Слайд 1
Личностно –
ориентированное
обучение
в свете реализации
ФГОСов II поколения.
Подготовила учитель начальных
классов
МБОУ лицей №6 г.Щахты Ростовской
обл.
Корниенко Е.А.
Личностно – ориентированное обучение в свете реализации
ФГОСов II поколения.
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”. Одним из принципиальных отличий новых стандартов является стремление к получению личностного результата. Общество стремится к тому, чтобы появлялась личность, которая развивается по собственной траектории, с учетом индивидуальных склонностей, интересов, способностей. Важна личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не количество знаний, полученных в школе.
В стандартах второго поколения говорится: “Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны”.
Таким образом, стандарт ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника (“портрет выпускника начальной школы”):
(СЛАЙД № 2)
1.Любящий свой народ, свою Родину.
2.Уважающий ценности семьи и общества
3.Любознательный, заинтересованно познающий мир.
4.Владеющий основами умения учиться
5.Самостоятельно действующий, отвечающий за свои поступки.
6.Ведущий здоровый образ жизни.
(СЛАЙД № 3)
Франческо Петрарка сказал:
«Что пользы в том, что ты многое знаешь, раз ты не умеешь применять твои знания к твоим нуждам.»
В современном обществе все понимают, что ученику на уроке недостаточно получать только информацию. Такая пассивная позиция не принесет необходимого результата. Необходимо, чтобы ученик становился активным участником учебной деятельности, принимал её цель, понимал причины, выполнял конкретные операции, добивался результата. Таким образом, чтобы ребенок развивался необходимо организовывать его деятельность. Если ребенок просто рассматривает цифры, буквы, то он никогда не научится читать и выполнять операции с числами.
Формирование универсальных учебных действий происходит постоянно: на уроках математики, когда ученик формулирует цель задания, на уроке русского языка, кода подводит итог урока, в библиотеке, когда самостоятельно подбирает книгу, чтобы расширить свои знания. При выполнении рисунков и поделок ученик самостоятельно подбирает материалы, определяет тему работы, этапы ее выполнения. Программа формирования универсальных учебных действий является основой для образовательной программы и реализуется педагогом, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
(СЛАЙД № 4)
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности, в которых возможно решение задач воспитания и социализации и является обязательной частью образовательного процесса. В школе доступны такие виды внеурочной деятельности как: игровая, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность. Не забыты художественное творчество, социальное творчество и трудовая деятельность.
(СЛАЙД № 5)
«Творчество – основа успешности ученика.»
Основная цель деятельности заключается в обосновании учебно– развивающей среды, обеспечивающей становление успешного ученика через развитие творческого потенциала.
Успешность – это свойство, заключающее в себе успех.
Каждый ребенок имеет право на улыбку, радость, счастье, творчество, что и приведет его к успеху.
Кого считать успешным? 72% учеников 3-4 классов нашей школы отвечают: “Уверенного в себе человека”.
Что нужно сделать для того, чтобы ощутить себя успешным?
77% учащихся считает, что для этого нужно реализовать свои таланты и способности, следовательно, нужно создать условия, обеспечивающие самореализацию ребенка. Поэтому важным направлением педагогической деятельности учителей начальной школы является организация творческих дел в частности во внеурочной деятельности, ведь именно в этом процессе проявляется и формируется успешная личность.
Благоприятной почвой для формирования у младшего школьника учебной успешности является интерес к результатам своего труда, поэтому образовательный процесс проектируется на основе деятельностного подхода, который позволит обеспечить творческую образовательную среду, где будет расти и развиваться активная личность. Именно на это сегодня обращается особое внимание.
С первого класса мы предлагаем ученикам решать задания повышенной сложности. В такой ситуации не обойтись без проектной деятельности.
Например: на уроке технологии готовимся к изготовлению снежинки. Начинаю с загадки. Далее следуют вопросы, направленные на актуализацию знаний учащихся о данном явлении. Организую поиск информации в различных источниках, но рамки урока не позволяют ответить на все вопросы. Рождается тема проекта “Снежинка – чудо природы”. Результатом защиты проекта становятся неповторимые формы снежинок, выполненные детьми на внеучебном занятии – математика и конструирование. Все участники проекта испытывают удовлетворение от выполняемой работы, чувство личного успеха.
Так, умение вырезать снежинки по конкретному учебному предмету (технологии) выходит далеко за его рамки, приобретая обобщенный надпредметный вид и практическое значение, а также решается особо выделенная в новом государственном стандарте задача: развитие навыков самообразования. Кроме того, ребенок успешно адаптируется в обществе по собственной воле.
3класс. Урок математики. Общее знакомство с объёмными фигурами, на которое отводится один час. На внеучебном занятии математике и конструировании ученики имели возможность держать в руках призму, куб, пирамиду. А затем, пользуясь шаблоном, начертили, вырезали, склеили объёмные фигуры своими руками. Знание объёмных геометрических фигур, помощь учителя и ,конечно же, неуёмная детская фантазия создали замечательные поделки. Ребята смастерили ракету, матрёшку, клоуна,
которые высоко оценили и родители, и учитель.
На уроках литературного чтения в системе ведется работа над развитием творческих способностей учащихся. Начинается с самого простого: с подбора эпитетов к “голому”, неукрашенному слову. Следующий этап – экскурсия в парк.
Во втором классе на развивающей внеучебной деятельности Родной язык мы организовали экскурсию в парк, где каждый ученик увидел свою собственную, непохожую ни на чью другую, золотую осень.
Экскурсии– это источник развития речи младших школьников. Здесь, на месте, глядя вокруг, у детей рождаются новые образы. Им хочется поделиться своими впечатлениями, возникает потребность открыть для себя что-то новое, а также выразить в слове свое восприятие окружающего мира. На Родном языке обсудили увиденное, рассказали о своих чувствах. Родились вот такие стихи: (слайд №6 )
Осенние листья красивые
Под ноги ложатся ко мне.
Мне грустно и , в общем – то, радостно
Бродить по опавшей листве. ( Горохова Д.)
В начале весны беседовали о маме – самом родном и близком человеке. На внеучебной деятельности на занятии родным языком в группах записывали самые красивые и правильные слова и выражения и объясняли, чем они хороши. Так появились на свет наши первые сочинения. Ученик этого сочинения стал призёром Международного интернет – конкурса детских литературных работ “Золотое пёрышко” по теме “Славлю имя твоё – Мать.”
Сочинение. (Романов Дмитрий) «Мама».
С самых первых дней моей жизни я окружен теплом и заботой моей мамы. С ней я делюсь своими переживаниями и всегда рассчитываю на её понимание и поддержку.
Моя мама бывает разной: весёлой и грустной, доброй и строгой, но она моя мама, и я её очень люблю.
Мамочка умеет многое. Она готовит вкусные блинчики и сырники. Шьёт мне новогодние костюмы, вяжет нам с папой тёплые носки. А на моё День рождение устраивает весёлые праздники. Для меня моя мама – настоящий доктор. Когда я болею, то она всегда рядом, даже ночью.
У моей мамы доброе, ласковое сердце. Мама всегда переживает за всё: за мои успехи в учёбе и спорте, за моё здоровье.
С ней я провожу много свободного времени. Мы вместе смотрим телевизор, гуляем, читаем, катаемся на велосипедах, играем в настольные игры, ходим в кинотеатр.
Мама во всём мне помогает, понимает меня, даёт добрые советы.
Моя мама очень хочет, чтобы я вырос чутким, добрым, трудолюбивым человеком.
Я очень, очень люблю свою мамочку, она для меня самая лучшая.
Свое сочинение я хочу закончить строками:
Мама, так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье "МАМА".
