Статья "Формирование ИКТ – компетентности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности."
Черноус Татьяна Михайловна
Учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
Учреждение лицей № 5 г. Воронеж
Формирование ИКТ – компетентности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучение сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД).
Реализация программы формирования УУД – в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта считается приоритетным активное включение формирование ИКТ – компетентности.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях(ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
Под «компетентностью» понимают готовность субъекта эффективно сорганизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.), и постановки (или присвоения) цели. Так происходит осознание процесса управления своей деятельностью – «компетенции».
В своей практике я использую следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе:
Уроки с мультимедийной поддержкой.
Работа в виде участия в сетевых проектах, различных дистанционных конкурсах и олимпиадах, связь с родителями и детьми по средствам нет школы, организую проектную деятельность.
В своем классе, создаю уроки с мультимедийной поддержкой. В этом мне помогает оснащение класса.
Мультимедийные уроки я провожу по всем предметам. Я расскажу об использование ИКТ на уроках и внеурочное, и как идет формирование ИКТ – компетентности у учащихся.
Так, например, на уроке русского языка, по теме «Части речи» с целью закрепления пройденного материала была подготовлена мультимедийная поддержка. На уроке этот материал применялся при актуализации знаний. Здесь я использовала такой компонент как кластер, для заполнения которого пользовалась приемом контейнер. Используя это на интерактивной доске дети подтверждают свои знания по теме и учатся работать с интерактивной доской. Принцип работы контейнера надо перетащить карандашом понятие о делении звуков в нужное место.
При работе над следующей темой «Признаки предложения». Это был урок освоения новых знаний, на этапе работы по теме урока использовался материал с интерактивным средством ЛАТ. В рабочей тетради была предложена работа определению признаков предложения. Учащиеся должны были выбрать эти признаки и материалом на доске при нажатие на цифру они подтверждали правильность своего выбора. Они познакомились с понятием «Предложение и его признаки».
На уроках литературы я организую проектную деятельность. Дети дома готовят презентации в Power Point и на уроках литература на последнем уроке по теме они защищают свои проекты. Так по теме «Завязка, тайны искусства…» они готовили проект «Красавица осень», по теме «Идем по неведомым следам..» они готовили проект тема которого «Сказочный мир Шарля Перро». При работе над проектами формируется ИКТ – компетентность работы с ПК и его программами.
В первом классе широко использовался материал с официального сайта Занкова «Проверь себя». Здесь предлагается материал по всем темам, которые проходили мы на уроках литературного чтения. В рамках урока по работе над темой я предлагала работу по тренировочным тестам и в конце темы проходили итоговый тест. На ряду с предметами навыками находить рифму и выбирать олицетворение не живого у детей формируется и ИКТ - компетентность работы с компьютером и доской.
Вместе с детьми делаем электронные выставки книг и иллюстраций к произведениям.
Мною используются всевозможные варианты кроссвордов, ребусов, загадок, при помощи средства LAT создаем викторины , анаграммы, выбор ответов
Формирование ИКТ - компетентности проходит и во внеурочное время. В этом году впервые мы приняли участие в сетевом проекте «Путешествие с ленинградским почтальоном». Я вместе со своим классом зарегистрировались на сайте «Началка. ру». Дети с помощью своих родителей создали аккаунты на Google для работы с документами и картами Google . В программу сетевого проекта входили задания по стихотворению С. Я. Маршака «Почтальон»: 1. Ребята должны были проложить путь в Google – карты маршрут по которому шло заказное письмо для Житкова.
2. Работа с Google – документами, разгадывание кроссворда.
3. Ответы на вопросы викторины.
4. Размещение сообщения на форуме проекта.
5. Участник должны при помощи Google – карты рассчитать путь письма и в какие города оно попадет.
6. Написать поздравительное письмо.
Каждый ребенок имел возможность работать с документами на компьютере. Работа проводилась дома и в классе.
Здесь формировалась ИКТ компетентность в умении работать Google, искать информацию в интернете
Учащиеся моего класса принимают участие в различных дистанционных конкурсах, викторинах. «Фактор роста» всероссийские олимпиада, конкурсы, викторины, здесь учащиеся выбирают конкурсы по своим интересам.
Вот такими методами и средствами я формирую ИКТ - компетентность учащихся своего класса.
Литература.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М: Просвещение, 2009
На странице приведен фрагмент.
Автор: Черноус Татьяна Михайловна
→ Вишенка1893 20.02.2013 0 2134 539 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.