Статья "Воспитание экологической культуры младших школьников, как общей культуры личности"


Автор: Тхор Лаура Курманбиевна

Место работы: МОУ СОШ №2 г. Новый Уренгой

Должность: учитель начальных классов


Воспитание экологической культуры

младшего школьника, как части общей

культуры личности.



«…Человек становится этичным

только тогда, когда всякая жизнь

для него священна, будь то жизнь

растения, животного или жизнь

другого человека…»

Альберт Швейцер

Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. « Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по – иному, чем до сих пор»(Н.Н. Моисеев)

Человек – часть природы: он не может жить вне её, не может нарушить законы, которые существуют в окружающем мире. Только живя в полном согласии с природой, мы сможем лучше понимать её тайны, сохранить жизнь на Земле. Становится ясно, что спасти окружающую среду от деградации, человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома – Земля.

В последние годы во всём мире и в нашей стране появилась тенденция рассмотрения экологического воспитания как одного из важнейших аспектов социализации личности, т. е. активного приспособления к среде обитания, принятие и ответственное выполнение законов существования человека в природе и обществе.

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи, становящегося ныне эколого – информационного общества.

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде.

Экологическая культура – качество личности, компонентами которой являются:

  • интерес к природе и проблемам её охраны;

  • знания о природе и способах её защиты и устойчивого развития;

  • нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

  • экологически грамотная деятельность в природной среде;

  • мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

Обращу внимание, что процесс воспитания экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем образовательных программ является определённый круг знаний, умений и навыков учащихся, то стержнем программ экологического воспитания – становление нравственно – экологической позиции личности, «объём» и «качество» её взаимодействия с окружающей средой. Экологическое образование определяется такими понятиями, как «сознание – мышление – знание – деятельность», а экологическое воспитание – «ценности – отношение – поведение».

По моему мнению, человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает её разрушения и загрязнения. Поэтому каждому, особенно будущим поколениям, необходимо научными знаниями, усвоить моральные ценности ориентации по отношению к природе, а так же выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной

среды.

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Под этим понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: детский сад – школа – вуз – послевузовское образование. В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет школа, а в школе начальные классы. Эпиграфом к описанию воспитания экологической культуры младших школьников беру слова Сухомлинского

с большой чуткостью относящегося к специфике детского познания и воспитания: «Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках»

Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. Становится ясно, что в этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно – экологических позиций личности. Именно благодаря этому в младшем школьном возрасте реализую формирование экологических знаний, норм и правил взаимодействия ребёнка с природой, воспитываю сопереживание к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Стараюсь привить своим учащимся ответственность за сохранение естественного природного окружения, ответственность за своё здоровье и здоровье других людей, приобщить к активной и созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды. Делаю упор на формирование у детей моего класса понимания о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности; нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным ценностям; начальный опыт защиты окружающей среды.

По моему глубочайшему убеждению, экологическое нельзя заключить в рамки какого – то предмета (традиционного или нового), тогда как экологические отношения являются нервами всей системы начального образования. Важную роль в экологическом образовании отвожу межпредметным связям. Оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно - воспитательные цели, а координирующую роль берёт на себя предмет естественно – научного цикла (окружающий мир).

Природа – великий учитель! Очевидно, окружающий мир – это один из самых сложных и интересных предметов в начальной школе. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мир. Человек, общество и природа рассматриваются здесь в неразрывном органичном единстве. Интересен этот предмет тем, что я и мои ученики являемся наблюдателями, экспертами. Участвуем в поисковой деятельности, цель которой – найти что – то загадочное, раскрыть тайны окружающего мира. Обновление и расширение экологического содержания программы «Мир вокруг нас» так же создало условия для развития экологической культуры младших школьников. Использую учебник, оснащённый богатым научно – познавательным материалом экологической направленности, который позволяет на уроках давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей.

В дальнейшем эту работу продолжаем на уроках математики при решении задач экологической направленности, познавательного характера.

Курс учебника «Родная речь» (Л.Ф. Климанова) позволяет расширить зону научно – познавательных знаний через рассказы, тексты экологического характера. С.А. Рубинштейн писал : «Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что – то понять. Понять – значит обрести знание, такое знание, которое обретает суть вещей, соединяет нечто ранее известное с ещё неизвестным, превращает ранее разрушенное в систему…» Эту систему я ориентирую на применение знаний, необходимую при работе с текстом экологического содержания. Здесь я применяю такие учебные действия, как подчёркивание, выписывание, заучивание отрывков о природе наизусть, трансформацию, эквивалентные замены. Такую работу провожу и на уроках литературного краеведения, где важную роль играет использование элементов народной культуры – этно – педагогики, приобщающих детей к традициям бережного, благоговейного отношения к природе родного края, к природным богатствам, к нравственности и уважению к человеку как носителю народной мудрости, грамотному и разумному природопользованию.

В числе условий, при которых процесс экологического воспитания обеспечит эффективное развитие экологической культуры личности, я выделяю технологическое обеспечение, то есть снабжение его системой форм и методов воздействия на ребёнка, соответствующий особенностям младших школьников. Считаю важным организацию взаимодействия ребёнка с окружающей средой, использование её педагогического потенциала, целенаправленного воздействия на эмоционально – чувственную сферу детей. Так при изучении нового материала на уроках экологической направленности использую метод моделирования. Создаём графические и динамические схемы (модели) и таблицы, отражающие те или иные явления. Моделирование помогает формировать у детей экологические связи. Этот метод особенно хорош при изучении тем, когда решались вопросы влияния человека на природу и значение природы для человека. Когда речь идёт о технологии воспитания младших школьников, то, конечно же, я обращаюсь в первую очередь к игре. Игра в воспитательном процессе – сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребёнка.

Становится ясно, играя, ребёнок приобретает разнообразный опыт с окружающим миром; играя, он выполняет вполне конкретную природоохранную работу; играя, он усваивает правила поведения в окружающей среде; играя, он становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Я убеждена, игра обогащает личный опыт ребёнка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей ребёнку бесконечное множество негативных примеров. Интересны дидактические игры, игры с правилами: «Поле чудес», ролевые: «Что произойдёт?», «Экологическая экспертиза», имитационные экоигры – моделирование экологической реальности - игра «Экологический светофор».

Вместе с тем уроки часто начинаю с красивой музыки, стиха, рассказа или беседы, использую ТСО. Часть уроков провожу в виде заочных путешествий. Дети выступают в роли путешественников, врачей, геологов. Класс делится на команды: «Травоядные», «Хищники», «Светлячки» и т.д. Всё это рождает у детей интерес и постепенно воспитывает любовь к природе, они осознают важность сохранения природы.

Важным направлением в экологическом воспитании считаю поиск и самостоятельное изучение детьми дополнительной литературы. Так на уроках «Открытие мира» учащиеся готовят сообщения о животных, растениях, подбирают интересные факты из их жизни. Умеют самостоятельно отбирать из дополнительных источников необходимые сведения и готовить интересные сообщения.

Эти работы выполняют дети, имеющие как высокий, так и более низкий уровень интеллектуальных способностей. Работы творческого характера помогают создать на уроке среду духовного общения исходя из психологических детей данного возраста. Научить ребёнка тонко ощущать изменения в окружающем мире помогает приём визуализации . Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились до размера муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким, беззащитным муравьишкой, ребёнок пытается поделиться своими впечатлениями. Младшие школьники тонко воспринимают, что всё живое нуждается в защите, а значит, и в любви. Окружающая природа требует сочувствия, тепла и помощи.

Интересен, по моему мнению, прём драматизации. Он упражняет моих детей в умении «вжиться» в другого, войти в его положение. Ведь каждому ребёнку присущ «театральный» инстинкт, стремление побывать в роли другого, тем самым расширив границы своего бытия. Например, урок русского языка, письменная драматизация по теме: «Я превратился в…». Ребята предложили разнообразные варианты видения себя в роли животных, растений. Размышления учащихся от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку. Дети почувствовали экологическую значимость милосердного отношения, отмечая чёрствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей.

Материалы по развитию речи так же способствуют формированию экокультуры, нравственного опыта школьников. При выборе тем учитываю жизненный опыт, интересы детей, доступность, экологическую направленность. Темы подбираю с учётом конкретных наблюдений или впечатлений от эмоционально – нравственных ситуаций. Например: «Опиши утро», «Первый снег» , «Дружба и помощь в зелёном мире».

Серьёзные резервы воспитания экологической культуры младших школьников представляет внеклассная работа. Здесь особенно интересны детям праздники: «День птиц», «Праздник цветов», «В гости к Весне» и т.д. В них включаются выставки детских рисунков, фотографий, конкурсы стенгазет, викторины, сообщения, КВНы. Благодаря этому создаю условия для формирования познавательных потребностей и творческого развития личности ребёнка. Ребята не только мастерят кормушки и подкармливают птиц, они рисуют плакаты в защиту растений и животных, пишут рукописные журналы, сочиняют рассказы и стихи, порой одушевляя и отождествляя себя с объектами природы.

Ученики моего класса: Зинченко Владислав, Раев Александр, Рахимова Диана приняли участие в школьном конкурсе чтецов «Осенняя пора! Очей очарованье!», где ребята эмоционально, театрализовано, рассказали стихотворения об осени, воспевая красоту осенней природы. В результате ребята заняли два первых места и одно второе. Систематически принимаем участие в конкурсах рисунков, поделок о природе и занимаем призовые места.

Таким образом, вся эта деятельность позволила сформировать экологическую культуру моих учащихся по следующим показателям:

  • Дети проявляют интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений животных, сопровождающийся попытками их анализировать;

  • С желанием участвуют в экологически – ориентированной деятельности;

  • Эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступной им форме (рассказ, сочинение, рисунок)

  • Проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, растениям, животным;

  • Пытаются контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;

  • Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождаются готовностью ребёнка оказать помощь нуждающимся в ней.

Я понимаю, многое предстоит ещё сделать для поддержания искреннего интереса ребёнка к окружающему миру, воспитания бережного отношения к природе.

Следует помнить, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно овладеть терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. Ведь природа – великий учитель!


Список литературы


1. Аголарова П.И. Игры – соревнования в экологическом образовании школьников. // Начальная школа. – 2007. - №12.

2. Алексахина Е.М., Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М., 1996.

3. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников. // Начальная школа. – 1999. - №1.



Слайд 1
Воспитание экологической культуры младших школьников. Тхор Л.К. учитель начальных классов МОУ СОШ «Земля родная» ЯНАО г. Новый Уренгой
Слайд 2
«…Человек становится этичным только тогда, когда всякая жизнь для него священна, будь то жизнь растения, животного или жизнь другого человека» Альберт Швейцер
Слайд 3
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности , обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально –природной среде.
Слайд 4
Экологическая культура - качество личности, компонентами которой являются: • интерес к природе и проблемам её охраны; • знания о природе и способах её защиты ; • нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; • экологически грамотная деятельность в природной среде; • мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.
Слайд 5
Экологическое образование: • Сознание • Мышление • Знание • Деятельность
Слайд 6
Экологическое воспитание • Ценности • Отношение • Поведение
Слайд 7
Экологическое образование Принцип непрерывности Детский сад Школа Вуз Начальная школа
Слайд 8
«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках» Сухомлинский К.
Слайд 9
Реализую формирование экологических знаний, норм правил взаимодействия ребёнка с и природой, воспитываю сопереживание к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Слайд 10
Стараюсь привить учащимся– ответственность естественного за сохранение природного окружения, ответственность за своё здоровье и здоровье других людей, активную и созидательную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Слайд 11
Процесс экокультуры становления Смешанная модель Все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно – воспитательные цели, а координирующую роль берёт на себя предмет естественно – научного цикла(окружающий мир)
Слайд 12
Учебные действия с текстом экологической направленности • Подчёркивание • Выписывание • Заучивание отрывков о природе наизусть • Трансформация • Эквивалентные замены
Слайд 13
Технологическое обеспечение (Система форм, методов, приёмов работы) • Моделирование(схемы таблицы) • Игры(дидактические ролевые) • Приём визуализации • Приём драматизации
Слайд 14
Внеклассная работа • • • • Классный час Праздники Викторины КВНы
Слайд 15
Рукописные журналы
Слайд 16
Школьный конкурс чтецов
Слайд 17
Конкурсы рисунков о природе
Слайд 18
Природа – великий учитель!

Полный текст материала Статья "Воспитание экологической культуры младших школьников, как общей культуры личности" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тхор Лаура Курманбиевна  laurchik_1980
23.09.2011 0 3462 472

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК