Формирование здорового образа жизни учащихся младшего школьного возраста


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

Учебно-воспитательный комплекс №122

Самарского района












«Формирование здорового образа жизни учащихся младшего школьного возраста»




Научно – исследовательская работа









Выполнила:

учитель начальник классов

Дробот Надежда Фроловна






г. Днепропетровск 2011-2012


ТЕЗИСЫ

По данным ВОЗ уровень алкоголизации, наркомании и табакокурения в последние годы достиг катастрофических цифр на Украине. Особенно тревожит омолаживание алкоголизма, наркомании и массовость пьянства среди детей и подростков; каждый второй курит, наркоманом является 1 из 10, потребление спиртных напитков характеризуется огромной цифрой - 200 л на одного человека в год. От этого страдает все общество в целом.

Ухудшение здоровья подрастающего поколения сегодня определяется многими факторами, на первое место среди которых выходит образ жизни. Современного подростка характеризует ранее обращение к табакокурению, употреблению алкоголя, наркотиков; формирование связанных с этим вредных привычек. Современный школьник страдает от гиподинамии, избытка углеводной пищи, социальной неустойчивости. Проблема по формированию ЗОЖ молодого поколения, борьба с вредными привычками, в частности с курением, пьянством, наркоманией, актуальна и требует немедленного решения.

Всем известно, что далеко не каждый ставит здоровье на первое место среди творческих ценностей. Это особенно проявляется среди детей, молодежи. Понимание ценностей здоровья, умение поддерживать хорошее настроение и высокую работоспособность, нетерпимое отношение к разрушающим здоровье привычкам, надо воспитывать только с детства.

Изучить теоретический материал, связанный с вредными привычками -курением, алкоголем, наркоманией;

как рассматривается этот материал в различных источниках, у различных авторов;

каковы новые аспекты;

каково влияние вредных привычек на здоровье человека;

что нужно изучить из того, что ранее изучено;

провести исследования по школе «Мониторинг вредных привычек»;

проанализировать на каком уровне находится табакокурение, наркомания,

алкоголь по школе;

диагностика «Мониторинг вредных привычек» по школе показала, что как бы ни были вредны пристрастия к алкоголю, курению, наркомании, в нашей школе есть школьники, которые не считают себя рабами вредным привычек.

Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам необходимо осуществлять как можно раньше, лучше всего в детсадовском возрасте и в первых классах начальной школы, в большинстве случаев, такие дети будут вести здоровье образ жизни.

Работая над решением данной проблемы, основное внимание необходимо уделить предупреждению и искоренению вредных привычек; формированию здорового образа жизни у учащихся. В деле формирования ЗОЖ дети являются перспективной возрастной категорией. Именно в детстве происходит усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Необходима преемственность на всех этапах формирования ЗОЖ детей и подростков (семья, школа, Вуз, трудовой коллектив).




ОГЛАВЛЕНИЕ



1. Введение 5-6

  1. Актуальность и проблема исследования.

  2. Гипотеза.

  3. Цели и задачи.

2. Основная часть 7

  1. Здоровье. Факторы, определяющие здоровье. 7

  2. Факторы, нарушающие здоровье. 7

  3. Что такое курение, алкоголь и наркомания. 7

  4. Заглянем в прошлое. 8

  5. Пагубное влияние вредных привычек на здоровье человека 9-30


  1. Табакокурение и его вредное влияние на организм. 9

  2. Алкоголь и его влияние на организм. 10

  3. Наркотики и последствия их употребления. 12

2.6. Мониторинг вредных привычек 15

3. Заключение 31-32

  1. Меры профилактики вредных привычек.

  2. Кодекс здоровья..

  3. Факторы сохранения и укрепления здоровья.

4. Используемая литература 33























Актуальность и проблема

По данным ВОЗ уровень алкоголизации, наркомании и табакокурения в последние годы достиг катастрофических цифр в Республике Саха, особенно тревожит омолаживание алкоголизма, наркомании и массовость пьянства среди детей и подростков.


Тема

«Формирование здорового образа жизни учащихся младшего школьного возраста».


Объект исследования

Состояние здоровья школьного коллектива начального звена.


Предмет исследования

Состояние здорового образа жизни школьников; влияние алкоголя, курения и наркотиков на здоровье учащихся.


Гипотеза

Выработать у каждого школьника способность добывать знания, оценки, навыки, обязательства и мастерство, необходимые для защиты от пристрастий к вредным привычкам и улучшения здорового образа жизни.


Цели и задачи

  • Создать условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации школьников для здорового образа жизни.

  • Помочь школьникам обрести способность свободно ориентироваться в проблемах, связанных с вредными привычками.

  • Изучить теоретический материал, связанный с вредными привычками - курением, алкоголем, наркоманией.


Методы исследования

Мониторинговое исследование, дедукция, индукция, классификация, наблюдение, метод обобщения и прогнозирования, эксперимент.


Научная новизна и значимость исследования

Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников.


Апробация

На уровне школьного коллектива начального звена.










1. Введение


По данным ВОЗ уровень алкоголизации, наркомании и табакокурения в последние годы достиг катастрофических цифр в республике. Особенно тревожит омолаживание алкоголизма, наркомании и массовость пьянства среди детей и подростков; каждый второй курит, наркоманом является 1 из 10, потребление спиртных напитков характеризуется огромной цифрой - 200 л на одного человека в год. От этого страдает все общество в целом.

Ухудшение здоровья подрастающего поколения сегодня определяется многими факторами, на первое место среди которых выходит образ жизни. Современного подростка характеризует ранее обращение к табакокурению, употреблению алкоголя, наркотиков; формирование связанных с этим вредных привычек. Современный школьник страдает от гиподинамии, избытка углеводной пищи, социальной неустойчивости. Проблема по формированию ЗОЖ молодого поколения, борьба с вредными привычками, в частности с курением, пьянством, наркоманией, актуальна и требует немедленного решения.


Выработать у каждого школьника способность добывать знания, оценки, навыки, обязательства и мастерство, необходимые для защиты от пристрастий к вредным привычкам и улучшения здорового образа жизни.

Обеспечить участие социальных групп и личности, возможность активно включаться на всех уровнях в работу по решению проблем в борьбе с вредными привычками.



Всем известно, что далеко не каждый ставит здоровье на первое место среди творческих ценностей. Это особенно проявляется среди детей, молодежи. Понимание ценностей здоровья, умение поддерживать хорошее настроение и высокую работоспособность, нетерпимое отношение к разрушающим здоровье привычкам, надо воспитывать только с детства.

Создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации школьников для здорового образа жизни. Помочь школьникам обрести способность свободно ориентироваться в проблемах, связанных с вредными привычками.

Изучить теоретический материал, связанный с вредными привычками - курением, алкоголем, наркоманией:

- как рассматривается этот материал в различных источниках, у различных авторов;

- каковы новые аспекты;

- каково влияние вредных привычек на здоровье человека;

- что нужно изучить из того, что ранее изучено;

- каковы факторы, определяющие здоровье;

- критерии здоровья человека;

- факторы, нарушающие здоровье;

провести исследования по школе «Мониторинг вредных привычек»;

- проанализировать на каком уровне находится табакокурение, наркомания, алкоголь по школе;

- диагностика «Мониторинг вредных привычек» по школе показала, что как бы ни были вредны пристрастия к алкоголю, курению, наркомании, в нашей школе есть школьники, которые не считают себя рабами вредным привычек.

выявлено стремление помочь некоторым личностям приобрести необходимые ценные установки в борьбе с вредными привычками;

- показать пагубное влияние вредных привычек на здоровье; что такое здоровье и каковы факторы сохранения и укрепления здоровья;

- что включает кодекс здоровья.

Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам необходимо осуществлять как можно раньше, лучше всего в детсадовском возрасте и в первых классах начальной школы, в большинстве случаев, такие дети будут вести здоровый образ жизни.

Работая над решением данной проблемы, основное внимание необходимо уделить предупреждению и искоренению вредных привычек; формированию здорового образа жизни у учащихся. В деле формирования ЗОЖ дети являются перспективной возрастной категорией. Именно в детстве происходит усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Необходима преемственность на всех этапах формирования ЗОЖ детей и подростков (семья, школа, Вуз, трудовой коллектив).





























2. Основная часть


2.1. Здоровье. Факторы определяющие здоровье.


Здоровье - одна из важнейших ценностей человека, если не самая важная.

Здоровье - не только отсутствие болезней, но и состояние полного телесного, душевного и социального благополучия. Здоровье человека более чем на 50% определяется здоровым образом жизни. Остальными факторами, определяющими здоровье, являются наследственность, качество окружающей среды, состояние здравоохранения, но главным является образ жизни самого человека (ПР. №1,2).


2.2. Факторы, нарушающие здоровье


Факторы, нарушающие здоровье, - это:

  • неправильное питание (отсутствие витаминов в пище, недостаток или избыток пищи, неправильное совмещение пищевых компонентов), отравление ядами (алкоголь, никотин и т.д.);

  • переохлаждение или перенагревание организма;

  • гиподинамия и травмы;

  • облучение рентгеновскими лучами и чрезмерное воздействие ультрафиолетовых лучей;

  • умственное и физическое перенапряжение (недостаточный сон, шум, стрессы, недоброжелательные отношения с окружающими).


2.3. Что такое курение, алкоголь и наркомания.


Никотин - это название произошло от фамилии Жана Нико, который привез листья табака (подарок Е.Медичи).


Курение одна из самых распространенных вредных привычек человека. Эту привычку мало назвать вредной - она опасна.

Миллионы людей знают, что курение опасно для здоровья, и, тем не менее, миллионы людей курят. Специалисты из многих отраслей знания, занимавшиеся этим вопросом, считают, что процесс, благодаря которому курение становится привычкой, ровно, как и причины, по которым люди начинают курить, не так просто объяснить. Но дело заключается в том, что все это не так просто.

Например, известно, что большинство людей начинают курить потому, что окружающие их люди курят. Дети видят, что их родители курят, им начинает казаться, что если они тоже начнут курить, они будут выглядеть взрослее, а тут еще и приятели уговаривают попробовать - и они начинают курить. Итак, мы вглядываемся в курение. Потом нам начинает казаться, что мы без курения не можем обойтись, то есть должны покурить через определенный временной интервал и в определенных ситуациях.

Если говорить по научному, то курение - это своеобразная процедура ' «сухой перегонки». Это означает, что сухое вещество превращается в пар.

Алкоголь относится к наркотикам, и как любое наркотическое вещество, он сначала вызывает привыкание пьющего, а потом зависимость. Это означает, что человек, начавший регулярно употреблять спиртные напитки, через короткое время просто не может без них обойтись. Это уже болезнь - алкоголизм.

Наркомания - это пустые глаза, оживляющиеся только при виде шприца или таблеток. Это - атрофированные, глухонемые, бесчувственные и безнравственные души, единственным смыслом существования которых является поиск ядовитого змия. Это - тела, корчащиеся в судорогах «ломки» - ужасающе мучительного состояния наркотического голода. Это - тяжелые поражения мозга, сердца, всех внутренних органов. И все это - страшная плата за краткий миг искусственной, химической радости. Радости ложной, фальшивой, не имеющей ничего общего с подлинными человеческими радостями. Наркомания - это болезненное влечение к употреблению некоторых лекарств, веществ, парализующих центральную нервную систему.


2.4. Заглянем в прошлое


Открытие Христофором Колумбом Америки в 1942 году связано с открытием европейцами многих новых для них растений, среди которых был и табак.

Моряки, высадившись на берег, отправились в глубь острова. Их встретило множество голых людей, с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигарету и при каждой затяжке выпускали дым через ноздри. Туземцы охотно угощали путешественников табаком, причем курили сами, а потом передавали трубку гостям. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбное действие. Испанцы не хотели портить отношения с туземцами. Так, испанские моряки стали первыми, кто пристрастился к курению. Они привезли листья и семена табака в Европу и стали постепенно его культивировать. Распространение табака встречало в странах сильнейшее противодействие. Сначала табак был объявлен всеисцеляющей лечебной травой. Вот как описывались его чудодейственные свойства в одной испанской книге в 1543г.: «Табак вызывает сон, избавляет от усталости, успокаивает боль, вылечивает головную боль..."» Поэтому нет ничего удивительного в том, что табак быстро завладел аристократическими салонами еще в 16 в. и особенно стал популярным в 17-18 вв. Мужчины, женщины, молодые люди начали курить, нюхать, жевать табак.

Издавна, алкоголь является наиболее распространенным наркотическим веществом, «прибыльным ядом» для людей. В Россию водка была завезена с 17 века. С 1949 по 1795 годы производилась казенная продажа водки, потом монополию на продажу получили откупщики. В конце 19 века царское правительство вновь ввело казенную винную монополию.

Спиртные напитки известны человеку с далеких времен. Уже в древности многие племена знали, что опьяняющий напиток вызывает однозначные эмоциональные переживания. Алкоголь стал символизировать психическое родство, «единство крови». У скифов, например, существовал обряд побратимства, когда в общую чашу с вином добавляли кровь своих собратьев. Причастие в христианстве -употребление вина, «крови Христовой» - означает приобщение к духовному братству (общине).

Употребление алкоголя при встречах, в радости и в горе имеет глубокие корни. Усложнение социальной жизни привело к преимущественно индивидуальному употреблению алкоголя, систематическому злоупотреблению им, что вызвало болезненную зависимость общества в целом от алкогольных напитков.

В древности использование наркотических веществ и растений ограничивалось религиозно-племенными традициями и нравственными нормами. Поэтому на протяжении длительного периода времени наркотики применялись главным образом для лечебных целей, в основном в качестве обезболивающих средств, а также при проведении религиозных обрядов. Задолго до новой эры в Ассирии, Египте, Китае, Индии и других странах Старого света использовали в качестве обезболивающих средств отвары, приготовленные из трав, корней, плодов и листьев растений и, так называемые, усыпляющие грибы. Эти грибы, после предварительной обработки соком опия, гашиша или мандрагоры, нагревали до определенной температуры, при которой начиналось выделение наркотических веществ. Больной вдыхал пары этих веществ до тех пор, пока не терял сознание, становился бесчувственным к боли.

С незапамятных времен люди пытались найти средство, чтобы облегчить боль - самое непосредственное проявление страдания человека. В качестве болеутоляющих средств знахари чаще всего использовали различные лечебные травы, особые свойства которых были известны жрецам, вождям племен, и они умело этим пользовались, избавляя подвластных им людей от чувства страха и тревоги, голода и беспокойства.


2.5. Пагубное влияние вредных привычек на здоровье человека


2.5.1 Табакокурение и его вредное влияние на организм


Дым сигарет содержит более 200 вредных веществ. Никотин, деготь, смолы, синильная кислота - вот некоторые из ядов. При курении эти вещества проходят в легкие и разносятся оттуда по всему организму. Они также растворяются в слюне и попадают в желудок. Смертельная доза - 200 мг - содержится в 200 г табака. Курильщики более подвержены простудным заболеваниям. У них снижен иммунитет.

У курильщиков страдают все системы органов, но в первую очередь -дыхательная система, начиная с обожженной слизистой носоглотки, трахеи и бронхов. Легочные пузырьки забиваются смолами, при курении частично нарушаются физиологические свойства сурфактанта. Курильщики не могут долго бегать, у них появляется отдышка, кашель.

После выкуривания сигареты наблюдается сужение сосудов на 30* минут. Это приводит к увеличению нагрузки на сердце. У курильщиков повышена вероятность возникновения болезни Рейно. Обычно это заболевания прогрессирует и ведет к возникновению гангрены и необходимости ампутации ноги.

Зубы у курильщиков желтые, имеют многочисленные трещины, что приводит к кариесу и разрушению зубов гораздо быстрее, чем у некурящих. Изо рта курильщика исходит неприятный запах. У курильщиков трубок чаще бывает рак губы. У курильщиков после курения происходит выделение пищеварительных соков, даже в отсутствие пищи. При этом они разъедают стенки желудка, что приводит к язве желудка (очень частое заболевание среди курильщиков). Курящие люди отравляют окружающую среду себе и некурящим, делая их тоже курильщиками, но пассивными. Пребывание рядом с курящими людьми ведет к тем же последствиям, что и курение.

Курение неблагоприятно влияет и на органы чувств. Глаза длительно и много курящего человека часто слезятся, краснеют, края век распухают. Может появиться мелькание, двоение в глазах. У курильщиков постоянно меняется цветоощущение: сначала на зеленый, потом на красный и желтый и, в последнюю очередь, на синий цвет. Вредно действует курение и на орган слуха. К ним относятся: гипофиз, щитовидная и околощитовидная железы, надпочечники.

Прежде всего, нужно также помнить, что курящие родители наносят вред не только себе, но и взрослеющему организму ребенка.

Известно, что по статистике на 1 млн. населения погибает 1 человек: от автомобильной катастрофы - каждые 2-3 дня; от алкоголя - каждые 4-5 дней; а от болезней, вызванных курением - каждые 2-3 чеса!


Ежегодно курение приводит к гибели примерно 4 миллионов человек на земном шаре, считают эксперты ВОЗ. По их прогнозам, если не бороться с этим злом, то к 2020 году эта цифра может увеличиться до 10 миллионов. ВОЗ называет курение «крупнейшей эпидемией современности».


Алкоголь вызывает поражение сосудодвигательного центра, регулирующего, в частности, тонус сосудов кожи. В первую очередь и в наибольшей степени алкоголь воздействует на головной мозг. При применении алкоголя человек хотя и находится в сознании, но не понимает того, что видит и слышит. Это состояние называют алкогольным отупением. В.В.Маяковский писал:

Где курильщик?

Жив курилка! В табачной гуще

сидит В курилке, Без лишних слов

бросайте курево, Миллионы часов, Зазря не прокуривай!


2.5.2 Алкоголь и его влияние на организм


Алкоголь - яд, действующий разрушающе на все живое, уничтожающий все живые клетки.

В результате систематического употребления алкоголя развивается комплекс болезненного пристрастия к нему, потеря чувства меры и контроля над потребляемым количеством;

нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы;

- нарушение обмена витаминов.

У пьющих людей снижается зрение, ослабляется слух и обоняние, наблюдается потеря памяти.

Алкоголь возбуждает пищеварительные железы, увеличивает сокоотделение. При частом употреблении алкоголя ( особенно в присутствии никотина) нарушается регуляция деятельности этих желез, так как они не могут адекватно отвечать на регулярные воздействия нервной и гуморальной систем. Пропадает аппетит, затрудняется пищеварение, пища не усваивается. Это приводит:

  • гастрит;

  • язва желудка;

  • цирроз печени.

Алкогольный и уксусный альдегид (продукт его обмена) поражают мембраны мышечных клеток сердца, отрицательно влияют на мембраны клеток эндотелия сосудов сердца и внутренних органов. В результате уменьшается скорость диффузии кислорода к тканям сердца и других органов, ухудшаются их функции. Со временем эти ткани заменяются на менее прихотливую соединительную ткань. Спиртное, особенно у молодых людей, нарушает регуляцию тонуса сосудов, сердечного ритма, обмена в тканях сердца и мозга. Это может привести к останове сердца, отеку мозга и смертельному исходу.

При употреблении алкоголя страдает и выделительная система, через которую проходит кровь, содержащая алкоголь.

Примерно у трети людей, употребляющих алкоголь, снижается половая функция - возникает алкогольная импотенция. У женщин под влиянием алкоголя снижается детородная функция.

Алкоголизм - болезненное состояние, заключающееся в безудержном влечении к алкоголю, которое характеризуется психическими и физическими изменениями в организме.

Выделяют три стадии этого заболевания:

  1. на начальной стадии необратимых изменений в организме еще нет, но наблюдается стойкое влечение к алкоголю, отсутствие отвращения к нему, есть похмельный (абстинентный) синдром.

  2. Вторая стадия сопровождается нарушением работы внутренних органов, психическими расстройствами и деградацией личности.

  3. На третьей стадии развиваются алкогольные психозы, необратимо повреждается нервная система. Хронические алкоголики -больные люди, жизнь которых укорачивается на 15-20 лет. Алкоголь разрушает тело и дух. Происходит полная деградация личности.

В организме подростков алкоголь вызывает серьезные расстройства, задерживает их психическое и физическое развитие.

Употребление спиртных напитков ослабляет контроль подростка за своим поведением. Даже в малых дозах алкоголь притупляет стыд, чувство брезгливости и собственной безопасности.

Врачебная практика показывает, что чем раньше человек начинает приобщаться к вину, тем короче его путь к алкоголизму, то есть полной физической зависимости от алкоголя.

В подростковом возрасте этот путь в 3-4 раза короче, чем у взрослых.

У родителей, злоупотребляющих алкогольными напитками, дети с момента рождения могут отставать в развитии, чаще заболевают и труднее переносят болезни. Многие из них погибают в раннем возрасте.

Хорошо известно, что состояние опьянения хотя бы одного из родителей во время зачатия может привести к рождению нервнобольного ребенка. Доказано, что алкоголизм родителей - одна из главных причин слабоумия у детей.

Очень быстро алкоголь проникает в молочные железы. После приема кормящей матери 50 г крепких спиртных напитков, содержание алкоголя в молоке достигает 25%, а у ребенка, после кормления, содержание алкоголя в крови составляет 0,1%. При хрупкости нервной системы новорожденного, такой концентрации алкоголя достаточно, чтобы нанести ей невосстановимые повреждения.

Вот куда ведет рюмка водки - рюмка беды. У человека, который вступил на путь пьянства, теряется ощущение реальности.


2.5.3. Наркотики и последствия их употребления


Во всех культурах, известных на протяжении письменной истории, человек проявлял склонность к употреблению веществ, изменяющих химизм мозга, а тем самым и сознание.

ЛСД - препарат, который называют атомной бомбой среди наркотиков.

Диалектика развития нашего общества, трудности и противоречия, которые оно преодолевает на своем пути таковы, что сегодня приходится говорить о реальной опасности распространения наркоманических тенденций среди отдельных групп населения, в основном, молодежи. Медики нашей страны, как и медики всей земли, объявили войну наркотикам. Но они могут лишь попытаться спасти уже пораженных наркоманией, смягчив им боль ломки, подавив болезненную тягу к наркотикам. Они могут бить в колокола, описывая ужасы, которые ежедневно видят в своих клиниках. Но остановить наркоманию, предупредить ее дальнейшее распространение, вернуть бывших больных в жизнь можно только совместными усилиями врачей, педагогов, государственных и общественных деятелей.

В начале эйфорический эффект зависит от типа высшей нервной деятельности, наркотика, дозы, метода введения его в организм и психической установки. Затем меняется реактивность организма -исчезают защитные реакции. Потребление наркотика приобретает систематический характер, происходит повышение устойчивости организма к яду. Наркоманы принимают в 2-10 раз более высокие дозы вещества, чем принято использовать их в лечебных целях. Пока наркотики еще не вписались органически в обмен веществ, формируется психическая зависимость от наркотического вещества. Далее вырабатывается физическая зависимость с неодолимым влечением к наркотизации. В сформировавшемся наркоманическом состоянии происходит нарушение функций всех систем организма, падает аппетит, развивается авитаминоз, снижается устойчивость к возбудителям болезней. Также возникают изменения в психической сфере, ведущие к психопатизации и деградации личности, полинаркомании, то есть одновременного или попеременного употребления двух и более наркотических средств. В чем вред наркомании?

  1. Если наркоман не будет лечиться и впоследствии не изменит свой образ жизни, то его организм быстро начнет разрушаться. Под действием наркотиков необратимо сгорают нервные клетки, резко снижаются защитные реакции организма, на человека «набрасываются» заболевания. Медицине известны случаи, когда человек полностью «сгорает» за год. Наркотики вызывают предраковые процессы в легких, атрофию мозга, разрушается кровь. Возникают бредовые идеи ревности, устрашающие галлюцинации; больным кажется, что у них под кожей ползают жучки, черви, клопы.

  2. Наркоманы не являются полноценными членами общества. Общая деградация личности в результате приема наркотиков поступает в 15-20 раз быстрее, чем от алкоголя.

Наркомания, являясь тяжелым болезненным состоянием и пагубной привычкой, обязательно приводит человека к психической и физической деградации и в конечном итоге - смерти. Наркомания возникает в тех случаях, когда наркотик становится для человека необходимым спутником жизни. Последствия наркомании различны, они зависят от вида употребляемого наркотика, но особенно они тяжела при полинаркомании, то есть при комбинированном воздействии на организм двух и более наркотиков. Наркомания постепенно приводит ко все усиливающемуся психическому расстройству, связанному с сужением круга интересов, быстрой сменой настроения, пониженной работоспособностью, ухудшением памяти и потерей чувства ответственности. Хроническое отравление организма и обусловленное им хроническое нервно-психическое расстройство вызывают в организме наркомана серьезные изменения.

Организм становится; ослабленным, нарушается обмен веществ, изменяются нормальные функции внутренних органов. С течением времени наркоман становится неработоспособным, его состояние даже и при регулярном приеме необходимых доз наркотика сильно ухудшается и становится сходным с состоянием абстименции. Наркотики по своему действию бывают очень разнообразны. Кокаин и некоторые, сходные с ним алкалоиды, находятся в листьях дикорастущих кустов кока, произрастающих в Южной Америке и специально выращиваемых в больших количествах на острове Ява и на других островах Индийского океана.

Кокаин считается сильнодействующим отравляющим веществом. Наиболее важным из его фармакологических свойств считается парализующее воздействие на волокна чувствительных нервов. Кокаин относится к препаратам, используемым при местной анестезии, в местах его нанесения на слизистую оболочку носоглотки, глаз, происходит потеря чувствительности, что может использоваться для проведения лечебных и профилактических процедур. Главный негативный эффект кокаина - возбуждающее действие, которое он оказывает на центральную нервную систему, с развитием в начале ложного чувства легкости в мыслях и в действиях, а затем - повышенной раздражительности и подавленности. Именно эти свойства кокаина приводят к появлению пристрастия к наркотику и к возникновению заболевания (кокаизм), которое вызывает в организме тяжелые последствия.

Кофеин содержится в плодах кофейных деревьев, в листьях чайных кустов и в других растениях, произрастающих в Южной Америке, Центральной и Южной Азии. Кофеин относится к наркотикам, которые в небольших дозах стимулируют работу сердца и деятельность нервной системы. Он вызывает сужение кровеносных сосудов и тем самым способствует повышению кровяного давления. Его свойства используются в медицинской практике при лечении общей физической слабости организма, при нервно-психических расстройствах, при головных болях, при некоторых сердечно-сосудистых заболеваниях, а также в качестве мочегонного средства. Еще в древние времена кофеин использовали арабские, итальянские и другие врачеватели в виде экстракта из кофейных зерен.

Опий применяется в современной медицине в качестве болеутоляющего средства, а также при кашле и некоторых других расстройствах. Входящие в его состав наркотики (папаверин) -инструменты ряда лекарственных препаратов. Нелегально производимые спиаты (героин и др.) вывозятся контрабандой из других регионов мира. В нашей стране издавна и до сих пор наркоманы пытаются использовать морфий, который всяческими путями добывают из медицинских учреждений.

Наркотики получают из листьев, цветков, молодых побегов индийской конопли. Действие наркотика (калабиса) сказывается уже через несколько минут и, в зависимости от количества выкуренных сигарет, может проявляться различными симптомами - от эйфории до галлюцинаций, бреда и чувства тревоги. Нарушается скорость реакций, двигательная координация и механизмы переработки информации. Нередко это ведет к различным трагическим последствиям. Калабис обычно оказывает выраженное воздействие на восприятие, мышление, настроение и волевую сферу в зависимости от принятой дозы. При передозировке возникает усталость, слабость, признаки параноического бреда.

Морфин был выделен из водного экстракта опия. Морфин оказывает сильное болеутоляющее действие, которое основано на блокировке болевого центра головного мозга; подавляет кашель, но вызывает затруднение дыхания, т.к. уменьшает двигательную, секреторную активность желудка и кишечника; вызывает тошноту и рвоту; понижает обмен веществ; обладает слабым снотворным действием. Он действует ослабляющее и парализующее на деятельность головного мозга, в связи с чем притупляется чувство боли и наступает наркоз. Главной опасностью действия морфия является то, что он вызывает эйфоризирующий эффект, столь желаемый для наркоманов, в также может вызвать стремительное развитие пристрастия к нему (морфинизм).

Каждый из видов наркомании вызывает в организме человека свои специфические изменения, и жалобы наркоманов на неприятные ощущения в этих случаях тоже имеют сугубо специфических характер.

Борьба с производством, распространением и продажей наркотиков особенно активно производится в социалистических странах, где забота о человеке - основной закон.



2.6. Мониторинг вредных привычек


4А – 20 уч.

4Б – 17уч.

3А – 24 уч.

3Б – 22 уч.

2А – 17 уч.

2Б – 22 уч.

1А – 31 уч.

1Б – 27 уч.

До эксперимента

После эксперемента

До эксперимента

После эксперемента

До эксперимента

После эксперемента

До эксперимента

После эксперемента

До эксперимента

После эксперемента

До эксперимента

После эксперемента

До эксперимента

После эксперемента

До эксперимента

После эксперемента

1.Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

-отличное

-хорошее

-удовлетворительное




4

9

7




11

7

2




3

8

6




8

6

3




17

6

1




24




6

6

10




7

9

6




9

4

4




12

3

2




10

11

1




12

10




15

11

5




19

7

5




18

4

5




23

4

2.Считаете ли вы свой образ жизни здоровым?

-да

-нет

-не задумывался




15

4

1




9

11




11

4

2




15

2




21

1

2




22

2




5

7

10




7

8

7




17




17




18

1

3




19

3




28

3




29

2




23

4




25

2

3.Что вы лично вкладываете в понятие «здоровый образ жизни»?

-жизнь без вредных привычек

-заниматься спортом

-правильно питаться





19


11

9





20


20

20





15


8

9





17


17

17





8


21

18





21


23

20





9


10

7





11


12

12





12


12

16





17


17

17





5


21

10





10


21

13





18


20

17





20


25

21





9


8

10





19


12

18





4.Курите ли вы?

-нет

-да

Мама

Папа

Брат, сестра

Бабушка, дедушка


11

9


8


3


16

4


7


2


9

8

6

6

2

1


13

4

5

5

1



24


4

12

6

15


24


2

10

4

12


12

10

9

11


4


14

8

7

9


3


17


3

7


2


17


2

6


1


21

1

2

9

1

8


22


1

7


6


27

4

2

25




31


1

21


27


8

10


10


27


6

8


7

5.Желаете ли вы избавиться от привычки курения?

-да

-нет

-не задумывался




9


9




11


9




8


9




4


13






24






24




5

5

12




7

3

12






17






17




1


21






22






31






31






27






27

6.Задумывались ли вы о вреде пассивного курения?

-да

-нет





15

5




20




16

1





17




15

9




22

2




6

16




10

12




10

7




16

1




16

6




20

2




25

6




27

4




20

7




25

2

7.Задумывались ли вы о вреде алкоголя?

-нет

-да



4

16



1

19



2

15



17



12

10



6

18



16

6



8

14



3

14




17



7

15



2

20



8

23



4

27




27




27

8.Пробовали ли вы спиртное (в том числе и пиво)?

-да

-нет




2

18




2

18




7

10




7

10




4

20




4

20




10

12




10

12





17





17





22





22




2

29




2

29




7

20




7

20





9.Если да, то какие и как часто?

-шампанское

-вино

-пиво

-водка





2





2





5

2





5

2





4





4





8

2





8

2











2





2





7





7

10.Считаете ли вы пиво алкогольным напитком?

-да

-нет




17

3




20




16

1




17




20

4




22

2




10

12




14

8




15

2




17




20

2




22




25

6




31




22

5




26

1

11.Для чего вы пробовали спиртные напитки?

-для повышения настроения

-для того, чтобы чувствовать себя на ровне со взрослыми

-так принято в нашей семье

-это интересно

-просто так

-другое






1





1






1





1






1



1


5






1



1


5






2





2






2





2




2


2



2


4




2


2



2


4










2






2






7






7

12.Была ли у вас ситуация, когда вам предлагали пробовать наркотические или токсические вещества

-да

-нет









20









20








1

16








1

16








1

23








1

23








2

20








2

20









17









17









22









22








3

28








3

28









27









27



13.Пробовали ли вы наркотические или токсические вещества?

-да

-нет






20






20





1

16





1

16






24






24





1

21





1

21






17






17






22






22





3

28





3

28






27






27

14.Что побудило вас попробовать наркотическое или токсическое вещество?

-любопытство

-от нечего делать

-насильно








1






1








1






1










2






2






















Состояние здоровья учащихся до и после эксперимента












Считают ли учащиеся свой образ жизни здоровым до и после эксперимента











Что учащиеся вкладывают в понятие «здоровый образ жизни» до и после эксперимента












Курение учащихся до и после эксперимента











Желают ли учащиеся избавиться от привычки курения до и после эксперимента










Задумывались ли учащиеся о вреде пассивного курения до и после эксперимента










Задумывались ли учащиеся о вреде алкоголя до и после эксперимента










Пробовали ли учащиеся спиртное (в том числе и пиво)

Для чего учащиеся пробовали спиртные напитки.













Считают ли учащиеся пиво алкогольным напитком до и после эксперимента











Была ли у учащихся ситуация, когда им предлагали пробовать наркотические или токсические вещества



Пробовали ли учащиеся наркотические или токсические вещества











Анкетирование «Мониторинг вредных привычек»

По нашей школе (УВК №122) было проведено анкетирование ЗОЖ.

После эксперимента

  1. Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

Отличное – 116 чел.

Хорошее – 46 чел.

Удовлетворительное – 18 чел.

  1. Считаете ли вы свой образ жизни здоровым?

Да – 143 чел.

Нет – 30 чел.

Не задумывался – 7 чел.

  1. Что вы вкладываете в понятие «здоровый образ жизни»?

Жизнь без вредных привычек – 135 чел.

Заниматься спортом – 147 чел.

Правильно питаться – 138чел.

  1. Курите ли вы?

Да – 16 чел.

Нет – 164 чел.

Курят в семье: мама – 24 чел.

папа – 73 чел.

брат, сестра – 6

бабушка, дедушка – 32

  1. Желаете ли вы избавиться от привычки курения?

Да – 22 чел.

Нет – 3 чел.

Не задумывался – 155 чел.


Было опрошено 180 человек, учащиеся 1-4 кл.

До эксперимента

  1. Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

Отличное – 82 чел.

Хорошее – 59 чел.

Удовлетворительное – 39 чел.

  1. Считаете ли вы свой образ жизни здоровым?

Да – 138 чел.

Нет – 24 чел.

Не задумывался – 18 чел.

  1. Что вы вкладываете в понятие «здоровый образ жизни»?

Жизнь без вредных привычек – 94 чел.

Заниматься спортом – 111 чел.

Правильно питаться – 96 чел.

  1. Курите ли вы?

Да – 32 чел.

Нет – 148 чел.

Курят в семье: мама – 34 чел.

папа – 88 чел.

брат, сестра – 9

бабушка, дедушка – 43

  1. Желаете ли вы избавиться от привычки курения?

Да – 23 чел.

Нет – 5 чел.

Не задумывался – 150 чел.



  1. Задумывались ли вы о вреде пассивного курения?

Да – 123 чел.

Нет – 57 чел.

  1. Задумывались ли вы о вреде алкоголя?

Да – 126 чел.

Нет – 54 чел.

  1. Пробовали ли вы спиртное (в том числе пиво)?

Да – 32 чел.

Нет – 148 чел.

  1. Если да, то какие?

Пиво – 28 чел.

Водка – 4 чел.

  1. Считаете ли вы пиво алкогольным напитком?

Да – 145 чел.

Нет – 35 чел.

  1. Для чего вы пробовали спиртные напитки?

Для повышения настроения – 2 чел.

Для того, чтобы чувствовать себя на ровне со взрослыми – 15 чел.

Так принято в нашей семье – 3 чел.

Это интересно – 12 чел.

  1. Была ли у вас ситуация, когда вам предлагали наркотические или токсические вещества?

Да – 7 чел.

Нет – 173 чел.

  1. Пробовали ли вы наркотические или токсические вещества?

Да – 5 чел. Нет – 175 чел.

  1. Задумывались ли вы о вреде пассивного курения?

Да – 157 чел.

Нет – 23 чел.

  1. Задумывались ли вы о вреде алкоголя?

Да – 142 чел.

Нет – 38 чел.

  1. Пробовали ли вы спиртное (в том числе пиво)?

Да – 32 чел.

Нет – 148 чел.

  1. Если да, то какие?

Пиво – 28 чел.

Водка – 4 чел.

  1. Считаете ли вы пиво алкогольным напитком?

Да – 169 чел.

Нет – 11 чел.

  1. Для чего вы пробовали спиртные напитки?

Для повышения настроения – 2 чел.

Для того, чтобы чувствовать себя на ровне со взрослыми – 15 чел.

Так принято в нашей семье – 3 чел.

Это интересно – 12 чел.

  1. Была ли у вас ситуация, когда вам предлагали наркотические или токсические вещества?

Да – 7 чел.

Нет – 173 чел.

  1. Пробовали ли вы наркотические или токсические вещества?

Да – 5 чел. Нет – 175 чел.





Выводы


3.1. Меры профилактики вредных привычек


Школа призвана быть форпостом в борьбе с курением молодежи. Немаловажную роль в этом сыграют литература, лекции, беседы со школьниками, молодежные передачи. Пропаганда здорового образа жизни ведется посредством индивидуальных бесед:

  1. Пропаганда здорового образа жизни посредством лекций, классных часов, индивидуальных бесед.

  2. Работа уголка «Береги здоровье смолоду» с информацией о различных болезнях, о профилактических мерах.

  3. Выявление детей, склонных к алкоголизму, табакокурению, наркомании.

  4. Продолжение работы младшей группы «Града» - «Градусник» для проведения профилактической работы среди школьников начального звена.

  5. Конкурсы рисунков, газет о вреде курения, алкоголизма, наркомании (19 ноября -День борьбы с курением).

  6. Составление и проведение учебно-познавательных занятий по валеологическому воспитанию школьников с элементами драматизации.

  7. Часы общения с наркологом

  8. Дежурство родителей на дискотеках «Отдых без наркотиков, спиртного».


Борьба с курением, алкоголизмом и наркоманией строится на трех основных принципах:

  1. вырабатывать у людей, особенно у подростков, что курение, алкоголизм и наркомания вредно, что оно наносит вред здоровью и не надо даже пробовать.

  2. Административные меры с целью ограничения и запрещения курения, употребления спиртного в общественных местах. Например, в Швеции студенту не платят стипендию, пока он не бросит курить, а в США и Сингапуре курить запрещается в общественных местах, даже в такси.

  3. Сокращение числа курящих, алкоголиков и наркоманов за счет осознания ими вредных последствий.


3.2. Кодекс здоровья

  1. Узнайте свой организм. Это поможет сохранить здоровье на долгие годы.

  2. Живите в согласии с природой. Будьте ближе к природе, чаще ходите босиком по земле и траве, подставьте тело свету, воде и воздуху.

  3. Будьте добры и милосердны. Это необходимое условие здоровой жизни, условие полноценного физиологического функционирования организма.

  4. Постоянно создавайте в себе уверенность, что вы здоровы и желайте здоровья всем окружающим.

5- Правильно питайтесь - разнообразные блюда, включающие пищевые травы, ограничение в рационе соли, сахара и животного жира. Не принимайте пищу после 18-19 ч. вечера, ешьте медленно.

  1. Ведите здоровый образ жизни. Не отравляйте молодой организм табаком, алкоголем, наркотиками.

  2. Найдите веру в себя. Вера предполагает не бесцельное существование, а избавляет от внутренних психических конфликтов, от эмоционального хронического стресса.

  3. Сохранение здоровья требует интеллектуального и высокопрофессионального труда. Кроме вас самих никто не позаботится о нем. Чтобы здоровому человеку заметить и оценить свое здоровье, необходимо и учиться, и изрядно потрудиться, ибо здоровье и жизнь стоят этого.


3.3. Факторы сохранения и укрепления здоровья


Для сохранения и укрепления здоровья необходимо вести здоровый образ жизни, который включает в себя следующие мероприятия:

  • Правильное, рациональное питание;

  • Физическая активность и закаливание (регулярные, систематические занятия спортом, желательно на открытом воздухе);

  • Полноценный отдых, соблюдение режима дня (сон не менее 9 часов);

  • Исключение факторов, разрушающих здоровье (вредных привычек и т.д.);

  • Радостное, оптимистичное восприятие жизни;

  • Психологическое самовоздействие;

  • Наличие у человека любимого дела и возможность им заниматься.

  • Необходимо такие меры для просвещения:

  1. С помощью журналов и газет

  2. С помощью плакатов

  3. С помощью специальных уроков, бесед со специалистами

  4. Различных тестов, мониторингов и бесед

  5. Познавательных игр

  6. Создание спортивных секций, клубов и др.


Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам необходимо осуществлять как можно раньше, лучше всего в детсадовском возрасте и в первых классах начальной школы, в большинстве случаев, такие дети будут вести здоровье образ жизни.

Работая над решением данной проблемы, основное внимание необходимо уделить предупреждению и искоренению вредных привычек; формированию здорового образа жизни у учащихся. В деле формирования ЗОЖ дети являются перспективной возрастной категорией. Именно в детстве происходит усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Необходима преемственность на всех этапах формирования ЗОЖ детей и подростков (семья, школа, Вуз, трудовой коллектив).








Используемая литература


  1. Азаров Ю.П. «Азбука для несовершеннолетних» (Москва. 1988).

  2. Анисимов Л.К «Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи» (Юрид.лит-ра, 1988).

  3. Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х. «Наркология» (Медицина. 1987).

  4. Богданович Л.А. «Белый ужас» (Московский рабочий, 1988).

  5. Вальдман Л.В.. Бабаян Э.А. «Психо-фармакологические и медико-правовые аспекты токсикомании» {Медицина, 1988).

  6. Вальтр С. «Девушкам от 13 до 18» (Минск, 1983).

  7. Гурски С. «Внимание- наркомания» (Медицина, 1988).

  8. Кон И.С. «Психология старшеклассников» (Москва, 1982).

  9. Колесов Д.В. «Не допустить беды» (Педагогика, 1988).

  10. Матвеев В.Ф. «Профилактика вредных привычек школьников» (Просвещение, 1987).


  1. МолоровА.Н. «Антиалкогольное воспитание» (Просвещение, 1987).

  2. Мирошниченко НА, Музыка А.А. «Уголовно-правовая борьба с наркоманией» (Выща шк., 1988).

  3. Никитин А.Ф., Обухов В.М. «Трезвость - норма жизни» (Просвещение, 1987).

14.Смирнов В.Е. «Наркомания-знакбеды» (Знание, 1988).

15.Хинн ОТ. «Я познаю мир» (Т.К.О. АСТ, 1996).

16.Цузмер А.М., Петрешина О.Л. «Биология, 9 кл.» (Просвещение, 1999).

17Ягодинский В.Н. «Уберечь от дурмана» (Просвещение, 1989).


Полный текст материала Формирование здорового образа жизни учащихся младшего школьного возраста смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дробот Надежда Фроловна  DrobotNadia
13.07.2012 0 3955 509

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК