Статья "Формирование культурного поля младшего школьника"
Формирование культурного поля младшего школьника
В течение последних пяти лет учителя начальной школы ГОУ гимназии №166 г. Санкт-Петербурга работали над общей методической темой: «Формирование культурного поля младшего школьника».
Девизом для своей работы мы взяли следующие слова:
«Что воспитаем в детях, то и получим в обществе».
Актуальность этой темы очевидна в наше время, когда в обществе утрачиваются нравственные ценности, притупляется чувство патриотизма, исчезает интерес школьников к учебе.
Обретение своего культурного поля, вхождение в культурное пространство своей эпохи является сущностью процесса образования.
В среде, которая формирует культурное поле школьника, можно выделить четыре блока:
общественные институты, функции которых – образование детей: семья, школа, учреждения дополнительного образования. Общим для этих структур является длительное общение с ребенком, забота о его воспитании и развитии.
учреждения культуры: библиотека, кинотеатр, музей, театр, цирк - каждый по-своему приобщает ребенка к искусству. Но для того, чтобы это приобщение состоялось, необходимо как минимум, чтобы ребенок пришел в театр, музей, библиотеку. Опыт показывает – эффективной работа по формированию культурного поля оказывается там, где есть тесное взаимодействие учреждений культуры и школы.
средства массовой информации (коммуникации). Телевидение, компьютер, периодическая печать, сеть Интернет имеют множество функций, одна из которых – приобщить детей к искусству. В жизни современных детей телевидение и компьютер занимают все большее и большее пространство. В отличие от учреждений культуры здесь контакт отнюдь не эпизодический, а систематический, контакт, который взрослые чаще всего пытаются ограничить, справедливо опасаясь негативного влияния многих телевизионных программ, компьютерных игр.
стихийные детские объединения: сообщества детей, которые не специально организованы взрослыми, а складываются стихийно: дворовые компании, группы, объединяющиеся по принципу пристрастия к определенным молодежным течениям и т.д. Ценности, исповедуемые в этих группах, далеко не всегда совпадают с теми, которые исповедуются школой, семьей, что часто бывает особенно привлекательным для ее членов, удовлетворяет юношескому чувству протеста.
Итак, среда в лице общественных институтов, учреждений культуры, средств массовой информации, детских объединений оказывает воздействие на ребенка. В реальной жизни воздействие каждого из этих блоков может быть разнопланово: как со знаком плюс, так и со знаком минус. И семья, и школа, и телевидение, и детские объединения могут привить любовь к высокому искусству, а могут сформировать ложные ценности. Ребенок ежедневно испытывает огромное количество разноплановых влияний. Что из пространства культуры он возьмет, и это станет его личным достоянием, мимо чего пройдет, не заметив, а что сознательно отбросит? Какое пространство культуры он присвоит? Эти вопросы волнуют и школу, и семью. Ведь пространство культуры, присвоенное личностью, можно назвать культурным полем.
Как любое пространство поле – объективная реальность, имеющая объем и протяженность. Оно динамично и стремится к расширению. Именно движение поля и есть развитие личности, ее становление.
Как происходит процесс формирования культурного поля? Необходимо помнить, что силой, являющейся причиной его становления, являются потребности – источник активности человека. Потребности в деятельности, в познании, в общении, присущие младшим школьникам, становятся движущей силой развития личности. Потребность вызывает к жизни мотив – побуждение к активности и требует постановки цели деятельности. В результате активности, проявленной личностью, происходит процесс усвоения знаний, а на основе знаний формируются умения. В процессе активного освоения пространства формируются интересы, которые ведут к появлению новых потребностей, то есть начинается новый виток движения культурного поля. В процессе этого движения школьник получает опыт творческой и эмоционально-оценочной деятельности, у него начинают формироваться ценности.
Для характеристики культурного поля потребности, интересы и мотивы оказываются существенными характеристиками, но особенно важными показателями сформированности культурного поля являются ценности и активность личности, активность, проявляющаяся в культуросообразном поведении, творчестве, расширении собственного кругозора, сохранении и созидании культурных ценностей. Этот опыт созидания чрезвычайно важен. Сделать что-то для других, - отдать, а не взять, создать, а не сломать, получить радость оттого, что делишься с другими - этому необходимо учить младших школьников.
Мы считаем, что ведущая роль в формировании культурного поля ребенка должна принадлежать школе. Это невозможно сделать, изучая какой-то один конкретный учебный курс. Школа должна использовать весь развивающий потенциал образовательной, художественной и социальной среды.
Цель нашей методической работы – создание оптимальных социальных и педагогических условий для формирования культурного поля ребенка на основе учета его индивидуальных особенностей, сохранения здоровья, интеллектуального, духовного и физического развития.
Для достижения этой цели объединение учителей начальных классов поставило перед собой следующие задачи:
Расширение образовательной среды (расширение системы дополнительного образования на базе гимназии и учреждений культуры района и города) для успешного формирования культурного поля ребенка.
Привитие навыков нравственного поведения на основе единого комплекса учебной и внеклассной работы при широком использовании исторического и культурного фонда Санкт-Петербурга.
Формирования у учащихся нравственной гражданской позиции по отношению к ценностям различных культур.
Развитие личности ребенка средствами искусства слова, воспитание потребности в общении с искусством, введение школьника в мир художественной литературы, приобщение его к духовному опыту человечества.
Организация воспитательной работы, направленной на развитие способностей учеников и их самостоятельности.
Обучение тесному взаимодействию коллектива учителей, семьи, социума с целью единства подходов к расширению поставленных задач.
Учителя определи основные направления своей работы и создали следующие творческие группы:
«Гармонизация личности и воспитание этнотолерантности маленького гражданина России»
«Развитие ребенка в условиях культурной среды Санкт-Петербурга»
«Диалог семьи и школы как путь к формированию культурного поля учащихся младших классов»
«Эстетическое пространство современного ребенка. Интеграция предметов эстетического цикла»
«Устное народное творчество как средство формирования культурного поля младших школьников»
«Инновационные подходы к формированию экологической и экономической культуры учащихся начальной школы»
Каждая творческая группа поставила перед собой определенные задачи, решение которых должно привести к ожидаемым результатам, провела «круглые столы» по своему направлению, подготовила обзор педагогической литературы. За пять лет работы над методической темой учителя обобщили и систематизировали дидактический материал по выбранному направлению, создали серии открытых уроков и внеклассных мероприятий, провели семинар для учителей района.
Председатель МО Терехова Е. А.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Терехова Елена Альбертовна
→ lenatereckova 09.10.2011 0 3358 418 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.