Статья "Работа по развитию каналов восприятия учащихся для повышения эффективности обучения 1-4 классы
Статья, все предметы, 1-4 классы
Автор: Парилова Татьяна Анатольевна
ГОУ СОШ №253, Санкт- Петербург
учитель начальных классов.
Работа по развитию каналов восприятия учащихся для повышения эффективности обучения
Отвечая на вопрос: «Что такое универсальные учебные умения?»- многие называют письмо, чтение и т.д. Но ведь сам процесс, способ восприятия информации, тоже является универсальным учебным умением, применяемым и в обучении, и в жизни.
Уже в начальной школе я стараюсь закладывать основы практических знаний и умений, которые помогут ребёнку найти свое место в жизни. Это весьма сложная задача, и без учета индивидуальных особенностей обучаемого решить ее невозможно. Именно на этом и строится моя методика, опирающаяся на психофизиологические особенности развития ребёнка. Я решила сосредоточить внимание на особенностях восприятия учениками информации.
Как известно, у каждого человека есть своя, предпочитаемая, система восприятия окружающей действительности (модальность или ведущий канал восприятия). В связи с этим всех людей можно разделить на аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов. Аудиалы воспринимают лучше мир с помощью слуха, визуалы - с помощью зрения, кинестетики - в ощущениях (движениях). Среди взрослых выделяется также группа дигиталов, т.е. людей, которые воспринимают мир с помощью логических построений.
Для успешной учёбы, в первую очередь, необходимо воспитывать у детей умение воспринимать информацию. Именно поэтому я решила сосредоточить внимание на особенностях восприятия.
Конечно, любой человек, в том числе и ребенок, задействует разные каналы восприятия например, мы не можем быть только визуалами. Особенности восприятия зависят и от возраста: для маленьких детей свойственно стремление все потрогать, попробовать на вкус, благодаря этому они познают мир. Школьникам же чаще приходится опираться на слух и зрение.
Обычно, учителя начальной школы в своей работе с детьми первого класса широко используют такие приёмы, как проговаривание, различные движения руками, опору на образное мышление детей - это и действия с предметами, и тактильные упражнения, и яркие пособия, и хоровое проговаривание алгоритма действий и т.д. Но, уже во втором классе учителя переходят к приёмам и пособиям, соответствующим их собственному типу восприятия, т.е. работают на визуалов и аудиалов, которых в классе обычно меньшинство, а многочисленные кинестетики остаются без внимания. Это отрицательно влияет на успеваемость, снижает мотивацию детей к обучению.
Чтобы избежать этого, я решила подобрать приёмы, которые помогли бы детям активно участвовать в уроке и при этом не только использовать свои сильные стороны, но и развивать другие виды восприятия и памяти.
Предлагаемая мной методика объединяет следующие приёмы:
1) организация видеоэкологической среды
2) обучение в диалоге
3) театрализация («оживление»)
4) развитие ассоциативной памяти
5) цветотехника
Воздействие видеоэкологической среды на здоровье и психику человека широко известно, но в российской педагогике этот фактор практически не учитывается, хотя нейропсихологи давно подчёркивают его значимость. Видеоэкология изучает связь самочувствия человека с тем, что он видит.
Мир ребёнка - это мир яркий, красочный, весёлый, поэтому и окружать его должно море красок и форм. Не только психологи, но и медики говорят о том, что в правильно организованной видеоэкологической среде дети чувствуют себя уверенней, быстрее адаптируются к школе. Сменные выставки работ и фотографий детей создают особую атмосферу доброжелательности и причастности каждого к общей школьной жизни. Влияние видеоэкологической среды я стараюсь учитывать при оформлении класса.
При обучении в диалоге каждый этап урока проговаривается в парах или тройках, причём в обсуждении активно участвует каждый ученик. Дети объясняют друг другу материал, ход решения задачи, повторяют правила, пересказывают, рассказывают, излагают свой план действий. Этот приём работы помогает проверить устное домашнее задание у всех детей практически на каждом уроке, даёт возможность высказаться и разговорчивому аудиалу, и молчаливому визуалу, и медлительному в мыслях кинестетику. Развивается речь учащихся, возможность озвучить свой путь рассуждений помогает лучше понять материал, выявить ошибки, решает проблемы социализации, учит сравнивать и оценивать свои и чужие ответы.
Работа по составлению ассоциаций помогает развивать образное мышление, память, воображение. Дифференцированный подход позволяет применять этот приём с максимальным эффектом. Например, при изучении слов с непроверяемым написанием, детям предлагается придумать ассоциацию по внещнему виду (форме, цвету, размеру) – это задача для визуалов, по звучанию (можно рифму) – аудиалы легко справляются с этой задачей, по возможным движениям – работа для кинестетиков. Этот приём широко используется при изучении слов с непроверяемым написанием. Например, запоминая слово «собака» дети говорят о том, что буква «о» похожа на миску собачки, коврик, носик, хвост «колечком» и т.д. Каждый выбирает свой образ, который запоминает и связывает с данным словом.
Применение приёма цветотехники заключается в использовании знаний о воздействии различных цветов на человека, его состояние, память, настроение.
- фиксация внимания на определённом материале, стимуляция памяти (цветовые метки в тетрадях);
- использование определённых цветов в памятках и пособиях;
- релаксация;
-цветовые таблицы для восстановления зрения;
-интерактивные упражнения «цвет настроения»;
-создание положительного эмоционального фона;
-диагностика, рисуночные тесты;
В результате применения данной методики значительно повысилась активность детей на уроках. Дети успешны, у них уменьшилась тревожность, появилась уверенность в своих силах и, как следствие, повысилась познавательная активность. Дети лучше усваивают материал, быстрее ориентируются в нём, а главное, учатся правильно оценивать свои сильные и слабые стороны, выбирать приёмы, соответствующие их модальности. В процессе обучения развиваются все каналы восприятия. Дети овладевают приёмами, которые могут применять в учебных и жизненных ситуациях, т.е. универсальными учебными умениями.
Методика проста в применении и может быть использована не только в начальной, но и в средней школе.
Литература:
http://psyfactor.org/lybr1
http://works.tarefer.ru/64/100476/index.html
http://www.dslib.ru/voen-teoria/efremenkova.html
На странице приведен фрагмент.
Автор: Парилова Татьяна Анатольевна
→ Татьяна5417 22.06.2011 1 2303 472 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.