Статья "Школа будущего первоклассника"
Школа будущего первоклассника
Свистунова Татьяна Георгиевна,
учитель начальных классов
заместитель директора по УВР
МОУ «Каслинская СОШ №27»
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребенка в системе общественных отношений: из дошкольного детства с играми и малым числом общественных обязанностей он переходит совсем в иной мир. Поступление в школу – это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Меняется фактор места, то есть социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка.
Встречая первоклассников 1 сентября на пороге школы, нам, педагогам, очень часто приходилось видеть испуганные и растерянные мордашки ребятишек, а также тревогу и озабоченность на лицах их родителей. В глазах детей и родителей можно было прочитать вопросы: «Куда поведут?», «Какой учитель будет учить?», «А если будет трудно?», «Что ждет впереди?» и многие другие.
Перед учителями нашей начальной школы встал ряд проблем:
Как лучше помочь детям подготовиться к обучению в школе
Как обеспечить наименьший период и безболезненность адаптации детей к условиям обучения
Как снять состояние тревожности детей и родителей перед поступлением в 1 класс
Как организовать работу с родителями по оказанию помощи их детям на подступах к школе и далее в период школьного обучения
Как избежать больших нагрузок на детей и уменьшить школьные трудности
Исходя из названных выше проблем, в нашей школе сложилась и вот уже успешно действует определенная система по подготовке детей к школьному обучению.
Несколько лет назад педагоги нашей школы разработали программу
«Школы будущего первоклассника». Она базируется на следующих основных идеях.
1. Не только дети готовятся к школьному обучению, но и сама школа готовится к приему именно этих детей. В процессе занятий дети помимо необходимых учебных знаний, умений и навыков постигают «устройство» самой школы – этого сложного и нового для них механизма.
2. Ребенок приходит в школу вместе со своей семьей. Он приносит в школу представления, ценности и традиции, принятые в его семье. Семьи часто отличаются друг от друга по своему составу, условиям жизни, культурному и образовательному уровню. Родители, как правило, имеют свои представления и ожидания по поводу школьного обучения, основанные на их собственном прошлом опыте, а также определенные интересы и потребности, которые они связывают с этим процессом. Адаптация ребенка к школе будет тем более успешной, чем активнее будет вовлечена в его обучение семья.
Наша программа – это программа работы с детьми и их семьями.
Курс подготовительных занятий для дошкольников является переходным этапом от дошкольного звена к начальному обучению. Стратегической целью курса является:
выполнение социального заказа родителей по подготовке детей к школьному обучению
удовлетворение потребностей самой школы в полномасштабном укомплектовании первых классов
обеспечение быстрой и безболезненной адаптации детей к условиям обучения
Дети:
- знакомятся с помещением классов и их оборудованием;
- узнают как проходит учебное занятие;
- овладевают основными нормами и правилами школьной жизни;
- обретают начальные умения школьного сотрудничества с учителями и друг с другом, т.е. личностно готовятся к началу школьного обучения.
Педагоги:
- ведут специально организованные наблюдения за индивидуальным развитием детей;
- активно общаются с родителями;
- накапливают богатейшую информацию о каждом ребенке и его семье;
- заблаговременно и качественно готовятся к началу нового учебного года.
Родители:
- налаживают конструктивное сотрудничество с педагогами;
- получают конкретные рекомендации по оказанию детям дома помощи и поддержки в процессе их обучения.
Программа направлена на изучение и совершенствование познавательных процессов каждого ребенка. Все задания и игры по развитию речи, внимания, памяти, математических представлений, логического мышления расположены по возрастанию степени их сложности. Процесс обучения осуществляется с активным использованием специфических дошкольных видов деятельности (игры, рисование, эксперименты с реальными предметами и т.д.).
Программа предусматривает 36 учебных занятий. «Школа будущего первоклассника» работает по субботам. Каждую субботу проходит по 3 занятия продолжительностью 30 минут. Курс рассчитан на 3 месяца, с февраля по апрель. Занятия в ШБП не являются обязательными. Их посещают как домашние дети, так и воспитанники детских садов по желанию детей и родителей.
Педагогические кадры – учителя 4-х классов, которые будут набирать первоклассников, педагог-психолог, завуч начальной школы, логопед.
Каждый учитель отвечает за свое направление занятий:
- развитие логического мышления;
- развитие математических представлений;
- развитие внимания и памяти;
- развитие речи и мелкой моторики.
Группы детей имеют сменный состав, занимаются в разных кабинетах с разными учителями, что способствует меньшей утомляемости, поддержанию познавательного интереса, возможности познакомиться со всеми детьми и учителями.
Ежегодно каждый новый состав учителей, работающий с будущими первоклассниками, опирается на предшествующий опыт своих коллег, привнося свое творчество.
Курс подготовительных занятий для родителей дошкольников составлен для формирования индивидуального стиля познавательной деятельности будущих первоклассников. Целью курса являются рекомендации для родителей по оказанию помощи детям в подготовке их к обучению в школе. Он позволяет взрослым создать условия ля самопознания, овладения своим поведением и учебной деятельностью.
Семья – это самая мощная сила, формирующая личность ребенка, возможность развиваться вместе с ним. Программа «Школы будущего первоклассника» для родителей предусматривает 20 учебных занятий. Данный лекторий-практикум ведется педагогом психологом параллельно с занятиями для детей, которые ведут учителя.
Работая с будущими первоклассниками, педагоги на первом занятии проводят первичную диагностику готовности к обучению в школе. Выявленные уровень развития ребенка, его индивидуальные особенности учитываются на последующих занятиях. Повторная диагностика проводится на предпоследнем занятии с целью выявления динамики в развитии детей, которая у многих наблюдается положительная. На завершающем этапе на каждого ребенка составляется «Карта-характеристика готовности ребенка к школьному обучению». Она вместе с диагностическими материалами и работами будущего первоклассника начинает его школьное Портфолио. Родителям на индивидуальной консультации выдаются «Рекомендации по результатам занятий в «Школе будущего первоклассника». За летний период они могут самостоятельно поработать над оставшимися трудностями ребенка.
Итоговым занятием является праздник «Окончание Школы будущего первоклассника» также разработанный учителями нашей начальной школы и занявший I место в районном конкурсе «Внеклассное мероприятие года». Данное мероприятие проходит уже не в учебных кабинетах, а в актовом зале. Мы – педагоги, преследуем следующие цели:
показать родителям приемы и методы совместной работы учителей и детей;
способствовать повышению школьной мотивации у дошкольников;
выявить творческие способности детей;
пронаблюдать за поведением будущих первоклассников в большой аудитории.
Это мероприятие – итоговая точка в трехмесячном марафоне совместной деятельности детей, родителей, педагогов. Праздник проходит ярко, на эмоциональном подъеме. Дети приглашаются по группам, что снимает проблему боязни выступления перед большой аудиторией. Они практически не допускают ошибок, внимательны и дисциплинированы. В конце праздника ребята получают подарки и Приглашение в 1 класс.
Желание (не принуждение!) посещать «Школу будущего первоклассника» проявляет с каждым годом все больший процент детей и их родителей, что составляет 90 - 100% охват наших нынешних первоклассников. Предшкольная подготовка очень помогает в решении проблемы школьной мотивации. Детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс.
Большое значение имеет для нас мнение родителей на основании которого мы вносим коррективы, совершенствуем данную работу. Среди родителей проведено анкетирование о деятельности школы по подготовке детей к школьному обучению. Результаты следующие:
1. Нужна ли детям предшкольная подготовка в стенах школы?
- да – 95%; нет – 5%
2. Что вы считаете самым главным в работе ШБП (проранжировать)?
- ШБП помогает прожить интересный, полезный период в жизни и сделать переход к школе радостным и безболезненным – 90%;
- ШБП помогает лучше подготовиться к школе – 82%;
- ШБП помогает детям заранее познакомиться с кабинетами, их оборудованием, учителями, учебными занятиями, т.е. снижает их степень тревожности – 79%;
- дети овладевают основными нормами и правилами школьной жизни – 64%;
- ребята приобретают начальные умения школьного сотрудничества с учителями и будущими одноклассниками – 64%;
- занятия в ШБП и ГКП помогают решать проблему выравнивания предстартовых возможностей будущих первоклассников – 62%.
Все это говорит о том, что занятия наших педагогов по развитию школьно-значимых функций продуктивны и необходимы.
Система работы по подготовке детей к школьному обучению, сложившаяся в нашей школе, помогает всем участникам образовательного процесса – учащимся, родителям, педагогам.
Учителя нашей школы, решая главную задачу – «сделать из ребенка настоящего ученика» в своей работе следуют совету Ш.Амонашвили: «Дети – активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Свистунова Татьяна Георгиевна
→ Сотворчество 20.04.2011 4 7476 543 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.