Статья «Формула решения школьных конфликтов»; 3 класс




Карпова Марина Олеговна, Титова Любовь Ефимовна, Сафиуллина Альфия Равиловна

Учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов ЗМР РТ» г.Зеленодольск РТ

Статья по программе «Развитие толерантной культуры». 3 класс


Статья « Формула решения школьных конфликтов»


За последние 100 лет наша цивилизация претерпела такие огромные качественные изменения , каких не было , возможно, за всю историю человечества. Эти изменения , увы, -сопровождаются все более нарастающими социальными конфликтами, в центре которых сегодня оказались все мы. Ни гуманитарные , ни естественные науки не выдерживают столь стремительного развития цивилизации.

Они не могут предложить человечеству ясных и эффективных способов разрешения этих конфликтов.

Отсюда угрожающий рост терроризма , религиозно-культурная нетерпимость , питающая межнациональную рознь .Отсюда угроза новых, еще более страшных войн.

Именно поэтому сегодня , как никогда , нам нужны реальные решения, которые позволили бы изменить общество к лучшему и гасить любые конфликты.

И хотя в определенном смысле конфликты иногда нужны , а часто и неизбежны , хуже , если вся жизнь превращается в череду бесполезных или бессмысленных конфликтов.

Противоположным полюсом конфликтности является не бесконфликтность , а толерантность , или терпимость , как ценность и социальное и личностное качество, ведущее к миру , согласию, сплоченности.

Включился в работу по формированию толерантной культуры и педагогический коллектив нашей школы № 11 города Зеленодольска. Мы, творческая группа учителей начальных классов , работаем над проектом « Толерантный класс». Нами разработана авторская программа « Развитие толерантной культуры младших школьников», которая отмечена на республиканском конкурсе авторских программ –Дипломом 2 степени.

В рамках данного проекта идет работа по формированию правовой и политической культуры младших школьников. И трудное слово « толерантность», что означает еще более трудное понятие терпимость, постепенно становится доступно нашим ученикам.

Несмотря на возраст , маленькие дети хорошо понимают актуальность темы. Рассматривают такие сложные вопросы как: « Что такое счастье?», « Толерантность позволяет приобретать друзей», « Как разрешить конфликт?»и т. д.

Предлагаем выдержки из детских мини-рассуждений:

- « Конфликт можно разрешить разными способами . Если ты поссорился с человеком , то надо как-нибудь найти с ним общий язык, первым попросить прощения или первым пойти на сближение…» ( ученик 3 класса Новоселов И)

- « Счастье –это когда тебя понимают , когда ты знаешь , что тебя ждут дома и любят, когда смеется и улыбается твой младший брат, когда у тебя есть любимое дело….»

( ученица 3 класс Гусева К.)

- « Только тот человек , который уважает и правильно понимает и принимает людей , которые его окружают , может быть уверен , что друзей у него будет много…» ( ученица 3 класса Карпова А.

Споры и конфликты тоже относятся к опыту повседневной жизни учеников. Спорные ситуации являются важными моментами сосуществования и серьезно влияют на формирование личности ребенка. Однако многие учащиеся по причине недостаточно развитых жизненных навыков не имеют схемы поведения в конфликтных ситуациях и ведут себя не допустимо или же остаются совершенно пассивными , ни как не реагируя на проявление жестокости и насилия.

В коллективе возникла необходимость научить детей поведению в конфликтных ситуациях и конструктивному разрешению конфликтов Научить этому за один урок или даже за неделю невозможно, но можно создать модели поведения, на которые дети могут опираться в конфликтных ситуациях. Поэтому целый блок занятий в нашей авторской программе посвящен теме « Поведение в конфликтной ситуации: умение и ценности»

( 17 занятий)

СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА

3 КЛАСС

Тема: Конфликт и пути его разрешения .


Цель:- формировать позитивное поведение выхода из конфликта;

- учить детей снимать накопившееся напряжение и агрессию;


Ход занятия:

Урок начинается с инсценировки детьми стихотворения В.Берестова «Петушки».

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.


Учитель: Что вы можете сказать о петушках?

Дети: -Мне петушки понравились они такие красивые, задорные, смешные.

-Они, они… громко кричали, горластые они.

- А мне они не понравились, ведь они дрались, а я не люблю, когда дерутся.

Учитель: Ребята, а если бы нам довелось присутствовать при драке настоящих петушков, что мы могли увидеть и услышать?

Дети: - Крик, бой, драку, кровь, летят перья, поднялась пыль.

Учитель: Как вы думаете, из-за чего между петушками возникло серьезное разногласие?

Дети: -Наверное кому- то не хватило корма.

- Просто не понравился один другому. Зашел не в свой двор, а может один перекричал другого.

Учитель: Прочитайте слова: спор

ссора

драка

Замените одним словом.

Дети: - Это конфликт.

-Лексическое значение слова определяется по словарю С.И.Ожегова.

-Конфликт-столкновение, серьезное разногласие, спор.

Учитель: А вам петушки напоминают кого-нибудь?

Дети: -Да они похожи на детей. А еще и на взрослых, ведь взрослые тоже дерутся, ругаются.

Учитель: А существуют ли общества, где нет конфликтов?

Дети:- Наверное, нет ведь люди все разные, у каждого свой характер, и свой взгляд на мир.

- А еще некоторые равнодушны, не умеют слушать друг друга, обижаются по пустякам и т.д.

Учитель: Давайте попробуем понять вместе , почему люди ссорятся и можно ли научиться жить дружно.

- Опишите какие изменения происходят с вами , когда назревает конфликт.

Дети: _ кулаки сжимаются,

- ком в горле;

- сердце бьется часто.

Учитель: - как меняется выражение лица, когда вы сердитесь. Изобразите свое выражение лица, когда вы ссоритесь и рассмотрите себя в зеркале.

Учитель: В мире очень много способов реагирования на различные ситуации и очень часто можно обойтись без ссор.

Рассмотрим ситуацию с зернышком:

Вернемся к нашим петушкам, ссора у них произошла из-за того, что они не могли поделить между собой зерно. У вас на парте тоже лежит зернышко, попробуйте выйти из этой ситуации и поделите это зернышко между собой.

Дети: кто-то предложил зерно товарищу, а некоторые дети предложили это зернышко товарищу ,сидящему за другой партой.


Учитель: Прочитайте слова: поступок, человек, война, жестокий, долгий, терпение, великий.

Связаны ли они с темой конфликта?

Дети: -Да связаны ,они обозначают действия, которые способствуют возникновению конфликта.

Учитель: Вспомните произведение, в котором произошел конфликт.

Дети:- «Чей класс лучше?» З.Трофимова.

Учитель: Из-за чего произошел конфликт?

Дети: -Маруся и Сережа спорили, чей класс лучше, потом спор перешел в драку.

Учитель: Как бабушка догадалась какой был разговор?

Дети: -По внешнему виду. Маруся была грязная, коса расплелась, пуговица висела на ниточке.

Учитель:- Почему произошла драка между детьми?

Дети:- Каждый доказывал свое, у них не было единого мнения, согласия, что они разные.

Учитель: Можно ли было разрешить этот конфликт? Напишите свои советы разрешения конфликта на листочках.

Далее зачитываются советы детей:

-Признать свою ошибку и извиниться.

- Просто взять и уступить.

- Отойти в сторону.

- Сказать хорошие добрые слова и т.д.

-Чтобы освободиться от злости по отношению к другим , можно применить боксерскую грушу и наносить удары по груше , а не по товарищу.

Учитель: Я предлагаю вам следующую игру « Ссоримся и миримся»

Правила игры: Вызывается пара учеников, они должны найти причину для ссоры, ту , которая часто наблюдается в классе , а потом попробовать помириться.

Учитель:

Я хотела бы, что бы сегодняшнее занятие не прошло в пустую, мы всегда должны помнить , что любой конфликт можно разрешить.

Вывод: Нам нужно учиться быть терпеливыми друг к другу, слушать и понимать друг друга. Учиться выходить из конфликта мирно, а чтобы избежать конфликта, человек должен уважать мнение противника и уметь прощать.


Итог занятия: Детям предлагается выбрать один или два цвета, те , которые им больше всего нравятся и один цвет , который не нравится , используя эти цвета создать любой рисунок.




Список литературы:



  1. Безруких М. А., Макеева А. Г. , Филиппова Т. А. « Все цвета , кроме черного»

( книга для родителей )

Издательский центр « Вентана-Граф» 2003 год.



  1. Безруких М. А., Макеева А. Г. , Филиппова Т. А. « Учусь понимать себя.»

(рабочая тетрадь для учащихся 2-4 классов )

Издательский центр « Вентана-Граф» 2003 год.



  1. Мы-сограждане-том 1 под общей редакцией Л. И. Семиной Москва издательство

« Бонфи» 2002 год.





Полный текст материала Статья «Формула решения школьных конфликтов»; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Авторский коллектив учителей  Любашечка
04.05.2011 5 3499 556

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК