Cтатья "Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе"


Автор Мамочкина Наталья Васильевна

учитель начальных классов

МОУ лицей № 6 г. Шахты


статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении.

«Дитя мыслит образами, звуками, красками» - сказал К.Д. Ушинский. Памятуя это, учителю начальной школы всегда приходилось самому делать много наглядности к урокам. Изучение учёными проблемы «Степень сохранения информации в памяти» имела такие результаты:

  • Устно изложенная информация через 3 часа сохраняется на 70%, через 3 дня только на 10%.

  • При визуальном восприятии в памяти сохраняется 72% информации, через 3 дня – 20%.

  • Информация, полученная посредством ИКТ, остаётся в памяти через 3 часа на 85%, а через 3 дня на 50%.

Таким образом, мы видим, что обучение с применением информационных технологий эффективнее традиционных методов обучения.

В контексте вышесказанного поистине революционным изобретением является интерактивная доска SMART Board. Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное ПО, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видео-файлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, ПО для интерактивной доски. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что привлекает всеобщее внимание. Работа с интерактивной доской позволяет учителю проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию, организовать работу в группах.

Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Файлы или страницы нужно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на уроке. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Страницы размещаются сбоку экрана, как эскизы, учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.

Разработка школьных заданий с помощью ПО интерактивной доски поможет в создании содержательных и наглядных заданий, захватывающих внимание всех учеников в классе. Для этого в нем есть все необходимые средства.

Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления

Тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Часть экрана легко скрыть и показать его, когда будет нужно. Инструмент "прожектор" позволяет сфокусировать внимание на определенных участках экрана.

Объекты можно вырезать, стирать с экрана, копировать, вставлять, действия — отменять или возвращать.

Страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы урока или повторяя то, что плохо усвоено, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;

Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;

Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Необходимо учесть и важный психологический момент: современные школьники, у которых дома обычно есть компьютеры с многочисленными играми и телевизоры с агрессивным видеорядом, привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом


Преимущества для учащихся:

Делает занятия интересными и развивает мотивацию;

Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе;

Электронная доска SMART помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся лёгкими и увлекательными. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске, запись в видеофайл, которую можно использовать как раздаточный материал, который учащиеся могут взять домой для самостоятельной работы.

Возможность записи в видеофайл позволяет также при отсутствии ученика на уроке по болезни не только просмотреть действия, которые учитель делал на занятии у электронной доски, но и прослушать объяснение, если педагог при этом использовал микрофон. Тем самым достигается эффект присутствия ученика на уроке. Эти же технологии используются при обучении больных детей, имеющих домашний компьютер на дому.

Творческие учителя нашей школы освоили программу PowerPoint и часто используют свои презентации на разных этапах урока. Электронная доска позволяет учителю и обучающимся во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо в слайде. Использование же программы Notebook расширяет возможности подготовки презентаций к урокам. Это приложение я успешно использую на уроках ознакомления с окружающим миром при изучении природных зон. Встроенная коллекция ландшафтов и фигурок животных помогает составлять на уроке при помощи ответов детей и личного участия панораму определённой природной зоны.

Таким образом, объяснение материала с использованием SMART-технологий позволяет сделать выступление учителя ярче, информативнее и увлекательнее. Действия учителя на доске буквально завораживают малышей, и даже отстающие ученики не отвлекаются на таких уроках. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность электронной интерактивной доски - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их.. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает учителю "оживить" урок. Представьте возможности: развитие речи - использование персонажей из сказки или детского стишка или красочных пейзажей для работы с учащимися; математика - кубики, монетки, сетки графиков помогают мне легко объяснить, а учащимся усваивать математические понятия. При разнообразии форм проверки домашнего задания наиболее приемлемы самопроверка и взаимопроверка по представленному на интерактивной доске материалу упражнений, который заранее подготовили учитель или один-два обучающихся.

Давно известно и успешно применяется в школьной практике программированное обучение, но в настоящее время оно вышло на качественно новый уровень. Ставший традиционным контроль в форме тестов (распечатанных на листах или выведенных на экран) позволяет учителю осуществлять обратную связь с обучающимися и дает возможность получить оперативную информацию о промежуточных результатах усвоения материала, а обучающиеся узнают о своих ошибках и анализируют их на данном уроке, а не через день-два.

Развитию орфографической зоркости способствует возможность нестандартно представить текст: разный шрифт и цвет букв привлекает внимание обучающихся, которые оперативно находят «опасные места» в словах.

Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока.

На своих уроках широко использую:

· демонстрацию на экране с помощью проектора;

· демонстрации, в том числе и интерактивные модели, которые «оживляет» учитель в момент объяснения;

· выступление учащегося или дискуссию с демонстрацией на экране цельной работы учащегося или отдельных, представляемых им цитат, моделей и т. д.;

· демонстрация задания на экране с коллективным обсуждением возможных ответов;

· демонстрация задания на экране с раздачей учащимся печатных форм для ответов;

· самостоятельная работа одного учащегося;

· анализ или построение моделей;

· тестирование;

· поиск необходимой информации;

· самостоятельная работа группы учащихся (компьютер как один из инструментов групповой работы, например, для получения информации и подготовки выступления).

Следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует скрупулезной, детальной подготовки, хороших навыков работы с компьютером. Потраченные усилия и время обязательно приводят к желаемому результату.

Как показывает практика работы с современными компьютерными технологиями, использование интерактивной доски не обязательно на каждом этапе урока. Учитель в зависимости от темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат.

Использование интерактивной доски позволяет осуществлять процесс обучения на качественно новом уровне, при котором реализуются такие важные принципы как наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность. Восприятие учебного материала проходит более активно, повышается внимание, интерес к предмету, яркие моменты урока улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Чередование различных видов деятельности помогает избежать утомляемости и однообразности в работе на уроке, стимулируется активность и инициативность обучающихся, которые не только принимают информацию, преподнесенную учителем, но и сами участвуют в ее создании.

Грамотное использование возможностей интерактивных технологий в начальной школе способствует:

1. Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

2. Развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;

3. Снижению дидактических затруднений у учащихся;

4. Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;

5. Развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции.

Продолжением урока является внеурочная деятельность, где ИКТ нашли самое широкое применение. Компьютер объединил учителей, учеников, родителей. Презентации-поздравления, презентации-игры, видеофрагменты с внеклассных мероприятий, виртуальные викторины и конкурсы стали неотъемлемой частью воспитательной работы с учащимися.


Полный текст материала Cтатья "Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мамочкина Наталья Васильевна  переменка
13.01.2011 2 7682 1038

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК