Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс "Планета Знаний"
«Согласовано» «Согласовано» Руководитель МО Руководитель МОУ «СОШ № 3»
_______________/ / _____________/Гавырина Н.Г./
Протокол № ______ от Приказ № ______ от «___» _________ 200__г. «___» _________ 200__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Веденёвой Юлии Борисовны
учителя начальных классов
1 категория
по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
программа «Планета Знаний»
3 «Б» класс
2011 – 2012 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Программа по предмету «Окружающий мир» разработана в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования (журн. «Вестник образования России». – 2004. - № 12). Она разработана в целях формирования представлений о природе, человеке и обществе, осознания характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитания правильного отношения к окружающему миру.
Общая характеристика учебного предмета
В основу интеграции знаний по предмету «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа – человек – общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное сушество. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Принцип гуманизации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Так, на первом этапе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. На втором этапе преобладает знакомство с группами объектов и обязательное рассмотрение элементарных примеров их взаимодействия. На следующем этапе осуществляется более детальное рассмотрение отдельных объектов, а на зевершающем – групп таких объектов.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Принцип реализуется через выделение инвариативного минимума содержания образования и вариативной части.
Инвариативная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Это обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования. Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей. Они предполагают наличие определенного уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Основные содержательные линии
Учебный материал представлен пятью разделами: «Природа вокруг нас», «Вода, воздух, горные породы и почва», «О царствах живой природы», «Человек», «Человек в обществе».
Материал каждой темы разделен на инвариативную и вариативную части. Статьи вариативной части предусматривают значительное расширение и углубление знаний учащихся. Большая часть заданий направлена на применение знаний в нестандартных ситуациях.
В разделе «Природа вокруг нас» у учащихся формируются представления о природе, человеке и обществе, показан двойственный характер взаимодействия между ними.
Изучение второго раздела «Вода, воздух, горные породы и почва» строится на основе знакомства учащихся с окружающей их природой. Через наблюдения, опыты, во время прогулок и экскурсий, при выполнении практических работ учащиеся получают сведения о свойствах воды, воздуха, горных пород, почвы; учатся устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природной среды.
В третьем разделе школьники знакомятся с царствами живой природы, у них расширяются представления о разнообразии представителей каждого царства, их жизнедеятельности, значении в природе и жизни человека, об охране живой природы.
У учащихся впервые формируется представление о среде обитания. Они узнают об основных средах обитания живых существ на нашей планете и их особенностях. Большое внимание уделяется приспособленности растений и животных к условиям жизни в разных средах.
При изучении раздела «Человек» у младших школьников формируются элементарные знания, о строении и жизнедеятельности собственного организма, которые служат основой гигиенического воспитания. Содержание этого раздела обладает большими развивающими возможностями. Учащиеся устанавливают некоторые связи между строением жизненно важных органов и выполняемыми ими функциями, формулируют выводы.
Большое внимание при изучении организма человека занимает прием сравнения. Например, учащиеся сравнивают частоту сердечных сокращений (или пульса) в спокойном состоянии и после выполнения физический упражнений, результаты, полученные при наблюдении за своим организмом, с результатами других учащихся и т.п.
После завершения знакомства с биологической точкой зрения на человека школьники продолжают изучение человека с социальной точки зрения в разделе «Человек в обществе».
Учащиеся получают представления о многонациональном характере населения нашей страны, знакомятся с понятием национальной культуры, получают сведения краеведческого характера о народах, населяющих данную местность, о национальных костюмах, национальной кухне.
Также у школьников формируется представление о науке истории. Они узнают о том, как зарождались города, об исторически сложившихся занятиях населения; дается представление о современном государственном устройстве России.
Цель курса: формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи обучения:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребенка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 68 часов.
Рабочая программа составлена по авторской программе «Планета Знаний» 3 класс по учебному комплексу Г.Г. Ивченковой, И.В.Потапова.
Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и проверочные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, практические работы, экскурсии, проектные работы, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами). Для развития познавательных интересов на урок вводятся игры (дидактические и ролевые). Для ознакомления с окружающим миром используются методы: наблюдения, эксперимента, моделирования, измерения, а также частично-поисковые, проблемные, наглядные. Свойства объектов изучаются через опыты. Также внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, энциклопедии, словари, демонстрационный материал, таблицы. Также на уроках вводится и используется национально-региональный компонент.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Природа вокруг нас (8 ч)
Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.
Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.
Разнообразие явлений'природы, физические и химические явления.
Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.
Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)
Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.
Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.
Вода в природе: родники, водоемы (озеро, река, море, океан — естественные водоемы; пруд, водохранилище — искусственные водоемы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот волы в природе.
Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования волы, охрана волы от загрязнения.
Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.
Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Ветер. Использование энергии ветра человеком.
Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.
Горные породы, их разнообразие: твердые, жидкие, газообразные.
Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемы*: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва и ее состав: перегной, песок, глина, вода, вошух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
О царствах живой природы (16 ч)
Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.
Отличие живых существ от тел неживой лриролы. Основные среды обитания живых существ: наземно-вохтушная, водная, почвенная, другие живые существа.
Первые представления о растении как организме.
Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.
Разнообразие растений: водоросли, мхи. папоротники, хвойные, цветковые.
Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.
Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян Развитие растений из семенн.
Значение растений в природе н жизни человека, йчнянис деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.
Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.
Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, гтшы. млекопитающие.
Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.
Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.
Значение животных в природе н жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.
Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.
Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
Человек (10 ч)
Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.
Кожа. Гигиена кожи. Первая помошь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мыши. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.
Кровеносная система, се значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.
Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.
Пищеварительная система, ее значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.
Выделение. Значение удаления нз организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.
Органы чувств, их значение и гигиена.
Нервная система, ее значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
Человек в обществе (18 ч)
Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.
Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.
Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.
Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.
Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.
Экскурсии: знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу, ориентирование на местности.
Учебно-тематическое планирование
по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
предмет
Класс 3 «Б»
Учитель Веденёва Юлия Борисовна
Количество часов
Всего 68 час; в неделю 2 час.
Плановых проверочных уроков 5 ; тестов 2.
Планирование составлено на основе программы «Планета Знаний».
Учебник:
Окружающий мир: 3-й кл. учебник для четырехл. нач. шк. В 2 ч. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
Дополнительная литература:
Окружающий мир: рабочая тетрадь в 2-х ч.: к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир»: 3-й кл. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
Обучение в 3-м класса по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов - М.: АСТ: Астрель, 2009;
Развернутое тематическое планирование по программе «Планета Знаний». 3 класс/авт.-сост. Н.В.Лободина. – Волгоград: Учитель, 2010.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Экскурсии |
Практические работы |
1 |
Природа вокруг нас |
8 |
3 |
2 |
2 |
Вода, воздух, горные породы и почва |
16 |
- |
8 |
3 |
О царствах живой природы |
16 |
- |
6 |
4 |
Человек |
10 |
- |
5 |
5 |
Человек в обществе |
18 |
1 |
1 |
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Коли-чество часов |
Кален-дарные сроки |
Вид занятия |
Наглядные пособия и технические средства |
Задания для учащихся |
Практические работы |
1 ЧЕТВЕРТЬ 1. ПРИРОДА ВОКРУГ НАС (8 ч)
|
|||||||
1.1 |
Что нас окружает. |
1 |
6.09 |
Комбинированный |
Схемы - опоры, карточки со слова-ми, мультимедиа. |
с.6-7 р.т. с.3 |
|
1.2 |
Изучение влияния деятельности человека на природу. |
1 |
8.09 |
Экскурсия |
|
|
|
1.3 |
Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы. |
1 |
13.09 |
Экскурсия |
|
|
|
1.4 |
Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу. |
1 |
15.09 |
Комбинированный |
Мультимедиа. |
с.10-12 р.т. с.4 |
|
1.5 |
Ориентирование по компасу и местным признакам |
1 |
20.09 |
Практический + экскурсия |
Компас, справочная литература, картинки по теме. |
с.12-14 р.т. с.4-5 |
Пр.р. № 1 |
1.6 |
Явления природы |
1 |
23.09 |
Комбинированный |
Картинки по теме, мультимедиа |
с. 15-17 р.т. с.6-7 |
|
1.7 |
Свойства тел и веществ. |
1 |
27.09 |
Комбинированный |
Карточки - опоры, стакан, ложка, кусо-чек сахара, вода. |
с.18-21 № 1-8 р.т. с.7-10 |
Пр.р. № 2 |
1.8 |
Проверочная работа № 1 по теме: «Природа вокруг нас». |
1 |
30.09 |
Контрольный |
|
р.т. с.11 |
|
2. ВОДА, ВОЗДУХ, ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И ПОЧВА (16ч)
|
|||||||
2.1 (9) |
Свойства воды в жидком состоянии. |
1 |
4.10 |
Комбинированный |
Стакан, тарелка, спиртовка, пробир-ка, мультимедиа. |
с.26-27 р.т. с.12 |
Пр.р. № 3 |
2.2 (10) |
Вода-растворитель. |
1 |
7.10 |
Комбинированный |
Стакан, соль, сахар, бумажный фильтр, мультимедиа. |
с.28-30 р.т. с.12-13 |
Пр.р. № 4 |
2.3 (11) |
Свойства льда, снега и пара. |
1 |
11.10 |
Комбинированный |
Кусочек льда, мо-нетка, чернила. |
с.30-33 р.т. с.13-14 |
Пр.р. № 5 |
2.4 (12) |
Родники. |
1 |
14.10 |
Комбинированный |
Два стакана, ворон-ка, песок, глина. |
с.34-35 р.т. с.14 |
Пр.р. № 6 |
2.5 (13) |
Водоёмы (река, озеро, море, пруд, водохранилище) |
1 |
18.10 |
Комбинированный |
Мультимедиа. |
с.35-38 р.т. с.15 |
|
2.6 (14) |
Облака, роса, туман, иней, изморозь. |
1 |
21.10 |
Комбинированный |
Картинки по теме. |
с.38-41 р.т. с.16 |
|
2.7 (15) |
Круговорот воды в природе. |
1 |
25.10 |
Комбинированный |
Мультимедиа. |
с.41-42 р.т. с.16 |
|
2.8 (16) |
Использование и охрана воды. Контрольный тест. Проверка знаний за 1 четверть. |
1 |
28.10 |
Контрольный |
Мультимедиа. |
с.43-46 р.т. с.17 |
|
II ЧЕТВЕРТЬ
|
|||||||
2.9 (17) |
Значение воздуха для жизни. Состав воздуха. |
1 |
8.11 |
Комбинированный |
Схема состава воздуха, резиновая груша, стакан. |
с.47-50 р.т. с.18-19 |
Пр.р. № 7 |
2.10 (18) |
Свойства воздуха. |
1 |
11.11 |
Комбинированный |
Таз, полиэтиленовая крышка, кусковой сахар. |
с.51-53 р.т. с.20-21 |
Пр.р. № 8 |
2.11 (19) |
Ветер. Охрана воздуха. |
1 |
15.11 |
Комбинированный |
Мультимедиа. Картинки по теме, схема-опора. |
с.54-57 р.т. с.22-23 |
|
2.12 (20) |
Горные породы |
1 |
18.11 |
Комбинированный |
Мультимедиа. |
с.58-59 р.т. с.24 |
|
2.13 (21) |
Полезные ископаемые. Песок, глина, гранит, известняк. |
1 |
22.11 |
Комбинированный |
Мультимедиа, лупа, песок, глина, зеркало, гранит, известняк. |
с.60-63 р.т. с.24-25 |
Пр.р. № 9 |
2.14 (22) |
Использование, добыча и охрана полезных ископаемых. |
1 |
25.11 |
Комбинированный |
Мультимедиа. |
с.63-67 р.т. с.25-26 |
|
2.15 (23) |
Почва. |
1 |
29.11 |
Комбинированный |
Банка, почва, спир-товка, железная банка, стекло. Мультимедиа. |
с.68-71 р.т. с.25-26 |
Пр.р. № 10 |
2.16 (24) |
Проверочная работа № 2 по теме: «Вода, воздух, горные породы и почва». |
1 |
2.12 |
Контрольный. |
|
р.т. с.29 |
|
3. О ЦАРСТВАХ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (16ч)
|
|||||||
3.1 (25) |
Четыре царства живой природы |
1 |
6.12 |
Комбинированный |
Мультимедиа. |
с.78-79
|
|
3.2 (26) |
Строений растений. |
1 |
9.12 |
Комбинированный |
Листья 4-6 разных растений. Мультимедиа. |
с.80-84 р.т. с.32-35 |
Пр.р. № 11 |
3.3 (27) |
Разнообразие растений. |
1 |
13.12 |
Комбинированный |
Таблицы. |
с.85-86 р.т. с.36 |
|
3.4 (28) |
Дикорастущие и культурные растения. |
1 |
16.12 |
Комбинированный |
Мультимедиа. |
с.87-88 р.т. с.36 |
|
3.5 (29) |
Жизнь растений. |
1 |
20.12 |
Комбинированный |
Мультимедиа. |
с.89-92 р.т. с.37-39 |
Пр.р. № 12 |
3.6 (30) |
Размножение и развитие растений. |
1 |
23.12 |
Комбинированный |
Две банки, семена растений. |
с.93-96 р.т. с.39-43 |
Пр.р. № 13 |
3.7 (31) |
Охрана растений. Контрольный тест. Проверка знаний за 2 четверть. |
1 |
27.12 |
Контрольный |
Рис. с изобр. расте-ний, схемы, карточ-ки. |
с.97-98 р.т. с.44-45 |
|
III ЧЕТВЕРТЬ
|
|||||||
3.8 (32) |
Строение животных. |
1 |
13.01 |
Комбинированный |
Схемы, таблицы. |
с.99-100 р.т. с.45-46 |
Пр.р. № 14 |
3.9 (33) |
Разнообразие животных. |
1 |
17.01 |
Комбинированный |
Мультимедиа. |
с.101-105 р.т. с.46-47 |
|
3.10 (34) |
Домашние и дикие животные. |
1 |
20.01 |
Комбинированный |
Мультимедиа. |
с.106-108 р.т. с.48 |
|
3.11 (35) |
Как животные воспринимают мир. |
1 |
24.01 |
Комбинированный |
Схемы, таблицы, картинки по теме. |
с.109-111 р.т. с.49-51 |
|
3.12 (36) |
Передвижение и дыхание животных. |
1 |
27.01 |
Комбинированный |
Схемы, таблицы, картинки по теме. |
с.112-115 р.т. с.51-52 |
|
3.13 (37) |
Питание животных. |
1 |
31.01 |
Комбинированный |
Схемы, таблицы, картинки по теме. |
с.116-119 р.т. с.52-54 |
|
3.14 (38) |
Размножение и развитие животных. |
1 |
3.02 |
Комбинированный |
Схемы, таблицы. |
с.120-123 р.т. с.55-57 |
|
3.15 (39) |
Охрана животных. |
1 |
7.02 |
Комбинированный |
Схемы, таблицы, картинки по теме. |
с.124-125 р.т. с.58 |
Пр.р. № 15 |
3.16 (40) |
Грибы и бактерии. |
1 |
10.02 |
Комбинированный |
Схемы, таблицы, картинки по теме. |
с.126-129 р.т. с.59 |
Пр.р. № 16 |
3.17 (41) |
Проверочная работа № 3 по теме: «О царствах живой природы». |
1 |
14.02 |
Контрольный |
|
р.т. с.60-61 |
|
4. ЧЕЛОВЕК (10ч)
|
|||||||
4.1 (42) |
Человек – часть живой природы. |
1 |
17.02 |
Комбинированный |
Плакат, портрет А.П.Павлова, посло-вицы, карточки, кроссворд. |
с.6-10 р.т. с.3 |
|
4.2 (43) |
Кожа – наша первая «одежда». |
1 |
21.02 |
Комбинированный |
Карточки-опоры, таблица, кроссворд. |
с.11-15 р.т. с.4 |
Пр.р. № 17 |
4.3 (44) |
Скелет. |
1 |
24.02 |
Комбинированный |
Плакаты. Мультимедиа. |
с.15-18 р.т. с.5 |
Пр.р. № 18 |
4.4 (45) |
Мышцы. |
1 |
28.02 |
Комбинированный |
Плакаты. Мультимедиа. |
с.19-21 р.т. с.5 |
Пр.р. № 19 |
4.5 (46) |
Кровеносная система. |
1 |
2.03 |
Комбинированный |
Таблицы, кросс-ворд. |
с.22-25 р.т. с.6 |
Пр.р. № 20 |
4.6 (47) |
Дыхание. |
1 |
6.03 |
Комбинированный |
Таблицы, кросс-ворд. |
с.26-30 р.т. с.7-8 |
Пр.р. № 21 |
4.7 (48) |
Питание. |
1 |
9.03 |
Комбинированный |
Таблицы, кросс-ворд. |
с.30-35 р.т. с.9-11 |
|
4.8 (49) |
Органы чувств. |
1 |
13.03 |
Комбинированный |
Таблицы, кросс-ворд. |
с.35-37
|
|
4.9 (50) |
Нервная система. Эмоции и темперамент. |
1 |
16.03 |
Комбинированный |
Плакаты. Мультимедиа. |
с.38-47 р.т. с.12-13 |
|
4.10 (51) |
Проверочная работа № 4 по теме: «Человек». |
1 |
20.03 |
Контрольный |
|
р.т. с. 14-15 |
|
IV ЧЕТВЕРТЬ 5. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ (18ч)
|
|||||||
5.1 (52) |
Народы нашей страны. |
1 |
3.04 |
Комбинированный |
Карта. Мультимедиа. |
с.50-56 р.т. с.18-19 |
Пр.р. № 22 |
5.2 (53) |
Путешествие по ленте времени. |
1 |
6.04 |
Комбинированный |
Лента времени. |
с.57-60 р.т. с.20 |
|
5.3 (54) |
Города и села. |
1 |
10.04 |
Комбинированный |
Картинки по теме. |
С.61-64 р.т. с.21-23 |
|
5.4 (55) |
Названия городов. |
1 |
13.04 |
Комбинированный |
Мультимедиа. |
С. 65-69 р.т. с.23-24 |
|
5.5 (56) |
Кремль – центр города. |
1 |
17.04 |
Комбинированный |
Мультимедиа. |
с.69-75 р.т. с.25-26 |
|
5.6 (57) |
Улицы города. |
1 |
20.04 |
Комбинированный |
Картинки по теме. |
с.76-79 р.т. с.27-28 |
|
5.7 (58) |
Герб – символ города. |
1 |
24.04 |
Комбинированный |
Мультимедиа. |
с.80-83 р.т. с.28-29 |
|
5.8 (59) |
Памятные места городов. |
1 |
27.04 |
Комбинированный |
Мультимедиа. |
с.84-87 р.т. с.30-33 |
|
5.9 (60) |
Улицы и памятные места родного города. |
1 |
4.05 |
Экскурсия |
|
|
|
5.10 (61) |
Современный город. |
1 |
8.05 |
Комбинированный |
Иллюстрации по теме. |
с.88-91 р.т. с.34-38 |
|
5.11 (62) |
Москва – столица России. |
1 |
11.05 |
Комбинированный |
|
с.92-95 р.т. с.39-43 |
|
5.12 (63) |
Что такое государство. |
1 |
15.05 |
Комбинированный |
|
с.96-100 р.т. с.44-46 |
|
5.13 (64) |
Конституция – основной закон нашей страны. |
1 |
18.05 |
Комбинированный |
Конституция. |
с.101-104 р.т. с.46 |
|
5.14 (65) |
Права ребенка. |
1 |
22.05 |
Комбинированный |
|
с.105-108 р.т. с.47-48 |
|
5.15 (66) |
Государственный герб России. Государственный флаг России. Государственный гимн России |
1 |
25.05 |
Комбинированный |
Рисунки, иллюстра-ции, фотографии с изображением гер-ба, флага. Аудио-запись гимна. |
с.109-116 р.т. с.49 |
|
5.16 (67) |
Государственные награды. Проверочная работа № 5 по теме: «Наше государство». |
1 |
29.05 |
Контрольный |
Рисунки, иллюстра-ции, фотографии с изображением госу-дарственных наград. |
с.117-120 р.т. с.50-51 |
|
Результаты обучения
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
что такое явление природы;
что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта;
устройства компаса;
о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое;
о круговороте воды в природе;
легко определяемые свойства воды (3-4);
о водоёмах (река, озеро, море);
о значении воды в жизни человека, необходимости ее охраны и рационального использования;
легко определяемые свойства воздуха (3-4);
состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ, примеси);
о необходимости охраны воздуха от загрязнения;
что такое горные породы и полезные ископаемые;
свойства 3-4 полезных ископаемых, их использование человеком;
о необходимости бережного использования полезных ископаемых;
о почве, ее значении и необходимости охраны;
о четырех царствах живой природы;
об органах растений и их значении;
особенности размножения и развития растений;
о некоторых группах растений и их отличительных признаках;
об отличительных признаках основных групп животных;
особенности передвижения, питания, размножения и развития животных;
некоторые взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы;
о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;
названия важнейших органов человека и их функции;
основные правила личной гигиены;
какие народы живут на территории России;
символику своего города;
столицу России;
государственные символы России;
как называется главный закон страны;
как устроено наше государство;
основные права и обязанности.
Учащиеся должны уметь:
находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
различать наиболее распространенные растения (5-6);
различать наиболее распространенных животных (7-8);
проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;
устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;
приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
выполнять правила личной гигиены;
оценивать свое поведение в природе;
выполнять правила поведения в природе;
находить на карте город (село), в котором они живут;
рассказывать о главных символах государства;
рассказывать о символах своего города;
рассказывать о главных достопримечательностях своего города;
рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка.
Список литературы по реализации программы.
Для учителя:
Обучение в 3-м класса по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов - М.: АСТ: Астрель, 2009.
Окружающий мир: 3-й кл. учебник для четырехл. нач. шк. В 2 ч. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
Окружающий мир: рабочая тетрадь в 2-х ч.: к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир»: 3-й кл. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
Окружающий мир. 3-4 классы. Изучение родного края: конспекты уроков, рекомендации / авт.-сост. А.А.Митина. - Волгоград: Учитель, 2010.
Я иду на урок в начальную школу. Тесты по природоведению / авт.-сост. Е.И.Николаенко. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
Для ученика:
Окружающий мир: 3-й кл. учебник для четырехл. нач. шк. В 2 ч. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
Окружающий мир: рабочая тетрадь в 2-х ч.: к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир»: 3-й кл. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Веденёва Юлия Борисовна
→ Julia150 24.09.2011 1 13522 1853 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.