Статья "Реализация ФГОС средствами УМК системы развивающего обучения Л.В.Занкова"
Шафростова Надежда Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ лицей № 5
Г. Воронеж
Реализация ФГОС средствами УМК системы развивающего обучения Л.В.Занкова
Образование как социальное явление полностью зависит от общества в тот или иной исторический период. Сегодня государственная образовательная политика во главу угла ставит развитие личности обучаемых, что абсолютно совпадает с целью обучения, сформулированной Л.В.Занковым: достижение оптимального общего развития каждого ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья. Система развивающего обучения Занкова – это целостная система, направленная на развитие личности. Основана она на своих дидактических принципах:
обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
ведущая роль теоретических знаний;
осознание процесса учения;
быстрый темп изучения материала;
работа над развитием каждого ребёнка, в том числе и слабого.
Разработана методика обучения, сформирован учебно-методический комплект. Всё это является условиями достижения планируемых результатов: личностных, предметных и метапредметных. Разработаны программы по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству, музыке и др. в полном соответствии ФГОС. Содержание нацелено на создание условий для личностного развития ребёнка, для развития умения учиться, для усвоения предметных умений. Содержание образования на начальной ступени обучения реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие (интегрированное содержание), деятельностного подхода, индивидуализации обучения.
Особенность учебно-методического комплекта по программе развивающего обучения Занкова – освоение основного, базового содержания осуществляется системно, в три этапа:
пропедевтическое изучение будущего программного материала, связанного с актуальным содержанием для данного года обучения;
его изучение при актуализации объективно существующих связей с прежде изученным материалом;
включение этого материала в новые связи при изучении новой темы.
Например, материал курса «Окружающий мир» (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков) выстроен таким образом, что перед школьниками постепенно раскрываются многочисленные связи между знаниями о развитии Земли, о её природе, об общественно-культурной жизни человека в определённые исторические периоды. Вначале учащиеся исследуют только связи между объектами неживой природы, затем внутри живой и между живой и неживой природой, а затем переходят к изучению особенностей жизни человека в различных природных условиях, к разговору о формировании его взглядов и идей в разное историческое время. Построенный таким образом курс становится основой для дальнейшего изучения физики, географии, биологии, истории. Другой особенностью курса является то, что он предполагает одновременное обращение к уже приобретённым знаниям, к знаниям, изучаемым в данный момент, а также к тем, которые предстоит приобрести.
Автор программы по обучению грамоте – Н.В.Нечаева. В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух составляющих языка: системы языка и речи. В процессе обучения грамоте ребёнок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых и внеязыковых средств. Курс обучения грамоте не ограничивается формированием общеучебных умений чтения и письма, он ориентирован и на успешную адаптацию каждого ребёнка к новым условиям жизнедеятельности, на формирование универсальных учебных действий, необходимых для дальнейшей успешной учебной деятельности. Кроме Азбуки, комплект включает тетради по письму, тетради по чтению и рабочую тетрадь «Звуки и буквы». Тетради по письму (авторы Н.В.Нечаева, Н.К.Булычева) содержат образцы букв и их элементов, которые рассчитаны на праворуких и леворуких детей. В ходе обучения письму первоклассники на непреднамеренном уровне готовятся к изучению систематического курса русского языка: здесь есть упражнения для наблюдений грамматических и смысловых особенностей слов и предложений. В комплект входят также тетради по чтению (авторы Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец). Они содержат игровые и проблемные задания, весёлые тексты, красочные иллюстрации. Тетради помогают первоклассникам расширить опыт чтения, активизировать словарь, получить знания об окружающем мире. Наличие страниц с наклейками вносит разнообразие в процесс усвоения материала, является дополнительным фактом мотивации учебной деятельности. Рабочая тетрадь «Звуки и буквы:Учусь грамоте» (автор О.А.Мельникова) в ненавязчивой форме помогает ребёнку освоить трудные для этого возраста темы. Особенность этой тетради состоит в том, что первоклассник тренируется в игровой форме, выполняя разные по форме и уровню трудности задания, в основе которых лежит звукобуквенный анализ; материал тетради даёт возможность и для лексической работы. Методическое сопровождение курса включает в себя методические рекомендации и поурочно-тематическое планирование. В пособии раскрываются возможности реализации требований ФГОС средствами курса русского языка, представлены планируемые результаты освоения УУД по каждой теме, подробно показаны достигаемые предметные результаты каждого урока и возможные виды деятельности.
Целью программы по русскому языку (автор Н.В.Нечаева) является воспитание грамотных носителей родного языка. Основная задача: развитие речи школьников в ходе освоения системы русского языка. Курс построен на коммуникативной основе. В УМК по русскому языку, кроме учебников, входят рабочие тетради. Тетрадь для 1 класса «Звуки и буквы. Учусь русскому языку» (автор О.А.Мельникова) помогает ребёнку освоить программные темы курса (различение мягких – твёрдых согласных, употребление мягкого знака и йотированных букв, правописание имён собственных и др.). Рабочие тетради для 2 класса в 4 частях (автор С.Г.Яковлева) составлены в полном соответствии с содержанием учебника, что позволяет учителю использовать их как для самостоятельной работы учащихся в классе и дома, для фронтальной работы, так и в качестве контрольного (проверочного) материала. Задания тетрадей способствуют закреплению знаний и осознанию их взаимосвязи, включают детей в поисковую деятельность. Пособие «Игрослов. Русский язык. Строгие правила в занимательной форме» (автор С.М.Белорусец) поможет ученикам начальных классов освоить орфографические правила. Автор интересно и разнообразно подаёт материал, отвечающий всем требованиям развивающей методики. Книга позволяет разнообразить работу на уроках. Курс обеспечен методическими рекомендациями и поурочно-тематическим планированием.
Содержание курса «Литературное чтение» соответствует концептуальным положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На специфическом материале учебников по литературному чтению с первого по четвертый класс обеспечивается достижение общих целей начального общего образования, заявленных в стандарте. Интеграция предметных областей обеспечивает формирование целостной картины мира и становится основой развития способности к организации самостоятельной учебной деятельности и дальнейшему самообразованию обучающихся. Например, обращение к «Картинной галерее» позволяет рассматривать обсуждаемые эстетические и этические проблемы на материале другого вида искусства, с иной позиции. Актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство». Программа курса «Литературное чтение» представлена завершенной линией учебников для 1 - 4 классов.
К
учебникам подготовлены хрестоматии.
Система работы раскрывается в методических
пособиях для учителя. Работа
по данному курсу обеспечивается
следующими пособиями учебно-методического
комплекта:
1) Свиридова
В.Ю. Литературное
чтение: Учебники для 1 - 4 класса.
2 Хрестоматия по
литературному чтению. 1 - 4
класс/Автор-составитель В.Ю. Свиридова.
Курс математики, являясь частью
системы развивающего обучения Л.В.
Занкова, отражает характерные ее черты,
сохраняя при этом свою специфику. В нем
отражена идея деятельностного подхода,
предусмотрена работа по формированию
универсальных учебных умений, таких,
как умение анализировать, сравнивать,
обобщать, классифицировать, выдвигать
гипотезы и проверять их истинность,
выявлять закономерности и т.д. Содержание
курса направлено на решение следующих
задач, предусмотренных ФГОС 2009 г. и
отражающих планируемые результаты
обучения математике в начальных классах:
-
научить использовать начальные
математические знания для описания
окружающих предметов, процессов, явлений,
оценки количественных и пространственных
отношений;
- создать условия для
овладения основами логического и
алгоритмического мышления, пространственного
воображения и математической речи,
приобретения навыков измерения,
пересчета, прикидки и оценки, наглядного
представления о записи и выполнении
алгоритмов;
- приобрести начальный
опыт применения математических знаний
для решения учебно-познавательных и
учебно-практических задач;
- научить
выполнять устно и письменно арифметические
действия с числами и числовыми выражениями,
решать текстовые задачи, действовать
в соответствии с алгоритмом и строить
простейшие алгоритмы, исследовать,
распознавать и изображать геометрические
фигуры, работать с таблицами, схемами
и диаграммами, цепочками, совокупностями,
представлять и интерпретировать
данные.Решению названных задач
способствует особое структурирование
определенного в программе материала.
Курс математики построен на интеграции
нескольких линий: арифметики, алгебры,
геометрии и истории математики.
Важнейшей особенностью структуры учебника является ориентация на самостоятельное добывание знаний самими учащимися. Следующей важной особенностью учебника является преобладание заданий, требующих использования словесно-образного и словесно-логического уровней мышления, над заданиями, требующими наглядно-действенного и наглядно-образного уровней, хотя последние также активно используются в случаях, когда этого требует специфика изучаемого вопроса или особенности учеников, с которыми работает учитель. В УМК по курсу математика, кроме учебника, входят также 4 рабочие тетради (авторы Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, под редакцией И.И. Аргинской), основная функция которых - способствовать совершенствованию знаний, умений и навыков, заложенных в учебнике, и продвижению детей в развитии.
Одним из направлений ФГОС является внеурочная деятельность, которая в системе Занкова представлена по направлениям с разработанным учебно-методическим комплектом.
Спортивно-оздоровительное направление представлено «Уроками здоровья» (автор И.П.Товпинец) и «Удивительные приключения Ани в стране ознобышей» (автор Т.В.Смирнова). В пособиях предлагаются детям тексты для чтения, вопросы и задания, материалы для самопроверки, полезные странички. Задания направлены на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на формирование у них способности заботиться о собственном здоровье.
Организовать исследовательскую деятельность учащихся поможет учебник-тетрадь «Я – исследователь» (автор А.И.Савенков). Пособие «Методика исследовательского
обучения младших школьников» (автор А.И.Савенков) включает описание методических приёмов и эффективных форм организации исследовательской деятельности.
В неразрывном единстве, целенаправленно и систематически, средствами разных предметных курсов, а также курса «Я – гражданин России» (автор Н.Я.Чутко) решается проблема духовно-нравственного воспитания учащихся.
Проанализировав весь УМК убеждаешься, что за период обучения в начальной школе ученики, обучающиеся по системе Л.В.Занкова, приобретут первичные навыки работы с информацией. У них будет возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения на основе полученной информации, принимать её или подвергать сомнению, перепроверке. Все предлагаемые в УМК задания многогранны, они позволяют работать и на формирование предметных навыков и универсальных учебных действий в полном соответствии с требованиями Стандарта.
Список литературы
ФГОС начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
Примерные программы начального общего образования: В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
Ванцян А.Г., Нечаева Н.В., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова.Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шафростова Надежда Николаевна
→ Nadinyashik 16.01.2013 0 2670 460 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.