Статья "Внеурочная деятельность как инструмент развития младшего школьника"
Внеурочная деятельность, как инструмент развития младшего школьника
( из опыта работы )
Я – обычный учитель, такой же, как большинство из Вас. И все-таки, когда я беру очередной первый класс, всегда думаю о том, как помочь детям раскрыться: как научить их проявлять инициативу, познавательный интерес, свои творческие способности. Как мне кажется, в этом большое значение имеет внеурочная работа в классе, в школе.
Так сложилась жизнь, что в 344 лицее я работаю 3 года. В школе свои традиции, свои значимые приоритеты. Направление в лицее физико-математическое, но всем нашим педагогам хочется, в том числе и мне, чтобы лицеист был способен самостоятельно мыслить, высказывать собственное мнение. Научился общаться со сверстниками, взрослыми. Был любознательным, умел отвечать за свои поступки, владел определенными навыками и мог в дальнейшем применять их в жизненных ситуациях.
Всем известно, как трудно приходится в сентябрьские дни с учащимися первого класса, как сложно иногда общаться и с родителями. Наладить взаимоотношения, на мой взгляд, помогает подготовка и проведение праздника «Мы теперь не просто дети, мы - ученики». Вот здесь то и начинают открываться наши первые бутончики: детская фантазия, сообразительность, быстрота реакции, что бывает немало важно в нашей работе. Я провожу этот праздник в конце первой четверти, и всегда успокаиваюсь: отношения складываются удачно и с родителями, и с учениками.
Чтобы достичь успеха у учащихся есть все данные (отбора в нашу школу не существует): видеть, слышать, общаться. Недаром говорят, 7 – магическое число, а волшебство создает чудеса.
В нашей школе в каждом классе мы проводим дополнительные предметы: информатика (теоретический курс), РПС (развитие познавательных способностей), танцы, шахматы. Выбор делают родители учащихся, но как доказывает практика, многим детям нравятся такие занятия, и они с удовольствием продолжают обучение на всей ступени начального образования. Учащиеся выполняют самые разнообразные задания, имеющие и логическую направленность, развивающие и внимательность, и двигательную активность. Кроме того, по параллелям ведется кружковая работа «Эрудит», где учащиеся более глубоко знакомятся с различными предметными задачами, имеющими более сложное и решение и содержание.
Традиционно мы становимся бессменными участниками разного вида конкурсов международного, всесоюзного и местного значения. Это «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧИП», «Золотое Руно». Например, учащимися начальных классов в этом году были завоеваны 40 первых мест в России в конкурсе «Золотое Руно». Конечно, это соревнование семей , но совместный труд детей с родителями тоже дает положительные результаты. За нами 4 районных призовых места в конкурсе «Кенгуру». Третьеклассница, победительница IV Всероссийского фестиваля детского литературного творчества. Выпускники начальной школы победили в районных и городских предметных олимпиадах. Хочу сказать, что по Новым стандартам Образования мы работаем давно, т.к. у нас налажен тесный контакт с родителями. Родители наших учащихся и сами становятся номинантами школьных конкурсов мастерства. Они вместе с детьми принимают активное участие в традиционных мероприятиях «Осенние мотивы» (где предоставляют самые разнообразные поделки из природного материала), «Новогодняя игрушка». Сколько фантазии, выдумки, любви проявляют такие семьи. Помогают родители учителям и в проведении других открытых мероприятий и праздничных дней.
Каждый ребенок талантлив по-своему. Кто-то танцует, кто-то занимается в музыкальной школе, у кого-то художественные способности. Таким детям помогают праздники эстетического цикла. Учащиеся ведут концерты, посвященные различным календарным, памятным датам: День Учителя, 8 марта, День лицея и другие. На каждом празднике мы стараемся предложить детям задания не только развлекательного характера, но и развивающего, познавательного содержания. Так, проводя «Праздник красок», я, например, использовала задания, направленные на развитие пространственного воображения, творческих способностей. Как можно одним росчерком нарисовать конверт? Какие фигуры можно изобразить, если использовать полуовал?
Мы живем в прекрасном городе. Не говорить о нем с детьми невозможно. Конечно, как и все, мы с удовольствием путешествуем по улицам, дворцам , мостам, переулкам. Эти путешествия совершаем как очно, так и заочно. Работая дополнительно по тетрадям Дмитриевой, мы изучаем достопримечательности города и совершаем экскурсии в пригороды: Петергоф, Царское Село, деревня Шуваловка, Елагин Дворец, Приютино – малая часть того, где побывали учащиеся начальной школы только в этом году.
9 мая- святой день для жителей нашей страны. В школе мы отмечаем его по-своему: приглашаем ветеранов, их рассказы вызывают живой интерес к тем суровым дням, возлагаем цветы к мемориалу «Журавли» , вручаем открытки участникам Великой Отечественной войны, сделанные своими руками, проводим концерты, уроки мужества. Так, в этом году мы говорили у ребятами о городах-героях.
Организовать детей трудно. Найти занятие по интересам, особенно современным детям, еще сложнее. Но возможно. Я сама когда-то в далеком детстве любила что-нибудь мастерить, вечно с иглой, спицами, с бумагой ходила. И вот решила попробовать вести кружок «Ажурные картинки». Нет, нет мы не вязали вологодское кружево, но создавали на картоне своеобразные шедевры. Техника выполнения работ проста. Работы выполнялись не только девочками, но и мальчиками. Я уверена, дети станут самостоятельными людьми.
В этом году нашим детям, ученикам 344 лицея, очень повезло. На базе школы было открыто Отделение Дополнительного Образования. У ребят появилась возможность, не выходя из стен здания посетить огромное количество кружков самой разной направленности. Я расскажу только о работе начальной ступени.
Эмблемой Отделения дополнительного образования была выбрана лисица. Умная, сообразительная, интеллектуальная, образованная. Все качества, которые мы пытаемся раскрыть у наших подопечных: ловкость, интерес, активность, желание добиться лучшего результата.
Для учащихся младших классов были предложены следующие кружки.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Сама расшифровка уже говорит о многом. Это умение нестандартно мыслить, нетрадиционный подход к решению задач, связанных с жизненными ситуациями, что в дальнейшем помогает социализироваться каждому ребенку.
«Физика вокруг нас» - школьники проводили различные физические опыты, конечно, в доступной для этого возраста форме, пытались найти закономерности, узнавали новые меры измерения, знакомились с приборами, сами взвешивали.
«Мой компьютер» . Кроме , как уже говорилось теоретического курса изучения информатики, ребята знакомятся с машиной. Есть и свои результаты. Учениками 3»А» класса уже создаются тесты, проверочные работы по предметам. Дети с удовольствием демонстрируют свои достижения одноклассникам.
Шахматный клуб «Белая ладья». Учащиеся нашей школы участвуют не только в городских конкурсах, но и в соревнованиях всероссийских масштабов. Становятся призерами и победителями.
«Ступеньки к собственному я». Педагоги помогают ребенку найти правильную дорогу в школе, чтобы гармоничное восприятие окружающего помогло пройти школьный путь успешно и радостно. Конечно, этот кружок предполагает посещение трудными детьми: агрессивными, замкнутыми, беспокойными. Обычно взрослые сосредотачивают свои умения на тренировке учащихся в учебных умениях: читать, писать, решать задачи, а умению переживать, оценивать умения свои, умения других ребят в классе, взрослых. Этому надо учить: помогать наладить взаимоотношения с одноклассниками, учителями, иногда, с родителями.
Учащиеся нашей школы добиваются большого количества побед благодаря 100% вовлеченности учащихся во внеурочной деятельности, нет не охваченных детей. Учащиеся ежедневно занимаются с 13 часов до 19-00 любимым делом.
Д.И.Писарев говорил: «В воспитании все дело в том, кто воспитатель».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новоселова Марина Евгеньевна
→ Ромашка8320 23.03.2013 0 3678 383 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.