Слайд 1
Проект « Обучая,
учусь»
Автор проекта:
учитель начальных классов
Федосеева
Елена Михайловна
МАОУ СОШ №5 г. Закаменск
#1######################################################1###########t#e#s#t#e#r###n#########################쎊##�##�##�###��##�##,��##�##H��##�##P��##�##l��##�
Закаменское районное управление образования
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Закаменск»
Проект
Автор: учитель начальных классов
Федосеева Елена Михайловна
2011 г.
Название проекта:
«Обучая, учусь»
Содержание проекта:
Актуальность………………………………………………... 1 стр.
Цель и задачи………………………………………………. ..2
Ожидаемые результаты проекта………………………….…2-3
Краткое описание проекта…………………………………..3-5
Механизмы реализации……………………………………...5
Перспективы развития проекта……………………………..6
План мероприятий…………………………………………...6
Мониторинг развития ……………………………………….7-8
Приложения…………………………………………………. 9-27
Актуальность проекта
Постоянно меняющиеся условия развития общества требуют от школы подготовки ученика, обладающего не только знаниями, умениями, навыками, но и такими личностными качествами, как гибкость мышления, мобильность, конструктивизм, самообучаемость.
Очевидно, что первостепенная задача образования на всех ступенях обучения заключается в осуществлении компетентностного подхода.
Компетентность современного ученика состоит в том, что он должен уметь самостоятельно решать возникающие проблемы в различных видах и сферах деятельности, определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы ее достижения, оценивать полученные результаты, выбирать необходимые источники информации, сотрудничать со всеми членами образовательного сообщества. Всему этому нужно учить ребенка с самой первой ступени обучения в школе.
Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является развитие навыка публичных выступлений на уроках устного слова по чтению и природоведению в начальной школе. Ведь, несмотря на то, что в арсенале теории и практики обучения в школе имеется огромный потенциал методов, форм и средств обучения, основным методом обучения, воспитания и развития остается вербальный метод: использование устного и печатного слова.
Слово является одновременно инструментом познания и средством обучения, и от того, насколько точно, грамотно ученик научится строить линию суждения, определять грань между освоенным и еще непознанным, убеждать окружающих в своей правоте с помощью словесных формулировок зависит его успешность как в школе, так и во всей последующей жизни.
Цель и задачи проекта:
Цель: формирование коммуникативных, учебно – познавательных, социо - культурных, ценностно – смысловых, информационных компетенций участников образовательного процесса через подготовку и презентацию публичных выступлений на уроках устного слова по чтению и природоведению.
Задачи:
Укреплять и поддерживать сложившиеся у школьников позитивные мотивационные установки, создавать условия для новых мотивов и целей;
Развивать новые качества устойчивости, осознанности, действенности, самостоятельности учащихся;
Формировать у детей личностно значимый учебно – познавательный интерес;
Развивать умение мыслить и выражать свои мысли;
Развивать и укреплять навыки сотрудничества со всеми членами образовательного сообщества.
Ожидаемые результаты проекта:
Содержание проекта предполагает, что
А) учащиеся научатся:
Активно использовать образовательную среду, способствующую повышению эффективности обучения;
Интерпретировать полученные знания в жизни;
Анализировать собственную деятельность и самостоятельно строить свой образовательный маршрут;
Работая в группе, адекватно взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса, ощущать собственную причастность и значимость к процессу сообучения;
преодолевать трудности, возникающие в процессе обучения;
Использовать разные средства коммуникации, вести самостоятельный поиск информации из различных источников с последующей систематизацией, обобщением и презентацией (передачей приобретенных индивидуальных знаний и опыта участникам образовательного процесса);
Гармонизировать отношения с окружающим миром.
Б) родители:
смогут иметь четкое представление о траектории развития своего ребенка;
быть активными участниками формирования его межличностных, учебно – познавательных, информационных и других компетенций через совместную деятельность;
получат стимул к повышению собственного интеллектуального развития, культурного уровня;
В) учитель:
сможет расширить и углубить знания об общеучебных, психических, физических способностях учащихся класса;
будет развивать собственные педагогические и личностные способности (наблюдательность, рефлексию, способности объективного видения, понимания и диагностирования индивидуальных качественных изменений каждого ребенка);
сможет повлиять на формирование благоприятного психологического климата в семье и ученическом коллективе, а также на формирование положительных мотивационных установок всех участников образовательного процесса;
Участники проекта: ученики 4 «в» класса и их родители, классный руководитель.
Сроки реализации: 2010-2011 учебный год.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный
Задачи:
на основе наблюдений за детьми в урочное и внеурочное время, анкетирования, опросов учащихся, бесед с родителями определить круг интересов учащихся;
составить рабочую программу по чтению и природоведению в соответствии с требованиями образовательного стандарта и с учетом выявленных интересов учащихся;
определить уровень информационных возможностей школьной и домашних библиотек, составить библиографический справочник, подготовить материально – техническую базу кабинета.
II этап – организационно –действенный (основной)
Задачи:
ознакомить учащихся и их родителей с особенностями уроков устного слова, требованиям к устным публичным выступлениям, главным из которых является обязательное соблюдение двухминутного регламента, этапами подготовки устных сообщений;
ознакомить с тематикой предстоящих уроков и ключевыми вопросами по каждой теме, указать возможные источники получения информации;
содействовать правильному выбору подтем выступления каждым учащимся в рамках темы урока, оказать моральную и консультационную поддержку ученикам, нуждающимся в ней (отбор материала, расстановка смысловых и интонационных акцентов, составление плана, совместная (на начальном этапе формирования навыка публичных выступлений) подготовка демонстрационного и наглядного материала);
обязательно провести индивидуальную «репетицию» выступления с каждым ребенком в период подготовки;
провести уроки устного слова согласно составленной программе.
III этап – аналитический.
Задачи: диагносцирование уровней формирования навыков публичных выступлений, количественная и качественная обработка промежуточных итогов,
IY этап – заключительный.
Задачи: обобщение и систематизация полученного опыта работы.
Способы формирования компетенций при подготовке и проведении устных выступлений
Компетенции |
Пути их формирования |
Ценностно - смысловые |
Аргументированный каждым учеником выбор темы, ее актуальность Осознание ребенком главенствующей роли на уроке во время выступления, непосредственное участие в образовании сообучающихся товарищей Выбор способов объяснения сообщаемого материала; Определение учеником совместно с учителем или родителем основной идеи устного сообщения; Определение предполагаемых сфер применения полученных от данного сообщения знаний для всех участников образовательного процесса Выбор главного, ценного из подобранного к уроку материала; Необходимость соблюдения строгого двухминутного регламента выступления |
Коммуникативные |
общение при подготовке к выступлению с учителем, родителями, другими носителями информации; Подбор точных выразительных средств языка; Правильная структура устного сообщения, соответствующая выбранной теме; Установление контакта с аудиторией во время выступления; сотрудничество с психологически близкими людьми Работа в группах по интересам и организованных для реализации учебной задачи Умение ответить на возникающие вопросы во время слушания, Ведение моно-, диа- и полилога с соблюдением культурно-этических норм |
Учебно – познавательные |
Применение методов рефлексии: видение себя со стороны, адекватная реакция на критику, Содержательная характеристика результатов учебного труда, собственных точек роста; Самостоятельное или при помощи взрослых регулирование своего учебного труда; Проявление инициативы для самостоятельного и более углубленного изучения раскрываемого на уроке вопроса Включение в деятельность учащихся внешне регулируемого уровня учебных задач |
Информационные |
получение информации из разных источников (ПК, Интернет, аудио- и видеозаписи, книжные издания, периодическая печать, беседы и т.д.) обучение способам отбора и обработки информации, инструктирование детей по способам передачи полученных знаний |
Социо -культурные |
тесное взаимодействие и сотрудничество учителя с родителями учащихся; применение к учащимся высокоэмпатийных отношений (моральная поддержка, авансирование в присутствии одноклассников, совместная с родителями и учителем подготовка к уроку (при необходимости – четкая пошаговая инструкция) учет индивидуальных и возрастных особенностей: создание учителем благоприятной психологической атмосферы на уроке совершенствование интеллектуального уровня и повышение уровня образованности родителей, учителя . |
Механизмы реализации
Механизм влияния на группу и отдельно взятую личность учащихся через референтное лицо (опирается на то, что дети склонны доверять учителю, родителю из-за доверчивости к взрослым, как к старшим, более образованным и мудрым);
Поведенческий механизм (надо научить ребенка возможным вариантам выхода из трудной нестандартной ситуации);
Познавательный механизм (учит раскрывать методы, средства познания окружающей природы и социального мира);
Эмоционально – чувственный механизм (учит адекватному эмоциональному переживанию и проявлению различных чувств)
Морально – нравственный механизм (знакомит с моральными и нравственными нормами поведения в микрогруппе, в обществе);
Межличностный механизм (учит эффективному участию в межличностном общении и совместной деятельности);
Механизм идентификации (побуждает ставить себя на место другого в разных ситуациях, т.е. осуществлять «пробу ролей»);
Гуманистический механизм (предполагает вести преподавание с опорой на имеющиеся отношения учащихся с учебным предметом и постепенно преобразовывать их).
Создание информационного банка данных (рефератов, таблиц, рисунков, слайд – презентаций, фото - и видеоматериалов) для использования в работе учителей и учащихся кафедры начального образования школы;
Расширение аудитории слушателей и выступающих от масштабов одного класса до параллели и всего блока начальной школы;
Распространение опыта работы среди образовательных учреждений города, района, республики;
1. Уроки устного слова по чтению и природоведению.
Индивидуальные беседы с учащимися, испытывающими трудности при подготовке к выступлениям.
Лектории для родителей, письма – обращения, памятки, содержащие рекомендации к выступлениям, индивидуальные беседы.
Дни открытых дверей для родителей
Проведение мастер – класса силами учащихся для сверстников одной параллели с наиболее удачными выступлениями.
Экскурсии в районную библиотеку, в парк, на производственные предприятия с целью расширения кругозора, пополнения пассивного словаря школьников,
Написание отзывов, впечатлений, выражение мнений об экскурсии в любой форме.
Классные часы, беседы с психологом школы, касающиеся развития познавательной сферы, психических процессов, с элементами тренинга.
Оформление в классе тематических выставок художественной литературы, рефератов, рисунков, плакатов.
Мониторинг развития навыка публичных выступлений:
Критериями отслеживания формирования и развития навыка устных выступлений могут быть следующие параметры:
Критерии |
I уровень |
II уровень |
III уровень (высокий) |
Степень самостоятельности при выборе тем выступления |
Не проявляет инициативу, принимает вопрос, который советует учитель |
Берет на выбор несколько вопросов, предлагаемых учителем, затрудняется выбрать одну |
Самостоятельно выбирает тему выступления |
Степень самостоятельности при подготовке к выступлению |
Готовит сообщение, данное в готовом виде под руководством учителя, родителя |
Делает попытки самостоятельно подготовить сообщение, но требуется пошаговое руководство |
Самостоятельная подготовка к выступлению |
Частота и эффективность выступлений |
Выступает реже 1 раза в неделю |
Выступает 1 раз в неделю |
Выступает чаще 1 раза в неделю |
Способ передачи информации |
Транслирует (читает) текст без зрительного контакта со слушателями |
Читает с отрывом взгляда от текста |
Пользуется при передаче сообщений самостоятельно составленными схемами, планом, чертежом, |
Степень удовлетворения результатом собственного выступления |
Констатирует свое впечатление “понравилось – не понравилось” |
Дает расширенный ответ о своем выступлении |
Делает поправку собственному выступлению, пытаясь мысленно что –то пределать |
Изменение поведенческой линии |
Высокий уровень тревожности |
Средний уровень тревожности |
Низкий уровень тревожности |
Эмоциональная включенность, выразительность |
Механическое прочтение, передача информации |
|
Выступление образное, яркое, выразительное |
Форма изложения |
Механическое прочтение, передача информации с использованием печатного листа |
Делает попытки пересказа по памяти, но использует готовые записи |
Предлагает инсценировки, стихи собственного сочинения, эвристические открытия |
Автор: Федосеева Елена Михайловна
→ Елена7324 24.02.2012 0 2344 448 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.