Статья "Воспитание интереса к урокам русского языка"


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Чурилковская средняя общеобразовательная школа

Учитель: Колобаева Ольга Викторовна



Воспитание интереса к урокам русского языка

Основной задачей уроков русского языка является обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. Нужно пытаться развить в каждом ребёнке способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон (лексической, фонетической, морфемной, словообразовательной, морфологической, синтаксической), практически осмыслить закономерности языка.

Для развития обогащения речи обучающихся важна образцовая речь учителя. Читая художественные тексты, ученики чувствуют настроение писателя, поэта, написавших эти строки, понимают идейный замысел авторов:

Черёмуха душистая

С весною расцвела…

_________________

Поёт зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает…

__________________

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…

Равномерное чередование ударных и безударных слогов делают стихи музыкальными, напевными, мелодичными. В этих строках мы чувствуем настроение поэтов, их отношение к тому, о чём они пишут.

Активизировать учебный процесс, сделать его интересным помогают разнообразные проблемные задания, поисковые задачи, лингвистические задачи, игры.

Вот некоторые задания:

Что объединяет записанные слова?

Какое из них лишнее?

  1. Очки, каникулы, ножницы, санки;

  2. Стульчик, диванчик, огурчик;

  3. Мозоль, тюль, шампунь.

  4. Четырёхугольник, четыре, четвёрка.

Практика показывает, что младших школьников необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства. Именно поэтому в работе часто используются дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их воображение.

И ногда слово учителя, объяснение может стать игрой, сказкой с таинственными превращениями. Игры развивают память, внимание, наблюдательность, творческие способности. Очень полезны игры – соревнования, например «Аукцион» (подобрать как можно больше слов по схеме: ; (-);

Активность детей удивительна.

«Конкурс» - кто больше подберёт слов на изучаемое правило; кто больше подберёт синонимов, антонимов.

«Самоэкзамен» - дидактическая игра. Учащиеся вытаскивают билеты, в которые включаются теоретические и практические вопросы на изученный материал.

Детям эта игра очень нравится. Учителю она даёт возможность проверить знания учащихся, их умение доказывать, обосновывать ответ перед классом в новой ситуации.

Повышению интереса к урокам русского языка способствует и занимательная (нетрадиционная) форма их проведения:

- уроки – сказки;

- уроки – путешествия (в страну Грамматику, по станциям: Фонетийск, Словотворск, Частиречинск, Глаголию, Прилагандию);

- уроки – праздники;

- уроки –КВНы;

- уроки – викторины;

- уроки – зачёты;

- урок – суд;

- урок – расследование

В уроки – сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания.

Деловые игры воспитывают у учащихся чувство ответственности каждого из них за общее дело и позволяют знакомый материал преподнести по – новому. (КВН, викторины, урок – суд)

Уроки – зачёты проводятся для проверки усвоения детьми теоретических знаний и практических навыков. Эти уроки полезны тем, что они помогают учащимся поверить в свои силы, в свои возможности, а так как работа проходит в группах, то повышается личная ответственность каждого ученика за результат работы.



Литература

  1. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Воронеж: «Учитель», 2002 г. Нетрадиционные уроки в начальной школе. ( Часть 2: русский язык, литература, ИЗО, музыка).

  2. О.В. Степанова, О.А. Рыдзе. Москва. ТЦ «Сфера» - 2005 г. Дидактические игры на уроках в начальной школе.

3




Полный текст материала Статья "Воспитание интереса к урокам русского языка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колобаева Ольга Викторовна  Керина
12.06.2011 4 2727 446

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК