Статья «Формула решения школьных конфликтов»; 3 класс
Карпова Марина Олеговна, Титова Любовь Ефимовна, Сафиуллина Альфия Равиловна
Учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов ЗМР РТ» г.Зеленодольск РТ
Статья по программе «Развитие толерантной культуры». 3 класс
Статья « Формула решения школьных конфликтов»
За последние 100 лет наша цивилизация претерпела такие огромные качественные изменения , каких не было , возможно, за всю историю человечества. Эти изменения , увы, -сопровождаются все более нарастающими социальными конфликтами, в центре которых сегодня оказались все мы. Ни гуманитарные , ни естественные науки не выдерживают столь стремительного развития цивилизации.
Они не могут предложить человечеству ясных и эффективных способов разрешения этих конфликтов.
Отсюда угрожающий рост терроризма , религиозно-культурная нетерпимость , питающая межнациональную рознь .Отсюда угроза новых, еще более страшных войн.
Именно поэтому сегодня , как никогда , нам нужны реальные решения, которые позволили бы изменить общество к лучшему и гасить любые конфликты.
И хотя в определенном смысле конфликты иногда нужны , а часто и неизбежны , хуже , если вся жизнь превращается в череду бесполезных или бессмысленных конфликтов.
Противоположным полюсом конфликтности является не бесконфликтность , а толерантность , или терпимость , как ценность и социальное и личностное качество, ведущее к миру , согласию, сплоченности.
Включился в работу по формированию толерантной культуры и педагогический коллектив нашей школы № 11 города Зеленодольска. Мы, творческая группа учителей начальных классов , работаем над проектом « Толерантный класс». Нами разработана авторская программа « Развитие толерантной культуры младших школьников», которая отмечена на республиканском конкурсе авторских программ –Дипломом 2 степени.
В рамках данного проекта идет работа по формированию правовой и политической культуры младших школьников. И трудное слово « толерантность», что означает еще более трудное понятие терпимость, постепенно становится доступно нашим ученикам.
Несмотря на возраст , маленькие дети хорошо понимают актуальность темы. Рассматривают такие сложные вопросы как: « Что такое счастье?», « Толерантность позволяет приобретать друзей», « Как разрешить конфликт?»и т. д.
Предлагаем выдержки из детских мини-рассуждений:
- « Конфликт можно разрешить разными способами . Если ты поссорился с человеком , то надо как-нибудь найти с ним общий язык, первым попросить прощения или первым пойти на сближение…» ( ученик 3 класса Новоселов И)
- « Счастье –это когда тебя понимают , когда ты знаешь , что тебя ждут дома и любят, когда смеется и улыбается твой младший брат, когда у тебя есть любимое дело….»
( ученица 3 класс Гусева К.)
- « Только тот человек , который уважает и правильно понимает и принимает людей , которые его окружают , может быть уверен , что друзей у него будет много…» ( ученица 3 класса Карпова А.
Споры и конфликты тоже относятся к опыту повседневной жизни учеников. Спорные ситуации являются важными моментами сосуществования и серьезно влияют на формирование личности ребенка. Однако многие учащиеся по причине недостаточно развитых жизненных навыков не имеют схемы поведения в конфликтных ситуациях и ведут себя не допустимо или же остаются совершенно пассивными , ни как не реагируя на проявление жестокости и насилия.
В коллективе возникла необходимость научить детей поведению в конфликтных ситуациях и конструктивному разрешению конфликтов Научить этому за один урок или даже за неделю невозможно, но можно создать модели поведения, на которые дети могут опираться в конфликтных ситуациях. Поэтому целый блок занятий в нашей авторской программе посвящен теме « Поведение в конфликтной ситуации: умение и ценности»
( 17 занятий)
СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА
3 КЛАСС
Тема: Конфликт и пути его разрешения .
Цель:- формировать позитивное поведение выхода из конфликта;
- учить детей снимать накопившееся напряжение и агрессию;
Ход занятия:
Урок начинается с инсценировки детьми стихотворения В.Берестова «Петушки».
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
Учитель: Что вы можете сказать о петушках?
Дети: -Мне петушки понравились они такие красивые, задорные, смешные.
-Они, они… громко кричали, горластые они.
- А мне они не понравились, ведь они дрались, а я не люблю, когда дерутся.
Учитель: Ребята, а если бы нам довелось присутствовать при драке настоящих петушков, что мы могли увидеть и услышать?
Дети: - Крик, бой, драку, кровь, летят перья, поднялась пыль.
Учитель: Как вы думаете, из-за чего между петушками возникло серьезное разногласие?
Дети: -Наверное кому- то не хватило корма.
- Просто не понравился один другому. Зашел не в свой двор, а может один перекричал другого.
Учитель: Прочитайте слова: спор
ссора
драка
Замените одним словом.
Дети: - Это конфликт.
-Лексическое значение слова определяется по словарю С.И.Ожегова.
-Конфликт-столкновение, серьезное разногласие, спор.
Учитель: А вам петушки напоминают кого-нибудь?
Дети: -Да они похожи на детей. А еще и на взрослых, ведь взрослые тоже дерутся, ругаются.
Учитель: А существуют ли общества, где нет конфликтов?
Дети:- Наверное, нет ведь люди все разные, у каждого свой характер, и свой взгляд на мир.
- А еще некоторые равнодушны, не умеют слушать друг друга, обижаются по пустякам и т.д.
Учитель: Давайте попробуем понять вместе , почему люди ссорятся и можно ли научиться жить дружно.
- Опишите какие изменения происходят с вами , когда назревает конфликт.
Дети: _ кулаки сжимаются,
- ком в горле;
- сердце бьется часто.
Учитель: - как меняется выражение лица, когда вы сердитесь. Изобразите свое выражение лица, когда вы ссоритесь и рассмотрите себя в зеркале.
Учитель: В мире очень много способов реагирования на различные ситуации и очень часто можно обойтись без ссор.
Рассмотрим ситуацию с зернышком:
Вернемся к нашим петушкам, ссора у них произошла из-за того, что они не могли поделить между собой зерно. У вас на парте тоже лежит зернышко, попробуйте выйти из этой ситуации и поделите это зернышко между собой.
Дети: кто-то предложил зерно товарищу, а некоторые дети предложили это зернышко товарищу ,сидящему за другой партой.
Учитель: Прочитайте слова: поступок, человек, война, жестокий, долгий, терпение, великий.
Связаны ли они с темой конфликта?
Дети: -Да связаны ,они обозначают действия, которые способствуют возникновению конфликта.
Учитель: Вспомните произведение, в котором произошел конфликт.
Дети:- «Чей класс лучше?» З.Трофимова.
Учитель: Из-за чего произошел конфликт?
Дети: -Маруся и Сережа спорили, чей класс лучше, потом спор перешел в драку.
Учитель: Как бабушка догадалась какой был разговор?
Дети: -По внешнему виду. Маруся была грязная, коса расплелась, пуговица висела на ниточке.
Учитель:- Почему произошла драка между детьми?
Дети:- Каждый доказывал свое, у них не было единого мнения, согласия, что они разные.
Учитель: Можно ли было разрешить этот конфликт? Напишите свои советы разрешения конфликта на листочках.
Далее зачитываются советы детей:
-Признать свою ошибку и извиниться.
- Просто взять и уступить.
- Отойти в сторону.
- Сказать хорошие добрые слова и т.д.
-Чтобы освободиться от злости по отношению к другим , можно применить боксерскую грушу и наносить удары по груше , а не по товарищу.
Учитель: Я предлагаю вам следующую игру « Ссоримся и миримся»
Правила игры: Вызывается пара учеников, они должны найти причину для ссоры, ту , которая часто наблюдается в классе , а потом попробовать помириться.
Учитель:
Я хотела бы, что бы сегодняшнее занятие не прошло в пустую, мы всегда должны помнить , что любой конфликт можно разрешить.
Вывод: Нам нужно учиться быть терпеливыми друг к другу, слушать и понимать друг друга. Учиться выходить из конфликта мирно, а чтобы избежать конфликта, человек должен уважать мнение противника и уметь прощать.
Итог занятия: Детям предлагается выбрать один или два цвета, те , которые им больше всего нравятся и один цвет , который не нравится , используя эти цвета создать любой рисунок.
Список литературы:
Безруких М. А., Макеева А. Г. , Филиппова Т. А. « Все цвета , кроме черного»
( книга для родителей )
Издательский центр « Вентана-Граф» 2003 год.
Безруких М. А., Макеева А. Г. , Филиппова Т. А. « Учусь понимать себя.»
(рабочая тетрадь для учащихся 2-4 классов )
Издательский центр « Вентана-Граф» 2003 год.
Мы-сограждане-том 1 под общей редакцией Л. И. Семиной Москва издательство
« Бонфи» 2002 год.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Авторский коллектив учителей
→ Любашечка 04.05.2011 5 3499 556 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.