Проект" Обучая, учусь" Работа с родителями и учащимися 4 класс


#1######################################################1###########t#e#s#t#e#r###n###########################�##�##�###��##�##,��##�##H��##�##P��##�##l��##�


Закаменское районное управление образования

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Закаменск»







Проект


















Автор: учитель начальных классов

Федосеева Елена Михайловна












2011 г.

Название проекта:


«Обучая, учусь»


Содержание проекта:


  1. Актуальность………………………………………………... 1 стр.

  2. Цель и задачи………………………………………………. ..2

  3. Ожидаемые результаты проекта………………………….…2-3

  4. Краткое описание проекта…………………………………..3-5

  5. Механизмы реализации……………………………………...5

  6. Перспективы развития проекта……………………………..6

  7. План мероприятий…………………………………………...6

  8. Мониторинг развития ……………………………………….7-8

  9. Приложения…………………………………………………. 9-27


Актуальность проекта


Постоянно меняющиеся условия развития общества требуют от школы подготовки ученика, обладающего не только знаниями, умениями, навыками, но и такими личностными качествами, как гибкость мышления, мобильность, конструктивизм, самообучаемость.

Очевидно, что первостепенная задача образования на всех ступенях обучения заключается в осуществлении компетентностного подхода.

Компетентность современного ученика состоит в том, что он должен уметь самостоятельно решать возникающие проблемы в различных видах и сферах деятельности, определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы ее достижения, оценивать полученные результаты, выбирать необходимые источники информации, сотрудничать со всеми членами образовательного сообщества. Всему этому нужно учить ребенка с самой первой ступени обучения в школе.

Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является развитие навыка публичных выступлений на уроках устного слова по чтению и природоведению в начальной школе. Ведь, несмотря на то, что в арсенале теории и практики обучения в школе имеется огромный потенциал методов, форм и средств обучения, основным методом обучения, воспитания и развития остается вербальный метод: использование устного и печатного слова.

Слово является одновременно инструментом познания и средством обучения, и от того, насколько точно, грамотно ученик научится строить линию суждения, определять грань между освоенным и еще непознанным, убеждать окружающих в своей правоте с помощью словесных формулировок зависит его успешность как в школе, так и во всей последующей жизни.



Цель и задачи проекта:


Цель: формирование коммуникативных, учебно – познавательных, социо - культурных, ценностно – смысловых, информационных компетенций участников образовательного процесса через подготовку и презентацию публичных выступлений на уроках устного слова по чтению и природоведению.


Задачи:


  • Укреплять и поддерживать сложившиеся у школьников позитивные мотивационные установки, создавать условия для новых мотивов и целей;

  • Развивать новые качества устойчивости, осознанности, действенности, самостоятельности учащихся;

  • Формировать у детей личностно значимый учебно – познавательный интерес;

  • Развивать умение мыслить и выражать свои мысли;

  • Развивать и укреплять навыки сотрудничества со всеми членами образовательного сообщества.


Ожидаемые результаты проекта:


Содержание проекта предполагает, что

А) учащиеся научатся:

  • Активно использовать образовательную среду, способствующую повышению эффективности обучения;

  • Интерпретировать полученные знания в жизни;

  • Анализировать собственную деятельность и самостоятельно строить свой образовательный маршрут;

  • Работая в группе, адекватно взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса, ощущать собственную причастность и значимость к процессу сообучения;

  • преодолевать трудности, возникающие в процессе обучения;

  • Использовать разные средства коммуникации, вести самостоятельный поиск информации из различных источников с последующей систематизацией, обобщением и презентацией (передачей приобретенных индивидуальных знаний и опыта участникам образовательного процесса);

  • Гармонизировать отношения с окружающим миром.


Б) родители:

  • смогут иметь четкое представление о траектории развития своего ребенка;

  • быть активными участниками формирования его межличностных, учебно – познавательных, информационных и других компетенций через совместную деятельность;

  • получат стимул к повышению собственного интеллектуального развития, культурного уровня;



В) учитель:

  • сможет расширить и углубить знания об общеучебных, психических, физических способностях учащихся класса;

  • будет развивать собственные педагогические и личностные способности (наблюдательность, рефлексию, способности объективного видения, понимания и диагностирования индивидуальных качественных изменений каждого ребенка);

  • сможет повлиять на формирование благоприятного психологического климата в семье и ученическом коллективе, а также на формирование положительных мотивационных установок всех участников образовательного процесса;


Краткое описание проекта


Участники проекта: ученики 4 «в» класса и их родители, классный руководитель.

Сроки реализации: 2010-2011 учебный год.

Этапы проекта:

I этап – подготовительный

Задачи:

на основе наблюдений за детьми в урочное и внеурочное время, анкетирования, опросов учащихся, бесед с родителями определить круг интересов учащихся;

составить рабочую программу по чтению и природоведению в соответствии с требованиями образовательного стандарта и с учетом выявленных интересов учащихся;

определить уровень информационных возможностей школьной и домашних библиотек, составить библиографический справочник, подготовить материально – техническую базу кабинета.

II этап – организационно –действенный (основной)

Задачи:

ознакомить учащихся и их родителей с особенностями уроков устного слова, требованиям к устным публичным выступлениям, главным из которых является обязательное соблюдение двухминутного регламента, этапами подготовки устных сообщений;

ознакомить с тематикой предстоящих уроков и ключевыми вопросами по каждой теме, указать возможные источники получения информации;

содействовать правильному выбору подтем выступления каждым учащимся в рамках темы урока, оказать моральную и консультационную поддержку ученикам, нуждающимся в ней (отбор материала, расстановка смысловых и интонационных акцентов, составление плана, совместная (на начальном этапе формирования навыка публичных выступлений) подготовка демонстрационного и наглядного материала);

обязательно провести индивидуальную «репетицию» выступления с каждым ребенком в период подготовки;

провести уроки устного слова согласно составленной программе.

III этап – аналитический.

Задачи: диагносцирование уровней формирования навыков публичных выступлений, количественная и качественная обработка промежуточных итогов,

IY этап – заключительный.

Задачи: обобщение и систематизация полученного опыта работы.


Способы формирования компетенций при подготовке и проведении устных выступлений


Компетенции

Пути их формирования

Ценностно - смысловые

  • Аргументированный каждым учеником выбор темы, ее актуальность

  • Осознание ребенком главенствующей роли на уроке во время выступления,

  • непосредственное участие в образовании сообучающихся товарищей

  • Выбор способов объяснения сообщаемого материала;

  • Определение учеником совместно с учителем или родителем основной идеи устного сообщения;

  • Определение предполагаемых сфер применения полученных от данного сообщения знаний для всех участников образовательного процесса

  • Выбор главного, ценного из подобранного к уроку материала;

  • Необходимость соблюдения строгого двухминутного регламента выступления

Коммуникативные

  • общение при подготовке к выступлению с учителем, родителями, другими носителями информации;

  • Подбор точных выразительных средств языка;

  • Правильная структура устного сообщения, соответствующая выбранной теме;

  • Установление контакта с аудиторией во время выступления;

  • сотрудничество с психологически близкими людьми

  • Работа в группах по интересам и организованных для реализации учебной задачи

  • Умение ответить на возникающие вопросы во время слушания,

  • Ведение моно-, диа- и полилога с соблюдением культурно-этических норм

Учебно – познавательные

  • Применение методов рефлексии: видение себя со стороны, адекватная реакция на критику,

  • Содержательная характеристика результатов учебного труда, собственных точек роста;

  • Самостоятельное или при помощи взрослых регулирование своего учебного труда;

  • Проявление инициативы для самостоятельного и более углубленного изучения раскрываемого на уроке вопроса

  • Включение в деятельность учащихся внешне регулируемого уровня учебных задач

Информационные

  • получение информации из разных источников (ПК, Интернет, аудио- и видеозаписи, книжные издания, периодическая печать, беседы и т.д.)

  • обучение способам отбора и обработки информации,

  • инструктирование детей по способам передачи полученных знаний

Социо -культурные

  • тесное взаимодействие и сотрудничество учителя с родителями учащихся;

  • применение к учащимся высокоэмпатийных отношений (моральная поддержка, авансирование в присутствии одноклассников,

  • совместная с родителями и учителем подготовка к уроку (при необходимости – четкая пошаговая инструкция)

  • учет индивидуальных и возрастных особенностей:

  • создание учителем благоприятной психологической атмосферы на уроке

  • совершенствование интеллектуального уровня и повышение уровня образованности родителей, учителя .



Механизмы реализации


  • Механизм влияния на группу и отдельно взятую личность учащихся через референтное лицо (опирается на то, что дети склонны доверять учителю, родителю из-за доверчивости к взрослым, как к старшим, более образованным и мудрым);

  • Поведенческий механизм (надо научить ребенка возможным вариантам выхода из трудной нестандартной ситуации);

  • Познавательный механизм (учит раскрывать методы, средства познания окружающей природы и социального мира);

  • Эмоционально – чувственный механизм (учит адекватному эмоциональному переживанию и проявлению различных чувств)

  • Морально – нравственный механизм (знакомит с моральными и нравственными нормами поведения в микрогруппе, в обществе);

  • Межличностный механизм (учит эффективному участию в межличностном общении и совместной деятельности);

  • Механизм идентификации (побуждает ставить себя на место другого в разных ситуациях, т.е. осуществлять «пробу ролей»);

  • Гуманистический механизм (предполагает вести преподавание с опорой на имеющиеся отношения учащихся с учебным предметом и постепенно преобразовывать их).


Перспективы развития проекта


  • Создание информационного банка данных (рефератов, таблиц, рисунков, слайд – презентаций, фото - и видеоматериалов) для использования в работе учителей и учащихся кафедры начального образования школы;

  • Расширение аудитории слушателей и выступающих от масштабов одного класса до параллели и всего блока начальной школы;

  • Распространение опыта работы среди образовательных учреждений города, района, республики;


План мероприятий:


1. Уроки устного слова по чтению и природоведению.

  1. Индивидуальные беседы с учащимися, испытывающими трудности при подготовке к выступлениям.

  2. Лектории для родителей, письма – обращения, памятки, содержащие рекомендации к выступлениям, индивидуальные беседы.

  3. Дни открытых дверей для родителей

  4. Проведение мастер – класса силами учащихся для сверстников одной параллели с наиболее удачными выступлениями.

  5. Экскурсии в районную библиотеку, в парк, на производственные предприятия с целью расширения кругозора, пополнения пассивного словаря школьников,

  6. Написание отзывов, впечатлений, выражение мнений об экскурсии в любой форме.

  7. Классные часы, беседы с психологом школы, касающиеся развития познавательной сферы, психических процессов, с элементами тренинга.

  8. Оформление в классе тематических выставок художественной литературы, рефератов, рисунков, плакатов.



Мониторинг развития навыка публичных выступлений:


Критериями отслеживания формирования и развития навыка устных выступлений могут быть следующие параметры:




Критерии

I уровень

II уровень

III уровень

(высокий)

Степень самостоятельности при выборе тем выступления

Не проявляет инициативу, принимает вопрос, который советует учитель

Берет на выбор несколько вопросов, предлагаемых учителем, затрудняется выбрать одну

Самостоятельно выбирает тему выступления

Степень самостоятельности при подготовке к выступлению

Готовит сообщение, данное в готовом виде под руководством учителя, родителя

Делает попытки самостоятельно подготовить сообщение, но требуется пошаговое руководство

Самостоятельная подготовка к выступлению

Частота и эффективность выступлений

Выступает реже 1 раза в неделю

Выступает 1 раз в неделю

Выступает чаще 1 раза в неделю

Способ передачи информации

Транслирует (читает) текст без зрительного контакта со слушателями

Читает с отрывом взгляда от текста

Пользуется при передаче сообщений самостоятельно составленными схемами, планом, чертежом,

Степень удовлетворения результатом собственного выступления

Констатирует свое впечатление “понравилось – не понравилось”

Дает расширенный ответ о своем выступлении

Делает поправку собственному выступлению, пытаясь мысленно что –то пределать

Изменение поведенческой линии

Высокий уровень тревожности

Средний уровень тревожности

Низкий уровень тревожности

Эмоциональная включенность, выразительность

Механическое прочтение, передача информации


Выступление образное, яркое, выразительное

Форма изложения

Механическое прочтение, передача информации с использованием печатного листа

Делает попытки пересказа по памяти, но использует готовые записи

Предлагает инсценировки, стихи собственного сочинения, эвристические открытия



9


Слайд 1
Проект « Обучая, учусь» Автор проекта: учитель начальных классов Федосеева Елена Михайловна МАОУ СОШ №5 г. Закаменск
Слайд 2
Актуальность проекта • Постоянные изменения в обществе требуют от подготовки учащихся не только ЗУНов, но и устойчивых личных качеств; • задача образования на всех ступенях развития - формирование ключевых компетенций (самостоятельное решение проблем, определение цели деятельности, выбор оптимальных способов ее достижения, оценка полученных результатов, выбор источников информации и т.д.); • одно из перспективных направлений формирования компетенций - развитие навыка устных выступлений; • задачи уроков устного слова - научить грамотно строить линию суждений, определять грань между освоенным и неопознанным, убеждать окружающих в своей правоте; • формирование навыка публичных выступлений во многом определяет успешность ученика в школе и в дальнейшей жизни.
Слайд 3
Цель проекта: • Формирование информационных, учебно - познавательных, социо культурных, коммуникативных, информационных компетенций участников образовательной деятельности через подготовку и презентацию устных выступлений на уроках чтения и природоведения
Слайд 4
Задачи проекта: • Укреплять и поддерживать сложившие у школьников позитивные мотивационные установки, создавать условия для новых мотивов и целей; • развивать новые качества устойчивости, осознанности, действенности, самостоятельности учащихся, • формировать у детей лично значимый учебно познавательный интерес; • развивать умение мыслить и выражать свои мысли; • развивать и укреплять навыки сотрудничества со всеми членами образовательного сообщества.
Слайд 5
Ожидаемые результаты: • Содержание проекта предполагает, что • учащиеся научатся: • активно использовать образовательную среду, способствующую повышению эффективности обучения; • использовать полученные знания в жизни; • анализировать собственную деятельность и самостоятельно строить свой образовательный маршрут; • взаимодействовать со всеми субъектами образования; • использовать разные средства коммуникации, производить поиск и систематизацию информации; • ощущать собственную причастность и значимость к процессу сообучения
Слайд 6
Ожидаемые результаты • Родители: • смогут иметь четкое представление о траектории развития своего ребенка; • быть активными участниками формирования его ключевых компетенций через совместную деятельность; • получат стимул к повышению собственного интеллектуального развития, культурного уровня • Учитель: • будет расширять и углублять знания об общеучебных, психических, физических способностях учащихся класса; • совершенствовать педагогические и личностные способности (наблюдательность, рефлексию, способность объективного видения, понимания и диагностирования индивидуальных качественных изменений каждого ребенка; • сможет повлиять на формирование благоприятного психологического климата в семье и ученическом коллективе, а также на формирование положительных мотивационных установок всех участников образовательного процесса.
Слайд 7
Краткое описание проекта • Подготовительный этап. • На основе наблюдений, анкетирования, бесед с родителями определение круга интересов учащихся; • составление рабочей программы по чтению; • составление библиографического справочника; • подготовка материально - технической базы кабинета.
Слайд 8
Организационно действенный этап • Ознакомление учащихся и их родителей с особенностями устных выступлений; • сообщение тематики предстоящих уроков и ключевых вопросов к ним; • консультационная, направляющая, поддерживающая работа учителя и родителей при подготовке выступлений; • презентация подготовленных выступлений учащимися
Слайд 9
Аналитический этап • Диагносцирование уровней сформированности навыков публичных выступлений; • количественная и качественная обработка промежуточных итогов
Слайд 10
Заключительный этап •Обобщение и систематизация полученного опыта работы
Слайд 11
Механизмы реализации • Механизм влияния на группу и отдельную личность через референтное лицо; • поведенческий механизм; • познавателный механизм; • эмоционально - чувственный; • морально - нравственный; • межличностный; • механизм идентификации (ролевой) • гуманистический
Слайд 12
Перспективы развития проекта • Создание информационного банка данных (рефератов, таблиц, рисунков, слайд презентаций, фото- и видеоматериалов) для использования в работе учителей и учащихся; • расширение аудитории слушателей и выступающих от масштабов класса до блока школы; • распространение опыта работы среди образовательных учреждений города, района, республики.
Слайд 13
План мероприятий • Уроки устного слова по чтению и природоведению разной тематической направленности; • лектории для родителей, разработка памяток, писем обращений с рекомендациями; • дни открытых дверей в школе; • оформление тематических выставок в классе исследовательских работ, отзывов, интересных открытий, сделанных учащимися; • проведение мастер - класса силами учащихся; • индивидуальная работа с учащимися по подготовке к выступлениям; • классные часы, психологические тренинги, экскурсии
Слайд 14
Мониторинг развития навыка публичных выступлений • степень самостоятельности при подготовке (7 • • • • • уровней по технологической карте); изменение структуры выступления, динамика изменения степени сложности; динамика расширения информационного пространства; степень удовлетворенности собственным результатом; изменение поведенческой линии во время выступления. частота выступлений
Слайд 15
Помощник, наставник и друг • Федосеева Елена Михайловна • учитель начальных классов • МОУ СОШ № 5 г. Закаменск
Слайд 16
Участники проекта
Слайд 17
Подготовка к выступлению ответственное дело
Слайд 18
Удивляем, поражаем : мир открываем
Слайд 19
Доклады читаем, на сцене играем, таланты свои развиваем

Полный текст материала Проект" Обучая, учусь" Работа с родителями и учащимися 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Федосеева Елена Михайловна  Елена7324
24.02.2012 0 2344 448

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК