Статья "Значение музыки на уроке в начальной школе"
















Значение музыки на уроках в начальной школе.






















Загуменникова Татьяна Александровна

МОУ «СОШ №23» г. Оренбург

учитель начальных классов







«Когда радуется и смеётся музыка, вместе с ней смеётся и радуется человек»

Народная мудрость



Музыка на уроке. Как часто звучит она в наших классах? Какое внимание, и какое значение уделяем мы ей? В дошкольном детстве музыка окружает ребёнка повсюду: от колыбельной песенки мамы, до занятий в детском саду, утренников и праздников. Занятия, связанные с музыкой, — самые любимые, так как дают возможность самореализации через первый опыт музыкального восприятия и первые эсте­тические суждения, через исполнительство и творчество, через развитие способности к воображению и открытие красоты в окружаю­щем мире. Но вот ребёнок приходит в школу… Где же музыка? Уро­ки музыки в начальной школе, как правило, проводятся раз в неделю; положительное влияние на ребенка музыкального окружения, естествен­ного для него в детском саду, ограничивается. А ведь дошкольник и младший школьник находятся в одном мире — мире Детства, и ведущие функции преемственности на данном этапе — защитная, развивающая, интегрирующая, а основные принципы ее реализации — принцип доверия и поддержки, принцип творчества и успеха. Таким образом, важный для психического, физического, нрав­ственного здоровья ребенка предмет часто не играет должной роли в организованной школьной среде.

Влияние музыки… Эта тайна интере­совала людей еще в глубокой древности, так как музыка обладает фундаментальными нача­лами всего живого: ритмом, мелодией, гармо­нией. У многих народов музыка считается проводником между миром человека и космосом. Музыка может быть средством успоко­ения и лечения, помогает бороться с пере­утомлением, задает определенный ритм перед началом работы, настраивает на глу­бокий отдых во время перерыва. Современная наука доказала, что спектр музыкально­го воздействия чрезвычайно широк: он может охватить все сложнейшие составляющие чело­веческой природы. Музыка может укреплять им­мунитет, улучшать обмен веществ, приво­дит к снижению заболеваемости. Ещё в начале двадцатого века, психолог, физиолог и врач В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкаль­ного ритма можно установить равновесие в дея­тельности дыхательной и нервной систем челове­ка, устранить усталость или придать физическую бодрость, умерить слишком возбужденный тем­перамент, растормошить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движе­ния. Из этого вытекает возможность применения дыхательных, артикуляционных, вокальных упражнений, по­могающих устранить или смягчить присущие ре­бенку непоседливость, утомляемость, замкну­тость. Современные исследователи приходят к выводу, что за музыкой можно признавать да­же способность стимулирования интеллекту­альной деятельности.

Во многих странах в последнее время всё чаще используется музыкальная терапия – целенаправленное контролируемое слушание музыки для достижения лечебных результатов. Как интегративный метод музыкотерапия включает в свой арсенал медицинские, педагогические и психотерапевтические методы.
Элементы музыкотерапии возможно включа­ть не только в уроки музыки и внеклассные занятия, но и использовать на уроках по другим школьным предметам, вызывая у детей иск­ренний и живой интерес ко всему, что про­исходит вокруг. В психопрофилактических целях не следует брать большие произведения, лучше проводить подбор музыкальных произведений малых форм.

Для того чтобы музыка имела наиболь­шее воздействие, учащихся необходимо специально настроить. Установка на вос­приятие — это целостное состояние психики, зависящее от потребностей слушателя, задач деятельности, ее условий, жизненного и слухо­вого опыта. Так, на пример, под нежную, медленную и успокаиваю­щую музыку школьники учатся приемам расслабления. Им предлагается сесть, при­нять удобную позу, расслабиться, сосредо­точиться на звуках музыки. Нельзя слу­шать музыку без должного внимания, от­влекаясь на посторонние дела. Перед прослушиванием детям предлагается представить мысленно картинку, чувственный образ, который навеяла им музыка. Музыка должна звучать тихо, находясь как бы за кадром, не заглушая текста. В процессе пси­хологической разгрузки обычно использу­ют музыкальные произведения медленного темпа, обладающие спокойно-повествова­тельным воздействием. Категорически нельзя использо­вать произведения, вызывающие ощуще­ния тоски и скорби.

Однако можно использовать и так называемую «фоновую» музыку – музыку, звучащую без установки на осознанное воспри­ятие, «вторым планом», во время разнообраз­ных занятий и в свободной деятельности. При использовании «фоновой» музыки, на­сыщение детской жизнедеятельности музы­кальным звучанием, расширение и обогащение интонационного опыта восприятия может про­исходить благодаря непроизвольному накопле­нию музыкальных впечатлений.

