Проектная деятельность в формировании экологической культуры младших школьников.


Проектная деятельность в формировании экологической культуры младших школьников.


«Экология теперь уже стала не только наукой. К сожалению, экологические проблемы достигли такой остроты, что человечество уже осознало необходимость пересмотра своего отношения к природе. Безусловно, сейчас общество находится на пороге «экологизации» своего мировоззрения. И во многом тем, как будет сформировано это мировоззрение у детей, будет определяться судьба цивилизации». (В. Сарычев «Молодежная экспедиция». Журнал «Воспитательная работа в школе». №2 2006. Стр.126).

Формирование экологической культуры младших школьников предполагает подвести учащихся к пониманию того, что от состояния окружающей среды зависит состояние физического и духовного здоровья человека, а потому оберегать эстетические, экологические и санитарно-гигиенические качества окружающей среды - значит, заботиться о духовном и физическом здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.

В качестве одного из методов воспитания носителей новой культуры взаимоотношений с природой, людьми и самим собой мной используется проектная деятельность.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны. Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

Целесообразно при формировании экологического сознания и поведения использовать на уроках окружающего мира элементы технологии ИКТ, которые формируют у детей навык самостоятельного изучения и подбора материала, способствуют развитию умения работать с книгой, с электронными носителями информации, развивают компьютерные умения и навыки, реализуют творческий потенциал личности учащихся. Ведь данная работа привлекает не только отдельных учеников, но и в целом класс. Может носить индивидуальный и групповой характер. Учащиеся, овладевая элементами технологии ИКТ, учатся работать в команде, презентовать итоговый продукт своей деятельности.

Хочу привести некоторые примеры работы проектной деятельности в своей практике.

Для изучения комнатных растений и знакомства с субтропическими растениями мои второклассники посетили «Зимний сад» при Башкирском Государственном Аграрном Университете. Экскурсовод подробно рассказала детям об этих растениях, где их родина как они оказались в нашей стране, о некоторых полезных свойствах этих растений. В саду дети смогли не только увидеть, но и потрогать, понюхать «необычные» растения и даже попробовать лимон. Большой интерес у ребят вызвала «тропа джунглей», по которой они смогли пройти вслед за экскурсоводом.

После экскурсии учащиеся поделились своими впечатлениями в своих сочинениях. А для Новиковой Александры эта экскурсия послужила толчком для создания проекта «Ботанические сады мира». Цель проекта: изучить и познакомить сверстников с растениями мировой флоры. Девочке посчастливилось побывать в разных уголках нашей планеты, и отовсюду привозила рассаду или экземпляры флоры тех мест. Она с большой заботой относится к этим растениям, и ей хотелось получить такой же результат, как и в естественных условиях. Но это ей не удалось.

Таким образом, ребенок понял, что ботанические сады максимально приближают искусственно созданную среду к естественной, что очень важно для сохранения исчезающих видов растений.

В третьем классе проводилось небольшое исследование по культуре потребления воды у себя дома, что приводит их к мысли о необходимости более бережного отношения к расходованию воды. Детям предлагалось по анкете провести скрининг воды в своей квартире. Результатами этого исследования заинтересовался один из моих учеников. Рыжов Илья начал работу по проекту «Загадки воды». Цель этого проекта: изучить свойства воды. В процессе исследования он узнал об интересном факте: вода – это всемирный компьютер, оказывается, она обладает памятью.

После изучения по окружающему миру цикла о животном мире, начиная с простейших и заканчивая млекопитающими, мы посетили экзотариум. Дети провели наблюдения за животными, сделали фотоснимки и сняли на видео некоторые виды фауны, с которыми они познакомились раньше. Затем, под моим руководством, ученики разделились на группы и подготовили рефераты о животном мире. Защиту своих выступлений они демонстрировали своими фотоматериалами на слайдах. Все это нужно для изучения их взаимосвязи с растениями и другими животными, влиянием на них факторов неживой природы, а также способы приспособления этих животных к среде своего обитания.

В четвертом классе дети изучают законы природы, делают добрые дела для растений, животных и передают свои знания друзьям, знакомым, просвещают их, показывая личным примером, как нужно приводить в порядок наш общий Дом - планету Земля. Например, Пастухов Никита разработал проект «Жизненное пространство», целью которого - получение представления о жизненном пространстве как о важном факторе природной среды. В течение зимы делал опыты по выращиванию гороха в различных условиях: в 1-м горшке – 1 горошина, во 2-м – 3 горошины, в 3-м – 10 горошин. Выяснил причины нарушения равновесия жизненного пространства (естественные и по вине человека). Человек должен внимательно относиться к природе. Любой необдуманный шаг, даже безобидный с виду, может привести к серьезным последствиям и даже послужить причиной экологической катастрофы.

Наш класс принимал участие в экологических проектах TUNZA и VOLVO от ЮНЕСКО. В течение зимы, ребята сначала собирали материал, проводили анкетирование со своими одноклассниками, сочиняли сказки о растениях, делали опыты по выращиванию гороха и т. д. Затем выступили в школьном клубе ЮВЕНТА на заседании для старшеклассников, каждый со своим проектом: Волошина Мария «Почему школьнику нужен режим?»; Новикова Александра «Ботанические сады мира»; Пастухов Никита «Жизненное пространство»; Рыжов Илья «Загадки воды».

С этими проектами учащиеся успешно выступили на НПК школы и были приглашены на Всероссийскую научно-практическую конференцию «Открытие» в Москве, где приняли участие и получили сертификаты

Вот уже три года отделом образования Администрации Октябрьского района г. Уфа республики Башкортостан центром детского технического творчества «Биктырыш» проводится конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Старт в науку» для младших школьников Октябрьского района г. Уфы. Ежегодно мои дети участвуют на этих конкурсах с проектами на экологическую тему.

Тему «Проектная деятельность в начальной школе» я считаю актуальной в наше время, потому что сегодня необходима переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, а также она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни

Проектная деятельность школьников как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделённой между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта. На основании этого можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделенной как с взрослыми, так и со сверстниками.



Список используемых источников:

1.Г. В. Буковская «Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников». Москва. 2004. 190 стр.

2.Журнал «Воспитательная работа в школе». №2 2006.

3. http://sandbox.openclass.ru/node/20669

4. http://festival.1september.ru/articles/411473/




Полный текст материала Проектная деятельность в формировании экологической культуры младших школьников. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Харисова Ирина Михайловна  irena65
03.01.2012 2 2222 460

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК