Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса


ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

имени А.Н. Радищева г. Кузнецк-12








Рабочая программа

по окружающему миру

начального общего образования

для 1 класса









Составила учитель начальных классов

Тарасова Елена Анатольевна








Кузнецк – 12

2012

Рабочая программа по окружающему миру

начального общего образования для 1 класса


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева по окружающему миру начального общего образования для 1 класса разработана на основе основной образовательной программы ФКОУ СОШ имени А.Н. Радищева по окружающему миру начального обшего образования, программы курса «Окружающий мир» (УМК «Система Л.В. Занкова) с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Изучение окружающего мира на ступени начального образования направлено на достижение следующих целей:

  • Образования: освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;

  • Воспитания: позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотизма, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе; сохранение и укрепление здоровья.

  • Развития: умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • Формирования ключевых компетенций: использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры.

Основные задачи учебного предмета:

  1. На основе предметных знаний и умений подвести обучающихся к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и изменчивости окружающего мира, его противоречивости.

  2. Развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность.

  3. Формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь, делать обобщения и выводы; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы.

  4. Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.


  1. Общая характеристика учебного предмета

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающимся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграциисоотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация принципа важна по двум причинам: во – первых, она даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность восприятия мира, а во – вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

3. Культурологический принцип даёт возможность развить общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Поэтому в программе большое внимание уделяется общекультурным сведениям.

4. Принцип экологизации решает задачу экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с нормами поведения в окружающей среде.

5. Принцип поступательности обеспечивает последовательность и перспективность образования, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6. Краеведческий принцип предполагает широко использовать при изучении предмета местное окружение, проведение экскурсий на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей. Это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

В рабочей программе ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева по окружающему миру для 1 класса представлены следующие содержательные линии:

  • Что такое окружающий мир: дети в общем виде знакомятся с широкой картиной современного окружающего нас мира: природой, её разнообразием, неживой и живой природой, с её объектами, местом и ролью человека в окружающем мире.

  • Из истории земли: дети получают общее представление об изменениях, произошедших в неживой природе Земли за время её существования, о зависимости природы Земли от количества получаемого солнечного тепла.

  • Главная особенность Земли: раскрываются особенности развития жизни на Земле. Дети знакомятся с древними формами растений и животных, с изменениями, которые произошли с ними и с человеком со времени их возникновения.

  • Мы – часть окружающего мира: знакомит ребёнка с современным человечеством, отличающимся разнообразием внешнего вида, условий жизни на Земле, характера труда, обычаев и воспитания.


  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану ФКОУ СОШ имени А.Н. Радищева на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 66 часов, из расчета 33 учебных недели по 2 часа в неделю.


  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности окружающего мира:

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религии.

  • Международная основа мира на земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой Родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и к окружающим людям.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

• умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

• формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

• формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры обучающихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

• развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию предметных и метапредметных учебных действий:

• овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

• формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);

• формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Планируемые результаты обучения к концу 1 класса

Обучающиеся должны иметь представление о следующих связях:

  • между живой и неживой природой;

  • между деятельностью человека и состоянием природы;

иметь представление о следующих явлениях и объектах:

  • о значении Солнца для жизни на Земле;

  • о живой и неживой природе;

  • о разнообразии и красоте природы России;

владеть общеучебными умениями:

  • слушать и отвечать на заданный вопрос;

  • ориентироваться в учебнике;

  • различать изученные объекты по названным признакам;

знать:

  • компоненты окружающего мира (природа, человек, сделанное или придуманное человеком);

  • основные части растений;

  • родственные связи в семье;

  • правила поведения в общественных местах и на улице;

  • правила вежливого общения (приветствия, прощания с разными людьми по возрасту и родству);

уметь:

  • различать объекты природы и объекты, созданные человеком;

  • различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

  • различать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;

  • приводить примеры представителей животного мира;

  • использовать в общении правила вежливости.


  1. Содержание учебного предмета


Окружающий мир: природа, общество, труд.

Природные объекты и предметы, созданные человеком. Родной город, страна – Россия, столица – Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы.

Занятия родителей. Маршрут от дома до школы, правила поведения на дороге.

Природа осенью. Природа – источник познания.

Природа.

Человек и природа.

Космос. Звёзды, планеты. Солнце – звезда. Земля – планета. Луна – спутник.

Свет, тепло, вода, воздух – условия, необходимые для жизни на Земле.

Разнообразие природы Земли, её изменчивость. Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет, форма, размеры и др.). Признаки живой природы. Растения, части растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных.

Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники.

Из истории Земли.

Человек и природа.

Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор. Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.

Становление человека.

Человек и общество

Общее представление об истории людей. Древнейшие люди – собиратели растений. Человек – охотник. Кочевники и земледельцы.

Окультуривание растений и одомашнивание животных.

Мы – часть окружающего мира.

Человек и общество

Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальности. Семья. Семья – самое близкое окружение человека.

Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Родственные связи в семье. Родословная. Происхождение имён и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах. Россия, Российская Федерация – страна, где мы живём, наша Родина. Россия – самая большая по размерам страна в мире, богатая природными ресурсами.

Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна. Россия – многонациональная страна. Москва – столица России. Расположение Москвы на карте.

Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии.

Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению Бережное отношение к вещам и окружающей природе.

Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения.

Представления о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой.

Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.

Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года». Экскурсии, знакомящие обучающихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).

Практические работы. Посадка семени, наблюдение и уход за ним.


  1. Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности обучающихся


п/п

Содержание учебного предмета, курса

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1

Окружающий мир: природа, общество, труд

9

Обсуждать правила поведения в школе, особенности взаимоотношений с окружающими людьми в зависимости от ситуации общения.

Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.

Ориентироваться в школьных помещениях.

Наблюдать социальную и природную среду (улица, район, город).

Моделировать безопасный путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

Наблюдать труд людей родного края (в процессе экскурсии).

Наблюдать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года, сезонные изменения в природе.

2

Природа

17

Определять Вселенную, как необъятное пространство со звёздами, планетами и другими телами. Объяснять значение Солнца для жизни на Земле. Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года.

Исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой.

Читать и пересказывать тексты о природе.

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Различать объекты природы и предметы, сделанные человеком.

Различать и называть основные части растений.

Узнавать растения, приводить примеры.

Использовать иллюстративный определитель растений и животных.

3

Из истории Земли

11

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.

Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности).

Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия.

Сравнивать и различать древние растения и животные с современными.

4

Становление человека

9

Сравнивать и различать растительноядных животных от хищных.

Характеризовать внешний вид современного человека и его предков.

Рассказывать о древних и современных орудиях труда.

Изучать родовой строй и начало осёдлой жизни.

5

Мы – часть окружающего мира

18

Узнавать государственную символику Российской Федерации и символику своего региона.

Различать прошлое, настоящее, будущее.

Определять родственные связи в семье.

Соблюдать правила общения со взрослыми, сверстниками в официальной обстановке в школе.

Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта.

Использовать правила поведения в общественных местах и на улице.

Находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город.

Обсуждать особенности 2 – 3 стран мира. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов.

Приводить примеры обычаев разных народов.

Характеризовать современного человека.

Резерв: 2 часа


  1. Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Окружающий мир». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»

Энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с темами: природа, история, человек и его здоровье, предусмотренные программой для 1 класса, а также музыкальное сопровождение.

Цифровые образовательные ресурсы:

Современная мультимедиа – энциклопедия. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия

(2 CD), ООО «Кирилл и Мефодий».

Большая детская энциклопедия, ЗАО «Новый диск».

Оборудование:

Учебные столы.

Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Экран.

Дидактические материалы:

Таблицы («Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные»).

Модель часов.

Наборы: «Животные леса», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Транспорт», «Декоративно-прикладное искусство», «Профессии». Фотографии и иллюстрации.


Полный текст материала Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тарасова Елена Анатольевна  lenosca
11.03.2013 0 1560 355

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК