Сатья "Выявление личностных и интеллектуальных особенностей одаренных детей."
Выявление личностных и интеллектуальных особенностей одаренных детей.
Любой человек, сколько бы гениальным он ни был,
в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые предоставляет ему мозг.
Н. Дубинин
Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.
Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах.
Выдающиеся умственные проявления ребенка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.
Тем не менее, необходимо диагностировать и выявлять одаренных детей не только потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны, но и для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении с обыкновенными детьми. Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период успешного выполнения этой важной жизненной функции, которой благоприятствуют характерные способности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.
Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.
Чтобы лучше понимать таких детей, нужно, прежде всего, знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У младших школьников, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, – формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы.
Формы выявления одаренных детей:
-наблюдение;
-общение с родителями;
-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
-олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции
Модель одаренного ребенка:
Личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;
личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;
личность, способная осуществить самостоятельную деятельность;
личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей
Проблемы одаренных детей
1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
3. Конформизм. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.
Уязвимость одарённых детей
1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству проявляется рано.
2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть поставленных целей, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.
Обучение одаренных детей
Возникает много сложностей в обучении одарённых детей. Образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.
Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Прежде всего, необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум, прошли соответствующую курсовую подготовку
Создание, для детей с повышенными способностями, особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих образовательных учреждениях. Одной из положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.
Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребёнка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.
Следует придерживаться индивидуального подхода к одарённым детям
Внедрение ролевых игр является эффективным средством развития детей.
Обучить детей границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищённости, снижают напряжённость и предотвращают агрессивность.
Научить детей прослеживать межпредметные связи.
Исходя из моего опыта работы с одаренными детьми предлагаю
использовать технологические карты:
Технологическая карта работы с одаренными детьми
Виды работ |
Работа на уроке |
Внеурочная деятельность |
Работа с родителями |
Когда? |
При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики. |
На индивидуальных занятиях, на занятиях курса «Умники и Умницы». |
Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские гостиные и родительские собрания. |
Зачем? |
Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению. |
Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей. |
Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей. Проведение микроисследований по теме. |
Что? |
Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности. |
Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности. |
Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность. |
Как? |
Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения. |
Творческая мастерская, клуб «Умники и Умницы», олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы. |
Совместное выполнение творческих заданий, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских гостиных и на родительских собраниях. |
2. Основные формы внеурочной образовательной деятельности
Форма |
Задачи |
Факультатив |
Учет индивидуальных возможностей учащихся. Повышение степени самостоятельности учащихся. Расширение познавательных возможностей учащихся. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. |
Ученическая конференция |
Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой. Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. Формирование информационной культуры учащихся. |
Предметная неделя (декада) |
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности. Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области. Развитие творческих способностей учащихся. |
Научное общество учащихся |
Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности. Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований. |
День науки |
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности. Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области. Развитие творческих способностей учащихся. |
Кружки, студии, объединения |
Развитие творческих способностей учащихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация учащихся во внеклассной работе. |
Качество образования, полученного учащимися в школе, определяется не только системой универсальных знаний, умений и навыков, но также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся за результат действия, то есть сформированными ключевыми компетенциями. Повышенное внимание к вопросу их формирования у учащихся связано с обновлением системы образования. Оно должно быть приближено к более полному соответствию требованиям отечественных и мировых стандартов качества образования, что отражено в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в «Требованиях к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы».
Внедрение компетентностного подхода в различные учебные предметы имеет неодинаковые возможности и наибольшие затруднения, как правило, возникают при изучении учебных дисциплин (физика, математика, химия, биология), ориентированных на усвоение конкретных знаний или специфической деятельности.
Программа курса «Природоведение» для начальной школы оказалась устаревшей на фоне современных курсов обучения детей в 1 – 4 классах. На смену ей пришел «Окружающий мир», где вводились элементы физической географии, зоологии, ботаники и анатомии, химии и физики с астрономией по весьма алогичной структуре с сохранением академичности изложения и терминологии, доступной учащимся тех возрастных групп, для которых тот или иной курс начинается в среднем или старшем звене.
Для решения этих проблем мною в течение четырех лет в целях выявления личностных и интеллектуальных особенностей одаренных детей велась научно-исследовательская работа по темам:
«Я изучаю мир электричества»
«Я познаю мир физики»
«Я познаю мир химии»
Детская научная продукция была представлена на научно- практических конференциях школы.
.
В моей работе я обращаюсь к опыту проектирования и реализации «Уроков открытий» в предметной области «Физика», «Химия» для учащихся начальных классов в рамках дополнительного образования.
Для выявления личностных и интеллектуальных особенностей одарённых детей на первый план я выдвинула проблему создания условий для их оптимального развития. В связи с этим в классе сложилась определенная система работы с одаренными учащимися. Создана среда, предоставляющая учащимся возможность открыть и максимально развить все лучшее, что заложено в ребенка природой.
Намечен конкретный план мероприятий по выполнению данной программы. Определена система выявления одаренных детей, включающая методы изучения и тестирования учащихся, олимпиадное движение, проведение интеллектуальных марафонов, конкурсов, основного и дополнительного образования, ежегодное проведение творческих недель, способствующих проявлению и развитию творческой одаренности. Были определены формы проявления детской одаренности, среди которых:
-общая интеллектуальная одаренность,
-организаторская, лидерская одаренность,
-художественная одаренность,
Работа с детьми в школе имеет давние и достаточно успешные традиции. Поэтому на первый план была выдвинута проблема поддержки интеллектуальной одаренности. В качестве критериев способностей, одаренности и таланта была предложена классификация по единому основанию – успешности деятельности. Был определен круг учащихся, имеющих обычные способности к усвоению знаний, к их репродуктивному и самостоятельному применению и творческие способности, связанные с самостоятельным созданием оригинальных образов.
Методическая работа по данной модели способствовала повышению уровня креативного мышления учащихся, что подтверждено результатами психодиагностического исследования.
Уровень развития креативного мышления учащихся
Уровень креативности
|
2009-2010уч. год |
2010-2011уч. год |
Высокий |
43 % |
58 % |
Средний |
33 % |
22 % |
НизкийНиже среднего |
24%- |
20%- |
Учитель начальных классов
МОУ СОШ № 40, г. Иркутска
Дернова Марина Михайловна
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дернова Марина Михайловна
→ MarinaIrk 23.10.2011 1 2430 408 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.