Известный психофизиолог П.В. Симонов пишет, что «еле различимое, впервые увиденное и прочувствованное в равной степени, как и привычное, вызывает многозначительные пере­живания и чувственно-интеллектуальные ассо­циации человека». Он подчеркивает, что получение «не до конца уясненной сознанием эстетической информации» не только обостряет чувственное восприятие, но и воздействует на деятельность рассудка. Так как основная ин­формация музыкального произведения заложе­на на эмоционально-чувственном уровне, иссле­дователи высказывают предположение об учас­тии физиологических механизмов в процессе «декодирования» произведения искусств, кото­рые вступают в действие без контроля сознания. Так, было выявлено, что при восприятии музы­ки у детей «весьма избирательно усиливаются процессы межполушарных взаимодействий в передних отделах коры головного мозга за счет включения эмоционального компонента музы­ки». Выводы физиологов подтверждают психологические исследования. В них подчеркивает­ся, что процесс отражения невозможен без «неосознаваемых первоначальных отношений», ко­торые впоследствии осознаются и развиваются. Именно на их основе складываются эмоции и чувства, положительные и отрицательные отно­шения, формируются убеждения. Музы­канты-психологи давно пришли к выводу, что музыка способна оказывать влияние на все пси­хические процессы даже без осознанного вслу­шивания. Множество свидетельств подобного воздействия музыки на психическое состояние человека можно найти в работах Л.С. Брусиловского, М.С. Лазарева, В.И. Петрушина, СВ. Шушарджана и других ученых-исследователей. Это одна из сторон сложного интегративного механизма воздействия музыки, которую используют для психоэмоциональной коррек­ции человека. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу, что большое значение в процессах восприятия имеет не только обучение, но и сти­хийное накопление опыта — «интонационного запаса». Установка на восприятие также может возникнуть непроизвольно, бессозна­тельно.

Организованные учеными наблюдения показали, что сильное физиологическое воздействие на организм ребенка произво­дят только хорошо известные мелодии, по­этому для первоклассников наиболее эффективными являются инструментальные обработки детских песней, музыки к кинофильмам, радио и телепередачам. Со временем музыкальный и социальный опыт учащихся позволяет расширить область музыкальных произведений для прослушивания. В целях музыкотерапии, прежде всего, лучше использовать классическую музыку, но не стоит забывать и о произведениях современной легкой инструментальной музыки, а также джаза.

«Фоновая» музыка в классе может помочь в решении следующих задач:

создание благоприятного эмоционально­го фона, что приводит к раскрепощению, снятию нервно-эмоцио­нального напряжения и сохранению здоровья детей;

развитие воображения в процессе твор­ческой деятельности, что способствует повыше­нию творческой активности;

активизация познавательных способностей, мыслительной деятельности, что приводит к повышению качества усвоения знаний;

переключение внимания во время изуче­ния трудного учебного материала, что предуп­реждает усталость и утомление;

психологической и физической разрядки после учебной нагрузки — во время психологи­ческих пауз, физкультурных минуток.

Но это совсем не значит, что музыка долж­на звучать постоянно; достаточно небольших, эпизодических включений во время некоторых уроков и создания звукового фона во внеурочной дея­тельности. Замечательно, если непроизвольный слу­ховой опыт детей будет накапливаться на осно­ве лучших образцов музыкальной культуры, ведь музыка несет в себе выразитель­ные образы вечных понятий — красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состоя­ний, свойственных и ребенку, и взрослому. Ещё О. М. Айванхов говорил: «Музыка и слово являются языком. Тем не менее, связаны они с разными способностями человека. Слово обращается, прежде всего, к разуму. Для его понимания необходимо внимание, концентрация. Музыка создаёт атмосферу. Она не предлагает тем для размышления, однако немедленно рождает чувство. Таким образом, музыка обращена скорее к сердцу, чувствительности, которая является другой формой понимания».

Использованная литература:

  1. Адищев В.И. Музыка — язык чувств // На­чальная школа. 2004. № 1.

  2. Лобанова ЕА. Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий // Музыка в школе. 2005. № 3.

  3. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. СПб., 2004.

  4. Петрушин В.И. Интеграция музыкальной психотерапии с ведущими направлениями пси­хологии // Музыка в школе. 2001. № 5.

  5. Самсонидзе Л.С. Особенности развития музы­кального восприятия. Тбилиси, 1987.

  6. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.

  7. Смирнов М.И. Психология деятельности и отно­шений. Киров, 1994.

  8. Фадеева С.А. Воспитание музыкой. Н.Новгород, 2005.

  9. Хриэман Т.П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М., 1991.




Полный текст материала Статья "Значение музыки на уроке в начальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Загуменникова Татьяна Александровна  Tixe
26.08.2011 1 9775 476

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК