Статья по теме:"Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка", 1 - 4 кл.
Вукс Яна Николаевна
учитель начальных классов
ГОУ Гимназия №63
Санкт – Петербург
Развитие творческих способностей на уроках русского языка
Важнейшей задачей начального образования является развитие воображения и творческих способностей учащихся.
Творческая деятельность разрушает стереотипы мышления, расширяет границы сознания, способствует более интенсивному развитию мышления, восприятия, памяти, которые в свою очередь, определяют успешность учебы ребёнка.
Одним из приемов создания положительной мотивации учения служит опора на творческую деятельность учащихся, неразрывно связанную с развитием воображения.
Курс русского язык, построенный на изучении множества правил, на выполнении упражнений и заданий, можно изменить, внеся в него элементы творчества.
Свою работу я построила на трёх блоках формирования воображения, которые выделил М.Р. Львов в статье «Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка»
1 блок –это воспитание у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, речевой активности, сообразительности.
Например, найти применение пластиковой бутылке, старому зонтику, подумать и закончить фразу «Если никогда не пойдет дождь, то…», «Если из нашего города улетят все птицы, то…»
Подобные задания развивают у детей логическое мышление, учат устанавливать причинно – следственную связь, речь.
2 блок – самовыражение личности через творчество.
Стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра. Сочинительство – это средство создания положительной, эмоциональной окраски учения. Учащиеся создают такой язык, такую систему понимания мира, в которой им удобно творить.
Например, в сочинении, даже самом, казалось бы простом, выражается личность пишущего, независимо от того хочет он этого или нет. Можно предложить учащимся составить рассказ по серии картинок, закончить рассказ по данному началу, составить рассказ по «биному фантазии».
Выполняя подобные задания, учащиеся учатся удерживать общую логику рассказа, мысленно связывать далёкие, не связанные обычно в жизни образы предметов. В работах можно увидеть наблюдательность юных авторов. Благодаря их воображению неодушевленные предметы в рассказах оживают, наделяются способностями говорить, думать, чувствовать.
3 блок – исследовательская деятельность учащихся в познавательном процессе и конструирование.
Здесь учащимся можно предложить придумать памятку к изучаемому правилу, которая поможет легче усвоить учебный материал.
Большой интерес вызывает задание по изобретению иных систем письма. Например, Утром пойдем в лес за грибами.
Учащиеся,
выполняя задания, проявляют смекалку,
изобретательность. Такие задания
способствуют развитию логического
мышления, творческой деятельности.
Анализ творческих работ детей убеждает, что при выполнении заданий учащиеся полны вдохновения. В работах, даже небольших, проявляется личностное отношение ребёнка к окружающему миру. Уроки становятся интереснее, материал усваивается легче. Поэтому необходимо организовывать, пробуждать желание творить, создавать условия для его возникновения.
Используемая литература:
М.П.Львов «Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка» Начальная школа 1993 №1
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вукс Яне Николаевне
→ вУкС 20.07.2011 1 3571 594 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.