Статья "Значение музыки на уроке в начальной школе"
Значение музыки на уроках в начальной школе.
|
Загуменникова Татьяна Александровна МОУ «СОШ №23» г. Оренбург учитель начальных классов |
|
«Когда радуется и смеётся музыка, вместе с ней смеётся и радуется человек» Народная мудрость |
|
|
Музыка на уроке. Как часто звучит она в наших классах? Какое внимание, и какое значение уделяем мы ей? В дошкольном детстве музыка окружает ребёнка повсюду: от колыбельной песенки мамы, до занятий в детском саду, утренников и праздников. Занятия, связанные с музыкой, — самые любимые, так как дают возможность самореализации через первый опыт музыкального восприятия и первые эстетические суждения, через исполнительство и творчество, через развитие способности к воображению и открытие красоты в окружающем мире. Но вот ребёнок приходит в школу… Где же музыка? Уроки музыки в начальной школе, как правило, проводятся раз в неделю; положительное влияние на ребенка музыкального окружения, естественного для него в детском саду, ограничивается. А ведь дошкольник и младший школьник находятся в одном мире — мире Детства, и ведущие функции преемственности на данном этапе — защитная, развивающая, интегрирующая, а основные принципы ее реализации — принцип доверия и поддержки, принцип творчества и успеха. Таким образом, важный для психического, физического, нравственного здоровья ребенка предмет часто не играет должной роли в организованной школьной среде.
Влияние музыки… Эта тайна интересовала людей еще в глубокой древности, так как музыка обладает фундаментальными началами всего живого: ритмом, мелодией, гармонией. У многих народов музыка считается проводником между миром человека и космосом. Музыка может быть средством успокоения и лечения, помогает бороться с переутомлением, задает определенный ритм перед началом работы, настраивает на глубокий отдых во время перерыва. Современная наука доказала, что спектр музыкального воздействия чрезвычайно широк: он может охватить все сложнейшие составляющие человеческой природы. Музыка может укреплять иммунитет, улучшать обмен веществ, приводит к снижению заболеваемости. Ещё в начале двадцатого века, психолог, физиолог и врач В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности дыхательной и нервной систем человека, устранить усталость или придать физическую бодрость, умерить слишком возбужденный темперамент, растормошить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Из этого вытекает возможность применения дыхательных, артикуляционных, вокальных упражнений, помогающих устранить или смягчить присущие ребенку непоседливость, утомляемость, замкнутость. Современные исследователи приходят к выводу, что за музыкой можно признавать даже способность стимулирования интеллектуальной деятельности.
Во многих странах
в последнее время всё чаще используется
музыкальная терапия – целенаправленное
контролируемое слушание музыки для
достижения лечебных результатов. Как
интегративный метод музыкотерапия
включает в свой арсенал медицинские,
педагогические и психотерапевтические
методы.
Элементы музыкотерапии
возможно включать не только в уроки
музыки и внеклассные занятия, но и
использовать на уроках по другим школьным
предметам, вызывая у детей искренний
и живой интерес ко всему, что происходит
вокруг. В психопрофилактических целях
не следует брать большие произведения,
лучше проводить подбор музыкальных
произведений малых форм.
Для того чтобы музыка имела наибольшее воздействие, учащихся необходимо специально настроить. Установка на восприятие — это целостное состояние психики, зависящее от потребностей слушателя, задач деятельности, ее условий, жизненного и слухового опыта. Так, на пример, под нежную, медленную и успокаивающую музыку школьники учатся приемам расслабления. Им предлагается сесть, принять удобную позу, расслабиться, сосредоточиться на звуках музыки. Нельзя слушать музыку без должного внимания, отвлекаясь на посторонние дела. Перед прослушиванием детям предлагается представить мысленно картинку, чувственный образ, который навеяла им музыка. Музыка должна звучать тихо, находясь как бы за кадром, не заглушая текста. В процессе психологической разгрузки обычно используют музыкальные произведения медленного темпа, обладающие спокойно-повествовательным воздействием. Категорически нельзя использовать произведения, вызывающие ощущения тоски и скорби.
Однако можно использовать и так называемую «фоновую» музыку – музыку, звучащую без установки на осознанное восприятие, «вторым планом», во время разнообразных занятий и в свободной деятельности. При использовании «фоновой» музыки, насыщение детской жизнедеятельности музыкальным звучанием, расширение и обогащение интонационного опыта восприятия может происходить благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.
Известный психофизиолог П.В. Симонов пишет, что «еле различимое, впервые увиденное и прочувствованное в равной степени, как и привычное, вызывает многозначительные переживания и чувственно-интеллектуальные ассоциации человека». Он подчеркивает, что получение «не до конца уясненной сознанием эстетической информации» не только обостряет чувственное восприятие, но и воздействует на деятельность рассудка. Так как основная информация музыкального произведения заложена на эмоционально-чувственном уровне, исследователи высказывают предположение об участии физиологических механизмов в процессе «декодирования» произведения искусств, которые вступают в действие без контроля сознания. Так, было выявлено, что при восприятии музыки у детей «весьма избирательно усиливаются процессы межполушарных взаимодействий в передних отделах коры головного мозга за счет включения эмоционального компонента музыки». Выводы физиологов подтверждают психологические исследования. В них подчеркивается, что процесс отражения невозможен без «неосознаваемых первоначальных отношений», которые впоследствии осознаются и развиваются. Именно на их основе складываются эмоции и чувства, положительные и отрицательные отношения, формируются убеждения. Музыканты-психологи давно пришли к выводу, что музыка способна оказывать влияние на все психические процессы даже без осознанного вслушивания. Множество свидетельств подобного воздействия музыки на психическое состояние человека можно найти в работах Л.С. Брусиловского, М.С. Лазарева, В.И. Петрушина, СВ. Шушарджана и других ученых-исследователей. Это одна из сторон сложного интегративного механизма воздействия музыки, которую используют для психоэмоциональной коррекции человека. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу, что большое значение в процессах восприятия имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта — «интонационного запаса». Установка на восприятие также может возникнуть непроизвольно, бессознательно.
Организованные учеными наблюдения показали, что сильное физиологическое воздействие на организм ребенка производят только хорошо известные мелодии, поэтому для первоклассников наиболее эффективными являются инструментальные обработки детских песней, музыки к кинофильмам, радио и телепередачам. Со временем музыкальный и социальный опыт учащихся позволяет расширить область музыкальных произведений для прослушивания. В целях музыкотерапии, прежде всего, лучше использовать классическую музыку, но не стоит забывать и о произведениях современной легкой инструментальной музыки, а также джаза.
«Фоновая» музыка в классе может помочь в решении следующих задач:
— создание благоприятного эмоционального фона, что приводит к раскрепощению, снятию нервно-эмоционального напряжения и сохранению здоровья детей;
— развитие воображения в процессе творческой деятельности, что способствует повышению творческой активности;
— активизация познавательных способностей, мыслительной деятельности, что приводит к повышению качества усвоения знаний;
— переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, что предупреждает усталость и утомление;
— психологической и физической разрядки после учебной нагрузки — во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Но это совсем не значит, что музыка должна звучать постоянно; достаточно небольших, эпизодических включений во время некоторых уроков и создания звукового фона во внеурочной деятельности. Замечательно, если непроизвольный слуховой опыт детей будет накапливаться на основе лучших образцов музыкальной культуры, ведь музыка несет в себе выразительные образы вечных понятий — красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому. Ещё О. М. Айванхов говорил: «Музыка и слово являются языком. Тем не менее, связаны они с разными способностями человека. Слово обращается, прежде всего, к разуму. Для его понимания необходимо внимание, концентрация. Музыка создаёт атмосферу. Она не предлагает тем для размышления, однако немедленно рождает чувство. Таким образом, музыка обращена скорее к сердцу, чувствительности, которая является другой формой понимания».
Использованная литература:
Адищев В.И. Музыка — язык чувств // Начальная школа. 2004. № 1.
Лобанова ЕА. Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий // Музыка в школе. 2005. № 3.
Овчинникова Т. Музыка для здоровья. СПб., 2004.
Петрушин В.И. Интеграция музыкальной психотерапии с ведущими направлениями психологии // Музыка в школе. 2001. № 5.
Самсонидзе Л.С. Особенности развития музыкального восприятия. Тбилиси, 1987.
Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.
Смирнов М.И. Психология деятельности и отношений. Киров, 1994.
Фадеева С.А. Воспитание музыкой. Н.Новгород, 2005.
Хриэман Т.П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М., 1991.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Загуменникова Татьяна Александровна
→ Tixe 26.08.2011 1 9739 476 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.