Я.Аким
Развивающая внеучебная деятельность «Уроки здоровья» ориентирует участников образовательного процесса на здоровый образ жизни. Формы проведения этих занятий самые разнообразные: викторина, конкурс, КВН, экскурсия, прогулка, игра, практическое занятие.
Практические занятия проводим не только в кабинете, но и непосредственно на улице: учим правильно переходить дорогу на перекрёстке, по пешеходному переходу.
Используя в своей работе различные технологии, мы проявляем заботу не только о знаниях, полученных учениками в ходе изучения курса «Уроки здоровья», но также и об их здоровье, поскольку оно самый драгоценный дар, который человек получает от природы.
Физкультминутки, динамические паузы – естественный элемент внеучебной деятельности в классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.
(СЛАЙД №9)
Внеурочная деятельность по развитию художественных навыков, эстетического вкуса учащихся, позволила большинству родителей не водить ребёнка в художественную школу, а обучать азам рисования в стенах лицея. Для детей и родителей большая радость, когда тёмные бесформенные рисунки приобретают цвета и контуры. Ученики с удовольствием оперируют новыми терминами в повседневной жизни. Такая творческая деятельность готовит учеников к различным конкурсам и художественным выставкам. Эти занятия очень важны. Они являются лесенкой эстетического роста учеников.
Успешность младшего школьника определяется его самореализацией в различных сферах деятельности .Ученики начальных классов с удовольствием принимают участие в выступлениях фольклорного коллектива “Казачок”, организованного учителями музыки нашего лицея. О заслугах и победах этого коллектива хорошо осведомлены не только жители нашего города, но и всей Ростовской области. Ученики любят выступать перед гостями, для своих родителей, одноклассников, на городских и областных конкурсах.
Занятие в фольклорном коллективе – это проявление индивидуальности, неформальное общение, установление новых контактов, что способствует успешной социализации детей вне школьных условий. Об этом свидетельствуют следующие строки, написанные ученицей моего класса:
Мы счастливы вместе, безумно мы рады,
И нам не нужны никакие награды! ( Титоренко Ю.)
Но не смотря на такие слова, дети очень рады призам и наградам и преуспевают в их получении. (слайд № 7)
Сейчас, работая по стандартам 2 поколения, проводя развивающую внеучебную деятельность, можем сравнивать прошлые выпуски учеников и нынешний. И приходим к выводу:
реализация предложенных направлений и создание системы внеурочной развивающей деятельности помогает формированию успешности младшего школьника в разных формах образовательного процесса. Все это проявляется в способности ребенка выявлять и решать проблемы, генерировать идеи, использовать различные источники информации, свободно владеть материалом в представлении результатов деятельности, устанавливать новые социальные контакты, осуществлять рефлексию, быть уверенным в себе.
Подтверждение сказанному нахожу в творческих работах детей, которые являются для меня рефлексией и коррекцией практической деятельности. Ученица пишет: “Мне нравится участвовать в конкурсах, выступать на сцене, думать, размышлять, подбирать к урокам дополнительный материал, записывать свои мысли и высказывать их вслух. “ Фраза другого ученика класса: «Я не боюсь новых тем, проектов, потому что знаю – рядом родители и учитель, они помогут сейчас, а дальше я сам». Завершение этого высказывания, я считаю, самым главным. Значит вместе с детьми растёт их чувство уверенности в свои силы, практический опыт и умения.
Имея такие резервы, человек не «потеряет себя», найдет место в жизни, профессионально самоопределится, если он сегодня успешен.
Успешность сегодня – успешность на всю жизнь.
Используемая литература:
1.http://tululu.ru/aforizm/theme/
«Высказывания великих»
2. http://scolasemia.narod.ru/pnincipy.htmi
«Принципы внеклассной деятельности»
3. http://festival.1september.ru/
«Творчество – основа успешности». Шестакова Л.А.
Автор: Корниенко Елена Александровна
→ kornienea 24.01.2012 0 3910 768 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.