Педагогический проект "Развитие ключевых компетенций в пректной деятельности"


Педагогический проект учителя начальных классов Тихоновой Е.Ю.


«Развитие ключевых компетенций учащихся в проектной деятельности»


Педагогический вопрос –
Как сделать так, чтоб удалось:
Всему ребёнка научить,
Его душе не навредить.
Как дать понять – «запретный плод»,
Где нужен личностный подход?

В современной Концепции образования все более значимой становится задача воспитания человека, способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен.

Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных ситуаций, уметь применять полученные знания, сохранять социальную устойчивость, свое «Я» в постоянно меняющихся условиях. Жизнь, как известно, у человека одна, и прожить ее любой человек должен так, чтобы ему было легко и комфортно в любой жизненной ситуации.

Для того чтобы помочь ребенку самоопределиться в большом пространстве окружающего мира, необходимо применять такие подходы и методы работы, в которых происходило бы изменение позиции ученика: от объекта, пассивно получающего информацию, до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего для этого способы действий. Необходимо формировать у учеников владение ключевыми компетентностями, которыми окрашивается личность ученика, развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы.

Таким образом, обозначается проблема – как осуществить развитие такой личности ребенка, которая сможет противостоять этим неблагоприятным внешним факторам. Ведь, если человек будет образован, самостоятелен в принятии решений, увлечен, то он будет являться той зрелой, социально адаптированной личностью, которой представляется широкое поле для ее реализации.

Цель моей педагогической деятельности: развитие ключевых компетенций школьников.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  1. диагностика первоначального уровня сформированности ключевых и предметных компетенций учащихся

  2. организация обучения на основе предоставления учащимся возможности для анализа результатов собственной деятельности;

  3. оценка результатов педагогической деятельности не только с точки зрения предметных линий развития, но и развития ключевых компетенций учащихся.

Формирование ключевых компетенций.

Цель: реализация компетентностного подхода при обучении на I ступени обучения.

Задачи. Изучение теоретического материала по реализации компетентностного подхода в образовании. Формирование ключевых компетентностей у обучающихся. Повышение качества образования у обучающихся I ступени через деятельностный подход.

Ожидаемые результаты:

  1. Овладение учащимися общеучебными умениями и навыками, соответствующими возрастным и психологическим возможностям, как средством социализации личности ученика. Повышение общей информационной культуры учащихся.

  2. Развитие мотивации к изучению за счет расширения пространства учебного предмета, в том числе формирование ключевых компетенций.

Этапы работы над проектом

  1. Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами.

  2. Этап реализации.

  3. Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.


Условия реализации проекта


Проектная работа учащихся

Учебный год

Информационные проекты

Озеленение

класса

Озеленение

пришкольного

участка

Создание

биологического

музея

2008-2009

20%

50%

-

10%

2009-2010

20%

50%

-

10%

2010-2011

15%

5%

50%

10%

2011-2012

15%

5%

40%

20%

2012-2013

15%

5%

10%

50%


По ФГОСу предусмотрено соотношение времени, отводимой на проектную деятельность. Оно составляет 20% - 80%. В данной таблице отражено время работы учащихся над предлагаемыми проектами.

Остановлюсь на том, что же такое компетенция?

 Компетенция есть не что иное, как готовность действовать. Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. По классификации, предложенной ученым А.В. Хуторским, ключевые компетенции делятся на:

  • учебно-познавательные;

  • информационные;

  • коммуникативные;

  • общекультурные;

  • компетенции личного самосовершенствования;

  • социальные.

Из предложенных компетенций считаю наиболее значимыми: учебно-познавательную, коммуникативную и общекультурную.

Учебно-познавательная:

  • В процессе работы индивидуально или в группах ученики учатся сложные задачи, стоящие перед ними, делить на более мелкие. И, решая каждую из задач, обобщать и делать вывод о наблюдаемом явлении или процессе. И, если в 1 классе основная роль в разбиении задач на подзадачи все еще лежит на учителе, в 3-4 классах ученики сами могут справиться с этой работой.

  • На практических и лабораторных работах, при проведении классных и домашних опытов у учащихся формируется навык определения основных этапов работы, составлению алгоритма для выполнения практических работ и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от условий.

  • На всех параллелях ученики много и активно работают с дополнительной литературой. Формирование навыков работы с большим объемом информации, представленной огромным количеством видов учебных материалов, формируется постепенно. На уроках всегда приводится список дополнительной литературы. Работа с некоторыми источниками (энциклопедии, хрестоматии, мультимедийные продукты) проводится на уроках для закрепления навыка видеть и выделять главное и умения донести информацию для остальных учащихся.

  • На уроках окружающего мира учащиеся продолжают овладевать такими простейшими методами изучения , как наблюдение – сезонных изменений в жизни растений, животных, результатов опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов; опыт – передвижение минеральных веществ по стеблю, влияние света на растения и т.д. Некоторые из учащихся самостоятельно или с помощью учителя могут подготовить и провести эксперимент (прорастание семян в различных условиях) или смоделировать определенный процесс (например, фотосинтез), протекающий в живых организмах.

  • После отработки алгоритмов в стандартных ситуациях, учащимся предлагается на основе заданных алгоритмов, решить творческую задачу или предложить новое нестандартное решение проблемы;

Коммуникативная:

  • Формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности.

  • С первого урока и на каждом занятии вводятся новые термины. Многие, введенные на ранних этапах изучения уточняются, дополняются и усложняются. На уроках оценивается умение учащегося логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием терминов.

  • Большое значение имеет составление планов и опорных конспектов по изученному материалу – сначала по образцу, потом самостоятельно, как по отработанному, так и по новому материалу, для закрепления и для контроля знаний.

Общекультурная компетенция:

  • На первых этапах изучения – осознание роли науки в жизни человека, её влияние на мир, начало освоения учеником научной картины мира. В дальнейшем – овладение познаниями и опытом деятельности науки – как составной части жизни человека и человечества. Осознание роли в бытовой, культурной, досуговой сферах, её влияние на мир, формирование освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Для развития ключевых компетентностей нужно использовать такие педагогические технологии, которые предполагают поиск максимально удобных форм организации учебного процесса, не нарушающих существующую урочную систему.

Методы формирования компетенций: 1. Поиск и сбор информации: в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках. 2. Обработка информации: - систематизация информации; - составление планов и схем к тексту; - подготовка вопросов к тексту; - задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения. 3. Передача информации: - подготовка сообщений и рефератов по теме; - подготовка стенгазет, стендов. 4. Исследовательская и экспериментальная деятельность, предполагающая различные методы исследования (наблюдение, эксперимент, моделирование).

Все эти методы объединяет проектная деятельность учащихся - подготовка групповых и индивидуальных проектов, их презентации.

В 2008-2009 учебном году я получила новый кабинет. Пустые стены – не воодушевили. Новый кабинет это хорошо. И все же, что-то было не так. Цветы, сделали бы класс более уютным и красивым. Для изменения интерьера предложила учащимся участие в проекте «Мир комнатных растений». Было принято решение озеленить школьный кабинет. Этот проект уже завершён, поэтому можно подвести некоторые итоги.

Цель работы над проектом:

осуществление компетентностного подхода к применению технологии фитодизайна; формирование ценностного отношения к окружающему миру; развитие творческих способностей детей; создание зеленого уголка классной комнаты.

Задачи:

  • реализовать компетентностный подход;

  • формировать учебные компетенции;

  • дать учащимся представление о разнообразии комнатных растений;

  • способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к комнатным растениям;

  • научить пользоваться справочной литературой;

  • вести эколого-биологический дневник.

Составлено календарно-тематическое планирование:

  • Сентябрь. Загадки о растениях.

  • Октябрь. Роль растений в жизни человека.

  • Ноябрь. Использование растений в жизни человека.

  • Декабрь. Рождение и история комнатных растений.

  • Январь. Почему растения болеют? (Доклады учащихся)

  • Февраль. Правила посадки и ухода за комнатными растениями.

  • Март. Группы комнатных растений.

  • Апрель. Благоприятные условия для жизни растений.

  • Май. Значение комнатных растений в жизни человека. (Защита проектов)

Этапы проектной деятельности:

  1. Подготовительный:

    • объяснение учащимся цели работы;

    • разделение учащихся на творческие группы: экологи, дизайнеры, эксперты, менеджеры, географы, фитодизайнеры, статисты, литераторы.

Была проведена диагностика и анализ исходного уровня учащихся.

Проводились тесты. Цель: выяснить отношение детей к растениям.


Вопрос

Ответ «да»

(человек)

Я помог посадить дерево

5

Я ухаживаю за своими комнатными растениями

15

Мне нравится читать книги о растениях и животных

26

Летом моя семья и я работаем в саду

16

Если я собираю цветы весной и летом, я рву только те цветы, которых очень много и которые не охраняются законом

Не знаю

Мне нравиться любоваться растениями осеннего леса

21

Я знаю много песен, стихов и загадок о растениях

12

Я могу многое рассказать о том, какую роль растения играют в природе

9


Провели мониторинг

Вопрос

Ответ

«не знаю»

(человек)

Почему мы называем: аспидистру - дружной семейкой; арум, монстеру – плаксами; зефирантес – выскочками; плющ восковой – восковым деревом; фикус резиновым деревом?

26

Какой цветок называют столетником из-за поверья, что он цветет один раз в сто лет?

24

Какое растение любит, чтобы «голова его была в огне, а ноги в воде»?

19

Сок, какого комнатного растения применяют как лекарство?

25

У каких комнатных растений обнаружены фитонциды?

16

Какое растение умеет «шагать» по стене?

10

Какое комнатное растение в народе называют «бабьи сплетни»?

8

На каком растении писали древние египтяне, и как называлась бумага которую из него изготавливали?

12

Назовите растения, у которых нет настоящих листьев?

25

Листья этого растения имеют по форме сходство с листьями крапивы?

18


Анализ в начале учебного года показал:

  • дети активны и заинтересованы, но недостаточно общаются с природой, их знания о растениях в основном теоретические и оторваны от реальной жизни;

  • дети не очень четко понимают, как сильно взаимосвязана жизнь человека с природой и в частности с растениями;

  • желание детей изучать и защищать природу родного края не находит практического применения, в силу низкой мотивации и потому, что для этого им необходима помощь и искреннее участие взрослых;

  • 56% учащихся класса мало знакомы с темой «Комнатные растения»;

  • у 42% нет комнатных растений дома, а если и есть, то дети не знают их названия и не умеют ухаживать за ними.

Класс разделился на группы экспертов, статистов, экологов, географов, фитодизайнеров, литераторов. Каждая группа получила свое задание (формирование коммуникативной компетенции). Группа экспертов изучили видовой состав комнатных растений кабинетов школы, выяснили, какие комнатные растения наиболее популярны и какую они приносят пользу (учебно-познавательная компетенция). Оказалось, что больше всего в нашей школе распространены такие комнатные растения, как хлорофитум, традесканция, кактусы, фиалка, молочай пятигранный. Группа фитодизайнеров принесли проекты озеленения кабинета. При общем обсуждении ребята обратили внимание на то, чтобы больше посадить красивоцветущих растений. Например: бальзамин, глоксинии, герань, примулы, фиалки.

2)Этап реализации.

Работа над проектом увлекла не только детей, но взрослых. Они вместе с детьми искали информацию о комнатных растениях, готовили презентации, приносили в класс цветы, для оформления кабинета.

Разобрали характерные признаки некоторых растений, их удивительные качества. Попытались сами придумывать загадки о растениях, основываясь на полученных знаниях (общекультурная компетенция). Дети рисовали растения, которые видели в парке, в лесу, дома на подоконнике или присутствовали в загадках.

Рассмотрели на уроках окружающего мира растения вблизи, обсудили их внешний вид и особенности строения в зависимости от того, в какой местности и в каком климате они первично произрастают (учебно-познавательная). Познакомились с родиной комнатных растений. Это помогло систематизировать знания учащихся о растениях. Они сами учились делать выводы о том, какие условия необходимы для конкретного растения, и как за ним нужно ухаживать (общекультурная). Подготовили сообщения об истории комнатных растений. При этом ученики получили навыки работы с дополнительной литературой (общекультурная) и для работы привлекали родителей (коммуникативная), что я считаю очень важным. Влияние детей на родителей также важно, как и влияние взрослых на детей. Постепенно прослушали все доклады ребят, отмечая разность подхода, сложность текста и эстетичность оформления.

Узнали, что все комнатные растения называются «цветы» и подразделяются на группы:

I. Красивоцветущие.

II. Декоративно-лиственные.

III. Папоротники.

IV. Вьющиеся, лазящие и свисающие – ампельные.

V. Суккуленты. Кактусы.

Для закрепления знаний разгадывали тематические кроссворды.

Узнали много полезного о растениях. (учебно-познавательная) Провели это в форме ролевой игры (коммуникативная). Для развития понятия о природе, не только, как об источнике материальных благ, но и как об источнике красоты и предмете нашей заботы, составили панно из красивых листьев и коллективную композиция на тему «Любимые растения» (общекультурная).

Проводили опыты(учебно-познавательная) по определению условий, необходимых для жизни растений, в результате которых выявили:

- листья растений меняют свое положение относительно источника света;

- растение теряет влагу;

- потребность растений в освещенности;

- потребность комнатных растений в тепле;

- с какой стороны листа в растение проникает воздух, необходимый ему для дыхания;

- необходимость растений в питательных веществах;

- способы размножения растений;

- продлили жизнь растению.

Когда я заметила повышение интереса детей при выполнении заданий проекта, я предложила детям выбрать темы исследовательских работ для участия в школьной научно-практической конференции, на которой ребятам нужно было аргументировать свою точку зрения, что приучает ребёнка самостоятельно анализировать ситуацию и брать на себя ответственность (общекультурная, коммуникативная). Наиболее заинтересованные дети, подготовили работы по разнообразным темам. (Приложение №1)

Вспоминая все доклады и знания, полученные на уроках, обсудили зависимость человека от растений и то, как растения могут влиять на жизнь человека. Заполнили схему: «Значение комнатных растений в жизни человека»:

  1. Увлажняют и очищают воздух.

  2. Делают нас здоровыми.

  3. Создают комфорт, повышают настроение, дарят нам счастье.

  4. Помогают общаться с природой, познавать её и защищать (учебно-познавательная)

По итогам исследования классных кабинетов ребята выпустили газеты (общекультурная)

Подвели итоги исследования на наличие комнатных растений в классе. Сделали выводы и составили список растений, которыми нужно дополнить свой кабинет. Обсудили место расположения каждого растения и условия, которые ему необходимы для благоприятного роста. Особенно выделили растения, которые влияют на самочувствие человека или являются лекарственными. Приняли участие в работе по озеленению школьного кабинета. Познакомились с правилами ухода за комнатными растениями и продемонстрировали их действие на практике. Дети писали творческие работы. В них выразили отношение детей к растению, как к другу. Проявился интерес и желание заботиться о растении.


Повторно в апреле провели мониторинг.

Вопрос

Ответ

«не знаю»

(человек)

Почему мы называем: аспидистру - дружной семейкой; арум, монстеру – плаксами; зефирантес – выскочками; плющ восковой – восковым деревом; фикус резиновым деревом?

0

Какой цветок называют столетником из-за поверья, что он цветет один раз в сто лет?

2

Какое растение любит, чтобы «голова его была в огне, а ноги в воде»?

1

Сок какого комнатного растения применяют как лекарство?

0

У каких комнатных растений обнаружены фитонциды?

3

Какое растение умеет «шагать» по стене?

1

Какое комнатное растение в народе называют «бабьи сплетни»?

3

На каком растение писали древние египтяне, и как называлась бумага, которую из него изготавливали?

2

Назовите растения, у которых нет настоящих листьев?

1

Листья этого растения имеют по форме сходство с листьями крапивы?

3


Анализ показал, что знания детей расширились. Дети хорошо ориентируются по теме «Комнатные растения».

Провели защиту проекта «Озеленим наш класс». Сочинили стихи о цветах. Работа над проектом позволила расширить экологические знания учащихся, их представления о роли растений в природе и жизни человека. Отмечено повышение заинтересованности детей в работе, желание сделать интереснее и лучше.

Мы проследили, на каких этапах работы над проектом формируются нужные нам компетенции. Использование проектной методики на уроках дает возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности, развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя различные источники. Систематичное и активное использование проектов приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения. Нельзя не сказать и о том, что они способствует укреплению здоровья учащихся. Дети чувствуют свою успешность, на протяжении всей работы остаются активными и неуставшими.

Человеческому совершенствованию нет предела. Тем более, и я, и дети далеки от сформированности компетенций. Работа продолжается. Уже реализуется проект «Озеленение пришкольной территории». Начата предварительная работа над проектом «Школьный биологический музей».

Хочу пожелать, себе и своим ученикам, чтобы

Дорога в школу – была радостной

Встреча друг с другом – удовольствием

Жизнь в школе – теплой,

А вся наша жизнь - счастьем!

УСПЕХОВ!




Приложение №1.


Проект учащихся 1 класса Чадаевой Полины и Лексиной Филадельфии

«Комнатные растения - наши друзья»

Замечено, что с каждым годом увеличивается потребность человека в общении с природой. Где бы мы ни жили – в центре города или в сельской глубинке, комнатные растения есть везде. Видов комнатных растений великое множество: миниатюрные, которые можно поставить на стол или подвесить в вазоне; есть крупные растения, их обычно размещают на полу. Растения различаются формой и размерами листьев, разнообразием окраски. Зачем люди выращивают комнатные растения? Может быть, что бы в комнате было красиво? Мы решили провести небольшое исследование. Для этого составили план работы, узнали у взрослых, где искать нужные сведения.

Очень часто в помещениях мы видели высокий цветок с крупными листьями. Это диффенбахии. Их родина Южная Америка . Диффенбахия может вырасти до 2 метров. Диффенбахии способны улучшать состав воздуха в помещении. Но следует помнить, что сок диффенбахии ядовит! При попадании на кожу или слизистые оболочки может дать самую неожиданную реакцию. Поэтому его не рекомендуется держать в детских комнатах, использовать для озеленения детских садов, школ. Это растение можно выращивать на производствах, в домах, расположенных рядом с фабриками, заводами и автострадами. Итак, растение очищает воздух от вредных токсинов.

Хлорофитум. Это растение известно всем: длинные зелёные листья, цветёт мелкими белыми цветами . Хлорофитум называют также «паучок», «зеленая лилия», «невестина фата». Хлорофитум не только поглощает, но и убивает вредные бактерии. Если в помещении есть несколько хлорофитумов, не нужно устанавливать воздухоочистители. Учёные предлагают его для очистки воздуха в космических кораблях, где проветривание невозможно.

Много лет жили кактусы у себя на родине в Мексике. Только после путешествия Колумба они попали в Европу. Теперь же кактус распространённое и обычное растение. Долгое время считалось, что кактусы - хорошее средство против компьютерного излучения. Но это не так. Гораздо надежней специальные защитные приспособления. А вот красота цветущего кактуса никого не оставит равнодушным. Значит, растения нужны для красоты.

А вот герань. Мы часто видим её на подоконниках. У герани пахнут не цветы, а листья, покрытые волосками . В научных книжках она называется пеларгония.

Герань способна убивать стрептококки и стафилококки, а лучшим местом для неё будет спальня, так как вещества, выделяемые растением , обладают успокаивающими свойствами. Это доказывает лечебные свойства растений. На самочувствие так же влияет окраска растений. Фиолетовые, синие и зелёные тона успокаивают нервную систему. Жёлтые, оранжевые и красные цвета, пёстрая окраска повышают работоспособность.

В ходе исследования мы установили, что наша гипотеза нашла подтверждение. Растения в доме украшают интерьер, делают его теплее и уютнее. Они помогают справиться со стрессовыми ситуациями. Очень важна санитарно-гигиеническая роль. Растения поглощают пыль, очищают воздух, а так же могут использоваться как лекарственные растения. Знаете ли вы, что цветы чувствуют атмосферу. К ним надо относиться как к живым существам: говорить с ними, уметь слушать их. У цветов характер как у маленьких детей - обижать цветы нельзя! Ухаживайте за ними правильно! Озеленяйте свои помещения!













Список литературы. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – Изд. Академия АПК и ПРО: М., 2003г. - 98с. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.//Официальные документы в образовании. – 2002 г. - № 4. – с.3-31. Лебедев О.Е. "Компетентностный подход в образовании".// "Школьные технологии. " - 2004г. Синенко В.Я., Смолеусова Т.В., Метелкин Д.А. 2007г. Ряписов Н.А. 2007г. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г. – 132 с. (Школьное образование.) Маскин В.В., Петренко А.А. Меркулова Т.К. "Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу": Практическое пособие/ Под ред. Маскина В.В. – М.: Аркти, 2008г. – 64 с.










Полный текст материала Педагогический проект "Развитие ключевых компетенций в пректной деятельности" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тихонова Елена Юрьевна  тихо
09.01.2012 0 2955 655

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК