Выступление «Использование компьютерных технологий в исследовательской деятельности»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сорокинская средняя общеобразовательная школа №2»
Выступление.
«Использование компьютерных технологий в исследовательской деятельности»
Новосельцева Татьяна Афанасьевна-
учитель начальных классов
с. Большое Сорокино
20о9год
Компьютерные
технологии прочно вошли в нашу жизнь,
они активно используются на уроках, а
также при подготовке к урокам как
учителем, так и учениками.
Но
использование ИКТ и во внеурочной
учебной деятельности также имеет
огромное значение. Исследовательские
работы учащихся в наши дни часто опираются
на возможности, которые даёт
компьютер.
Подчас, использование
компьютерных технологий сводится к
представлению результатов исследования
– ребёнок создаёт презентацию своей
работы. На самом деле, презентация –
это самый последний этап работы, и самый
сложный из всех.
Как известно,
любая исследовательская работа состоит
из нескольких обязательных этапов.
Ученик должен определить, в чём он видит
проблему. Нужно посмотреть, как эта
проблема освещена в современном научном
мире. Сложный этап – определение целей
и постановка задач исследовательской
работы. Наконец, сама работа и вывод о
её результатах. Видение перспектив
работы в будущем.
Использование
компьютерных технологий целесообразно
на всех этапах исследовательской работы.
Традиционно любое исследование начинается
с какой-либо проблемы, которая существует
в интересующей ребёнка области. Например,
в работе «Вот так, пчёлка!!!».
Гипотеза
: доказать, что жизнь в пчелиной семье
протекает по определённым законам,
которым подчиняется каждый житель улья.
Заинтересовавшись проблемой, ученик
пытается раздобыть информацию, за ней
сейчас принято обращаться в Интернет
в первую очередь и в библиотеку - во
вторую.
Работа на компьютере
начинается со сбора материала, исследования
темы, изучаемой учащимся, на страницах
Интернета. Всегда к услугам содержательные,
всем доступные Интернет-энциклопедии.
Адреса наиболее популярных образовательных
ресурсов:
•http://ru.wikipedia.org
•http://www.krugosvet.ru/
•http://www.ucheba.com/
•http://www.rubricon.com/
•http://www.school.edu.ru/
•http://www.informika.ru/text/index.html
•http://www.gramota.ru/
На
основе изучения того, как освещена
данная тема на страницах Интернета,
школьник делает обзор литературы,
поднимающей интересующую его
проблему.
Изучив, как освещён
вопрос в современной науке, испытатель
начинает свой поиск. И тут опять прибегает
к компьютерным технологиям.
Для
дальнейшего хода исследовательской
работы компьютер даёт поистине
безграничные возможности. Составление
и размножение теста, анкеты, диаграммы
– это простейшие формы использования
компьютерных технологий, но и без них
исследование было бы затруднительны,
обработка данных например в публикации,
когда надо отсканировать какие – то
рисунки,фотографии.
Отдельного
разговора требует работа в форуме. На
страницах Интернета существует форумы,
в которых можно обсудить любую тему с
другими пользователями.
Можно задать
какой-либо вопрос или обратиться с
просьбой.
Для
того чтобы представить результат
исследовательской деятельности, ребята,
как правило, создают презентацию своей
работы. Хорошо, если ребёнок сознаёт,
что работа и её представление – это
разные вещи. Следует придерживаться
общепринятых правил создания компьютерных
презентаций: небольшой объём – 12-15
страниц; единообразие оформления всех
страниц; отражение темы, цели, задач и
этапов всей работы, результатов и
выводов, а также страничка, посвящённая
автору и список литературы, Интернет-ресурсы
в том числе.
Таким образом,
компьютерные технологии используются
на всех этапах школьной исследовательской
деятельности. Работа с использованием
ИКТ увлекательна, она захватывает своей
новизной, доступностью, масштабом и
просто доставляет удовольствие юным
исследователям.
Литература
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.
Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной прфильной школе»//Литература в школе.-2004.№12. с.25-28
Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новосельцева Татьяна Афанасьевна
→ Екатерина_Пашкова 18.03.2011 1 2001 462 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.