Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
имени А.Н. Радищева г. Кузнецк-12
Рабочая программа
по окружающему миру
начального общего образования
для 1 класса
Составила учитель начальных классов
Тарасова Елена Анатольевна
Кузнецк – 12
2012
Рабочая программа по окружающему миру
начального общего образования для 1 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева по окружающему миру начального общего образования для 1 класса разработана на основе основной образовательной программы ФКОУ СОШ имени А.Н. Радищева по окружающему миру начального обшего образования, программы курса «Окружающий мир» (УМК «Система Л.В. Занкова) с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Изучение окружающего мира на ступени начального образования направлено на достижение следующих целей:
Образования: освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
Воспитания: позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотизма, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе; сохранение и укрепление здоровья.
Развития: умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
Формирования ключевых компетенций: использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры.
Основные задачи учебного предмета:
На основе предметных знаний и умений подвести обучающихся к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и изменчивости окружающего мира, его противоречивости.
Развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность.
Формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь, делать обобщения и выводы; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы.
Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающимся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация принципа важна по двум причинам: во – первых, она даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность восприятия мира, а во – вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
3. Культурологический принцип даёт возможность развить общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Поэтому в программе большое внимание уделяется общекультурным сведениям.
4. Принцип экологизации решает задачу экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с нормами поведения в окружающей среде.
5. Принцип поступательности обеспечивает последовательность и перспективность образования, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
6. Краеведческий принцип предполагает широко использовать при изучении предмета местное окружение, проведение экскурсий на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей. Это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.
В рабочей программе ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева по окружающему миру для 1 класса представлены следующие содержательные линии:
Что такое окружающий мир: дети в общем виде знакомятся с широкой картиной современного окружающего нас мира: природой, её разнообразием, неживой и живой природой, с её объектами, местом и ролью человека в окружающем мире.
Из истории земли: дети получают общее представление об изменениях, произошедших в неживой природе Земли за время её существования, о зависимости природы Земли от количества получаемого солнечного тепла.
Главная особенность Земли: раскрываются особенности развития жизни на Земле. Дети знакомятся с древними формами растений и животных, с изменениями, которые произошли с ними и с человеком со времени их возникновения.
Мы – часть окружающего мира: знакомит ребёнка с современным человечеством, отличающимся разнообразием внешнего вида, условий жизни на Земле, характера труда, обычаев и воспитания.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану ФКОУ СОШ имени А.Н. Радищева на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 66 часов, из расчета 33 учебных недели по 2 часа в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности окружающего мира:
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религии.
Международная основа мира на земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой Родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и к окружающим людям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:
• умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;
• формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
• формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры обучающихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
• развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию предметных и метапредметных учебных действий:
• овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;
• формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);
• формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Планируемые результаты обучения к концу 1 класса
Обучающиеся должны иметь представление о следующих связях:
между живой и неживой природой;
между деятельностью человека и состоянием природы;
иметь представление о следующих явлениях и объектах:
о значении Солнца для жизни на Земле;
о живой и неживой природе;
о разнообразии и красоте природы России;
владеть общеучебными умениями:
слушать и отвечать на заданный вопрос;
ориентироваться в учебнике;
различать изученные объекты по названным признакам;
знать:
компоненты окружающего мира (природа, человек, сделанное или придуманное человеком);
основные части растений;
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице;
правила вежливого общения (приветствия, прощания с разными людьми по возрасту и родству);
уметь:
различать объекты природы и объекты, созданные человеком;
различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
различать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
приводить примеры представителей животного мира;
использовать в общении правила вежливости.
Содержание учебного предмета
Окружающий мир: природа, общество, труд.
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Родной город, страна – Россия, столица – Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы.
Занятия родителей. Маршрут от дома до школы, правила поведения на дороге.
Природа осенью. Природа – источник познания.
Природа.
Человек и природа.
Космос. Звёзды, планеты. Солнце – звезда. Земля – планета. Луна – спутник.
Свет, тепло, вода, воздух – условия, необходимые для жизни на Земле.
Разнообразие природы Земли, её изменчивость. Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет, форма, размеры и др.). Признаки живой природы. Растения, части растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных.
Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники.
Из истории Земли.
Человек и природа.
Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор. Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.
Становление человека.
Человек и общество
Общее представление об истории людей. Древнейшие люди – собиратели растений. Человек – охотник. Кочевники и земледельцы.
Окультуривание растений и одомашнивание животных.
Мы – часть окружающего мира.
Человек и общество
Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальности. Семья. Семья – самое близкое окружение человека.
Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Родственные связи в семье. Родословная. Происхождение имён и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах. Россия, Российская Федерация – страна, где мы живём, наша Родина. Россия – самая большая по размерам страна в мире, богатая природными ресурсами.
Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна. Россия – многонациональная страна. Москва – столица России. Расположение Москвы на карте.
Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии.
Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению Бережное отношение к вещам и окружающей природе.
Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения.
Представления о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой.
Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.
Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года». Экскурсии, знакомящие обучающихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).
Практические работы. Посадка семени, наблюдение и уход за ним.
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
№ п/п |
Содержание учебного предмета, курса |
Количество часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
1 |
Окружающий мир: природа, общество, труд |
9 |
Обсуждать правила поведения в школе, особенности взаимоотношений с окружающими людьми в зависимости от ситуации общения. Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Ориентироваться в школьных помещениях. Наблюдать социальную и природную среду (улица, район, город). Моделировать безопасный путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Наблюдать труд людей родного края (в процессе экскурсии). Наблюдать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года, сезонные изменения в природе. |
2 |
Природа |
17 |
Определять Вселенную, как необъятное пространство со звёздами, планетами и другими телами. Объяснять значение Солнца для жизни на Земле. Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года. Исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. Читать и пересказывать тексты о природе. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Различать объекты природы и предметы, сделанные человеком. Различать и называть основные части растений. Узнавать растения, приводить примеры. Использовать иллюстративный определитель растений и животных. |
3 |
Из истории Земли |
11 |
Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия. Сравнивать и различать древние растения и животные с современными. |
4 |
Становление человека |
9 |
Сравнивать и различать растительноядных животных от хищных. Характеризовать внешний вид современного человека и его предков. Рассказывать о древних и современных орудиях труда. Изучать родовой строй и начало осёдлой жизни. |
5 |
Мы – часть окружающего мира |
18 |
Узнавать государственную символику Российской Федерации и символику своего региона. Различать прошлое, настоящее, будущее. Определять родственные связи в семье. Соблюдать правила общения со взрослыми, сверстниками в официальной обстановке в школе. Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Использовать правила поведения в общественных местах и на улице. Находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город. Обсуждать особенности 2 – 3 стран мира. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов. Приводить примеры обычаев разных народов. Характеризовать современного человека. |
Резерв: 2 часа
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Окружающий мир». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»
Энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с темами: природа, история, человек и его здоровье, предусмотренные программой для 1 класса, а также музыкальное сопровождение.
Цифровые образовательные ресурсы:
Современная мультимедиа – энциклопедия. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия
(2 CD), ООО «Кирилл и Мефодий».
Большая детская энциклопедия, ЗАО «Новый диск».
Оборудование:
Учебные столы.
Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Экран.
Дидактические материалы:
Таблицы («Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные»).
Модель часов.
Наборы: «Животные леса», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Транспорт», «Декоративно-прикладное искусство», «Профессии». Фотографии и иллюстрации.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тарасова Елена Анатольевна
→ lenosca 11.03.2013 0 1653 355 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.