Статья "Компетентностный подход в урочной деятельности"


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1им.Г.К.Нестеренко

станицы Каневской Краснодарского края











Компетентностный подход в урочной деятельности

(реализация требований стандартов

нового поколения).




Выступление на педсовете учителя начальных классов

Фурсик Галины Васильевны















2010-2011уч.год

С сентября 2010 года наша школа стала пилотной площадкой по апробации и внедрению ФГОС НОО.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения.

В ходе работы по БУП-2004 г. мы формировали так называемые ЗУНы( знания, умения, навыки).


Элемент компетенции

Содержание и ключевой смысл

Знания

Систематизированная теоретическая информация о конкретном виде деятельности и алгоритме ее выполнения.

«Знаю что, почему и как делать»

Умения и Навыки

Приобретенные в процессе выполнения деятельности способности, позволяющие осуществлять необходимый алгоритм действий.

«Умею и могу делать»

Личностно-деловые качества

Набор свойств личности, позволяющий (и необходимый) использовать эффективно имеющиеся Знания, Умения и Навыки.

«Способен делать эффективно»

Мотивационные и целевые установки

Побудительные мотивы для осуществления деятельности.

«Хочу и буду делать»

Опыт

Практика применения Знаний, Умений, Навыков и личностно-деловых качеств для успешного выполнения работ и достижения целей. Дает уверенность и стабильность, позволяет выполнять работу в сложных условиях.

«Делал и уверен в себе»

Потенциал

Границы расширения возможностей, способность к развитию и направление развития.

«Может делать в будущем»



1

Если мы посмотрим на таблицу, то увидим знакомые нам элементы компетенции, а также их содержание и ключевой смысл.

Согласно Федеральным Государственным Образовательным Стандартам особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить и воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Т.е. основа умения учиться - это личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные компетенции.





Личностные УУД способствуют формированию таких компетенций как мотивационная и коммуникативная готовность, сформированность Я-концепции, самооценки, эмоциональная зрелость ребенка.







2



Регулятивные УУД -это формирование произвольности поведения, целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением.






3

Познавательные УУД развивают общеучебные и логические навыки, действия постановки и решения проблем.




Коммуникативные УУД формируют смысловой аспект общения и социального взаимодействия: установление контактов, сложные виды кооперации( осуществление совместной деятельности), налаживание межличностных отношений.



Перечисленные УУД лежат в основе ключевых компетентностей школьников.

Так после первого года обучения школьники овладеют следующими компетентностями:




5




Следствием овладения всех перечисленных компетентностей является накопленный социальный опыт.



6



В рабочих программах ФГОС устанавливает три основные группы результатов по предметам: личностные, метапредметные и предметные.


Перед вами фрагмент рабочей программы по математике, где выделены личностные, метапредметные и предметные результаты изучения данного предмета.





Под личностными результатами понимается становление самоопределения личности.

Под метапредметными понимаются универсальные способы деятельности (познавательные, коммуникативные) и способы регуляции своей учебной деятельности.

Под предметными результатами понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности , его преобразование и применение.

7


Аналогично – фрагмент рабочей программы по русскому языку.





При разработке календарно-тематического планирования учебного курса по всем предметам, согласно требованиям ФГОС, нами разрабатывался план формирования УУД, которые формируют основные компетенции обучающихся.

Перед вами, на отдельных слайдах, план одного учебного предмета- математики.












8



9



10




Это только по одному предмету- математике. А таких предметов (соответственно рабочих программ у нас 6). По русскому языку и литературному чтению разработано 2 программы формирования УУД - на период обучения грамоте и основной период .


.

Согласно требованиям ФГОС выпускник начальной школы:

- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться;

- любящий родной край и свою страну;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;

- умеющий высказать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.


В ходе формирования социальных (социального опыта), предметных и ключевых компетентностей происходит становление личности младшего школьника.















Фурсик Галина Васильевна учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 1 ст. Каневская


Слайд 1
Компетентностный подход в урочной деятельности (реализация требований стандартов нового поколения). Учитель начальных классов Фурсик Г.В. МБОУ СОШ № 1 ст. Каневская
Слайд 2
Элемент компетенции Знания Содержание и ключевой смысл Систематизированная теоретическая информация о конкретном виде деятельности и алгоритме ее выполнения. «Знаю что, почему и как делать» Умения и Навыки Приобретенные в процессе выполнения деятельности способности, позволяющие осуществлять необходимый алгоритм действий. «Умею и могу делать» Личностно-деловые Набор свойств личности, позволяющий (и необходимый) качества использовать эффективно имеющиеся Знания, Умения и Навыки. «Способен делать эффективно» Мотивационные и Побудительные мотивы для осуществления деятельности. целевые установки «Хочу и буду делать» Опыт Практика применения Знаний, Умений, Навыков и личностно-деловых качеств для успешного выполнения работ и достижения целей. Дает уверенность и стабильность, позволяет выполнять работу в сложных условиях. «Делал и уверен в себе» Потенциал Границы расширения возможностей, способность к
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Формирование произвольности поведения  Целенаправленность и планомерность управления ребёнком своей деятельностью и поведением 
Слайд 6
Общеучебные Логические Действия постановки и решения проблем 
Слайд 7
 Смысловой аспект общения и социального взаимодействия Установление контактов  Сложные виды кооперации (осуществление совместной деятельности)  Налаживание межличностных отношений 
Слайд 8
Учебная (образовательная) компетентность  производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу;  производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев (параметров);  различать оценку личности от оценки действия;  сопоставлять свою оценку с оценкой педагога и определять свои предметные «дефициты»;  выполнять задание на основе заданного алгоритма (инструкции);
Слайд 9
     Компетентность взаимодействия (коммуникации) использовать специальные знаки при организации коммуникации между учащимися; инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику; различать оценку действия и оценку личности; договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы; строить полный (устный) ответ на вопрос
Слайд 10
Информационная компетентность       формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации; проводить самостоятельные наблюдения; формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации; находить в сообщении информацию в явном виде; использовать знаково-символические средства (чертежи, формулы) представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; использовать программный комплекс «КОД» для получения необходимой информации и
Слайд 11
Социальный опыт     владеть развитыми формами игровой деятельности (сюжетно-ролевые, режиссерские игры, игрыдраматизации); удерживать свой замысел, согласовывать его с партнерами по игре; воплощать в игровом действии; удерживать правило и следовать ему, создавать и воплощать собственные творческие замыслы; организовывать рабочее место, планировать работу и соблюдать технику безопасности для разных видов деятельности первоклассника (учебная, изобразительная, трудовая и т.д.); руководствоваться выработанными правилами жизни в классе; определять по вербальному и невербальному поведению состояние других людей и живых существ и адекватно
Слайд 12
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке. Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач, умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
Слайд 13
•Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. •Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. •Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Слайд 14
№ РАЗДЕ- 1 п/п ЛЫ КЛА УЧЕБНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В 1 КЛАССЕ СС 1. Числа 46 и величины 28 Числа 18 Величи -ны Регулятивные. Умение работать со схемами и моделями. Умение планировать свои действия. Умение устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз). Умение оценивать Познавательные. Умение распознавать последовательность чисел, составленную по определенному правилу; Умение составлять и продолжать последовательность чисел на основе установленного или заданного правила. Умение группировать по заданному или самостоятельно установленному правилу Коммуникативные. Умение строить понятные для партнера высказывания, строить монологическое высказывание. Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь в паре. Умение обосновывать свой выбор . Умение точно выражать свои мысли
Слайд 15
2. Ариф 48 мети чески е дейст вия Слож 30 ение и вычитание Число 18 вые выра жения Регулятивные. Умение осуществлять пошаговый итоговый контроль по результату. Умение составлять алгоритмы. Умение Познавательные. Умение моделировать ситуации, иллюстрирующие 'арифметическое действие и ход его выполнения Умение сравнивать разные преобразовывать способы вычислений, практическую выбирать удобный. задачу в Умение использовать познавательную и математическую наоборот. Умение терминологию при прогнозировать записи и результат выполнении вычисления. арифметического Умение осуществлять действия. пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма Коммуникативные . Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Умение договариваться и приходить к собственному решению
Слайд 16
3. Работ 10 ас текст овым и задач ами 10 Задач а Регулятивные Умение планировать решение задачи с учётом конечного результата. Умение действовать по самостоятельно составленному правилу решения задачи. Умение вносить коррективы в ход решения задачи и в ошибки арифметического характера. Умение оценивать правильность хода решения и реальность ответа на Познавательные. Умение презентовать различные способы рассуждений, выбирать самостоятельно способ решения. Умение выполнять краткую запись разными способами Умение решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1-2 действия) Коммуникативны е. Умение участвовать в коллективном обсуждении задачи. Умение в нахождении наиболее эффективного способа решения задачи. Умение в рефлексии способов и условий действий.
Слайд 17
4. Простр 28 анстве нные отноше ния. Геомет рическ ие фигур ы 10 Простр анстве нные отноше ния 18 Геомет рическ ие фигур ы Регулятивные. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Умение соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. Познавательные. Умение описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; Умение распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг; Умение выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; Умение использовать свойства Коммуникативные. Умение определять совместно с учителем и сверстниками функции участников, способы взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Владение математической речью
Слайд 18
5. Геоме триче ские велич ины Регулятивные. Умение оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приближенно (на глаз). Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные. Умение проводить сравнение по величине и классификацию по заданным критериям. Умение находить геометрическую величину разными способами. Умение использовать разные инструменты и технические средства для проведения измерений Коммуникативные. Умение задавать вопросы необходимые для организации совместной деятельности, контролировать действия партнёра. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности и оказывать в Сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Слайд 19
Все учащиеся — звёзды, близкие и далёкие, маленькие и большие, одинаково красивые. Каждая звёздочка выбирает свой путь полёта: у одних он длинный, у других... Главное — это хотеть сиять!

Полный текст материала Статья "Компетентностный подход в урочной деятельности" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фурсик Галина Васильевна  gala-galina
20.06.2011 3 2534 625

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК