Презентация "Коллективный способ обучения" (описание методик)
Слайд 2
Организационная структура учебного процесса и
стадии её развития
Вид общения
1.
Опосредованное
общение через
письменную речь
(один человек)
2. Общение в
паре (два
человека)
3. Групповое
общение (три и
более человека)
Организационная форма
обучения
Индивидуальнообособленная
самостоятельная
работа с
источником
Индивидуально
-парная (один учит
другого)
Групповая ( один
одновременно учит
многих)
Способ обучения
Индивидуально самостоятельный
Индивидуальный
способ обучения
(ИСО) – до XVI-XVIIв.
включает две формы:
парную и
индивидуальную
Групповой способ
обучения (ГСО)-XVIIXXвв. включает три
формы: групповую,
парную и
индивидуальную
Коллективный способ
обучения (КСО)
Слайд 3
• Коллективным способом
обучения (КСО) является такая
его организация, при которой
обучение осуществляется путём
общения в динамических парах,
когда каждый учит каждого.
Слайд 4
ПРИНЦИПЫ КСО:
1. Завершённость, или ориентация на высшие
конечные результаты.
2. Непрерывная и безотлагательная передача
полученных знаний друг другу.
3. Сотрудничество и взаимопомощь между
учениками.
4. Разнообразие тем и заданий.
5. Разноуровневость (разновозрастность)
участников педагогического процесса.
6. Обучение по способностям индивида.
Слайд 5
Особенности
методики КСО в
сравнении с ГСО (ПО
В.К. Дьяченко)
Слайд 6
Групповой СО
Коллективный СО
организационные
Чёткость, упорядоченность
Отсутствует
Говорит один
Говорят все
Общение учащихся отсутствует Все общаются
Молчание
Рабочий шум
Постоянное рабочее место
Смена
дидактические
Обучает педагог
Обучают ученики
Весь материал сразу и для
всех
Разные темпы и материалы
Мало самостоятельности
Полная самостоятельность
Сотрудничество отсутствует
Сотрудничество - основа
обучения
Усвоение и применение
разнесены
Максимально приближены
Слайд 7
ГСО
КСО
развивающие
Ученик – объект
Ученик – субъект+объект
Уравниловка, усреднение
способностей детей
В соответствии с
индивидуальными
особенностями
Систематический характер
обучения
Спонтанный характер
Не учатся выступать
Учатся выступать, рассуждают,
доказывают
Не умеют объяснять
Развитие педагогических
способностей
воспитательные
Каждый работает на себя
На себя и на других
Отношения неколлективистские Отношения ответственной
зависимости: коллективистские
Слайд 8
Высвобождение
учителя от значительной
доли
фронтальной работы с
классом и увеличение
времени на
индивидуальную
помощь
Привычная
функция
учителярассказчика и
основного
носителя знаний
заменяется
консультационн
ой и
организационно
й функцией
Слайд 9
Различные методики КСО
Поабзацная
проработка
текста
Обратная
методика
Обмен
заданиями
и другие
Мурманская
методика
Слайд 10
Поабзацная
проработка
текста
Методика А.Г. Ривина
Разработана для изучения деловых
статей или научных текстов в парах
сменного состава
Одновременно
в классе изучается много разных тем.
Практически каждый школьник имеет свою отдельную
тему, которую он прорабатывает по очереди с разными
товарищами, выступая поочерёдно то в роли
слушателя ( ученика), то в роли рассказчика
( учителя). Оптимальное количество тем в группе –
девять – одиннадцать. Поэтому если в классе 30 – 40
учеников, то одновременно 3 – 4 группы «
специализируются» по одной и той же теме. По
каждой теме подбираются 15 – 20 рассказов, которые
распределяются между детьми.
Слайд 11
Объём статей для изучения не должен быть
слишком маленьким ( не меньше одной
страницы);
С самого начала перед учеником ставится
цель: овладеть материалом данной статьи
так, чтобы уметь её рассказать, ответить на
все вопросы;
Работа организуется так, чтобы весь
учебный материал был последовательно
проработан сначала в позиции ученика,
затем в позиции учителя ( схема
представлена на следующем слайде);
Слайд 12
Технологическая схема КСО
учительученик Определение
целей
деятельности
Инструктаж
(установление
правил
деятельности)
Распределение
функций,
формирование
групп, пар
Работа в динамических парах
текущий
контроль
индивидуальная
помощь
Подведение
итогов
(тематические
зачёты)
Слайд 13
Обратная
методика
Методика А.Г. Ривина
Учащиеся находят и прорабатывают
различные литературные источники по теме
или сами составляют тексты
Слайд 14
Методика М.А. Мкртчян
Обмен
заданиями
Работа начинается с
ввода так называемого «
запуска» раздела;
Учитель работает индивидуально с каждым по
очереди, объясняет, как решается задача «А»
того задания, которое должен выполнить ученик.
Даёт теоретическую консультацию, записывает
решение задачи прямо в тетрадь ученика;
Задачу «Б» своего задания ученики решают
самостоятельно, а правильность решения
проверяют у учителя. После проверки ученику
ставится в таблице учёта «+»;
Раздел считается введённым в работу
( запущенным в технологический процесс), если
каждое его задание выполнено хотя бы одним
учеником.
Слайд 15
На карточках или в тетради даются по два
однотипных задания (упражнения, задачи или
вопросы). Каждое задание имеет свой №. Удобно
нумеровать буквами и цифрами: ВА4, МК7.Буквы для
обозначения разделов, цифры для номеров задания в
данном разделе;
Сначала организуются несколько групп по 5 – 7
ребят в каждой. В классе может действовать
одновременно пять – шесть групп и все по разным
темам;
На «запуск» урока можно пригласить своих
«свободных» коллег или учеников старших классов
(это норма при КСО)
Слайд 16
В
Мурманская
методика
данной методике взаимообмена
заданиями, взаимопередачи тем
теоретический материал и упражнения
распределяются по карточкам, которые
выдаются учащимся с заданием освоить (
повторить) в самостоятельной работе
(приём «самозапуска»).;
Затем каждый выбирает партнёра, и происходит
взаимообучение, выполнение упражнения на
закрепление, обмен карточками, поиск нового
партнёра;
При этом ведётся экран учёта работы учащихся,
применяются маршрутные карты, различные формы
контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль
учителя.
Слайд 17
Разновидности итогового контроля
Зачёт по
«вертикали»
несколько
учащихся
принимают зачёт
по определённой
карточке у всех в
данном классе
Зачёт по
«горизонтали»
принимает зачёт
один
параллельный
класс у другого в
парах
« Зачёт – вертушка»
проводится в
группах переменного
состава, где в роли
экспертов –
координаторов могут
быть учащиеся,
учителя, учителя
других школ
Зачёт
принимают
учителя,
пришедшие на
коллективное
занятие в эту
школу
(заседание МО)
Зачёт принимает
учитель и
ассистенты –
учащиеся того же
класса
Тестирование
машинное и
безмашинное
Слайд 18
Эта методика предназначена для
организации процессов
повторения, закрепления,
тренировки. Помимо этого
предназначения, она, как и другие
методики, имеет вполне
определённую образовательную
(для учащихся) и
оргуправленческую значимость.
Особенность методики
заключается в том, что она не
требует особого процесса запуска
и постоянного присутствия
учителя.
Слайд 19
Приложение 2
Алгоритм изучения текста по методике Ривина
(вариант для начальной школы)
Договариваемся, над чьим текстом будем работать.
I. Работа над собственным текстом.
1. Читайте новую часть текста.
2. Что узнали из этой части?
3. Объясните непонятные слова.
4. Какие слова считаете главными? Объясните их.
5. Задайте вопросы друг другу.
6. Приведите примеры.
7. О ком или о чём говорится в этой части?
8. Что об этом говорится?
9. Озаглавьте эту часть. Заголовок запиши в тетради.
10. Запиши на полях инициалы напарника.
11. Перескажи изученную часть.
II. Помоги напарнику изучить его часть текста.
Работайте по пунктам 1-11.
III. Найди нового напарника.
Перескажи напарнику изученные части.
Работайте с напарником над новой частью по пунктам 1-11.
IV. Помоги напарнику.
Выслушай изученные напарником части текста. Дальше работайте по
пунктам 1-11.
Слайд 20
Литература
• Учительская газета
№ 35 от 30.08.2005
№ 37 от 13. 09. 2005
• Г.К. Селевко. Педагогические технологии
на основе активизации, интенсификации
и эффективного управления УВП. М., 2005
• http://www.kco-kras.ru
На странице приведен фрагмент.
Автор: Забелина Алена Васильевна
→ ЛЁКА 12.11.2009 0 13584 3025 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
А вы знали?
Инструкции по ПК