Лекция "В каждом человеке солнце, только..."
Ещё во втором веке до нашей эры Теренций сказал: «Нет ничего сказанного, что не было бы сказано раньше». Как это верно! И я вряд ли сегодня скажу что – то новое. Но я скажу то, о чём часто думаю, о том, что меня волнует, что мне дорого… А что волнует учителя? Дети… Какими они вырастут, кем станут? Как помочь ребёнку раскрыть в нём самое лучшее, доброе, неповторимое и непохожее? Найти ответы на эти вопросы для меня казалось большим счастьем.
Однажды я, получив в подарок толстую, неказистую книгу и открывая её без всякого вдохновения, натолкнулась на фразу Сократа: «В каждом человеке солнце, только…» Мой взгляд остановился, и почему – то часто забилось сердце, как будто я нашла что – то, что искала очень давно. Окончание фразы было на следующей странице, но я никак не могла решиться перевернуть её. Мне хотелось самой «додумать» эту фразу, досказать её за Сократа… Так родилось моё педагогическое кредо.
В каждом человеке СОЛНЦЕ, только помоги ему проявить себя, помоги поверить в собственные силы. Дети, как правило, встретив на своём пути препятствия, ищут способы их преодоления, пытаются решить возникшую проблему самостоятельно. Но часто их пугают трудности, они пасуют перед ними. И это большая удача, если рядом окажется человек, который поддержит, посоветует, поможет определиться, отыскать единственно правильный путь, который подходит именно для этого ребёнка. Так появилось моё первое правило: помоги ребёнку поверить в себя, свою индивидуальность, раскрыться и реализовать своё «Я».
В каждом человеке СОЛНЦЕ, только благодаря этому во Вселенной так много звёзд и созвездий. Мы разные – в этом наше богатство. У меня много учеников, все они разные, этим и уникальны. Один – непоседа и болтун, другой – тихоня, замкнутый, задумчивый, третий – фантазёр, творец, мечтатель. У каждого свой неповторимый внутренний мир, в каждом – своё солнце. И ты безмерно горд и счастлив, что именно тебе пришлось с ними встретиться в этой бренной жизни. Это и есть самое интересное в моей работе – прикоснуться к внутреннему миру совершенно разных личностей, почувствовать и принять «иного». Так возникло второе правило: люби своих учеников уже за то, что они у тебя есть, за то, что тебе доверили быть рядом с ними.
В каждом человеке СОЛНЦЕ, только не дай ему остыть или погаснуть. Моя маленькая дочь очень любила рисовать. Иногда у неё получалось что – то непонятное простому человеческому взгляду, полная абстракция. А когда в детском саду начались занятия по рисованию, воспитательница обратила внимание на то, что у неё «ничего не получается» и сказала об этом девочке. Я никогда не смогу забыть, как дочь, придя домой, отдала мне пакетик с гуашью и маленький свой альбомчик, попросила подарить всё это другой девочке, навсегда решив, что она не умеет рисовать и никогда этому не научится. Этот случай стал для меня уроком. И я сейчас не боюсь заглянуть во внутренний мир любого ребёнка, чтобы найти тот самый талант, который не лежит на поверхности. Я стараюсь строить наши отношения так, чтобы мы вместе творили, создавали, открывали новые пути к познанию мира и самих себя. Моя задача – увидеть все грани удивительной личности ребёнка, а увидев, сделать так, чтобы хорошего в нём становилось всё больше и больше. Вот и третье правило: найди в любом, нерадивом или прилежном, ученике то лучшее, что есть только в нём и постарайся развивать и поддерживать его способности и таланты.
В каждом человеке СОЛНЦЕ, только и на солнце бывают пятна. Каждый из нас, педагогов, в детстве читал Марка Твена и с улыбкой вспоминает его героя Тома Сойера. Его неординарные поступки в школе и приключения в жизни никого не оставляют равнодушным. Такие дети есть в каждом классе. Они зачастую неудобны учителю. И традиционный учитель старается изо всех сил, чтобы уподобить «Тома» его двоюродному брату – Сиду – тому самому пай – мальчику, с которым всё понятно и спокойно. Но ведь это невозможно! Я помню изречение мудрого человека: «Вам никогда не удастся вырастить мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». Шалуны – это наше будущее, именно неординарные личности двигают рычаги истории. Поэтому к ним надо искать другой, особенный подход, и я составила ещё одно правило: сделай озорников и шалунов своими помощниками.
В каждом человеке СОЛНЦЕ, и только тот светит ярко, кто знает, что свет его нужен. Идёт урок. Я вижу, как дети смотрят на меня, ждут новых открытий, каждый чувствует, что я здесь и сейчас только для него, думаю только о нём, о его продвижении, о его успехах, и он готов мне ответить тем же: вместе мы – сила. И я стараюсь, чтобы каждый урок для моих учеников был особенным, светлым, тёплым, чтобы школа стала для них островком сбывшихся надежд. Мне необходимо общение с детьми, хотелось бы верить, что я также необходима им. В этом я вижу своё предназначение на Земле. Пятое правило подводит итог сказанному: дари свой свет ученикам.
Какое из этих правил важнее, не знаю, знаю только одно – из них складывается моя педагогическая философия, мой взгляд на образование, моё педагогическое кредо:
«Каждому ученику нужно давать светить по – своему».
Я, конечно же, знаю теперь окончание мысли мудреца, подвигшей меня на глубокие размышления. Две тысячи лет назад Сократ сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!» Мне кажется, я правильно понимаю великого мудреца.
Однажды я, получив в подарок толстую, неказистую книгу и открывая её без всякого вдохновения, натолкнулась на фразу Сократа: «В каждом человеке солнце, только…» Мой взгляд остановился, и почему – то часто забилось сердце, как будто я нашла что – то, что искала очень давно. Окончание фразы было на следующей странице, но я никак не могла решиться перевернуть её. Мне хотелось самой «додумать» эту фразу, досказать её за Сократа… Так родилось моё педагогическое кредо.
В каждом человеке СОЛНЦЕ, только помоги ему проявить себя, помоги поверить в собственные силы. Дети, как правило, встретив на своём пути препятствия, ищут способы их преодоления, пытаются решить возникшую проблему самостоятельно. Но часто их пугают трудности, они пасуют перед ними. И это большая удача, если рядом окажется человек, который поддержит, посоветует, поможет определиться, отыскать единственно правильный путь, который подходит именно для этого ребёнка. Так появилось моё первое правило: помоги ребёнку поверить в себя, свою индивидуальность, раскрыться и реализовать своё «Я».
В каждом человеке СОЛНЦЕ, только благодаря этому во Вселенной так много звёзд и созвездий. Мы разные – в этом наше богатство. У меня много учеников, все они разные, этим и уникальны. Один – непоседа и болтун, другой – тихоня, замкнутый, задумчивый, третий – фантазёр, творец, мечтатель. У каждого свой неповторимый внутренний мир, в каждом – своё солнце. И ты безмерно горд и счастлив, что именно тебе пришлось с ними встретиться в этой бренной жизни. Это и есть самое интересное в моей работе – прикоснуться к внутреннему миру совершенно разных личностей, почувствовать и принять «иного». Так возникло второе правило: люби своих учеников уже за то, что они у тебя есть, за то, что тебе доверили быть рядом с ними.
В каждом человеке СОЛНЦЕ, только не дай ему остыть или погаснуть. Моя маленькая дочь очень любила рисовать. Иногда у неё получалось что – то непонятное простому человеческому взгляду, полная абстракция. А когда в детском саду начались занятия по рисованию, воспитательница обратила внимание на то, что у неё «ничего не получается» и сказала об этом девочке. Я никогда не смогу забыть, как дочь, придя домой, отдала мне пакетик с гуашью и маленький свой альбомчик, попросила подарить всё это другой девочке, навсегда решив, что она не умеет рисовать и никогда этому не научится. Этот случай стал для меня уроком. И я сейчас не боюсь заглянуть во внутренний мир любого ребёнка, чтобы найти тот самый талант, который не лежит на поверхности. Я стараюсь строить наши отношения так, чтобы мы вместе творили, создавали, открывали новые пути к познанию мира и самих себя. Моя задача – увидеть все грани удивительной личности ребёнка, а увидев, сделать так, чтобы хорошего в нём становилось всё больше и больше. Вот и третье правило: найди в любом, нерадивом или прилежном, ученике то лучшее, что есть только в нём и постарайся развивать и поддерживать его способности и таланты.
В каждом человеке СОЛНЦЕ, только и на солнце бывают пятна. Каждый из нас, педагогов, в детстве читал Марка Твена и с улыбкой вспоминает его героя Тома Сойера. Его неординарные поступки в школе и приключения в жизни никого не оставляют равнодушным. Такие дети есть в каждом классе. Они зачастую неудобны учителю. И традиционный учитель старается изо всех сил, чтобы уподобить «Тома» его двоюродному брату – Сиду – тому самому пай – мальчику, с которым всё понятно и спокойно. Но ведь это невозможно! Я помню изречение мудрого человека: «Вам никогда не удастся вырастить мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». Шалуны – это наше будущее, именно неординарные личности двигают рычаги истории. Поэтому к ним надо искать другой, особенный подход, и я составила ещё одно правило: сделай озорников и шалунов своими помощниками.
В каждом человеке СОЛНЦЕ, и только тот светит ярко, кто знает, что свет его нужен. Идёт урок. Я вижу, как дети смотрят на меня, ждут новых открытий, каждый чувствует, что я здесь и сейчас только для него, думаю только о нём, о его продвижении, о его успехах, и он готов мне ответить тем же: вместе мы – сила. И я стараюсь, чтобы каждый урок для моих учеников был особенным, светлым, тёплым, чтобы школа стала для них островком сбывшихся надежд. Мне необходимо общение с детьми, хотелось бы верить, что я также необходима им. В этом я вижу своё предназначение на Земле. Пятое правило подводит итог сказанному: дари свой свет ученикам.
Какое из этих правил важнее, не знаю, знаю только одно – из них складывается моя педагогическая философия, мой взгляд на образование, моё педагогическое кредо:
«Каждому ученику нужно давать светить по – своему».
Я, конечно же, знаю теперь окончание мысли мудреца, подвигшей меня на глубокие размышления. Две тысячи лет назад Сократ сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!» Мне кажется, я правильно понимаю великого мудреца.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сумановская Галия Халиловна
→ СУМОЧКА 16.11.2011 0 4950 340 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК