Статья "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников" для учителей начальных классов
Тема: СТАТЬЯ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ.
Статья отнесена к разделу : Внеклассная работа.
Автор: Бочкарева Любовь Валерьевна
Место работы: МОУ Алтайская Средняя Общеобразовательная школа № 1
им. П.К. Коршунова, Алтайского края, Алтайского района.
Должность: учитель начальных классов
Категория: высшая
Педагогический стаж: 24 года.
E-mail :Lybov0167@mail.ru
Логин: Lybacha
Описание статьи: Исследовательская деятельность должна найти своё место в начальной школе. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» открытия.
Проектно - исследовательская
деятельность младших школьников.
В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели.
В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, становится одной из приоритетных задач системы образования. Развитию творческих способностей, как составляющему компоненту одаренности, посвящены работы Д.Б. Богоявленского, Л.А. Венгера, А. М. Матюшкина, Е. Л. Яковлевой, в которых предложены программы по развитию творческого потенциала личности. Однако существующая проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложности заключаются в специфике работы с детьми. Вот некоторые проблемы, выявленные мной в процессе работы:
- психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей;
- ослабленность работы взрослых с детьми;
- оказание методической и практической помощи родителям способных детей;
- совершенствование сотрудничества педагогов и родителей в создании в создании условий для развития природных задатков детей.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается полностью.
Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью современного образования и воспитания.
В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности рассматривается исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская деятельность должна найти своё место в начальной школе. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» открытия. В ходе экскурсий на природу, при заполнении дневников наблюдений нужно учить их наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы.
Выявление одаренных детей не должно являться Самоцелью, превращаться в поиски талантов. Цель работы в данном направлении я связываю с задачей обучения, воспитания, психолого-педагогической поддержки детей. Основной формой организации учебно-познавательной деятельности для детей выступает исследовательская деятельность.
Метод исследования- это один из важных моментов работы с детьми. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Целью организации исследовательской деятельности одаренных учащихся начальной школы является формирование у них познавательной активности: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умение преподнести информацию, формирование наблюдательности и внимания, умения работы с художественным и научным текстом.
Необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. Одна из задач учителя- поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять желание порыва, творческой идеи учащихся, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Учитель играет большую роль: контролирует, направляет, помогает, поддерживает. Также очень важно, чтоб исследование было посильным для ребёнка и доступным для детского восприятия.
Исследовательская работа- желание самих учащихся достичь нового знания, достичь какой-то цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд. Детей, которые занимаются исследованиями, легко распознать среди сверстников. У них особый блеск в глазах, виден интерес к познанию всего, что их окружает. Очень важно поддержать ребенка в данной ситуации, организовать учебную и внеучебную деятельность, при которой реализуются творческие способности ученика, его наклонности, саморазвитие.
Главная особенность исследовательской работы- активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Конечный результат- защита исследовательских работ и проектов на школьной и районной конференции научно-исследовательских работ и проектов младших школьников «Я- исследователь», затем на региональном, областном и всероссийском уровне.
Защищая свои исследовательские работы, ученики приобщаются к основам ораторского искусства, приобретают опыт публичных выступлений, слушают своих сверстников – всё это активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала.
Таким образом, исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности детей младшего школьного возраста и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бочкарева Любовь Валерьевна
→ Lybacha 26.11.2010 1 8952 763 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.