Статья "Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения"
Плеханова Ольга Александровна
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ №5 городского округа город Фролово
Волгоградской области
Исследовательская работа на тему: «Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения»
Содержание
1.1 Психолингвистические основы развития устной речи младших школьников 6
1.2 Методические основы организации работы по развитию устной речи младших школьников 15
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития устной речи младших школьников 25
2.1 Диагностика уровня развития устной речи младших школьников 25
2.2 Методические приемы развития устной речи младших школьников 28
Список используемой литературы 34
Приложение…………………………………………………………………….
введение
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приобретенные средства для достижения этого - культура речи и культура общения. (Чернова Г. Б.)
Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном аспекте реализуется попытка сопоставить особенности развития речи младшего школьника на уроках литературного чтения как параметра условий развития ребёнка.
Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию языковой компетенции.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования связной устной и письменной речи младших школьников.
В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным
требованиям проблем становится изучение связной речи, поиск соответствующих способов и приёмов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Этим объясняется актуальность темы, определяется выбор проблемы, объекта и предмета исследования.
Проблемы речевой деятельности привлекают внимание учёных. Об этом говорит поток научных исследований. Работы Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Б.Ф. Ломова, В.В. Богословского, Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др. позволяют создавать научно-обоснованные предпосылки для выявления условий индивидуализации деятельности в развитии речевой деятельности у детей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. В связи с этим большое значение приобретает современная и методически грамотно организованная работа по развитию речи. Одним из путей такой организации является работа по развитию устной речи на уроках литературного чтения.
В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание методически целесообразно организованным занятиям по литературному чтению. Это связано с важностью литературных произведений как факторов нравственного, эстетического, социального и речевого развития и воспитания детей.
Для ознакомления детей с тем или иным литературным произведением учителю необходимо построить учебный процесс в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учеников, уметь методически грамотно организовать восприятие того или иного вида литературных произведений.
В связи с вышесказанным мы можем выявить актуальность этой проблемы. Актуальность данного исследования определяется тем, что изучение механизмов развития устной речи является важной задачей системы образования.
Как организовать работу по формированию умений и навыков связной речи, как научить ребенка полно, грамотно и точно выражать свои мысли, каковы направления и этапы работы по развитию связной речи, какие виды работ являются наиболее эффективными? Эти вопросы послужили основанием для выбора темы представленной работы.
Объектом исследования является процесс развития устной речи младшего школьника на уроках литературного чтения.
Предметом исследования является устная речь младшего школьника.
Основная цель работы – изучить приемы работы по развитию устной речи младших школьников.
Задачи исследования состоят в следующем:
1. Проанализировать теоретические аспекты развития речи младших школьников.
2. Определить уровень развития устной речи обучающихся 2 «Б» класса.
3. Дать описание различных видов упражнений по развитию устной речи младших школьников.
Методы исследования: анализ литературы, опрос, анализ результатов, полученных в ходе исследования, ресурсы сети интернет.
Глава 1. Теоретические аспекты развития устной речи младших школьников на уроках литературного чтения
1.1 Психолингвистические основы развития устной речи младших школьников
В психолингвистике конца XIX - начала XX вв. язык рассматривался в первую очередь как застывшая система, взятая в абстракции от реальной речевой деятельности. К настоящему времени между психологией и лингвистикой образовалось своего рода размежевание предмета исследования. Оно дошло до того, что одна и та же проблема именуется психологами "мышление и речь", а лингвистами - "язык и мышление". Одной из центральных проблем психолингвистики является речевая деятельность.
«Речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Целенаправленным он является потому, что вступая в речевое общение, каждый из партнеров всегда движим определенными намерениями» (Леонтьев А.А.).
По мнению психолога Бадмаева Б.Ц. , речь есть специфический вид человеческой деятельности – общения, где язык выступает средством. Другими словами: речь – это деятельность общения, а язык – ее средство.
У речевой деятельности, как и у любой другой деятельности, есть соответствующая психологическая структура: мотив, предмет, цель, средство, продукт и конечный результат. Мотивом всегда выступает желание быть понятым другим человеком. Предмет речевой деятельности – мысль. Цель – конкретный, намеченный в уме говорящего будущий результат, ожидаемая реакция адресата – собеседника. Средства: речевое общение осуществляется с помощью языка. Продукт речевой деятельности: предложение, если нужно только выразить мысль, или текст, если мысль получает развитие. А результат – это тот фактический эффект, который достигается говорящим: если получена предполагаемая реакция со стороны объекта речевого воздействия, то цель достигнута, а если нет, то цель может считаться недостигнутой и нужны какие-то дополнительные действия для ее достижения. Т.е. результатом является понимание или непонимание мысли, выраженной собеседником (Бадмаев Б. Ц.).
Говоря о самой речи, можно выделить по крайней мере четыре психологически различных типа речи.
Во-первых, аффективная речь. «Под аффективной речью имеются в виду восклицания, междометия или привычные речения».
Вторая форма - устная диалогическая речь. В ней "исходным начальным этапом или стимулом к речи является вопрос одного собеседника; из него (а не из внутреннего замысла) исходит ответ второго собеседника".
Следующий вид речи - это устная монологическая речь, наиболее типичная, о которой говорят лингвисты, забывая о существовании других видов устной речи.
И, наконец, четвертый вид - это письменная монологическая речь. Развитие устной и письменной речи школьников - одно из стержневых направлений в методике преподавания литературы. Обогащение словарного запаса учащихся на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности - таковы основные задачи, которые решаются в практической работе словесников и теоретических исканиях методистов. Большой вклад в разработку проблемы внесли Ф.И. Буслаев, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, Л.И. Поливанов, В.П. Шереметевский, В.В. Голубков, А.Д. Алферов, М.А. Рыбникова, К.Б. Бархин, Н.М. Соколов, Л.С. Троицкий, С.А. Смирнов, Н.В. Колокольцев, А.А. Липаев, современные ученые К.В. Мальцева, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, В.Я. Коровина, О.Ю. Богданова, Н.А. Демидова, Л.М. Зельманова, Т.Ф. Курдюмова, Н.И. Кудряшев, М.В. Черкезова и др. (Запорожец И.В.).
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно строить свою речь, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому человеку.
Однако нельзя не признать, что формирование навыков связной речи зачастую не имеет систематического подхода, системы необходимых упражнений, нужных для этой работы пособий. Это приводит к тому, что в настоящее время школа сталкивается с огромной проблемой безграмотности, несвязности, бедности не только устной, но и письменной речи большинства учащихся.
Из анализа литературных источников, следует что понятие “устная речь” относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В.П. Глухов считают, что диалогическая (диалог) – первичная по происхождению форма речи, возникающая при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном обмене репликами. Отличительными чертами диалогической речи являются:
эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса;
ситуативность.
По сравнению с диалогической, монологическая речь (монолог) – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев к основным свойствам монологической речи относят: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическую последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется.
А.А. Леонтьев отмечает, что, являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, словообразующие и синтаксические средства. Вместе с тем в монологической речи реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие. По сравнению с диалогом, монологическая речь более контекста и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных синтаксических конструкций. Таким образом, последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.
В школьном возрасте основными видами являются описание, повествование и элементарные рассуждения (Бронникова Ю.О.).
Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием формирования устной речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний. Леонтьев А.А. определяет термин “высказывание” как коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой (Шахнарович А. М.). К характеристикам любого вида развернутых высказываний относятся: связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.
В специальной литературе выделяются следующие критерии связности устного сообщения: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями (членами) предложения и законченность выражения мысли говорящего (Ефросинина Л.А.). Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания – последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности сообщения.
Логико-смысловая организация высказывания включает предметно-смысловую и логическую организацию. Адекватное отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания; отражение же хода изложения самой мысли проявляется в его логической организации (Запорожец И.В.).
Таким образом, из сказанного следует:
–устная речь – совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Устная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую. Монолог более сложная форма речи. Это – связная речь одного лица, служащая для целенаправленной передачи информации. Основными видами, в которых осуществляется монологическая речь являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Их существенными характеристиками являются связность, последовательность, логико-смысловая организация.
Говорение рассматривается как вид речевой деятельности. Словарь, являясь важнейшим элементом языка, сам по себе языка еще не составляет. Образно говоря, это строительный материал для языка, он приобретает значение лишь при его соединении с грамматическими правилами. Использование слов в речи обеспечивается единством звуко-буквенной, слоговой и морфологической структур. Овладение словарем - процесс овладения языком, рассматриваемый в лексическом аспекте. Элемент языка, включающий содержательные и формальные признаки, - слово, обладающее функциями обозначения и обобщения. Без овладения словарем невозможно овладеть речью, а тем более связной речью, как средством общения и орудием мышления. Включенное в речь слово служит средством коммуникации. Слова сохраняются в речедвигательной и речеслуховой памяти и используются в практике речевого общения. Для этого слово надо знать, вспомнить, обеспечить его правильное сочетание с предыдущим и последующими словами, что обеспечивается механизмом ситуативного слежения (Ананьев Б.Г.).
Ладыженская Т. А. выделяет 3 условия речевого развития ребенка:
1 условие – потребность общения. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т. е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно создать речевую среду. Это второе условие речевого развития ребенка. Овладение речью – способ познания действительности. Поэтому третьим условием является то, что речь, развиваясь, нуждается в языковом и фактическом материале. (Ладыженская Т. А.)
Соловейчик М. С. Выделяет следующие условия речевого развития:
Прежде чем дать задание ученикам на создание или восприятие высказывания, необходимо постараться обеспечить у них возникновение соответствующей потребности, желанием вступить в речевое общение.
Предлагая детям создать текст, важно обеспечить и понимание того, к кому, зачем, и при каких обстоятельствах они обращаются.
Нужна параллельно проводимая целенаправленная работа по ряду направлений:
а) над расширением кругозора учащихся, над их способностью наблюдать, сравнивать, оценивать, обобщать;
б) над осознанием школьниками системы языка, назначения различных языковых единиц, правил их функционирования;
в) над умением выбирать средства языка с учетом ситуации общения и грамотно формулировать мысли;
г) над умением отбирать содержание для высказывания и организовать его в соответствии с замыслом. (Соловейчик М. С.)
«Чтобы дети говорили хорошо, правильно, эмоционально, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика, умеющего передать замысел простыми словами». (Жинкин Н. И.)
Развитие словаря как основы речи, его расширение и уточнение выполняют развивающую функцию для формирования познавательной деятельности, овладения речевыми умениями и навыками. Полноценное овладение речью предполагает адекватное усвоение и порождение речи в единстве формы и содержания, означающего и означаемого. Конкретное слово уже в момент появления является одновременно и звучанием, и значением. Имея свою структуру, как языковой знак, оно включается в языковую систему и функционирует в ней по законам данного языка (Бобровская Г.В.).
Пассивный запас слов значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно. Дети не используют имеющийся у них инвентарь лингвистических единиц, не умеют оперировать ими.
Понимание лексического значения слова, противопоставление его другим словам, которые находятся в смысловой зависимости от данного, введение слова в систему семантических полей, умение правильно строить из слов предложение отражают уровень языковой способности ребенка и степень сформированности его логического мышления.
Даже столь конспективно краткое перечисление качественных особенностей словаря детей подчеркивает важность проблемы формирования лексических навыков у детей, необходимость поиска путей повышения эффективности коррекционно-воспитательного воздействия, для чего позиции психолингвистики оказываются наиболее продуктивными.
Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.
Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие.
Таким образом, последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи. Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием формирования устной речи является связность.
Леонтьев А.А. определяет термин “высказывание” как коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой (Шахнарович А.М.). К характеристикам любого вида развернутых высказываний относятся: связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей. Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания – последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности сообщения.
Т. о., развитие речи ребенка следует начинать с работы над расширением круга его представлений, впечатлений, с работы над воспитание его познавательных интересов. Процесс накапливания этих представлений и впечатлений сопровождается тем, что ребенок начинает испытывать потребность в словах, которыми можно обозначить наблюдаемые им предметы и явления, потребность в речевых средствах, которыми можно наиболее адекватно эти явления и впечатления описать, осмыслить для себя и рассказать другим.
1.2 Методические основы организации работы по развитию связной речи младших школьников
Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная. В процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи. К первому классу ребёнок достаточно овладевает устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Письменная форма монологической речи наиболее трудная. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания, а на начальной стадии овладение письменной речью осознаётся так же процесс написания каждого слова. Обучение письменной речи как нормативной, чем устной, связано с высокими требованиями, предъявляемыми к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету мысли (к объекту), точность в употреблении средств языка (Выготский Л.С.)
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает богатством языка. Чем полнее усваивается богатство языка, чем свободнее человек пользуется им, тем успешнее он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка достаточный уровень речевого развития – залог успешного обучения. Содержание образования на современном этапе характеризуется усилением внимания к проблеме развития связной устной и письменной речи школьников. Речь учеников отличается ограниченным запасом слов, трудностью связного высказывания и общения. Эти школьники испытывают трудности по всем учебным предметам с самых первых дней обучения. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого.
Письменным сочинениям в 1 классе предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление предложений, объединенных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объединенные темой, устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно (Негневицкая Е.И). Сочинения первоклассников – это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность.
Чрезвычайно велика роль картины в развитии связной речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.
В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития связной речи следует использовать художественные картины (Негневицкая Е.И). Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.
Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в 4 классе (элементы описания картины возможны во 2 –3 классах).
В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины (что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов. В-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть. Наконец, идейный смысл, "настроение" картины.
Уже во 2 классе практикуется устное описание картины ("Расскажи, что ты видишь на картине"). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.
Опираясь на теорию связной речи Н.И. Жинкина, Т.А. Ладыженская вычленила те специальные умения, которым надо учить в школе, развивая навыки связной речи учащихся, и которые должны помочь говорящему (или пишущему), создавая текст, стать на точку зрения слушателя (или читателя), реализовать как можно лучше свой замысел. Это следующие коммуникативные умения:
l. Умение раскрывать тему высказывания.
2. Умение раскрывать основную мысль высказывания.
3. Умение собирать материал к высказыванию.
4. Умение систематизировать собранный к высказыванию материал.
5. Умение совершенствовать написанное (для письменной речи).
6. Умение строить высказывания в определенной композиционной форме.
7. Умение выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко.
Т. А. Ладыженская указывает, что формирование этих умений поможет создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи. От того, насколько ученик сумел раскрыть тему высказывания, вычленить в нем главное и собрать материал, зависят содержательность, убедительность, ясность высказывания. Умением систематизировать материал определяется логичность, последовательность высказывания.
Обучая коммуникативным умениям, учитель помогает учащимся осознавать все особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные сообщения.
Отрабатывая под руководством учителя умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, ученик вслушивается, вчитывается в формулировку темы, осознает ее, вычленяет то главное, что предусмотрено этой темой, и таким образом понимает, о чем ему надо рассказывать и какую основную мысль надо донести до слушателей или читателей.
Формирование этих умений начинается с уроков чтения (даже с уроков обучения грамоте) и связывается прежде всего с работой над заглавием.
В процессе работы над текстом — при обучении пересказу и работе над изложением — формируется предусмотренное программой умение соотносить содержание текста с заглавием. Отвечая на вопрос «Почему рассказ так назван?», дети учатся обращать внимание на связь между содержанием и заглавием. Вдумываясь в заглавие, учащиеся выделяют основную мысль всего текста или частей.
Вчитываясь в заглавие темы, дети учатся ориентироваться в теме, границах темы и в содержании, осознавать то главное, что следует раскрыть в своем сочинении. Необходимо проводить разнообразные упражнения, которые помогут детям установить единство содержания текста, и связь содержания с заглавием (обосновать выбор или подобрать новое заглавие, озаглавить неозаглавленный текст и т. п.); предлагать такие формулировки тем, в которых прямо отражена основная мысль.
При выборе тем учителю следует учитывать их жизненный характер, близость опыту, интересам детей, доступность. Темы должны быть рассчитаны на конкретные наблюдения, впечатления. Очень хороши темы, помогающие детям использовать их личный опыт. Например: «Как мы работали на пришкольном участке», «Как я помогаю маме», «Мы наблюдали листопад», «Если бы я был волшебником».
Целесообразно намечать темы для устных рассказов в соответствии с общей тематикой уроков чтения. Это будет способствовать лучшему усвоению литературных образцов, обогащению словаря учащихся, поможет детям быстрее ориентироваться в теме и содержании и обеспечит большую их самостоятельность при построении рассказов.
Формирование умения собирать материал к высказыванию связано с активной мыслительной и речевой деятельностью учащихся при анализе источника, дающего материал к этому высказыванию. Анализируя содержание текста или картины, рассматривая объекты природы, ученик обогащается конкретными представлениями об окружающей действительности, впечатлениями, фактами, которые помогут ему полнее раскрыть тему.
Наблюдательность очень важна для развития связной речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений.
Рассказы по наблюдениям получаются большими по размерам, потому что у детей много материала. А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой.
В развитии речи нужна кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.
Развивая связную речь школьников, мы прививаем ряд конкретных умений, то есть, учим их. Подчеркнём же умения, которые относятся именно к уровню текста:
во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;
во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;
в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану;
в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.
Связность как один из самых значимых категориальных признаков текста характеризуется взаимодействием нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; коммуникативной направленности; композиционной структуры.
Были выявлены особенности связных высказываний детей в зависимости от характера наглядного материала и ситуации общения, определены наиболее эффективные методические приемы формирования связности речи, отобраны такие ситуации, при которых в большей мере обеспечиваются развернутость, связность, композиционная завершенность детских высказываний.
Пересказы по иллюстрациям более содержательны, структурно оформлены, отличаются большей полнотой последовательностью. Дети воспроизводили практически все основные моменты сказки, поскольку они наглядно представлены на иллюстрациях.
Таким образом, одновременное использование литературного образца и картинок положительно влияет на содержательность и связность пересказов, их объем, плавность речи, повышается мотивированность и самостоятельность высказываний. Вместе с тем, в ряде случаев повышается уровень ситуативности речи, когда дети больше ориентируются на картинку, пересказ заменяют перечислением изображенных персонажей.
Ограниченность речевого общения, несформированность связной речи отрицательно влияют на личность ребенка, вызывают специфические невротические наслоения, формируют отрицательные качества (замкнутость, негативизм, агрессивность, неуверенность, чувство неполноценности), что сказывается на успеваемости, а также на социальной активности ребенка.
Таким образом, представленные аргументы доказывают необходимость специальной целенаправленной поэтапной педагогической работы по развитию всех уровней речи и личности ученика в целом.
Как отмечалось выше, развитие речи учащихся - это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя.
Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
Подготовительная работа начинается в букварный период и проводится на протяжении всего учебного года. Для этого используются сюжетные раздаточные картинки по развитию не просто речи, а по развитию связной речи и сюжетные картинки, данные в учебниках. Такая работа приближает учащихся к связному рассказу.
Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют "жёсткое задание" (Л.В. Занков), которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию связной речи необходимо считать и то, и другое. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи надо ежедневно на всех уроках русского языка и литературного чтения.
При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены.
Более сложным видом упражнений в связной речи являются устные рассказы. Такая работа помогает учащимся осознать, что содержание рассказа надо передавать последовательно, логично, правильно строить предложения, т.е. подготавливает к письменным сочинениям (Ефросинина Л.А.).
Устному рассказу, как и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, которые рекомендуется проводить лишь во втором полугодии. Сочинения также составляются коллективно по плану, данному учителем или коллективно составленному. Готовый план учитель записывает на доске до урока. Если же план составляется коллективно, то запись идет по мере составления.
Тематика устных рассказов определяется программой по чтению, но в основе их лежат личные впечатления и наблюдения. Работа может проводиться по такому плану:
Сообщение темы и цели работы.
Чтение вслух плана рассказа, данного учителем, или коллективное составление плана.
Коллективное составление плана рассказа по плану.
Обдумывание рассказа в целом каждым учеником.
Связные рассказы по плану.
При использовании сюжетных картинок работа проводится по такому плану:
1. Постановка перед классом цели работы.
2. Рассматривание картинок и уяснение сюжета.
3. Придумать заголовки к картинкам.
4. Устные рассказы по плану.
Первые же сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в 4 классе (элементы описания картины возможны во 2 –3 классах9. (Ефросинина Л.А.).
Учащиеся не резко затрудняются в построении связной монологической речи. При пересказах они не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли. Особенно ярко это проявляется при написании учениками сочинений и изложений. Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программным материалом по гуманитарным предметам.
Работу по формированию умения четко излагать свои мысли нужно начинать с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Позднее нужно учить детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. Развивая у детей фантазию, творческое мышление, включать в задание пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине и концу) рассказа.
После того, как учащиеся научились последовательно передавать содержание услышанного, мы учим их составлять выборочный пересказ. Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста. Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ.
Далее мы учим детей творческому пересказу, составлению самостоятельных рассказов по аналогии, по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям. Любому виду пересказа или рассказа должна предшествовать словарная работа, анализ текста. Этот вид работа требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста.
Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей со словами, мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением.
В развитии речи нужна кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития устной речи младших школьников
2.1 Диагностика уровня развития устной речи
Экспериментальное исследование проводилось в школе № 5 города Фролово во втором классе.
Данное исследование проходило в 2 этапа:
Констатирующий этап - цель, которого выявить уровень развития связной речи у учащихся второго класса.
Формирующий этап - цель, которого разработать комплекс упражнений на развитие связной речи.
В констатирующем тестировании принимали участие 26 учеников 2 класса.
Для определения уровня развития связной речи учащимся было дано задание распределить предложения в их логической последовательности.
Задание 1 . Распределите самостоятельно предложения в их логической последовательности (предложения можно дополнить своими словами), чтобы получился текст.
1. Зима. В лесу много снега. 2. Лесник позвал своего пса 3. Собака увидела лисицу и бросилась за ней. 4. Идет по лесу лесник со своей сторожевой собакой. 5. Погоня заканчивается поражением собаки, лиса спряталась в норе.
Обобщив полученные результаты, учащиеся распределяются на следующие уровни:
1. Низкий уровень - в речи учащихся отсутствует точность. В рассказе ребенка логичность, ясность, языковая правильность речи, выразительность не прослеживается.
2. Средний уровень - в речи ребенка прослеживается ясность, логичность, последовательность, но отсутствует содержательность, выразительность.
3. Высший уровень - в речи ребенка прослеживается содержательность, свои предложения в речи учащийся выстраивает последовательно, логично, точно, а также употребляет в своей речи выразительные слова, словосочетания.
Результаты диагностики отражены в таблицу 1
Таблица 1
Сравнительный анализ уровня развития связной речи на констатирующем этапе
Уровни |
высокий |
средний |
низкий |
|||
% |
чел |
% |
чел |
% |
чел |
|
2 класс |
19 |
5 |
43 |
11 |
38 |
10 |
Таким образом, на 1 (высоком) уровне в классе находятся 19% учащихся. На 2 уровне находятся 43% учащихся. На 3 уровне в классе находятся 38% учащихся. Т. о большинство учащихся 2 класса находятся на среднем уровне развития связной речи.
Для определения уровня развития устной речи учащимся было дано задание составить рассказ.
Задание 2. Составьте рассказ на тему «Мое любимое домашнее животное».
Был проведен анализ полученного исследовательского материала по трем параметрам: цельность, связность, последовательность.
Результаты полученного исследовательского материала отражены в таблицу 2 .
Результаты по тексту «Мое любимое домашнее животное»
Признаки текста |
Цельность рассказа |
Связность рассказа |
Последовательность рассказа |
|||
% |
чел |
% |
чел |
% |
чел |
|
2 класс |
54 |
14 |
65 |
17 |
46 |
12 |
Результаты таблицы показывают, что уровень развития устной речи учащихся невысокий.
Для составления полноценного рассказа у детей не оказывается в запасе достаточного количества необходимых слов, а также умения последовательно, логически и связно излагать свои мысли.
Школьники, рассказывая о том, что наблюдала, переходят с одной сюжетной линии на другую, допускают пропуски важных смысловых звеньев, что затрудняет восприятие текста слушателем. Учащиеся в элементы описания включают элементы повествования. Это прослеживается почти во всех рассказах школьников.
Исходя, из данного исследования перед нами стоит задача поднять уровень развития связной речи у учащихся 2 класса.
2.2 Методические приемы развития устной речи младших школьников
Формирующий этап - цель, которого подобрать комплекс упражнений, направленных на развитие устной речи младших школьников.
Подобран комплекс упражнений, направленный на содержательность, логичность, точность, выразительность, правильность.
Для работы по такому признаку, как цельность детям может быть предложена следующая система упражнений:
Прочитай опорные слова из сказки. Какие опорные слова ты бы дописал в этот ряд?
Мачеха, бедная, падчерица, грязная работа, бал…
Прочитай опорные слова из небольшого рассказа. Попробуй восстановить основное содержание этого рассказа.
Моя собака.
Нашел, замерзший, черная шерсть, висячие уши, недоверчивый, стал веселым, гуляем, боится, любимый…
Напиши опорные слова для рассказа «Наш класс». И составь текст, опираясь на эти слова.
Цель данных упражнений: учить учащихся по опорным словам определять тему текста; на основе опорных слов создавать текст.
Составь текст по данному началу и опорным словам (картинка ласточки на доске)
Деревенскую ласточку называют касаткой. Хвост… . Головка и спинка …, а грудь и брюшко … .
Красивая … !
Прочитай начало сказки.
В сказочном городе жил кукольный мастер. Он делал чудесные игрушки.
Однажды к мастеру пришел... .
Придумай продолжение сказки.
Составь рассказ по его концу.
….Ребята осторожно положили птенца в гнездо. Счастливые и радостные ушли домой.
Основным понятием категории связности является понятие «основная мысль». При работе над связностью можно предложить детям следующие упражнения:
Определить тему и основную мысль текста. Найти предложение, в котором выражена основная мысль. Озаглавить текст.
Хуже нет для полевого и лесного зверья малоснежного начала зимы. Голая земля промерзает все глубже и глубже. Холодно становится в норках. Крот и тот страдает, с трудом роет заступами-лапами твердую, как камень, мерзлую землю.
А каково мышам, ласке, горностаю?
Прочитай пословицы. Они часто выражают основную мысль текста.
Не спеши языком – спеши делом.
Петь хорошо вместе, а говорить врозь.
- В каких ситуациях вы можете услышать эти пословицы.
Цель данных упражнений: обучать учащихся планировать основную мысль текста, озаглавливать текст в соответствии с основной мыслью.
По картинкам сделать сравнительную характеристику птиц: воробья и синицы, различающихся окраской и формой хвоста.
По картинкам сравнить и описать ветку ели и сосны. Чем они похожи?
В ответе используйте слова:
И… и…
Как у …
Так и …
Так же как …
Чем различаются ветки сосны и ели?
Используйте сравнительные слова:
В отличие от …
По сравнению с …
Цель данных упражнений: обучать детей использовать в речи специальные слова для указания сходства и различия между предметами, учить детей строить сравнительные описания.
Необходимо познакомить учащихся со схемами сравнительного описания.
а) Сравнительное описание и сравнение одного и того же признака у разных предметов (лиц, явлений).
б) Вначале описывается один предмет (лицо, явление), затем другой – в сравнении с первым предметом.
5. Описать литературных героев (Буратино, Чиполлино) по картинкам.
6. Представь, что твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок ко Дню рождения. Ты подробно отвечаешь на этот вопрос. (Опиши свой подарок)
Цель данных упражнений: учить школьников строить тексты-описания.
По последовательности текста была проведена следующая система упражнений:
Собери рассыпанные слова так, чтобы из них получились осмысленные предложения.
Сентябрь пришел. Бегут по облака прозрачному и небу высокому. Готовятся дни в многие отлету к похожие в птицы. Дикие дальние отправляются гуси в путь. Стайки скворцы в собираются шумные.
Восстановить деформированный текст-описание с опорой на план. Озаглавьте текст.
. Составь из слов два предложения.
Я, дереве, на, увидел, долбил, дятла, крепким, он, клювом, осину.
Составь из слов предложение и напиши его, диктуя себе по слогам.
Весной, в, купаются, воробьи, лужах.
Составь еще одно предложение о воробьях, чтобы получился текст. Запиши его.
Составь из данных слов четыре предложения. Напиши.
Есть, театр, в Москве, удивительный.
На сцене, медведи, обезьяны, лисицы, слоны, выступают.
Много, приносит, встреча, радости, со зверями, детям.
Актеров, Наталья Юрьевна Дурова, готовит.
Цель данных упражнений: учить школьников использовать в построении текстов разнообразные конструкции, т. к. однообразные, однотипные по структуре предложения разрушают логическую связность, последовательность, которые являются признаками связного текста.
Таким образом, необходимо использовать различные приемы и методы, направленные на развитие устной речи младших школьников.
Заключение
Таким образом, речь - это процесс общения людей посредством языка, средство мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека; речь, как психическая функция является инструментом мышления.
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.
Развитие речи - отрасль педагогики, которая изучает процессы и закономерности развития речи у младших школьников в специфических явлениях развития ребёнка. Основная задача речевого развития детей младшего школьного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей (Гвоздев А. Н.)
Развитие речи в процессе обучения - это единый общешкольный процесс, протекающий в многообразии познавательной деятельности школьника при усвоении учебных предметов. Значительно влияние специально подобранных художественных произведений для чтения на эмоциональную, эстетическую, интеллектуальную сферу детей, создающее мотивационную готовность к художественному восприятию и к работе по развитию связной речи.
Специфическая структура уроков по литературному чтению, предполагает осмысление средств, которые могут быть использованы в речи для передачи художественного образа, настроения, замысла автора. Кроме этого, беседа с учащимися или вопросы в учебнике (хрестоматии), направлены на осознание лингвистических особенностей прочитанного текста. Также используются такие формы и методы обучения: самостоятельная или коллективная работа по развитию связной речи, проводимая в форме беседы, диалога или дискуссии, а также театрализованных игр, этюдов, сценок по мотивам изучаемых произведений; активизация художественного восприятия детей путём комплексного влияния разнообразных средств (музыкальных, изобразительных и т.д.). Соблюдение данных условий позволяет добиваться высокой эффективности работы по развитию связной речи при работе с литературным произведением на уроках литературного чтения в начальной школе и подготовить детей к дальнейшему освоению родного языка в последующие годы обучения в школе.
В целом, система литературного чтения направлена на реализацию главного принципа обучения родному языку в начальной школе - принципа развития речи и наряду с другими аспектами языкового образования она способствует совершенствованию речевой деятельности детей и их речевому развитию.
В настоящее время усиливается внимание к литературному образованию младших школьников, к художественному и творческому развитию личности ребёнка, к развитию связной речи. Особое внимание уделяется развитию связной речи как комплексной познавательной и коммуникативной способности младших школьников.
Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае, если:
1) она богата и разнообразна по использованным в нём лексическим и грамматическим средствам;
2) в нём точно передано содержание высказываний;
3) в нём учтены особенности ситуации общения, выдержан определённый стиль речи. (Бронникова Ю.О.)
Голос и речь даны человеку для выражения мысли и чувства. Это закон природы. Научиться соблюдать его - задача каждого человека.
(Бобровская Г. В.)
Приложение 1
Определение коммуникативной сферы и уровня речевой готовности к обучению учащихся первых классов
Основными показателями речевой готовности младших школьников к обучению являются:
уровень развития словесно – логического мышления;
речевая активность;
речь – общение.
Для определения речевой готовности были использованы следующие методики:
определение понятий;
выяснение пассивного словарного запаса;
определение активного словаря.
В логическом, речевом мышлении младший школьник пользуется понятиями, в которых обобщенны существенные признаки явлений, предметов и т.д. Понятия обозначаются словами и словосочетаниями, в которых приобретают необходимую для общения материальную оболочку. С целью проверки первого показателя учащимся предлагалась следующая методика.
Методика 1. Определение понятий.
Пред началом диагностики предлагается следующая инструкция:
«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как бы ты его объяснил?”
За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится 30 секунд. Если в течение данного времени ребенок не может дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.
Оценка результатов:
10 баллов – очень высокий уровень развития;
8 – 9 баллов – высокий;
4 – 7 балла– средний;
2 - 3 балла – низкий;
0 –1 балл – очень низкий.
Результаты исследования заносятся в таблицу
С целью проверки речевой активности ребенка, была предложена следующая методика.
Методика 2. Выяснение пассивного словарного запаса.
В этой методике ребенку предлагают те же самые наборы слов по 10 слов в каждом, что и в первой методике. Процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда – «велосипед» и предлагается из следующего ряда выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов зачитывается медленно с интервалом между словами в 1 секунду. Во время прослушивания ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к услышанному.
Оценка результата.
Если ребенок правильно нашел значения от 40 – 50 слов – 10 баллов.
Если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 – 40 слов – 8 – 9 баллов.
Если ребенок смог правильно найти от 20 – 30 слов – 6 – 7 баллов.
Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 – 20 слов – 4 – 5 балла.
Если ребенку удалось объединить по смыслу меньше 10 слов – 3 балла.
Результаты исследования заносятся в таблицу
Методика 3. Определение активного словаря.
Учащимся предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Их просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, а затем анализируется. В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводными конструкциями, что свидетельствует об уровне развития его речи.
Оценка результатов.
10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи встречается не меньше 10 перечисленных в протоколе признаков.
В 8 – 9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8 9 разных протокольных признаков.
6 – 7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6 – 7 признаков.
Оценка в 4 – 5 баллов ему дается за присутствие в речи 4 – 5 разных признаков.
2 – 3 балла - в речи присутствуют 2 – 3 признака.
0 – 1 балл – рассказа нет или в нем имеются 1 – 2
Приложение 2
Диагностика развития речи у детей в возрасте от 6 до 10 лет
Инструкция: "Расставь точки".
Плохой сторож
У одной хозяйки мыши поели в погребе сало тогда она заперла в погребе кошку, а кошка поела и сало, и мясо, и молоко
Анализ результатов: Фиксируется скорость нахождения и продуктивность ассоциаций.
Методика Эббингауза
Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).
Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.
Инструкция: "Вставьте пропущенные слова".
Над городом низко повисли снеговые _______. Вечером началась ________. Снег повалил большими ______. Холодный ветер выл как _____ дикий _____. На конце пустынной и глухой ___ вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с _____ пробиралась по ______. Она была худа и бедно ______. Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и ____ ей идти. На ней было плохое _____ с узкими рукавами, а на плечах ____. Вдруг девочка _________ я, наклонившись, начала что-то искать у себя под ногами. Наконец она стала на ______________ я своими посиневшими от ____________ ручонками стала ________ по сугробу.
Данная методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций.
Задание 1.
1. "Послушай, что я тебе прочитаю и расскажи".
2. "Прочитай и перескажи".
Галка и голубь
Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.
Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже ее не приняли.
Муравей и голубка
Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Умная галка
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.
Самые красивые
Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы, Сова спросила:
— Вы не видели моих птенцов?
—А какие они?
— Самые красивые!
Анализ результатов: учитывается понимание последовательности событий, общего и скрытого смысла.
Задание 2.
Обращаясь к ребенку, учитель говорит: "Слушай внимательно. Я буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора по несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно или несколько слов".
Наборы слов:
1. Девочка, альбом, рисунок.
2. Ребенок, чашка, молоко.
3. Из, клетки, чиж.
4. Саша, лыжах, катается, на.
Приложение 3
Нетрадиционные приемы развития устной речи
"Загадалки"
Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему вопросы о нем самом, его увлечениях, друзьях, любимых блюдах и т. д.: "Сколько тебе лет? Сколько человек живет в вашей квартире? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Сколько пуговиц на твоей рубашке?" На верно заданный вопрос - сам может спрашивать. Если водящий ошибся или ответил одним словом, он уступает место другому.
"Перевертыши"
Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому. Попробуйте и вы сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, различные фразы: "Воробей влетел в окно"; ; "Муха села на варенье"; "Пошел сильный дождь" и др. Так фразу "Муха села на варенье" дети переиначили в следующую: "жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре".
"Выгляни в окошко"
В раскрашенную рамочку - "окошко" с закрывающимися створками вставляются листа цветной бумаги. Створки отворяются, детям "выглянуть в окошко" - пофантазировать и рассказать, что они видят "за окном". Обычно за белым листом дети "видят" зимний пейзаж, каток, больницу; за желтым – пустыню, осеннюю полянку и т. п.
"Собери поезд"
На доске прикреплены картинки. На них различные предметы: ложка, пылесос, ваза, тарелка, поливочная машина и т.д.. Картинки -- это "вагоны", их нужно поставить друг за другом так, чтобы между стоящим рядом "вагонами" можно было указать какую-нибудь связь. Класс "стирает" поезд: за ложкой ставит тарелку, так как это посуда, за тарелкой вазу, так как они обе сделаны из фарфора. Дальше поедет поливочная машина, так как в вазу, в поливочную машину наливают воду. За поливочной машиной пылесос, потому что они машины служат для уборки пыли, грязи. Картинки на доске переместились -- поезд готов. Выбирается "машинист", он проверяет, как "скреплены вагоны" - повторяет связи между предметами.
"Волшебная кисточка"
Один из учеников делает несколько взмахов "волшебной кисточкой", ручка которой обернута цветной фольгой. Дети останавливают кисточку словами: "Раз, два, три, замри!" После этого класс "разгадывает", что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.
Обучающимся очень нравятся такие упражнения. Ведь детям кажется, что они просто играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить. Это только первые шаги, но они помогают детям строить предложения, делать выводы, обогащают их словарный запас, учат размышлять. Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес к самостоятельным высказыванием, формировать умение сравнивать, объяснять.
Список используемой литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - М.: Просвещение, 1986. -284с.
2. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000,№4. -С.35-39.
3. . Баранов С.П. Болотина Л.Р., Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1987. - 368с.
4 Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа, 2003,№4. -С.47-51.
5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пб. - Питер, 2000. - 298с.
6. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа, 2003,№10. -С.41-44.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996. -115с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961. -218с.
9. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. - М.: Вентана-Граф, 2004. -224с.
10. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Программа "Литературное чтение" 1-4 классы // Начальная школа, 2000,№8. -С. 20-41.
11. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. - М.: Знание, 1969. -204с.
12. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Просвещение, 1982. -198с.
13. Запорожец И.В. Культура речи // Начальная школа, 2003,№5. -С.38-39.
14. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. - М.: Педагогика, 1980. -210с.
16. Ладыженская Т. А. Методика развития речи младших школьников. –М.,1985
17. Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе. Методы обучения в современной школе: Сб. статей /Под ред.Н.И. Кудряшова. – М.: Просвещение, 1983. – С.8–25.
18. Леонтьев А.А. Речевая деятельность // Хрестоматия по психологии.-М., 1977.-223с.
19. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000. -218с.
20. Методика преподавания русского языка / Под ред. М. С. Соловейчик.-М., Просвещение, 1967.-200с.
21. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. - М., 1981.
22. Рамзаева Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования // Начальная школа, 2003,№11. -С.14-23.
23. Речевое развитие младших школьников / Сб. статей под ред.Н.С. Рождественского. - М., 1970.
24. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. - М., 1976
25. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. –М. : Просвещение, 2010. -159с.
26. . Шахнарович А.М. Психолингвистические исследования и задачи развития речи учащихся // Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей / Под ред.А.П. Еремеевой. – М.: Просвещение, 1980. – С.16‑18.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Плеханова Ольга Александровна
→ martakauffmann 13.05.2012 0 6028 491 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.