Доклад на тему: "Профилактика асоциального поведения младших школьников через взаимодействие воспитателя ГПД и социального педагога ".
















Профилактика асоциального поведения младших школьников через взаимодействие воспитателя ГПД и социального педагога.









Подготовила: воспитатель

МОУ «СОШ п. Коминтерн»

Журавлёва Юлия Валерьевна

Профилактика асоциального поведения младших школьников через взаимодействие воспитателя ГПД и социального педагога.


Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Такие базовые ценности, как гуманизм, гражданственность, патриотизм, среди большей части детей утратили свою значимость. На первое место вышли ориентации индивидуалистического и потребительского характера. Поэтому главными задачами воспитания подростков являются: укрепление физического и психического здоровья; обучение жизненно важным умениям и навыкам; развитие их способностей и воспитание нравственно - волевых качеств; воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и умения самостоятельно решать представленные проблемы.

Нет нужды доказывать, что дети – это наше будущее, и сейчас это будущее оказалось под угрозой, находится на грани как физического, так и духовного выживания. Особую остроту в настоящее время приобрела проблема детей асоциального, отклоняющегося поведения, именно эти группы заметно увеличивают молодежную, подростковую преступность.

В чем проявляется отклоняющееся, асоциальное поведение? Как правило, в психологических трудностях, эмоциональных расстройствах и, как результат, - нарушения поведения.

Для детей асоциального поведения характерна определенная система мотивов, самоутешение, самооправдание, обвинение в своих неудачах других лиц. Для них характерны недоразвитие духовных чувств и эмоций, лживость и эгоизм, упрямство и агрессивность, вспыльчивость, грубость. С ними обычно не хотят дружить, сидеть за одной партой. Завоевывать авторитет среди сверстников им приходится путем бравады, неумеренных шалостей на уроках и на перемене, совершения хулиганских поступков. Все это приводит к конфликтным отношениям с одноклассниками.

Потребности их ограничены, чаще всего, материальными интересами, примитивными и односторонними. Для них характерно ложное представление о таких нравственных понятиях, как дружба, товарищеская взаимопомощь, принципиальность, честность, смелость, правдивость. Дружба, например, рассматривается как круговая порука; проявить смелость - обворовать сады, прыгнуть со второго этажа, обмануть старших; упрямство рассматривается как настойчивость и принципиальность, грубость — как показатель независимости; быть чутким – значит проявить слабость, бесхарактерность; быть вежливым — значит унижаться перед человеком; соблюдение правил культуры поведения не считаются положительными качествами личности. Самооценка практически у всех таких детей неадекватно завышена.

Основная задача школы - дать такому ребёнку, с учётом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

Необходимость обсуждения вопроса, касающегося взаимодействия социального педагога и воспитателя обусловлено, прежде всего, тем, что их работа связанна самим ее объектом - это человек, учащийся, воспитанник в социальной среде.

Профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, направляя воспитательную работу школы, в частности, социального педагога и воспитателя на формирование высоконравственных и этических ценностей у учащихся начальных классов.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая

приводит к правонарушениям.

Взаимодействие воспитателя и социального педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребёнка проблем и проведения социально – педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Начинается эта работа с анализа социального паспорта.

В группе, где я работаю 7 детей из неполных семей, 4 детей требующих повышенного педагогического внимания, 1 опекаемый ребёнок. В целом это – 12 человек, таким образом, 60% детей составляют потенциальную группу риска.

Для успешного решения проблемы асоциального поведения учащихся необходимо своевременно выявлять и искоренять самые первые отклонения в нравственном развитии и поведении ребенка. Начинать следует с момента выявления самых первых, незначительных симптомов, свидетельствующих о неблагополучии в духовном развитии ребенка или его ближайшего социального окружения. Предупредительная работа на этом этапе заключается в умении воспитателя увидеть неблагополучие в духовной жизни маленького школьника в классе или дома, понять причины его дискомфорта и помочь ему преодолеть трудности, с которыми сам он не в силах справиться.

Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства воспитателя и социального педагога, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение. Особенностью такой деятельности является то, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана (конфликтом с родителями, конфликтом с учителями, конфликтом с группой детей и др.), поэтому задача воспитателя заключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуации ребенка.

Для этого я применяю методы наблюдения и анкетирования.


АДАПТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТА «РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ» ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован ВМ. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Я. Степановым)

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3—4 классов.

Итоги теста


гпд 3,4б классы

Достаточная нравственная воспитанность

85%

Несформированность нравственных отношений

15%

Безнравственая ориентация

0%


МЕТОДИКА «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

(составлена ИМ. Витковской)

Цель: выявление направленности интересов младших

школьников.

Воспитатель предлагает записать на лепестках желания, исполнения ко­торых детям больше всего хочется. Прежде чем записать же­лание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Та­ким образом, каждый ребенок сформулирует семь жела­ний, которые будут им же проранжированы.


МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

(составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»)

Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.

низкий уровень — 0

ниже среднего — 1 чел.

средний уровень — 7

выше среднего —12

высокий уровень — 0


МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

(разработана профессором М. И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Результат:

Уровень автономности - 2;

Уровень социальной активности - 2,4;

Уровень нравственной воспитанности - 2,8

Коэффициент больше двух, но меньше трех свидетельствует о средней степени развития социальных качеств.

По результатам тестирования совместно с социальным педагогом выявляем учащихся асоциального поведения, анализируем особенности семейного и дружеского окружения, в соответствии с этим планируем индивидуальную работу и отслеживаем её результаты.


Следующим этапом работы является организация внеучебной деятельности.


Внеучебная деятельность учащихся должна быть наполнена содержанием, интересным и увлекательным. Наш ученик – это не только школьник, но и, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет? Это не праздные вопросы – это вопросы жизни.

Чтобы воспитать человека целеустремлённого, убеждённого, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время. Чем больше ребёнок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений.

Воспитанники нашей группы имеют возможность посещать кружки и секции, организованные в нашей школе. При организации системы дополнительного образования учитываются интересы учащихся, поэтому кружки работают в различных направлениях. Совместно с социальным педагогом проводим работу по вовлечению в работу кружков и секций подростков из неблагополучных семей, а также подростков асоциального типа поведения. В этом году воспитанники моей группы посещают следующие кружки:

- «В мире сказок» – рук. Козлова О.Л.

- «Знай-ка» – рук. Аминова Т.Ф.

- «Из простой бумаги мастерим как маги» – рук. Журавлева Ю.В.

- Спортивные секции

На базе школы работает филиал муз. Школы п. Пробуждение. Ребята активно посещают занятия по музыкальной грамоте, хореографии, народным инструментам (Саратовские гармошки).

Охват обучающихся группы кружковой работой составляет 90%.

Одно из направлений организации внеучебной деятельности – организация и проведение клубных часов, в том числе профилактической направленности.

Большое внимание уделяю формирование здорового образа жизни.

В целях укрепления здоровья учащихся и приобщения их к физической культуре и спорту, формирование потребности в здоровом образе жизни в этом году были проведены следующие мероприятия:

Проводились игровые программы «Веселые старты», «Зарничка», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Путешествие на остров сокровищ», «Один дома», викторина «Формула здоровья».

Беседы на темы: «Мое здоровье в моих руках», «Лакомств тысяча, а здоровье одно», «В гостях у Мойдодыра».

Для проведения мероприятий широко использую презентации: «Вредные привычки», « Здоровое питание», «Кто хорошо жуёт, тот долго живет», « Режим дня школьника», «Надо ли беречь зубы».

Гражданско-правовое просвещение также занимает важное место в работе по профилактике асоциального поведения обучающихся. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Знание своих прав и обязанностей формирует у ребят ответственность за своё поведение. В рамках этого направления традиционными стали занятия: права и обязанности школьника, Символы Российского государства, Правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения. По данным темам провожу беседы с использованием презентаций, викторины, игровые программы, по возможности привлекаю родителей.

При проведении мероприятий использую презентации: «Дорожная академия», «Права ребенка», «Уроки вежливости» и д.р.

Немаловажное место в профилактической работе занимает взаимодействие с социальным педагогом школы. Социальный педагог регулярно проводит беседы на правовую тематику, принимает участие в обследовании жилищно-бытовых условий семей учащихся, изучает особенности, склонности, интересы учащихся. Систематически проводит мониторинги и исследования по выявлению детей группы риска. В школе ведётся наблюдение за детьми, склонными к правонарушениям.

Социальный педагог привлекает к профилактической работе детский актив – школьный отряд юных помощников милиции. Такой отряд «Надежда» создан в нашей школе в 2008 году в целях профилактики правонарушений среди учащихся, совершенствования нравственного воспитания, повышения правосознания детей и подростков. Направления работы отряда:

Профилактика правонарушений - организуют дежурство по школе, контролируют порядок на территории образовательного учреждения, проводят теоретические и практические занятия по профилактике правонарушений.

Информационная и поисковая работа - организуют и проводят встречи с сотрудниками правоохранительных органов, отвечают за выпуск фотовитрин, газет с целью профилактики противоправных действий, участвуют в пропаганде знаний по правовой тематике среди несовершеннолетних.

Охрана правопорядка в школе – проводят работу с трудными детьми, нарушителями общественного порядка, ведут работу по факту пропусков уроков учащимися без уважительной причины.

Профилактика вредных привычек – организуют игры и викторины, помогают классным руководителям и воспитателям в проведении занятий по ранней профилактике противоправных деяний несовершеннолетних.

Школа – это одна большая семья, в которой живут дети, их родители, педагоги, работники школы и очень важно поддерживать климат и порядок в этом большом доме для осуществления одной главной цели – воспитания полноценных личностей и настоящих граждан России! Для этого и создан в школе отряд ЮПМ.
Члены отряда ЮПМ частые гости нашей группы, т.к. среди них – мои бывшие воспитанники. С 2000 по 2005 годы эти ребята, посещая группу продлённого дня на клубных часах и внеклассных занятиях, учились быть добрыми, честными, ответственными. И сейчас, являясь членами отряда ЮПМ, я могу сказать, что мои усилия не пропали даром.

Ребята приходят к нам с беседами: «Поведение в общественных местах», «Давайте жить дружно», «Чем я богат», «Культура речи», «Энциклопедия хороших манер», «Честность - прежде всего». Проводят игровые программы: «Дорожный марафон», «В стране дорожных знаков», Безопасное колесо», « Умей сказать нет вредной привычке», «Школа светофорных наук».

Показывают кукольные спектакли для того, чтобы в доступной форме объяснить малышам о правилах дорожного движения, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Во время этих посещений члены отряда ЮПМ делятся своим опытом, приводят примеры из жизни, а воспитанники группы являются не просто слушателями, они активно участвуют в обсуждении вопросов. Для подростка наиболее ценны сведения, исходящие от сверстников, а информация, получаемая от взрослых, чаще воспринимается как нотация или навязчивое нравоучение. Такие встречи проводятся в виде разнообразных оценочных ситуаций, раскрывающих те или иные недостатки в поведении школьника. Они вызывают определенный интерес и активность у детей. Создаются такие ситуации, которые заставляют ребенка активно думать, принимать этические решения, накапливать положительный нравственный опыт. Такие занятия способствуют перевоспитанию младшего школьника.

В результате совместной работы всех структур взаимодействия ребенок находится под пристальным вниманием, чувствует, что к нему неравнодушны, что он своевременно может получить поддержку и взаимопонимание.

Положительным результатом предупредительной профилактической работы является то, что ни один обучающийся моей группы не стоит на учете внутри школы, ни в комиссии по делам несовершеннолетних, другими словами моими воспитанниками не совершенно ни одного противоправного поступка.




Полный текст материала Доклад на тему: "Профилактика асоциального поведения младших школьников через взаимодействие воспитателя ГПД и социального педагога ". смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Журавлева Юлия Валерьевна  ЖЮВ
09.01.2012 0 15766 735

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК