Слайд 1
Компетентностный подход в
урочной деятельности
(реализация требований
стандартов нового поколения).
Учитель начальных классов
Фурсик Г.В. МБОУ СОШ № 1 ст.
Каневская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1им.Г.К.Нестеренко
станицы Каневской Краснодарского края
Компетентностный подход в урочной деятельности
(реализация требований стандартов
нового поколения).
Выступление на педсовете учителя начальных классов
Фурсик Галины Васильевны
2010-2011уч.год
С сентября 2010 года наша школа стала пилотной площадкой по апробации и внедрению ФГОС НОО.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения.
В ходе работы по БУП-2004 г. мы формировали так называемые ЗУНы( знания, умения, навыки).
Элемент компетенции |
Содержание и ключевой смысл |
Знания |
Систематизированная теоретическая информация о конкретном виде деятельности и алгоритме ее выполнения. «Знаю что, почему и как делать» |
Умения и Навыки |
Приобретенные в процессе выполнения деятельности способности, позволяющие осуществлять необходимый алгоритм действий. «Умею и могу делать» |
Личностно-деловые качества |
Набор свойств личности, позволяющий (и необходимый) использовать эффективно имеющиеся Знания, Умения и Навыки. «Способен делать эффективно» |
Мотивационные и целевые установки |
Побудительные мотивы для осуществления деятельности. «Хочу и буду делать» |
Опыт |
Практика применения Знаний, Умений, Навыков и личностно-деловых качеств для успешного выполнения работ и достижения целей. Дает уверенность и стабильность, позволяет выполнять работу в сложных условиях. «Делал и уверен в себе» |
Потенциал |
Границы расширения возможностей, способность к развитию и направление развития. «Может делать в будущем» |
1
Если мы посмотрим на таблицу, то увидим знакомые нам элементы компетенции, а также их содержание и ключевой смысл.
Согласно Федеральным Государственным Образовательным Стандартам особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить и воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Т.е. основа умения учиться - это личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные компетенции.
Личностные УУД способствуют формированию таких компетенций как мотивационная и коммуникативная готовность, сформированность Я-концепции, самооценки, эмоциональная зрелость ребенка.
2
Регулятивные УУД -это формирование произвольности поведения, целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением.
3
Познавательные УУД развивают общеучебные и логические навыки, действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД формируют смысловой аспект общения и социального взаимодействия: установление контактов, сложные виды кооперации( осуществление совместной деятельности), налаживание межличностных отношений.
Перечисленные УУД лежат в основе ключевых компетентностей школьников.
Так после первого года обучения школьники овладеют следующими компетентностями:
5
Следствием овладения всех перечисленных компетентностей является накопленный социальный опыт.
6
В рабочих программах ФГОС устанавливает три основные группы результатов по предметам: личностные, метапредметные и предметные.
Перед вами фрагмент рабочей программы по математике, где выделены личностные, метапредметные и предметные результаты изучения данного предмета.
Под личностными результатами понимается становление самоопределения личности.
Под метапредметными понимаются универсальные способы деятельности (познавательные, коммуникативные) и способы регуляции своей учебной деятельности.
Под предметными результатами понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности , его преобразование и применение.
7
Аналогично – фрагмент рабочей программы по русскому языку.
При разработке календарно-тематического планирования учебного курса по всем предметам, согласно требованиям ФГОС, нами разрабатывался план формирования УУД, которые формируют основные компетенции обучающихся.
Перед вами, на отдельных слайдах, план одного учебного предмета- математики.
8
9
10
Это только по одному предмету- математике. А таких предметов (соответственно рабочих программ у нас 6). По русскому языку и литературному чтению разработано 2 программы формирования УУД - на период обучения грамоте и основной период .
.
Согласно требованиям ФГОС выпускник начальной школы:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;
- умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
В ходе формирования социальных (социального опыта), предметных и ключевых компетентностей происходит становление личности младшего школьника.
Фурсик Галина Васильевна учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 1 ст. Каневская
Автор: Фурсик Галина Васильевна
→ gala-galina 20.06.2011 3 2587 625 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.