Конспект открытого урока (модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»
Конспект открытого урока
(модуль Основы светской этики)
4 класс
Тема: «Совесть»
Составитель:
Кравчук Л.В., учитель начальных классов МОУ СОШ № 20 г. Химки Московской области
Цель и задачи урока:
помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»
Предметные результаты : усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.
Познавательные УУД:
понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.
Метапредметные результаты : развитие рефлексии « чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Оборудование:
(мультимедийная презентация) ноутбук, учебник, раздаточный материал – копии рассказа Н.Артюховой «Совесть заговорила», Ф.Шопен. Ноктюрн №20.
Ход урока
1.Организация деятельности (настрой на урок под музыку Шопена)
Пусть этот день несет нам
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами.
2.Актуализация опорных знаний по теме.
Послушайте притчу.
Нашел человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
Беседа по притче.
- Как поступит герой притчи?
-Почему он вернет кошелек хозяину?
-Что помогает человеку отличить добро от зла?
Конечно же, это совесть. Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы:
Нужна ли человеку совесть?
Различаются ли понятия стыд и совесть?
Когда появилось понятие совесть?
3.Объяснение нового.
Вот как о совести сказал наш современник поэт Олег Воротынский
Зеркало - где отражается душа.
Способность отделить, добро от зла.
Это в душе - зажженная свеча.
Возможность честно, посмотреть в глаза.
Несправедливость видя, не молчать.
Свершится злу, готовность помешать.
Заботу дать, как постареет мать.
Поступки добрые, от сердца совершать.
О.Воротынский
Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.
Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.
Физминутка
Руки кверху поднимаем.
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
4. Работа с текстом учебника.
Разобраться чем отличаются понятия «стыд» и «совесть» нам поможет учебник. Откройте, пожалуйста, страницу 48 учебника (читают часть текста самостоятельно)
- Что удивило, может быть, поразило вас при чтении текста?
- Изменилось ли представление о совести в наши дни?
- Приведите примеры проявления чистой совести.
- Какие компоненты имеет совесть? (долг, честь, достоинство, справедливость)
Послушайте стихотворение хорошо вам известной детской поэтессы Агнии Львовны Барто, которое так и называется «Совесть»:
Я кошку выставил за дверь,
Сказал, что не впущу.
Весь день ищу ее теперь,
Везде ее ищу.
Из-за нее
Вторую ночь
Все повторяется,
Точь-в-точь,
Во сне, как наяву:
Я прогоняю кошку прочь,
Я прогоняю кошку прочь,
Потом опять зову. А.Барто
Почему оно так названо? Какое чувство испытывает герой?
Попробуйте сформулировать, как вы понимаете разницу между понятиями стыд и совесть. Приведите примеры ситуаций, в которых вы ( или герои литературных произведений) испытывали стыд или вам ( им) было совестно.
Физкультминутка «Солдатик»
На одной ноге постой-ка
Будто ты солдатик стойкий,
Ногу левую- к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый
5.Комментированное чтение рассказа Нины Артюховой «Совесть заговорила»
Сейчас мы познакомимся с замечательным произведением детской писательницы Нины Михайловны Артюховой – советской писательницы, посвятившей свою жизнь созданию произведений для детей. Читать будем по очереди «цепочкой». Если вам встретится непонятное слово, то воспользуйтесь нашим помощником- «Толковым словарем русского языка".
Вопросы для обсуждения:
Почему Дима перестал списывать у товарищей?
Кто , как вы думаете, разговаривал с ним?
Чем честный человек отличается от обманщика?
Можно ли услышать совесть другого человека?
Как ты понимаешь слова «голос совести»?
Можно ли увидеть совесть?
Как проявляется совесть?
Как можно отличить совестливого человека от бессовестного?
Если бы все люди стали бессовестными, что бы произошло?
Может ли бессовестный человек быть хорошим человеком? А добрым?
Зачем людям нужна совесть?
Есть ли совесть у плохих людей?
Можно ли иметь одну совесть на двоих?
Отличается ли твоя совесть от совести твоего друга?
Что такое раскаяние?
6.Работа в группах (игра)
А сейчас я предлагаю вам игру. Разобьемся на три команды (первый, второй и третий ряд)
Задание первое. «Честный и нечестный сказочный герой»
Кто из перечисленных сказочных героев был честным, а кто – нет:
-Карлсон;
-Винни-Пух;
-Красная Шапочка;
-Кот Базилио и Лиса Алиса;
-Маша из сказки «Маша и Медведь»;
-Золушка?
Задание второе. «Автобус»
В переполненный автобус вошла бабушка с палочкой. Сидящий у окна мальчик сделал вид, что уснул. Девочка уступила место бабушке, а потом помогла ей выйти из автобуса. Кого из героев истории можно назвать совестливым человеком?
Задание третье. «Муки совести»
Как понять выражения:
-меня мучает совесть;
-бессовестный человек;
-совестливый человек;
-моя совесть молчит;
-моя совесть чиста?
Задание четвертое. «Раскаяние»
Как вы понимаете значение слова «раскаяние».
Поясните вашим соперникам значение этого слова, опираясь на простые примеры из жизни .
Задание пятое. «Совесть»
Согласны ли вы с утверждениями:
-у всех людей есть совесть;
-«голос совести» можно услышать только после совершения плохого поступка;
-плохих людей, преступников совесть не мучает;
-бессовестному человеку жить легче?
Задание шестое. «Объяснялки»
Как понять выражения:
-меня мучает совесть;
-бессовестный человек;
-совестливый человек;
-моя совесть молчит;
-моя совесть чиста?
Задание седьмое. «Собиралки»
Нужно собрать пословицы ( у каждой команды лежат на столе конверты со словами пословиц)
Без совести и при большом уме не проживешь. (русская пословица)
Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека (русская пословица)
Вода все отмывает, кроме нечистой совести. (сербская пословица)
Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. (итальянская пословица)
Бессовестный любит того, у кого есть совесть, потому что его легче обмануть.(цыганская пословица)
В ком стыд, в том и совесть. (русская пословица)
- Кто выиграл в наших соревнованиях?
-Правильно, выиграли все мы, потому что узнали много нового о себе и о совести.
-Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью? Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.
Преимущества человека с чистой совестью (порядочного человека).
Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному.
Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.
Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.
Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.
Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.
Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:
Не берите чужого без разрешения.
Не желайте никому зла
Не допускайте грубости
Во всём помогайте ближним
Будьте добрым человеком
Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека.
Прочтите сами, раздайте друзьям.
-Есть ли в памятке правила, которые вы не знали? Зачитайте.
Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
7. Рефлексия. Оценка.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке .
Не забывайте использовать слова…..Сегодня я узнал…
Мне было интересно…
Активно работали на уроке….
Интересны были высказывания…
8.Домашнее задание.
Дома вы продолжите работу по данной теме.
1)Расспросите родителей о значении совести в их жизни.
2) Найти 5 пословиц и поговорок о совести.
4) Написать эссе « Моя совесть»
5) Подготовить ответы на вопросы и задания учебника стр.48-49.
Расставаясь, я хочу пожелать:
Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы !
Использованная литература:
Сайт творчества http://www.ninartyuhova.ru/
Copyright © 2012. В чем смысл жизни человека? Притчи, цитаты, афоризмы и высказывания о смысле жизни.
Copyright © 2003-2011, Библейский Дискуссионный Клуб г. Монреаль.
http://o-pogovorkah.ru/rb/pog.php? http://psychlib.ru/mgppu/Tvd-2004/Tvd-288.htm
Телегин М. В.Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. — М.: МГППУ, 2004.
http://www.mtelegin.ru/dialog/vdialog/82-metod15
http://grandcorsar.blog.ru/145292099.html
Совесть как предмет психологического исследования. С.А. Барсукова (Пенза) Психология человека в современном мире Том 6 .Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Издательство «Институт психологии РАН» .Москва – 2009
«Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение- 2010
«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение -2010
Пособие для учителя. М.: Просвещение-2008 (Стандарты второго поколения)
Авторы: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кравчук Любовь Викторовна
→ клюбовь 26.07.2012 1 14808 3036 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.