательство «Вако» г. Москва, 2004 г.
Волина В. «Праздник числа», Издательство Знание» г. Москва, 1994 год.
изображение лося; Яндекс
Автор составитель урока: Сушко М.О.
Место работы: ГОУСОШ №541
Класс: 1 «Б»
Цели. Адекватное отношение учеников к результатам учебы, учить понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда, или усвоения материала Прививать интерес к учебной деятельности, к получению знаний.
«Подсказка»
Ход урока.
Орг.момент.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Психологический настрой
Презентация. (слайд 1)
Читаем все вместе.
Проверка д/задания.
Кто же из вас может сказать, что означает выражение: «медвежья
услуга»
А вы когда-нибудь оказывали такую услугу? (Если да, то кому и когда).
4. Вступительное слово учителя.
— Что ж, будем дальше знакомиться с жителями леса и школы. Один из них пришел сегодня к нам на урок.
— Кто же это?(слайд 2)
Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Графический диктант
(слайд 3)
Одна клетка вправо, три-вверх, три-вправо, две-вверх, одна-влево, одна-вниз, одна-влево, одна-вверх,одна-влево, одна-вниз, одна-вверх, одна-влево, две-вниз, одна-влево,
одна-вниз, две-влево, две-вниз,одна-вправо,три-вниз,одна-вправо,пять-вниз, одна-вправо, две-вверх, одна-вправо,две-вверх, три-вправо, две-вниз, одна-вправо, две-вниз, одна-вправо, шесть-вверх, одна-вправо, две-вниз, одна-вправо, три-вверх, семь-влево,одна-вверх.
Физминутка
Двигательно – релаксационное упражнение «Подсолнух»
Работа со сказкой.
Лось вчера был в хорошо нам знакомой Лесной школе. Присутствовал на уроках и, пришел сегодня к нам, рассказать об одной истории. Хочет, чтобы мы помогли ему и ответили на вопросы. Поможем?
Чтение учителем сказки.
Вот какую историю принес нам лось.
Почему Волчонку так не повезло?
А что надо было делать ему?
Почему друзья сначала смеялись над волчонком, зато потом очень внимательно стали слушать?
8. Итог урока.
Что же такое подсказка?
— Возьмете вы ее себе в друзья. Почему?
Мне хочется верить, что вы будете думать только сами и никогда не будете ждать подсказок.
Спасибо за урок.
Автор: Сушко марина Осиповна
→ Mari2277 24.02.2011 3 6872 886 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.